Затрагиваются вопросы о времени сокращения молитв в пути

Ответить
zmurik
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 28 сен 2011, 20:35

Затрагиваются вопросы о времени сокращения молитв в пути

Сообщение zmurik »

Ассаляму алейкум. Братья, дайте ответ, бисмиЛЛя, кто знает, как можно скорее! У меня такая ситуация: на работе нельзя делать намаз. Дело в том, что я проживаю в Москве, и недавно, около недели назад, нашел работу, директор моего отдела сам тоже дагестанец, как и я, но он по акъиде суфист, как я понял, он мне сказал, что здесь (на работе) нельзя делать намаз, повсюду камеры, что общество кафиров такое, ну и так далее, что он сам столкнулся с такой проблемой и спрашивал у устазов и шейхов, и ему сказали, что можно в такой ситуации восполнять намазы дома и не будет греха, то есть намазы не будут считаться пропущенными. Он также объяснил, что скоро мы переедем в другое место, там будет другое начальство или ситуация будет другая, в общем, потом на другом месте обязательно сделаем комнату или место для намаза. Хотя я и здесь нашел что-то вроде подсобки, где можно сделать намаз, но он мне возразил опять, сказал здесь нигде нельзя делать намаз. Я бы его не послушал и совершал бы там намаз, но я боюсь меня спалят или камеры засекут и я потеряю эту работу. Если же сам директор отдела, который по статусу третий человек в компании (после генерального и коммерческого директоров), не может для себя решить эту проблему, то я один тем более не решу. Я понимаю, что работа не оправдание, но я хочу заметить одну вещь – я в Москве уже больше трех месяцев, живу здесь с женой, снимаю квартиру почти за 20 тысяч в месяц, за все это время я никак не мог найти работу, провел больше 70 собеседований и все мне отказывали, по причине того, что я дагестанец (некоторые и не скрывали этого), мне нужна работа с зарплатой не меньше 30 тысяч рублей в месяц, иначе я не смогу кормить себя и жену, хотя бы по минимуму, и оплачивать квартиру, у меня уже долги больше 20 тысяч. Мне просто приходится держаться за эту работу. Все эти дни на работе я совершал намаз сидя, обозначая поясные и земные поклоны кивками головы, то есть совершал намаз, как делают это больные, кто не может стоять. Вот мой вопрос: КАК МНЕ СОВЕРШАТЬ НАМАЗ, будучи в моей ситуации? Является ли моя ситуация оправданием, как принуждение, чтобы читать намазы уже дома, не как пропущенные, а как в свое время? Или как мне поступить? Братья, бисмиЛЛя, дайте подробный ответ с далилами и фетвами ученых! ДжазакАллаху хайран!
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re:

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
Является ли моя ситуация оправданием, как принуждение, чтобы читать намазы уже дома, не как пропущенные, а как в свое время?
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения
Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает
Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Совмещение двух молитв в пути
Если путник решил объединить две молитвы, например, обеденную (зухр) и послеобеденную (‘аср) во время послеобеденной, то он не является тем, кто пропустил время обеденной молитвы. В Сунне есть указание на дозволенность объединения двух молитв в пути, будь это объединение в начале времени первой из объединяемых молитв, или же во время времени второй молитвы. От Анаса и других сподвижников сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) бывало совершал в пути обеденную и послеобеденную молитвы во время послеобеденной. аль-Бухари 1112, Муслим 703, 707, Абу Дауд 1/271.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Имам аш-Шафи’и и большинство ученых сказали, что обеденную и послеобеденную молитвы можно объединять в любое из времен объединяемых молитв, также как и вечернюю с ночной молитвой. И этому же мнению отдал предпочтение ан-Науауи”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/51.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых, вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых, вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

Подробнее: О ВРЕМЕНАХ НАМАЗОВ и О ВОЗМЕЩЕНИИ ПРОПУЩЕННЫХ МОЛИТВ
Является ли моя ситуация оправданием, как принуждение,
Боязнь потерять работу не "принуждение" брат, поскольку даже во время сражения молитву необходимо совершать и называется она "молитва страха"

Определение понятия «принуждение» (икрах)

Имам аль-Къуртуби писал, что Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Тюрьма – это принуждение”, и это мнение Малика. Кроме этого он сказал: “Страшные угрозы – принуждение, даже если они и не воплотились”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 10/190.

Имам Ибн Къудама сказал: “Из числа условий (шурут) принуждения (икрах) – это три вещи:
1. Чтобы это (угроза) исходила от того, кто в состоянии ее исполнить.
2. Большая вероятность того, что угроза вступит в исполнение, если не сделать требуемое.
3. Чтобы это была угроза, причиняющая много вреда, как убийство, сильное избиение или длительное заточение.
Что же касается упрека и ругани, то это не принуждение, также не принуждение и отнимание малого имущества.
Если же для того, кого бьют, избиение будет не сильным, то тогда это тоже не принуждение…
Если же есть угроза в том, что подвергнут мучению его ребенка, было сказано, что это не принуждение, поскольку вред касается другого. Однако правильно то, что это тоже принуждение, поскольку для человека мучение его ребенка хуже, чем отбирание его имущества. И угроза забрать имущество является принуждением, также и угроза в адрес ребенка – принуждение!
См. “аль-Мугъни” 7/292.

Имам Ибн Хазм, давая определение слову «принуждение», сказал: “Принуждение – это все то, что в языке обозначено как «принуждение», а также все то, что доступно чувственному восприятию, как принуждение, к чему относится угроза убийством человеком, от которого действительно можно ожидать исполнение того, чем угрожает. Угроза избиением, заключением в тюрьму, порчей имущества”.

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби: “Принуждение, при котором дозволено совершать неверие, это то, когда человек боится за свою жизнь или боится потерять некоторые свои органы, в случае если он не выполнит то, что ему велят. В таком случае ему можно произнести слова куфра”. См. “Ахкамуль-Къуран” 5/13.

Следует отметить, что среди имамов были такие, кто выдвигал очень строгие условия для того, чтобы мусульманину было дозволено произнести слова неверия, как избиение, пытки, приведение в исполнение угрозы об убийстве, заточение в тюрьму и т.п. И некоторые ученые считали, что простая угроза не является принуждением.

Имам ан-Науауи сказал: “Из условий принуждения (икрах) – чтобы была вероятность того, что если человек не выполнит требуемое от него, то с ним совершат обещанное. Абу Исхакъ аль-Муррузи говорил: «Нет принуждения, если только не начали уже бить». Однако правильным является то мнение, которое говорит большинство ученых, что не является условием непосредственное избиение и другое. Достаточно просто угрозы!См. “Раудату-тталибин” 8/58.

Источник: ЕРЕСЬ ЦЕПНОГО ТАКФИРА

В заключение:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (65:2-3)
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в достоверном хадисе: «Воистину повиновение бывает бывает только в благом» (имам Бухари и Муслим).

Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Нет подчинения творениям в ослушание Творца". (приводят его аль-Баззар в "муснад", ибну аби Шейба, имам Ахмад, имам Малик в "муатта", ат-Табараний, аль-Хайсами в "маджму' аз-зауаид" подтвердив его достоверность, так же подтвердил ее шейх Насыр, а имам ат-Тирмизий назвал в "сунан" так главу)

Брат, делай ду'а Аллаху. Вставай ночью на тахаджуд-намаз, совершай намаз-тауба, ведь по причине наших же грехов у нас бывают испытания.

Работу эту дал не этот работодатель, а Всевышний.

Устраиваясь на работу следует сначала такие моменты обговорить, как возможность намаза.

И конечно же нельзя думать, что за соблюдение закона Всевышнего и попадая в такие условия - Он желает нас погубить. НЕТ! Аллах нас любит и испытывает каждый день или очищает нас испытаниями.

Бери причины - настало время, ага, так надо делать намаз. Начинай думать, где его сделать, в какой комнате - Аллах тебе даст выход!
я в Москве уже больше трех месяцев
И еще один момент, я так понял, что ты приезжий. Если да, то на тебя распространяются положения путника! Субхана-Ллах! Вот еще одна милость и облегчение от Всевышнего!

То есть, вместо 4 ракаатов фард, ты должен совершать 2 и оставлять сунан-ар-рауатиб (кроме утреннего суннат-намаза), а еще можешь и совмещать при необходимости две молитвы (обеденную с послеобеденной, а также вечернюю с ночной).

Прочитай:

Совершает ли путник добровольные намазы в пути?

Когда человек является мусафиром?

уа ийяк!

а Аллаху известно лучше.
zmurik
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 28 сен 2011, 20:35

Re: Не дают читать намаз на работе, что делать?

Сообщение zmurik »

Ассаляму алейкум. Ахи, дело в том, что я приехал сюда на год, уже прошло три месяца, я делал сафар только первые 9 дней, пока не нашел постоянное жилье, и потому что точно не знал, сколько можно делать сафар в моей ситуации (кстати, должен ли я возместить те намазы, когда я был первые 9 дней здесь, совершая в сафаре? Потому что я слышал или надо весь год быть в сафаре, или если решил год провести как не путник, то с первого же дня надо делать намаз вовремя и не сокращать) Так что я уже давно не в сафаре, и совершаю намаз не сокращая и не совмещая. И еще, я уточнил, что намаз не оставлял, будучи на работе, но совершал его как больной: "Все эти дни на работе я совершал намаз сидя, обозначая поясные и земные поклоны кивками головы, то есть совершал намаз, как делают это больные, кто не может стоять". Так вот, я повторяю свой вопрос: Как мне совершать намаз, будучи в моей ситуации? Я с очень большим трудом нашел эту работу, по милости Аллаха, и очень не хотелось бы ее потерять. Я, возможно, смогу найти там место для намаза, но я не уверен, что меня не снимут на камеры видеонаблюдения, и потом это выяснится, после чего у меня могут быть проблемы на работе. Я опять разговаривал с директором моего отдела, он сказал, что скоро будет место для намаза. Но сейчас, пока места такого нет, могу ли я совершать намаз так же, как и совершаю сейчас на работе - то есть в положении больного человека, сидя и обозначая поклоны кивками головы?
Я согласен, что моя ситуация - не принуждения для куфра, и я бы без раздумий отказался, если бы вопрос стоял о совершении куфра, но ведь моя ситуация другая - намаз я НЕ оставляю, но не совершаю его полноценно.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Не дают читать намаз на работе, что делать?

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмту-Ллахи уа баракятух!

я приехал сюда на год, уже прошло три месяца, я делал сафар только первые 9 дней
Брат, ты прочитал ссылки?

Шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос:
«Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца?»

Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые - что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы. Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает. Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью.
Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности. Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней.
Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы.
Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы.
Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней.
Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана.
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня. Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев. А Аллаху же ведомо лучше!
» См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 17/24.

Если мнение Шейхуль Ислама (да помилует его Аллах) мало, то вот еще доводы из книги Саййида Сабика:

Молитва путешественника (салатуль каср)

1. Сокращение молитв, которые состоят из четырех рак'aтов.
2. Расстояние, на которое нужно путешествовать перед сокращением
молитвы .
3. Откуда можно сокращать молитву.
4. Когда путешественник должен совершить полную молитву.
5. Навафиль (добровольная молитва) во время путешествия .
6. Путешествие в пятницу.

==================================================

1. Сокращение молитв, которые состоят из четырех рак'aтов
Аллах говорит в Коране:

"А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если боитесь, что вас подвергнут испытанию те, которые не веровали". Сура № 4, аят 101.
Эта уступка не ограничена опасными ситуациями.

Йа'ла ибн Умаййа сказал: "Я сказал 'Умару ибн аль-Хаттабу: "Объясни мне, почему люди сокращают молитву, когда Аллах говорит: "А когда вы передвигаетесь по земле", и те дни ушли в прошлое!". 'Умар сказал: "Я тоже задавался этим вопросом и упомянул об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: "Это милосердие Аллаха Всевышнего, которым Он одарил вас, так примите же Его милосердие"". Об этом рассказала "группа".

Ат-Табари записал, что Абу Муниб аль-Джарши упомянул этот аят Ибн 'Умару и сказал: "Мы теперь в безопасности и нам нечего бояться. Следует ли нам в таком случае сокращать молитву?". Он ответил ему: "Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример (поведения)". Сура № 33, аят 21.

С этой проблемой также обратились к 'Айше, и она сказала: "Молитва была сделана фард (обязательной) в Мекке в два рак'aта. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, было добавлено два рак'aта к каждой молитве, кроме молитвы маг'риб, потому что это дневной витр, и утренней молитвы из-за ее длинного чтения Корана. Но если кто-то путешествует, то он совершает первоначальную молитву [то есть, только два рак'aта]". Об этом рассказали Ахмад, Аль-Байхаки, Ибн Хиббан, и Ибн Хузайма. Его рассказчики заслуживают доверия.

Ибн аль-Каййим сказал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал только в два рак'aта те молитвы, которые состояли из четырех всякий раз, когда он путешествовал, пока он не возвращался в Медину. И не подтверждено, что он когда-либо молился в четыре рак'aта [во время путешествия], и ни один из имамов не расходится(во мнениях)по этому вопросу, хотя они расходятся относительно правила сокращения молитвы".

'Умар, 'Али, Ибн Мас'уд, Ибн 'Аббас, Ибн 'Умар, Джабир и ученые Ханифитского мазхаба говорят, что это - фард.
Маликитская школа считает, что это - сунна му'акада (подчеркнутая); это подчеркнуто больше даже чем совместная молитва.
Если путешественник не сможет найти другого путешественника, чтобы возглавить молитву, то он может молиться один, так как ему нежелательно следовать за тем, кто находиться в обычной обстановке [то есть, молиться в четыре рак'aта] согласно Маликитской школе.
Ханбалитская школа считает, что человеку предпочтительно сократить молитву скорее, чем совершать полную молитву.
Шафи'итская школа считает так же, если человек путешествовал на достаточное расстояние.

2. Расстояние, на которое нужно путешествовать перед сокращением молитвы
Выводом из аята Корана является то, что любое путешествие, будь оно долгим или коротким, которое попадает в пределы лингвистического определения слова "путешествие", достаточно, чтобы сократить молитву, объединять их и прерывать пост.
В Сунне нет ничего, которое ограничивает этот общий срок с каким - либо определенным смыслом.
Ибн аль-Мунзир и другие упомянули более двадцати сообщений относительно этого вопроса. Здесь мы упомянем некоторые из более важных сообщений.

Ахмад, Муслим, Абу Дауд, и Аль-Байхаки передали, что Яхья ибн Йазид сказал: "Я спросил Анаса ибн Малика относительно сокращения молитвы, и он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился в два рак'aта, если он путешествовал на расстояние трех миль или фарсах"".
Ибн Хаджар пишет в Фатх аль-Бари: "Это наиболее подлинный хадис, который сообщил и разъясняет [этот вопрос]".

Противоречие между милей и фарсах разъяснил Абу Са'ид аль-Худри сказав: "Если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, путешествовал на расстояние один фарсах, он сокращал молитву". Об этом рассказали Са'ид ибн Мансур в своем Сунан и Аль-Хафиз ибн Хаджар в ат-Талхис, и он принял его безотчетно, не делая каких-либо дальнейших комментарий об этом.
Известно, что фарсах равняется трем милям и, поэтому, хадис Абу Са'ида удаляет путаницу, которая возникает из-за хадиса Анаса, когда он говорит, что самое короткое расстояние, из-за которого Пророк сокращал молитву было три мили. Один фарсах равен 5,541 метрам, в то время как одна миля равняется 1,748 метрам. Самое короткое расстояние, которое было упомянуто относительно сокращения молитва - одна миля. Это было записано Ибн аби Шайбахом, с сахих цепью, со слов Ибн 'Умара.
Ибн Хазм следует за этим сообщением и доказывает, что если расстояние - меньше чем одна миля, то человек не должен сокращать молитву, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поехал к кладбищу Аль-Баки', чтобы хоронить умерших, и (так же) ушел и он не сокращал молитву.
Относительно того, что некоторые юристы говорят, а именно, что поездка должна быть, по крайней мере, в два дня, или как некоторые говорят в три дня, то Имам Абу аль-Касим аь-Харки' опровергает их мнения и этого достаточно для нас.
В Аль-Муг'ни он сказал: "Я не нахожу какого-либо доказательства тому, что говорят эти ученые. Утверждения (сахабов) сподвижников противоречащие, и они не (убедительное) доказательство, если они расходятся. Нечто было рассказано от Ибн 'Умара и Ибн 'Аббаса, которое отличается от того, что используют эти ученые как доказательство. Даже если бы это не имело место, их утверждения не составляют доказательство, когда существует утверждение или действие самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Даже если их утверждения были бы приняты, мы не сможем следовать за расстоянием, которое они упомянули из-за следующих двух причин. Одна та, что они расходятся с Сунной, что было рассказано от Пророка и от ясного смысла Корана, поскольку ясный смысл аята позволяет сокращать молитву, если совершается какая-либо поездка на земле. Аллах говорит: "А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву". Условие "быть в опасении" были удалены, как может быть замечено в хадисе, запись которого мы сделали от Йа'ла ибн Умаййи, и что остается - так это ясное значение аята, который включает всякий тип поездки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Путешественник может протереть по своим носкам сроком на три дня". Это показывает отрезок времени, в который можно протирать по носкам, и это не может использоваться как доказательство для вопроса, который мы обсуждаем здесь. Можно было доказывать, что путешествием является поездка в менее чем трехдневный срок на основе хадиса: "Не позволительно какой-либо женщине, которая верит в Аллаха и в последний день совершать поездку (даже) в один день, кроме как в присутствии мужчины-родственника".
Вторая (причина), вопрос расстояния путешествия то, которому можно отвечать только чем-то из откровения от Аллаха Всевышнего [Коран или Сунна]; вовсе не тип проблемы к которому можно обратиться на основе персонального рассуждения, и при этом там нет какого-либо пути чтобы извлекать аналогию. Это доказательства, которые существуют в поддержку мнения, что сокращение молитва является допустимым для каждого путешественника, если там нет согласованности (ученых) к противоположному".

Подобными этому являются путешествие самолетами, поездами, и т. д., или поездка, которая совершается в повиновении Аллаху Всевышнему, или иным образом. Если есть кто-то, чьё занятие требует, чтобы он всегда путешествовал, например, пилот, капитан судна, водитель грузовика, и так далее, то ему разрешается сокращать молитву или прерывать пост, так как он действительно путешествует.

3. Откуда можно сокращать молитву
Большинство ученых считает, что разрешается сокращать молитву когда человек покидает место жительства и пределы своего города, и что это является условием, и он не должен возобновлять свой регулярный намаз, пока он не достигнет первых зданий своего города.

Ибн аль-Мунзир сказал: "Я не знаю случая о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует чтобы он сократил свой намаз во время какого-либо из его путешествий, пока он не покидал Медину".

Анас рассказывал: "Я молился в четыре рак'aта в Зуль-Халифа". Это передано группой.
Некоторые из ранних ученых говорят, что если человек намеревается путешествовать, то он может сокращать молитву, даже если он находится у себя дома.

4. Когда путешественник должен совершить полную молитву

Путешественник может сокращать молитву, пока он находится в поездке. Так же, если он остается в каком-то месте для бизнеса или каого-то другого дела, он может сокращать свою молитву пока он находится там, даже годами.
Если человек намеревается остаться в месте некоторое количество времени тогда, согласно Ибн аль-Каййиму, он остается путешественником, независимо от того, планирует ли он оставаться там в течение длительного или короткого промежутка времени, пока он не планирует оставаться [то есть, проживать и не возвращаться] в месте, к которому он путешествовал.
Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу.
Подводя итог и высказывая свое личное мнение, Ибн аль-Каййим сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Табуке в течение двадцати дней и в течение этого времени он сокращал молитву, и он не говорил, что нельзя сокращать молитву если останется на более длительный срок чем это, хотя существует согласованность, что он оставался там, в течение этого периода времени".

В "Сахихе аль-Бухари", говорится, что Ибн 'Аббас сказал: "Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, остался во время некоторых из его поездок, в течение девятнадцати дней, и он молился только в два рак'aта. Если мы оставались в месте в течение девятнадцати дней, мы не совершали полную молитву. Однако если бы мы остались больше этого срока, то мы бы совершили полную молитву".
Ахмад утверждает, что Ибн 'Аббас упоминает пребывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке во время его завоевания, когда он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Мекке в течение восемнадцати дней во время завоевания, так как он был должен идти на Хунайн и не планировал оставаться там". Это его толкование сообщения Ибн 'Аббаса.

Другие говорят, что Ибн 'Аббас упоминает пребывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Табуке, поскольку Джабир ибн 'Абдуллах сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Табуке в течение двадцати дней и совершал каср (сокращенную) молитву". Имам Ахмад рассказал это в своем Муснаде.
Аль-Мисвар ибн Махрама сообщил: "Мы остались с Са'дом в некоторых из городов аш-Шама[Сирия] в течение сорока дней, и Са'д совершал каср, в то время как мы совершали целую молитву".

Наф'и рассказал: "Ибн 'Умар был в Азербайджане в течение шести месяцев, когда был снег преграждавший перевал, и он молился в два рак'aта".

Хафс ибн 'Убайдуллах сказал: "Анас ибн Малик оставался в аш-Шаме в течение двух лет, и он совершал молитву путешественника".

Анас рассказал: "Сподвижники Пророка оставались в Рам Хурмузе в течение семи месяцев, и они сокращали свои молитвы".

Аль-Хассан сообщил: "Я оставался с 'Абдуррахманом ибн Самура в течение двух лет в Кабуле, и он сокращал молитву, но он не объединял молитвы".

Ибрахим сообщил: "Мы проживали в Раи в течение года или больше этого и в течение двух лет в Сиджистане [и мы совершали каср (сокращенную молитву)]. Этим руководствовался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и это является правильной позицией.
Относительно других мнений, за которыми следуют люди, имам Ахмад сказал: “Если человек намеревается оставаться в течение четырех дней, то он должен совершить целую молитву, и он может совершать каср, если он намеревается (оставаться) меньше этого срока. Это основано на толковании сообщений от Пророка и его сподвижников [то есть, они никогда не намеревались оставаться в более длительный срок чем это и всегда говорили: "Мы уедем завтра", и так далее].” Это толкование является явно сомнительным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку и оставался там, чтобы установить Ислам, уничтожить многобожие, и руководить арабами. Это ясно без слов, что для завершения такой цели требуется больше одного или двух дней. Точно так же его пребывание в Табуке было проведено в подготовке к надвигающейся войне, и он знал, что это могло занять более длительный срок чем четыре дня. Таким же образом, пребывание Ибн 'Умара в Азербайджане в течение шести месяцев, и его молитвы каср в течение всего времени были совершены со знанием, что времени потребуется больше чем два или три дня, чтобы растаял такой снег и чтобы перевал стал проходимым. То же самое имеет место с пребыванием Анаса в течение двух лет в аш-Шаме и его молитвы каср и пребывание сподвижников в Рам Хурмузе в течение семи месяцев, когда они сокращали свои молитвы. Известно что действия подобные им, типа джихада и охраны, занимают больше чем четыре дня
".

Последователи Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, утверждают: "Если человек остается на месте с целью джихада или из-за (тюремного) заключения или болезни, то ему можно сокращать молитву независимо от того, думает ли человек, что такая ситуация может длиться в течение короткого или длительного промежутка времени".
Это верно, но нет доказательства, что такие условия были предусмотрены в Коране, Сунне, иджма' (согласие мнения ученых), или практике сподвижников Пророка. Они доказывали, что такие условия основаны на том, что необходимо человеку, чтобы осуществлять его потребности пока он остается путешественником, а именно - меньше чем четыре дня.
Его ответ им был: "Откуда вы получаете эти условия, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался более четырех дней, сокращая молитву, в Мекке и Табуке, и он не упоминал кому-нибудь что - либо об этом, и он не говорил им, что он никогда не намеревался оставаться более четырех дней, даже притом, что знал, что люди будут [строго] следовать за его действиями относительно молитвы. Они, конечно, следовали за ним в его сокращении молитвы, и он не возражал против того, чтобы они совершили каср, если они должны были оставаться более четырех ночей. Это должно быть разъяснено, поскольку это очень важно. Точно так же сподвижники (ас-сахаба) следовали за ним в этом и он не говорил что - нибудь [в возражение] тем, кто молился с ним".

Малик и Аш-Шафи'и говорят: "Если кто - то намеревается оставаться более четырех дней, он должен совершить целую молитву, и если он намеревается оставаться в меньший период чем это, то он должен совершить каср".

Абу Ханифа считает: "Если он намеревается оставаться в течение пятнадцати дней, то он должен совершать каср. Если он намеревается оставаться больше, чем этот срок, то он не должен сокращать молитву".
Таким же является мнение Аль-Лайса ибн Са'да, и это также было рассказано от трех сподвижников: 'Умара, Ибн 'Умара, и Ибн 'Аббаса.
Са'ид ибн Аль-Мусаййаб считает: "Если вы остаетесь в течение четырех дней, то вы молитесь в четыре рак'aта ". Подобное этому утверждение Абу Ханифы также было рассказано от него". 'Али ибн Аби Талиб сказал, что, если человек остается в течение десяти дней, он должен совершить целую молитву, и то же самое было рассказано от Ибн 'Аббаса.

Аль-Хассан сказал: "Тот, кто не добирается к месту назначения или (город места жительства) может сокращать молитву".

Четыре имама соглашаются, что, если у кого-то существует потребность заботиться (о чем-либо) и, всегда имеет намерение уехать на следующий день, то он может сокращать молитву столько, сколько он находится в этом состоянии. Однако, согласно одному утверждению аш-Шафи'и, он может делать это только в течение семнадцати или восемнадцати дней, и он не должен сокращать молитвы после этого времени.
Ибн аль-Мунзир заявляет в своем Ишрафе: "Люди знания находятся в соглашении, что путешественник может совершать каср, пока он не намеревается остаться в одном месте, даже если он остается там годы".

5. Навафиль (добровольные молитвы) во время путешествия
Большинство ученых считает, что не осуждается совершать навафиль в состоянии, в котором сокращается молитва.
В этом случае, нет никакого различия между регулярными сунна-молитвами и другими навафиль.

Аль-Бухари и Муслим передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил г'усл (полное омовение) в доме Умм Хани в день завоевания Мекки и затем совершил молитву в восемь рак'aтов.

Ибн 'Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда ехал верхом, молился в любом направлении в котором он находился и кивал головой [то есть, для движений молитвы].

Аль-Хассан рассказал: "Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время поездки совершали дополнительные молитвы до и после фард (обязательной) молитвы".

Ибн 'Умар и другие считают, что нет навафиль, прежде или после фард молитвы, кроме как в середине ночи.
Он увидел некоторых людей, молящихся после молитвы и сказал: "Если бы я должен был молиться, то я совершил бы целую молитву [как очевидность того, что должен принять предпочтительное]. O племянник, я сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [в поездке], и он никогда не совершал больше двух рак'aтов, пока Аллах не забрал его душу. И я сопровождал Абу Бакра, и он не молился больше чем в два рак'aта".
Он также упомянул имена 'Умара и 'Усмана, а затем прочёл аят: "Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример (поведения)". Об этом рассказал Аль-Бухари.

Ибн Кудама объединяет то, что сказали Аль-Хассан и Ибн 'Умар, заключая, что сообщение Аль-Хассана указывает на факт, что нет никакого вреда в навафиль молитве во время путешествия, принимая во внимание, что сообщение Ибн 'Умара указывает на тот факт, что нет никакого греха, если не совершать такие навафиль-молитвы.

6. Путешествие в пятницу
Нет ничего предосудительного в путешествии в пятницу, если это происходит не в течение времени молитвы.

'Умар услышал, как один человек сказал: "Если бы сегодня не была пятница, то я бы уехал". 'Умар сказал: "Уезжай. Пятница не обязывает воздерживаться от путешествия".
Абу 'Убайда путешествовал, в пятницу и он не ожидал молитву.
Аз-Зухри хотел (выехать) путешествовать перед полуднем, в пятницу и люди сказали ему что-то, и он сказал: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, путешествовал в пятницу".

Более подробно об этом и совмещении намазов тут: Молитва путешественника. Совмещение

должен ли я возместить те намазы, когда я был первые 9 дней здесь, совершая в сафаре? Потому что я слышал или надо весь год быть в сафаре, или если решил год провести как не путник, то с первого же дня надо делать намаз вовремя и не сокращать
Нет, не должен возмещать, т.к. ничего неправильного не было сделано.

Потому что я слышал или надо весь год быть в сафаре, или если решил год провести как не путник, то с первого же дня надо делать намаз вовремя и не сокращать)
Это не довод: "Слышал", "Какой-то брат сказал" и т.д. Альхамдули-Ллях, теперь у тебя, брат мой, есть доводы на которые можно опираться.

Я с очень большим трудом нашел эту работу
А в чем суть работы? Нет ли в ней греха?

и очень не хотелось бы ее потерять
Если на работе запрещают выполнять приказы Аллаха, то такую работу следует оставить.

Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, от чего бы ты ни отказался ради Всевышнего Аллаха, Он непременно заменит его тебе чем-то лучшим». Ваки‘ в «Аз-зухд» и Амад. Иснад этого хадиса отвечает условиям Муслима. См. «Силсилят аль-ахадис ад-да‘ифа», № 5.

Я, возможно, смогу найти там место для намаза
Альхамдули-Ллях! Уже лучше! Бери причины - результат за Всевышним! Не сиди на рабочем месте думая: "Нет, еще рано искать", "А вдруг меня будут искать", "А если то...", "А если это..." - просто начни делать то, чем доволен Аллах и он тебе облегчит!

Для пользы: Правильное упование (тауаккуль) и воспитание ему человека

Но сейчас, пока места такого нет
Я иногда делаю в подвале и у нас тоже везде напичканы камеры и более этого это госслужба. Можно схитрить: возьми документы и сделай вид, что несешь их куда-то, или типа по телефону говоришь, или кого-то провожаешь - вы же там не на цепях. )

Кстати, если проблемы со временем, то можешь не читать дополнительно суры после "аль-Фатиха" в намазе, т.к. это сунна.

Ведь Аллах Всевышний сказал: "Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей". (аль-Бакъара 2: 286).

то есть в положении больного человека, сидя и обозначая поклоны кивками головы
Стояние в фард-намазе (если есть физическая возможность) - это его аркан (то без чего нет намаза).

Всевышний Аллах говорит:

حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَىٰ وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ

Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. (Сура аль-Бакара, 238).
Пусть братья дополнят, но тут на форуме была тема об этом (никак не могу найти), что, если ты свои другие обычные дела можешь совершать без проблем (ходить, стоять и т.д.), то это неуважительная причина, чтобы делать намаз такому человеку сидя.

да поможет тебе и всем нам Аллах стойко преодолевать трудности на Его пути!

уа-Ллаху а'лям.
Абу Сабир
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 22:47

Re:

Сообщение Абу Сабир »

уа алейкуму ссалям!
Если человек снял жильё и планирует остановиться в этом месте, что положение "путника" очень спорно в таком случае.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
Абу Сабир писал(а): Если человек снял жильё и планирует остановиться в этом месте, что положение "путника" очень спорно в таком случае.
Наличие спора не меняет ахы дозволенность и не лишает путника хукма пути.
Все кто выдвигает различного рода критерии, как "снял жилье", "имеет работу", или "средства" и т.п. вещи, какой довод на это из Книги Аллаха и Сунны?
Абу Сабир
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 14 ноя 2008, 22:47

Re:

Сообщение Абу Сабир »

Наличие спора не меняет ахы дозволенность и не лишает путника хукма пути.
То есть выходит, что кто даже кто переехал из города в город и он в процессе обустройства тоже путник?
Все кто выдвигает различного рода критерии, как "снял жилье", "имеет работу", или "средства" и т.п. вещи, какой довод на это из Книги Аллаха и Сунны?
Я не сказал о таком критерии, я сказал о положении брата, которое никто даже не удосужился уточнить. Просто узнали, что он не коренной москвич и решили, что ему можно всё время быть там путником? Это же, брат, тоже неправильно. Да, есть полезные переводы со словами учёных - но они же не применяются вот так вот, без выяснения обстоятельств. Или никто не прочитал, что брат написал в начале
Дело в том, что я проживаю в Москве
. Даже если сказано
я в Москве уже больше трех месяцев
- это не даёт возможность сделать вывод, что человек путник.

И надо заметить, что учёные в большинстве своём всё-таки разделяют понятия "решил остановиться на определённый срок" и остановка, не связанная со временем, когда человек готов уехать каждый день, но должен закончить свои определённые дела.
Хорошо, давай остановимся на понимании учёных, связанном с количеством дней.

Доводы в основном понимающиеся из хадисов Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует и его действий. Понятно, брат, нет проблем, что одни поняли так, а другие иначе, как джумхур (мнение имамов Ахмада, Аш-Шафии, Малика), например, исходя из действия Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, во время хаджа, сказали, что кто намерился остановится на 4 дня - делает полную молитву. (Аль-Мугни 2/133).

Также от Ибн Аббаса
فَنَحْنُ إِذَا سَافَرْنَا تِسْعَةَ عَشَرَ قَصَرْنَا وَإِنْ زِدْنَا أَتْمَمْنَا
"Если мы путешествовали 19 дней - сокращали, а если больше того - совершали полностью. (Сахих Аль-Бухари, 1080)

Сказал Ибн Хаджар в "Фатхе": "И ясный смысл передал Абу Я'ля от Шейбана от Аби 'Ауана, объясняя, что имеется ввиду в этом хадисе и его текст "если мы путешествовали и останавливались в каком-то месте 19 дней".

Также шейх Ибн Баз объясняя этот вопрос сказал:
أما من أقام إقامة طويلة للدراسة ، أو لغيرها من الشؤون ، أو يعزم على الإقامة مدة طويلة فهذا الواجب عليه الإتمام ، وهذا هو الصواب ، وهو الذي عليه جمهور أهل العلم من الأئمة الأربعة وغيرهم . لأن الأصل في حق المقيم الإتمام ، فإذا عزم على الإقامة أكثر من أربعة أيام وجب عليه الإتمام للدراسة أو غيرها . وذهب ابن عباس رضي الله عنهما إلى أن المسافر إذا أقام تسعة عشر يوما أو أقل فإنه يقصر . وإذا نوى الإقامة أكثر من ذلك وجب عليه الإتمام محتجا بإقامة النبي صلى الله عليه وسلم يوم فتح مكة تسعة عشر يوما يقصر الصلاة فيها . ولكن المعتمد في هذا كله هو أن الإقامة التي لا تمنع قصر الصلاة إنما تكون أربعة أيام فأقل ، هذا الذي عليه الأكثرون ، وفيه احتياط للدين ، وبعد عن الخطر بهذه العبادة العظيمة التي هي عمود الإسلام

"Что касается того, кто остановился на долго, как например для учёбы или других дел. Или твёрдо решил провести там долгое время - то обязательно ему совершать полную молитву. И это верное мнение. И это то, на чём большинство учёных из четырёх имамов и другие. Потому что основа в проживающем на одном месте - совершение молитвы полностью. И если он твёрдо намерился остановиться там больше чем на 4 дня - обязательно ему совершать её молностью, для учёбы он остановился или для чего-то ещё. И пришёл Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, к тому, что путник, если остановился для проживания 19 дней или меньше - сокращает молитву. А если намерился жить там больше этого - то обязательно ему полное её выполнение, принимая в довод остановку Пророка да благословит Его Аллах и приветствует в Мекке во время её открытия 19 дней, сокращая молитву. Однако во всём этом основа, что мусафир продолжает сокращать молитву, если остановка его длится 4 дня или меньше. Это то, на чём большинство. И в этом также забота о религии и отдаление от того, чтобы подвергать опасности это великое поклонение, которое является опорой Ислама."

И дальше он, да помилует его Аллах, сказал:

فنصيحتي لإخواني المسافرين للدراسة أو غيرها أن يتموا الصلاة ، وألا يقصروا ، وأن يصوموا رمضان ولا يفطروا إلا إذا كانت الإقامة قصيرة أربعة أيام فأقل ، أو كانت الإقامة غير محددة لا يدري متى تنتهي لأن له حاجة يطلبها لا يدري متى تنتهي كما تقدم ، فإن هذا في حكم المسافر هذا هو أحسن ما قيل في هذا المقام ، وهو الذي عليه أكثر أهل العلم ، وهو الذي ينبغي لما فيه من الاحتياط للدين

"И моё наставление братьям, которые путешествуют для учёбы или чего-то другого - чтобы они полностью совершали молитву и не сокращали её. И чтобы постились в Рамадан и не прерывали пост. Кроме как если пребывание их там будет 4 дня и меньше. Или же если пребывание не определено по времени, не знает он точно когда закончится, находится там по нужде. То это входит в положение мусафира. Это лучшее из того, что было сказано по этой теме. И это, на чём большинство учёных. И это также из необходимых мер предосторожности в религии."

(Нурун-'аля-дарб), 18 кассета.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Я думаю брат Абу Сабир наш спор нужно переносить в ветку о молитве путника)
Абу Сабир писал(а):То есть выходит, что кто даже кто переехал из города в город и он в процессе обустройства тоже путник?
Что значит "переехал" ахы? Если он переехал в другой город по учебе, по работе и т.п. пусть даже на определенный период времени, и даже большой, однако у него нет намерения там оставаться на всегда или жить там, т.е. ( لم ينو الاستيطان أو الإقامة المطلقة) то он мусафир брат!
Я не сказал о таком критерии, я сказал о положении брата, которое никто даже не удосужился уточнить. Просто узнали, что он не коренной москвич и решили, что ему можно всё время быть там путником? Это же, брат, тоже неправильно. Да, есть полезные переводы со словами учёных - но они же не применяются вот так вот, без выяснения обстоятельств. Или никто не прочитал, что брат написал в начале
Почему правильно брат? Нет нужды выяснять какие-то тонкости, если ясно что человек путник, ведь брат сам сказал выше в следующем посте:
дело в том, что я приехал сюда на год
На счет доводов, которые ты привел:
Доводы в основном понимающиеся из хадисов Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует и его действий. Понятно, брат, нет проблем, что одни поняли так, а другие иначе, как джумхур (мнение имамов Ахмада, Аш-Шафии, Малика), например, исходя из действия Посланника Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, во время хаджа, сказали, что кто намерился остановится на 4 дня - делает полную молитву. (Аль-Мугни 2/133).
А как такой довод извлекается из хадиса о Хадже пророка (мир ему и благословение Аллаха), что кто остановился где-то свыше 4 дней, обязан делать не как путник?
И как это соединить с асаром Ибн Аббаса, что ты приводишь после:
"Если мы путешествовали 19 дней - сокращали, а если больше того - совершали полностью. (Сахих Аль-Бухари, 1080)
Сказал Ибн Хаджар в "Фатхе": "И ясный смысл передал Абу Я'ля от Шейбана от Аби 'Ауана, объясняя, что имеется ввиду в этом хадисе и его текст "если мы путешествовали и останавливались в каком-то месте 19 дней".
Так на сколько ахы надо времени остановиться путнику, чтобы он перестал сокращать - на 4 дня или 19?
А что ахы если я тебе приведу хадис от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), который опровергает оба эти ограничения и 4 и 19?)
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пробыл в Табуке двадцать дней, сокращая молитву”. Ахмад 3/295, Абу Дауд 1235. Имам Ибн Хазм, ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх аль-Альбани и др. См. “аль-Хуляса” 2/733, “аль-Бадр аль-мунир” 4/538, “Ируа аль-гъалиль” 574.
Дело в том ахы, что имамы разошлись о границе максимального сокращения молитвы для путника исходя из различных хадисов. Например одни сказали 4 дня, так как опирались на один хадис. Другие сказали 10 дней, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) пребывал в Мекке десять дней и сокращал все это время. Третьи сказали 19 дней, так как во время открытия Мекки он провел там 19 дней, сокращая молитвы. И тут у нас есть хадис, в котором упоминается 20 дней. Но разве эти хадисы указывают на какое-либо ограничение молитвы в пути или же указывают на то, что сколько бы дней не был пророк (мир ему и благословение Аллаха) в пути, он сокращал молитвы?
Что касается асара Ибн Аббаса, то у него есть и другие мнения брат в этом вопросе. Например, Ибн Аби Шейба 2/453 с достоверным иснадом передает, что Абу Джамра рассказывал: "Я спросил Ибн Аббаса: "Мы долго пребываем в Хорасане, что ты скажешь об этом?" Ибн Аббас ответил: "Совершай по два рака'ата, даже если ты пребудешь там десять лет!"
Или взять слова Ибн Умара, от которого достоверно передается, что он говорил, что свыше пятнадцати дней он уже делал бы молитвы не как путник.
Но в то же время от него самого мы находим совершенно иное мнение, как и от Ибн Аббаса, указывающее на то, что нет ограничения в сокращении у путника:
Нафи' рассказывал: "Ибн Умар был муджахидом в Азербайджане и совершал молитвы сокращенно в течении шести месяцев". Абдур-Раззакъ 4339. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, когда Ибн Умару один человек сказал: "Военный поход задержал нас в Хорасане", Ибн Умар ответил также, как и Ибн Аббас: "Совершай по два рака'ата, даже если ты пребудешь там десять лет!" Имам ат-Таханауи подтвердил достоверность. См. "И'ля ас-Сунан" 7/282.
Также аль-Асрам приводит асар, в котором сообщается, что Мууаррикъ спросил Ибн Умара: "Я торговец, который путешествует между поселениями. И может быть так, что в одной из деревень я останавливаюсь на месяц и более". Ибн Умар спросил: "У тебя есть намерение остаться там?" Тот ответил: "Нет", тогда Ибн Умар сказал: "Я считаю, что ты мусафир, а поэтому совершай молитву путника". См. также "аль-Мугъни" 2/68 Ибн Къудамы и "аль-Фуру'" 2/56 Ибн Муфлиха.
Также Анас рассказывал: "Сподвижники пребывали в Рамахурмузе девять месяц и совершали молитву по два рака'ата". аль-Байхакъи 3/152. Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Поэтому шейхуль-ислам Ибн Таймия и сказал: "Тот, кто установил для пребывания какое-то конкретное ограничение числиности дней, как три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней, то это мнение у которого нет довода!" См. "Маджму'уль-фатауа" 24/137.
И из числа саляфов того мнения, что у пути нет ограничения в сокращении молитвы, пока человек путник, придерживались аш-Ша'би, Масрукъ, Хасан аль-Басри, Къатада, Исхакъ и др. И из числа мухаккыкъов это мнение выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, шейх Абдур-Рахман ас-Са'ди, шейх аль-Альбани, шейх Ибн Усаймин и др. См. "аль-Мухалля" 5/23, "аль-Маджму'" 4/365, "Маджму'уль-фатауа" 18/24, "ад-Дурар ас-сания" 3/209, "Къаср ас-саля" 50.
А что касается насыха шейха Ибн База студентам, то у шейха Ибн Усаймина кстати было полностью противоположное насыха, где он говорил студентам, чтобы они совершали молитву сокращенно. И это несмотря на то, что известно четко сколько конкретно лет будут они там пребывать обучаясь, и при том что у них есть съемные дома, общежития, стипендия и т.п.
Эти его слова еще давно тут на форуме приводились, кажется брат Абу Самира их выставлял.
Подытожу то, к чему я советовал брату совершать молитву путника, да еще и объединять их между собой, чтобы он мог совершать эти молитвы полноценно так, как требует это шариат, а не выпускать их из времени и возмещать вечером все подряд.
Что же касается самого вопроса "ограничения на сокращения молитвы в пути", то я знаю брат что в отношении него есть разногласия со времен саляфов, и разногласия эти приемлемы, кто бы что не выбрал. Однако мнение упомянутое весьма обоснованное и сильное, тем более что нет ни в Коране, ни в Сунне, ни иджма'а на какие-либо ограничения!
Уа-Ллаху а'лям.
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re:

Сообщение tik »

Ассаляму 'аляйкум.
А'mash писал(а):А что касается насыха шейха Ибн База студентам, то у шейха Ибн Усаймина кстати было полностью противоположное насыха, где он говорил студентам, чтобы они совершали молитву сокращенно. И это несмотря на то, что известно четко сколько конкретно лет будут они там пребывать обучаясь, и при том что у них есть съемные дома, общежития, стипендия и т.п. Эти его слова еще давно тут на форуме приводились, кажется брат Абу Самира их выставлял.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «(Возможность) сокращать молитву при пребывании на одном месте не ограничено определенным сроком, пока вы намереваетесь вернуться к себе на родину. Таково верное мнение в этом вопросе. Если же вы намереваетесь остаться в определенном месте постоянно, то путниками вы уже не считаетесь. Все нормы, связанные с путешествием, начинают действовать с того момента, как путник покидает родину и отъезжает от строений своего селения и города. Вам недозволено совмещать молитвы, пока вы не покинете город, если только вы не опасаетесь, что вам во время путешествия будет тяжело совершить вторую молитву». (Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т.15. С. 346).
Ответить