К этому хотелось бы добавить, что из этой основы, про которую упомянул Ибн Теймия необходимо исключить сахабов. Так, ученые мухаддисы говорят о том, что неизвестность сахаба не навредит, то есть не навредит иснаду хадиса, так как сахабы все достойны доверия.
Также можно исключить и табиинов и таби-табиинов исходя из хадиса, что лучшее поколение это поколение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (то есть сахабы), затем те которые последуют за этим поколением (табиины), затем те, которые последуют за этим поколением (таби-табиины), а затем распространится ложь, как про это сказал сам пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в известном хадисе, приводимом в сборнике у аль-Бухари.
Далее будет полезным упомянуть и то, что некоторые ученые не были согласны с подобной основой в мусульманине (о чем упоминает ас-Сан‘ани в «Икъазуль-фикра»), приводя хадис о том, что каждый рождается на Фитре, и подобные хадисы, которыми они разъясняли аят:
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей» (30: 30) и говоря, что если он останется на этой врожденной Фитре и не смешает ее с нечестием и будет выполнять то, чем его обязал Аллах, то он является достойным доверия на основе своей фитры и его слово принимается.
Поэтому не стоит брать, как абсолютную единицу то, что основа в мусульманине это несправедливость, так же как не следует брать, что основа в нем это справедливость.
Машхур, один из учеников аль-Альбани приводит в своей книге «Къамусуль-бида‘», что мы не можем, основываясь на эту основу, считать нечестивцем неизвестного нам своей справедливостью мусульманина. Неизвестный своей справедливостью мусульманин остается на неясности. Мы не отвергаем его слово, беря в основу, что он нечестивец, и не принимаем его слово, беря в основу, что он правдив. И он остается в положении неизвестности, пока мы не выясним его положение и каким из этих двух качеств он описан.
В принятии или отвержении тех или иных слов мы можем взять хороший урок со слов пророка Сулеймана, мир ему, которые он сказал удоду, поведавшему ему о причине своего отсутствия. Сулейман не обвинил его во лжи, но вместе с тем и не принял его слова сразу за истину. В суре ан-Намль говорится:
«Он сказал: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься одним из лжецов»» (27: 27)
Из суры ан-Намль
20, 21. Осматривая птиц, он (Сулейман) сказал: «Что со мной? Почему я не вижу удода? Или же он оказался в числе отсутствующих? Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет ясного довода».
22-26. Он (удод) оставался там недолго и (вернувшись) сказал: «Я узнал о том, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы (Савы) с достоверным известием. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей даровано все, и у нее есть великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Сатана представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем. Это было сделано для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает то, что вы скрываете, и то, что вы обнаруживаете. Нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона».
27. Он (Сулейман) сказал: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же являешься одним из лжецов»
P.S.: В сущности я лишь разъяснил последний абзац слов A'mashа, уверен, что он не будет против
