967-970 وعن جابر قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم :
إذا خطب أحدكم المرأة ، فإن استطاع أن ينظر منها إلى ما يدعوه إلى نكاحها فليفعل
رواه أحمد ، وأبو داود ، ورجاله ثقات ، وصححه الحاكم - وله شاهد عند الترمذي والنسائي عن المغيرة - وعند ابن ماجه وابن حبان من حديث محمد بن مسلمة - ولمسلم عن أبي هريرة
أن النبي صلى الله عليه وسلم قال لرجل تزوج امرأة : أنظرت إليها ؟ قال : لا . قال : اذهب فانظر إليها
967-969 – Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кто-нибудь из вас сватается к женщине и может посмотреть на те части ее тела, которые могут побудить его к женитьбе, то пусть сделает это». Ахмад, 3/334; Абу Дауд, 2082; аль-Хаким, 2/179. Ибн Хазм назвал хадис достоверным. См. “аль-Мухалля”, 10/31; аль-Хафиз назвал хадис хорошим. См. «Фатх уль-Бари», 9/181.
Похожий хадис также передали ат-Тирмизи (1087) и ан-Насаи (6/69) со слов аль-Мугиры ибн Шу‘бы, да будет доволен им Всевышний Аллах, а также Ибн Маджах (1864) и Ибн Хиббан (4042) со слов Мухаммада ибн Масламы, да будет доволен им Всевышний Аллах. Также передал Ахмад, 4/226.
970 – Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
«Я находился возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему подошел мужчина и сказал, что женился на одной из коренных жительниц Медины. Он спросил: “Ты видел ее?” Мужчина ответил: “Нет”. Он сказал: “Так пойди и взгляни на нее, потому что в глазах жителей Медины есть нечто особенное”». Муслим, 1424
Разъяснение:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если кто-либо из вас посватается к женщине, то нет на нем греха, если он посмотрит на нее, если он смотрит для того, чтобы жениться, даже если она не будет знать об этом!" Ахмад 5/424, ат-Табарани 1/52. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 97.
Это также подтверждается поступками некоторых сподвижников. Сообщается, что когда Мухаммад ибн Масляма подсматривал за одной женщиной возле ее пальмы, ему сказали: "Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!" На это он ответил: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет проблем в том, чтобы он посмотрел на нее!" Ибн Маджах 1846, Са'ид ибн Мансур 519. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Аль-Мугъира ибн Шу‘ба рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) я посватался к одной женщине, он спросил меня: «Ты посмотрел на нее?» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Так сделай это, ибо поистине, это поспособствует тому, чтобы между вами была любовь, согласие!»” Ахмад 4/144, ан-Насаи 2/73, ат-Тирмизи 1/202, Ибн Маджах 1866. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу 'Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, хафиз аль-'Иракъи и шейх аль-Альбани.
Однако все это исключение, являющееся дозволенным только при серьезном намерении жениться!
Более подробно:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=74&t=403
Выводы из вышеприведенных хадисов:
1 - Внешний вид женщины относится к тем вещам, которыми интересуются мужчины, намереваясь заключить брак. Внешний облик женщины поможет мужчине сохранить целомудрие после брака. Конечно, в первую очередь, нужно смотреть на набожность девушки, а только затем на остальные качества. Но как говорят некоторые ученые:
«Как правило, у богобоязненной женщины бывает прекрасная внешность».
2 - Необходимо смотреть на внешний вид женщины, так как если женщина неприятна мужчине, то это может повредить их браку.
3 - Смотреть на женщину можно лишь в том случае, когда мужчина имеет твердое намерение жениться. Некоторые ученые говорят, что нужно обязательно посмотреть на женщину в таком случае, а другие говорят о том, что это желательно.
Что же касается самого вопроса, то в отношении него есть три известных мнения:
1. Дозволено смотреть на лицо и кисти рук, и это мнение большинства ученых.
2. Дозволено смотреть на нее в ее домашнем виде, без платка, т.е. на голову, шею, голени, руки и т.п.
3. Дозволено смотреть на все ее тело.
Наиболее правильным мнением является второе. И вышеприведенный хадис явно опровергает первое мнение, что дозволено смотреть только на кисти и лицо, и это подтверждается передатчиком этого хадиса - сподвижником Джабиром ибн Абдуллахом, который передав этот хадис сказал: "Когда я посватался к одной девушке, я спрятался так, что увидел то, что побудило меня к никаху на ней, после чего я женился на ней".
Некоторые люди приводят историю о том, что 'Умар открыл голени Умм Кульсум дочери 'Али, когда желал на ней жениться.
Это сообщение, что привел ас-Сан'ани приводят 'Абдур-Раззакъ 5/163 и Са’ид ибн Мансур 521, в нем сообщается, что Абу Джа’фар аль-Бакъир рассказывал, что когда 'Умар ибн аль-хаттаб посватался к Умм Кульсум – дочери Али ибн Аби Талиба, он поднял подол ее одежды и посмотрел на ее голень. На это она сказала: “Опусти, если бы ты не был амиром-правоверных, то я дала бы тебе по шее!”
Иснад этого сообщения достоверный и все передатчики надежные, однако шейх аль-Альбани сказал, что Абу Джа’фар аль-Бакъир не застал в живых Али и тем более 'Умара. Но несмотря на это Абу Джа’фар аль-Бакъир был членом их семьи, ибо это Мухаммад ибн ‘Али ибн Хусайн, который был племянником Умм Кульсум. Вполне реально, что эта история была известна всем в их семье, тем более то, что Умар был женат на Умм Кульсум достоверно передается в других хадисах.
А Аллах знает лучше!
4 - Женщине также желательно посмотреть на того, за кого она выходит замуж. Ведь, если она выйдет замуж за того, кто ей неприятен, это также может повредить их браку.
5 - Что касается обычных взглядов мужчины на женщину, то ученые высказывают различные мнения. Некоторые ученые говорят, что женщина полностью /аура/, то есть обязана закрывать все части тела. Другие говорят, что лицо и кисти рук закрывать не обязательно, а желательно. Те, которые говорят, что женщина полностью /аура/, делят взгляд на восемь категорий:
1 - Мужчине запрещено смотреть на постороннюю свободную женщину, если в этом нет нужды.
2 - Разрешено смотреть на лицо женщины, которая уже неспособна вызвать вожделение. Например, женщина уже очень старая.
3 - Можно смотреть на лицо посторонней женщины, если есть потребность, например, девушка берет у мужчины в долг, так как он должен знать кому он дает деньги.
4 - Разрешено смотреть на женщину, если человек серьезно вознамерился жениться. Он может посмотреть на ее шею, лицо, кисти рук и стопы.
5 - Можно смотреть на лицо, руки, стопы, волосы и голени женщины, на которой запрещено жениться (махрам), а также это касается девочки не старше девяти лет. Также женщина может показывать эти части тела перед мальчиком, не достигшим половой зрелости.
6 - Женщина может открывать перед врачом те части тела, которые необходимы, если дело касается лечения.
7 - Женщина может видеть у мужчины все, кроме того, что между пупком и коленями. Также мужчина может смотреть на другого мужчину, кроме того, что между пупком и коленями.
8 - Муж может видеть всё тело жены, а жена может видеть всё тело мужа.
Если какой-то из видов взглядов (кроме взглядов жены и мужа друг на друга) ведет к смуте и к вожделению, то он становится запретным. Также запрещено наслаждаться голосом посторонней женщины. Также категорически запрещено уединение мужчин и женщин.
Что касается лечения, то если мусульманка заболела, и нет врача мусульманки, то ей следует лечиться у любой женщины. Если же нет вообще женщины врача, то она лечится у мужчины мусульманина. А если нет и врача мусульманина, то у любого врача. Плюс, если у женщины, скажем, болит плечо, то она должна оголить именно это место, а не снимать полностью с себя кофту, обнажая все тело, и это то, о чем говорили процитированные имамы и о чем говорили саляфы. ‘Усман ибн Хайсам рассказывал: “Я спросил ‘Ата ибн Аби Рабаха о женщине, у которой на голове болезнь, которую не могут лечить женщины, и он сказал: «Пусть откроет это место через платок мужчина и лечит ее»”. См. “ат-Тамхид” 5/280.
Также, если мужчина лечится у посторонней для него женщины, или же женщина лечиться у постороннего мужчины, они не должны оставаться наедине! Имам ас-Саффарини сказал: “Несмотря на дозволенность врачу лечить постороннюю женщину, ему не дозволено оставаться с ней наедине”. См. “Гъиза аль-альбаб” 2/21.
Все упомянутое дозволяется только при необходимости, так как эти вещи в основе строго запрещены!