Мечты. Дозволено ли в исламе мечтать ?

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
Аватара пользователя
vesna
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 22 янв 2012, 16:11
Откуда: Алматы

Мечты. Дозволено ли в исламе мечтать ?

Сообщение vesna »

Ассалямуалейкум уа рохматуллах! вопрос - какое положение имеет в исламе мечты и фантазии? дозволено ли это?
пример: все время в голове мысли о том каков будет расчет в Судный день, и о вопросах и ответах в могиле, и особенно тот момент когда идешь на сажда и представляешь и мечтаешь как, точно так же и в Судный день, когда откроется голень Аллаха и все мумины начиная с Пророка (салаллаху алейхи уассалям), падут ниц перед Всевышним Аллахом. естественно Лик Аллаха никак не воображается, в этот момент лишь белый экран. но а думать, и мечтать и представлять не приведут к ослаблению имана? не помню где и в какой книге я когда то прочла , что мечтать в исламе запретно. так вот, у кого есть знание касательно этого вопроса? можете привести далиль на дозволенность и запрет на те или иные мысли. джазакумуЛлаху хойран!
Аватара пользователя
Dagers
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 03 апр 2010, 12:21
Откуда: Ставрополь

Re: Мечты... дозволино ли в исламе мечтать ?

Сообщение Dagers »

ваалейкум ассалам . Присоединяюсь к этому вопросу тоже , и еще дополню пользуясь моментом -у меня часто и много бывают разные или ненужные мысли в голове и очень часто и как бы выразится правильно , если б я сделал какое то добро и они хвалили бы и тому подобное ,и иногда сам себя сильно радую хоть если даже повода небыло, подскажите бисмилЛагь что эта? порицаемо и как поступать ?нужно с этим бороться ?баракалЛагьу фикум
Abu Atika
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 21:45

Re: Мечты... дозволино ли в исламе мечтать ?

Сообщение Abu Atika »

Интерсный вопрос,меня он тоже заинтересовал,будем,иншаАллах ждать ответ с аргументами.
И ещё,касаемо слов:"мысли в голове", если прослушать 10 лекцию начиная с 41 минуты и 20 секунды под названием "40 хадисов Ан-Науауи второй шарх", то там как раз таки говорится, что это не правильные слова,и в качестве доказательств приводится 22 сура 46 аят:"Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди" а так же хадис :"Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Ну'ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:"Я слышал, как посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:"Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце" (Аль-Бухари и Муслим).
Если есть желание то можете прослушать http://darulhijra.ru/uroki/russian/132-40-hadisov.html.
Да хранит вас Аллах.
Аватара пользователя
[Абу Ханифа]
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 20:16

Re: Мечты... дозволино ли в исламе мечтать ?

Сообщение [Абу Ханифа] »

Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух ! ))

Сестра,
vesna писал(а):vesna
, если все, что вы перечислили основывается на далиле, то в чем проблема (когда Аллах, желает чтобы мы размышляли над Его аятами).

А брату,
Dagers писал(а):Dagers
, советую прослушать серию лекции брата Наиля абу Солиха "Очищение сердец"

А более точного ответа ждем от более знающих братьев.
Аллаху а'лям.
ДжазакАЛлаху хайран!
Аватара пользователя
iasat_ibn_duisanbak
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 15:20
Откуда: Central Asia, Kazakhstan Republic

Re: Мечты... дозволино ли в исламе мечтать ?

Сообщение iasat_ibn_duisanbak »

АССАЛЯМУ АЛЕЙКУМ! А как быть с мечтами, которые связаны с дунья? Дозволено ли муслиму желать и мечтать о мирских благах?
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мечты... дозволино ли в исламе мечтать ?

Сообщение sultan »

vesna писал(а):Ассалямуалейкум уа рохматуллах!
Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
vesna писал(а): не помню где и в какой книге я когда то прочла , что мечтать в исламе запретно.
Возможно Вы читали о подобных мечтаниях:

Ибн аль-Каййим, говоря о том, что разлагает душу человека, сказал: «Второе – его выход в море мечтаний, море, у которого нет берегов, море, по которому плавают те, кто потерпел неудачу на пути к знанию. Говорят: мечты – капитал несостоятельных банкротов и их товар, а люди, преисполненные мечтаний, – надежда шайтана; мечты – это недостижимые фантазии и напраслина. Пустые мечты и несбыточные фантазии, забавляясь, продолжают обманывать человека так же, как псы забавляются с добытой падалью. Мечты – это унизительный, ничтожный и жалкий товар в руках банкрота. Мечты не способны разжечь пыл человека, чтобы постичь реалии окружающего его внешнего мира, а лишь подменяют их воображаемыми образами… Мечтатель создает для себя желаемый образ и воображает, что он его уже достиг и наслаждается победой. Продолжая жить подобным образом, однажды он просыпается и обнаруживает, что остался у разбитого корыта». Мадаридж ас-саликин (1/491).

Но я также спрашивал несколько лет тому назад у обладающего знанием о дозволенности мечтать и он сказал мне что в своей основе это дозволенно.
Как например человек мечтает поехать на Хадж, купить машину, дом и т.д. Главное чтобы подобные мысли не мешали и не отвлекали человека от реального мира и настоящих действий, которые принесут ему благо и пользу в обоих мирах.

Аллаху известно лучше.
vesna писал(а):можете привести далиль на дозволенность и запрет на те или иные мысли.
Ибн аль-Каййим также писал: ИЗ ВХОДОВ ОСЛУШАНИЙ — ДВИЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Что же касается движений мыслей, дело ее обстоит сложнее. Ведь, поистине, оно является началом добра и зла, от нее порождаются желания, усердия, решительность. Кто убережет свои мысли, тот будет владеть поводьями своей души и подчинит страсти. А того, над кем возобладают его мысли, покорят страсти и душа, и пренебрежение движениями мыслей, приведет насильно к унижению. Мысли будут продолжать приходить на сердце, пока не станут лживыми мечтами:

"...Точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а
когда подойдет к нему, видит, что это — ничто, и находит у себя
Аллаха, который полностью требует с него расчета. Поистине,
Аллах быстр в расчете!".
(Сура "Свет", 39 аят).

Самый низкий из людей усердием и униженный душой тот, кто доволен лживыми мечтами, которые он предпочел действительности, и привлек их на себя, и стал украшаться в них. А это, клянусь Аллахом, капиталы банкротов, торговля бесприбыльных, и она пища пустой души, которая удовлетворилась фантазиями и ложными надеждами, оставив реальность. Как сказал поэт:

Надежды от Суады подобны утолению жажды,
Напоила Суада нас жаждущих прохладной водой.
Мечты, если они истинны, будут самыми лучшими
А если нет, то все равно мы прожили в благополучии.

Они очень вредны для человека, и происходят они от беспомощности и лени, и порождают упущения, боли и сожаления.
Мечтающий, поскольку от него ускользнула реальная возможность ухватить желаемое, то он перемещает ее образ в свое сердце,
обнимает и прижимает к себе. Он удовлетворяется образной связью, вообразимой фантазией, где размышляя изобразил ее!! А это ни в чем не принесет ему пользы, и, поистине, его пример подобен голодному и жаждущему, который воображает в своих иллюзиях образ пищи и питья, а он не ест и не пьет. Успокоение этим и привлечение этих образов указывают на низость души и ее подлость, ведь, поистине, благородство души, ее чистота и возвышенность
достигается отгонением от нее каждой нереальной мысли, поскольку он не доволен воспоминаниями о них, и чувствует неприязнь к ним.

Мысли вращаются на четырех основах:

— движениями мыслей навлекаются благосостояния ближнего мира;
—движениями мыслей отстраняется вред в мирской жизни;
— движениями мыслей навлекаются блага будущей жизни;
—движениями мыслей отстраняются пагубности будущей жизни.

Так пусть же раб ограничит свои мысли, размышления и заботы в этих четырех основах, если они будут собраны и ограничены, то не оставят место другим. Если же его мысли будут стеснены разными размышлениями, то раб выдвигает вперед наиважнейшую, которую он боится упустить и отложит наименее важную, упустить которую он не страшится.

Остаются две другие части:
Одна из них: важная, которая не будет упущена.
Вторая: неважная, однако будет упущена.

В каждой из этих двух частей есть то, что призывает их к выдвижению вперед, и здесь происходит колебание и смятение, если раб выдвинет вперед важное, то он боится упустить то, что ниже этого, если он выдвинет вперед, что ниже этого, тогда он упустит важное занимаясь маловажным. А это происходит тогда, когда ему подвергаются две вещи, которые невозможно собрать вместе, и получение какой-либо из них будет непременно с
упущением другого. Вот это место проявления ума, понятия и познания, отсюда поднялся тот, кто возвысился, преуспел тот, кто достиг успеха, и
огорчился тот, кто разочаровался. Большинство тех, кого ты видишь, возвеличивают свой ум и познание, предпочитая не упущенное неважное, упущенному важному, и ты не найдешь никого кто бы от этого спасся, однако, есть делающие это незначительным и чрезмерствующие.
Решение в этой главе принадлежит большому правилу, на котором находятся ось шариата и предопределение. К нему возвращаются
создание и повеление, а это предпочтение самого большого и возвышенного блага, даже если будет упущена благость, которая
ниже нее, и точно также вход в самую низшую пагубность, чтобы избежать большую, тем самым упускается меньшая благость, ради
достижения большего, и совершается меньшая пагубность, во избежание того, что больше. Движение мыслей умного и его размышления не переходят эту границу, с этим пришли заповеди (всех писаний). Благость мирской жизни и будущей держаться только на этом, и самые великие
размышления, самые величественные и полезные — это то, что было только ради Аллаха и будущей жизни.
То, что было ради Аллаха бывает нескольких видов:

Один из них: размышление над ниспосланными Его аятами и их обдумывание, понимание их целей, ведь для этого низвел ее Всевышний Аллах, а не для простого чтения. Чтение это только средство. Некоторые предшественники сказали: "Низвел Аллах Коран, чтобы по нему совершали деяния, но они избрали ее чтение деянием!"

Второй: размышление над наблюдаемыми Его знамениями, назидание ими и выведение этим доказательств на Его имена, качества, мудрость, милость, доброту и щедрость. Ведь побудил, Свят Он, Своих рабов к размышлению над Его знамениями, их обдумыванию, поучению и порицал небрежного в этом.

Третий: размышление над Его милостями и благами, над Его облагодетельствованиями Своих творений разными видами щедростей, над обширностью Его милости, прощения и мягкости. Эти три вида извлекают из сердца познание Аллаха, любовь к Нему,
страх и надежду. Продолжительное размышление над этим с поминанием, полностью погружают сердце в познание и любовь.

Четвертый: размышление о недостатках души и ее бедствиях и об изъянах в деяниях. В этом размышлении есть великая польза, это
дверь ко всем благам. Оно оказывает влияние в преломлении повелевающей зло души, и когда она будет сломлена, душа заживет в
спокойствии и будет отдыхать, власть перейдет к ней и оживится сердце, его слова возвысятся в его же владении, и расставит он своих предводителей и войско ради защиты своих благ.

Пятый: размышление над необходимостью времени и ее функцией, направив всю свою заботу туда, знающий — сын своего времени, если
он погубил время, то погублены все его блага, поэтому все блага начинаются со времени, если он погубит ее, то никогда не исправит.

Сказал аш-Шафи'ий, да будет доволен им Аллах: "Я был спутником суфиев и не извлек пользы от них, кроме двух слов, одно из них:
"Время — как меч, если ты ее не срубишь, она тебя сразит; второе; если ты не займешь свою душу истиной, тогда она увлечет тебя ложью".
Время человека — это и есть его истинная жизнь, и оно является материей его вечной жизни в постоянном блаженстве, и материей его
тесного существования в мучительном наказании. Оно проходит быстрее движений облаков, и то время, которое раб посвятил Аллаху и был с Аллахом, она и есть его настоящая жизнь и существование. А все, что помимо этого не считается его жизнью, даже если он прожил жизнью животных. Если он будет проводить свое время в небрежности, страстях и лживых мечтах, то было бы предпочтительнее ему провести ее во снах и безделии; поэтому смерть лучше для него, чем жизнь. Если раб находится в молитве, получает со своей молитвы только то, что смыслил в ней, то точно также он получает от своей жизни только то, что было ради Аллаха и с Ним. А все, что помимо этих видов из движений мыслей и размышлений, то они или сатанинские
наущения, или же лживые мечтания и обманчивая ложь, которые на уровне понятий пораженных разумом, таких, как пьяниц, наркоманов
и помешавшихся! Их признание при обнаружении реальности:

Если бы я был достоин степени быть в собрании у вас,
И чтобы я не встретил, тем уже погубил дни свои.
Мечты, которых добилась душа моя на время,
Сегодня я считаю бессвязным сном.

Знай, что не вредит приход мыслей, но, поистине, приносит вред их вызывание и беседы с ними; мысль — это как прохожий на дороге, если ты его не окликнешь и оставишь, то он пройдет и удалится от тебя, но если ты его вызовешь, он очарует тебя своей беседой, обманом и обольщением, а это более легкая вещь для пустой лживой души, и очень тяжелая для возвышенной благородной души и сердца.
Аллах, Свят Он, установил в человеке две души: душа повелевающая (зло) и душа спокойная, оба они враждебны друг другу,
все, что будет легко одной тяжело другой, и все, чем наслаждается одна, испытывает от этого мучения другая. Нет вещи более тяжелой для повелевающей души, чем деяния ради лика Аллаха и предпочтение Его довольства своим страстям, но нет для него ничего полезней
этого, и нет ничего более тяжелого для спокойной души, чем деяния не ради Аллаха, и повиновение призывнику страстей. Нет для души ничего вреднее этого, ангел у нее с правой стороны сердца, а шайтан с другой — левой стороны. Война идет продолжительная, непрекращающаяся, за исключением тех случаев, когда завершится ее срок в мирской жизни. Вся ложь пребывает вместе с шайтаном и повелевающей (душой), а вся истина пребывает
вместе с ангелом и спокойной (душой). Война идет с переменным успехом, и победа будет с терпением, а кто будет терпеть, проявлять
терпимость, охранять границы и бояться Аллаха, то ему будут принадлежать благоприятный исход в мирской жизни и в будущей.
Вынес Аллах уже решение, которое никогда не изменится, что конечный результат за богобоязненностью и за богобоязненными, поэтому сердце — это пустая доска, и мысли — это результат высеченных на ней надписей. Разве следует разумному, чтобы разные надписи на его доске были бы из лжи, обольщения, обмана, и лживых мечтаний, ведь это миражи, у которых нет реальности? Так, какая же мудрость, знание и прямой путь будут запечатлены в этой резной надписи?!
Если он захочет высечь это на доске своего сердца, то это будет на уровне написания полезного знания в уже заполненном написанном месте, и в этом нет пользы; если он не освободит сердце от дурных мыслей, в ней не останутся полезные мысли, ведь они закрепляются только на пустом месте, как было сказано:

Пришли ко мне страсти прежде, чем я их познал.
Обнаружили они пустое сердце и закрепились в ней.

Также большинство благовоспитанных основывают свой образ жизни в оберегании мыслей, чтобы не дать возможность (дурным) мыслям войти в их сердца, пока не станут сердца пустыми, поддающимися к открытиям и обнаружениям высших истин в ней! Те же, кто сохранил что-то, упустили большее, ведь они освободили сердца, чтобы не постучалась туда (вообще какая-либо) мысль, и осталось оно пустым. Обнаружил его шайтан незанятым и посеял там обман и внушил им ложные мысли, что это самые высокие и благородные вещи, убрав те мысли, которые были источником знания
и прямого пути. Если сердце лишится этих мыслей, придет шайтан и найдет место пустым, и займет его тем, что соответствует положению
раба, да так, что если он не сможет занять его (дурными) мыслями, тогда он его заставит заняться посвящениями, отказом от воли (это как суфии и им подобные — прим.пер.), от которых нет добра рабу и спасения за исключением, если его воля сама не завладеет его сердцем. Это желание повелительно-заповедной цели Аллаха, которую Он любит и которой доволен, раб займет свою заботу познанием Его и подробностей о Нем, стоя на этом и приведя ее в исполнение среди творений, и проникая к этому, добираясь к Нему, входом к творениям для приведения ее в исполнение. Однако сбил их шайтан от этого тем, что призвал их с дверей аскетизма остановиться и прекратить ее, принудив отказаться от мирской жизни и ее причин.
Он внушил им, что их совершенство в этом лишении и посвящении, о как далеки они! Ведь, поистине, совершенство в заполненности сердца и его внутренностей мыслями, желаниями, размышлениями и достижении довольства Всевышнего Господа рабом и людьми, и в размышлении о путях достижения этого. Поэтому самые совершенные люди это те, которые больше всех мыслят, размышляют и желают этого (довольства), также как и самые низкие люди, которые больше всех думают, размышляют и желают свои уделы и страсти, где бы они ни были, и да упасет нас Аллах.
Вот у Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Всевышний Аллах, теснились мысли друг с другом, ища довольства Всевышнего Господа.
Возможно, он применял их в своей молитве и снаряжал свою армию, находясь в намазе. Выходит, что тем самым, он собрал между
выступлением (усердие) и молитвой, и это из раздела примыкания нескольких видов поклонений в одно поклонение.
Эта дверь великая и благородная, в нее входит только искусный сердцем, наполненный знанием, высокодеятельный, что входя в одно поклонение он достигает тем самым различных видов поклонений, и это милость Аллаха, которую Он дарует кому пожелает.

См. "Ад-да'а уа дауа", стр. 205-210
Dagers писал(а): Присоединяюсь к этому вопросу тоже , и еще дополню пользуясь моментом -у меня часто и много бывают разные или ненужные мысли в голове и очень часто и как бы выразится правильно , если б я сделал какое то добро и они хвалили бы и тому подобное ,и иногда сам себя сильно радую хоть если даже повода небыло, подскажите бисмилЛагь что эта? порицаемо и как поступать? нужно с этим бороться ?
Надеюсь ты получил ответы на свои вопросы.

А вот еще по теме: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=14&t=7754

Уа Аллаху а'лям.
Dagers писал(а):баракалЛагьу фикум
Уа фика барака-Ллах!
Ответить