С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Дозволено ли в Исламе обращаться к человеку на «вы»?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
К сожалению, некоторые мусульмане и мусульманки по причине своего невежества утверждают, что в Исламе якобы запрещается обращаться к человеку на «вы», поскольку в этом содержится уподобление традициям и обычаям неверных.
А некоторые из них заявляют: «Как я буду обращаться к человеку на «вы», если я даже к своему Господу во время мольбы обращаюсь на “Ты”?!»
Нет никаких сомнений в том, что подобные суждения и утверждения не опираются ни на какие шариатские доводы, кроме личных домыслов и отсебятины!
Во-первых, таким «умникам» для начала необходимо знать, что как раз-таки к Аллаху следует обращаться в единственном числе, а не во множественном числе, о чём говорили многие учёные.
Ведь если кто-то услышит, как человек во время своей мольбы говорит: «О Аллах, помогите мне, простите меня» и т.п., то он подумает, что этот человек взывает к нескольким божествам.
Сказал Абу-ль-Къасим ас-Сухайли:
“Не дозволено рабу Аллаха говорить в своей мольбе: «О Господь, простите меня», или говорить: «Помилуйте меня», или говорить: «На вас я уповаю» или: «Вам я каюсь». Подобного никогда не произносил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время своих мольб!” См. “Рауд аль-анф” (5/15).
Сказал Ибн Малик:
“Я не знаю никого, кто дозволял бы тому, кто взывает к Аллаху, обращаться к Нему во множественном числе, поскольку это даёт неправильное представление о единобожии (таухид)”.
См. “Шарх ат-Тасхиль” (1/81).
Во-вторых, следует уяснить, что обращение к одному человеку во множественном числе в качестве проявления уважения, присутствует в традиции многих народов, которые в основе своей являются мусульманами, а не неверными! Более того, такое обращение было и есть у арабов, и подобные обращения использовали даже Аллах, Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сподвижники и имамы после них.
А подобные ошибочные заявления опровергают Коран, Сунна и слова имамов!
Так, Всевышний Аллах сказал:
«Если они не ответят вам, то знайте, что он (Коран) ниспослан с ведома Аллаха и что нет божества достойного поклонения, кроме Него! Неужели вы не станете мусульманами?» (11: 14).
Имам аль-Багъауи в отношении Слов:
«Если они не ответят вам», сказал:
“Т.е. если они (многобожники) не ответят вам, о сподвижники Мухаммада. Также было сказано: «Обращение во множественном числе, но речь идёт только об одном Посланнике (мир ему и благословение Аллаха)»”.
См. “Тафсир аль-Багъауи” (4/165).
Всевышний Аллах сказал:
«Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются остальные люди, и молите Аллаха о прощении» (2: 199).
Хафиз Абу Хайян в отношении этого аята сказал:
“Было сказано, что речь идёт об Ибрахиме, а также было сказано, что речь идёт об Адаме.
И у арабов было принято обращаться к великому человеку, имеющему последователей, во множественном числе”.
См. “аль-Бахр аль-мухит” (2/108).
Известный языковед – Абу Мансур ас-Са’аляби сказал:
“Может быть так, что под множественным числом речь идёт о единственном числе. Подобное является обычаем арабов. Например, Всевышний Аллах сказал: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха» (9: 17),
тогда как в этом аяте речь идёт именно о Заповедной мечети (в Мекке). Также Всевышний Аллах сказал: «Вот вы убили человека и стали препираться по этому поводу» (2: 72),
тогда как убийцей был один человек”.
См. “Фикъх аль-люгъа” (стр. 364).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал:
“В словах арабов есть такой оборот, когда кто-то великий, имеющий помощников и слуг, которые ему повинуются, если они совершат что-то по его приказу, он говорит о себе: «Мы сделали это». И подобно этому слова царя: «Мы покорили этот город и разгромили их войско», и тому подобные примеры”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (5/128).
Шейх Мухаммад ат-Тахир ибн ‘Ашур сказал:
“Обращение (к одному) во множественном числе для возвеличивания, является приемлемым методом в арабском языке”.
См. “Тафсир ат-Тахрир уа-ттануир” (4/241).
Также ясный пример тому, о чём идёт речь содержится в словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Однажды одна старая женщина пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он был у меня. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил её: «Кто ты?» Она ответила: “Я – Джассама аль-Музанния”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Напротив, ты – Хассана аль-Музанния. Как вы? Как ваши дела? Как вы жили после нас?» Она ответила: “Хорошо, да станет мой отец и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!” Когда она ушла, я сказала: “О Посланник Аллаха, ты так хорошо обошёлся с этой старой женщиной”. Он сказал: «Она приходила к нам, когда Хадиджа была жива. Поистине, хорошее взаимоотношение – от имана»”.
аль-Хаким (1/15), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (9122), аль-Къуда’и в “Муснад аш-Шихаб” (1/82). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (216).
Бывало так, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и о себе говорил во множественном числе. Так, ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, и ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: «Мы дадим им что-нибудь из того, что у нас есть»”.
Муслим (1317).
Также и сподвижники иногда обращались к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на «вы».
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Как-то я был вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в военном походе, и он спросил меня: «Продаёшь ли ты своего верблюда за один динар? Да простит тебя Аллах». Я сказал: «О Посланник Аллаха, это ваш верблюд, после того, как я вернусь в Медину». Тогда он спросил: «А продашь ли ты его за два динара? Да простит тебя Аллах». И он не переставал увеличивать стоимость, говоря каждый раз: «Да простит тебя Аллах», пока не довёл до двадцати динаров. Когда же я прибыл в Медину, то взял своего верблюда за поводья и пришёл с ним к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), на что он сказал: «О Биляль, отсчитай из добычи двадцать динаров». А затем сказал мне: «Забирай своего верблюда и возвращайся с ним к своей семье»”.
Ибн Маджах (2205), Ибн Хиббан (2/743). Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” (1304).
Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди сказал:
“В этом хадисе содержится указание на обращение к человеку во множественном числе в качестве почитания. Подобное иногда использовалось в старом арабском языке”.
См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” (3/39).
Всё упомянутое ясным образом опровергает ошибочные утверждения тех, кто заявляет, что обращение к человеку на «вы», является уподоблением неверным!
Каждый мусульманин и мусульманка должны страшиться Аллаха должным образом и не говорить о Его религии без знания! Ведь Аллах поставил слова, сказанные от имени Аллаха без знания в один ряд с такими величайшими грехами, как многобожие, мерзости и тирания, сказав:
«Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзости, как явные, так и скрытые; и все греховное; и притеснение без права; и приобщение к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства; и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете”» (7: 33).
Следует отметить, что речь в данном случае не о том, что обращаться на «вы» к людям является в своей основе обязательным или же желательной Сунной. Ведь в большинстве случаев к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к его сподвижникам и имамам после них обращались на «ты», несмотря на их великое положение и почтенный возраст.
Однако то, что это не является обязательным или же желательным, никак не означает, что кто-то имеет пра-во запрещать отсебятиной то, что имеет отношение к бытовому вопросу, что является дозволенным в своей основе, и использование чего отличается от общества, времени и места!
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!