уа'аляйкум ас-Салям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Это аят Корана, 26 аят суры аль-Бакара:
"Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него. Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа. Те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?» Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако вводит Он в заблуждение посредством нее только нечестивцев".
По ссылке можно прочитать толкование Ибн Касира к этому аяту:
Тафсир, Ибн Касир ад-Димашки
Цитата с тафсира Ибн Касира:
"Судди передал в своем «Тафсире» от Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда и людей из числа сподвижников: «Когда Всевышний Аллах привел эти два примера лицемеров, то есть слова:
«Они подобны тому, кто разжег огонь» и слова:
«Или же они подобны (оказавшимся под) ливнем с неба», (в) трех аятах, лицемеры сказали: «Аллах превыше того, чтобы приводить эти притчи». Тогда Аллах ниспослал этот аят до слов:
«они окажутся в убытке».
‘Абдурраззак передал со слов Ма‘мара со слов Катады: «Когда Аллах упомянул о пауке и мухах, многобожники сказали: «К чему упоминаются паук и мухи?» И тогда Аллах ниспослал:
«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него».
Са‘ид передал со слов Катады: «То есть, поистине, Аллах не смущается упоминать о большой или малой вещи из истины, и поистине, когда Аллах упомянул в Своей Книге мух и паука, заблудшие сказали: «Чего желал Аллах упоминанием этого?» И тогда Аллах ниспослал:
«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него».
Я говорю (Ибн Касир): "Смысл аята заключается в том, что
«Аллах не смущается», то есть не пренебрегает (не брезгает, не чуждается), некоторые сказали: «не боится приводить притчу любой вещи, будет она малой или большой». Слово «ба‘удотан» (комар, в винительном падеже - мансуб) ад-Даххак и Ибрахим ибн ‘Абля читали: «ба‘удотун» (в именительном падеже – марфу‘).
О словах Всевышнего Аллаха:
«О том, что больше него» существует два мнения. Первое мнение: «О том, что меньше его в незначительности и ничтожности». Это подобно тому, когда человека описывают порицанием и скупостью, и услышавший это (описание) говорит: «Да, он выше этого» - то есть того, чем был описан. Это мнение Кисаи, Абу ‘Убайда, об этом сказали ар-Рази и большинство исследователей. В хадисе сказано:
«Если бы этот мир имел бы пред Аллахом вес (цену, значение) с комариное крыло, то Он не напоил бы неверного из него и глотком воды».
Второе мнение гласит: «О том, что больше его», ибо нет ничего более незначительного и ничтожного, чем комар. Это мнение Катады ибн Дима‘ы, и его выбрал также Ибн Джарир. Его подкрепляет хадис, переданный Муслимом (№2572) от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Какой бы верующий ни укололся колючкой и (его постигло всякое несчастье) больше этого, ему будет записана одна ступень (возвышения) и стерто его одно прегрешение».
И Аллах сообщил, что Он не считает незначительным приводить (что-либо) в притчу, даже если это будет таким ничтожным и незначительным, как комар. Точно так же, как Он не пренебрегает создавать его, так же Он не пренебрегает приводить его в пример. Например, Он привел притчу о мухах и пауке:
«О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (Паломничество-73.)
И Он сказал:
«Те, которые взяли себе покровителей и помощников помимо Аллаха, подобны пауку, соткавшему себе жилище. Воистину, самое непрочное жилище – это жилище паука. Если бы они только знали!» (Паук-41.)
И Всевышний Аллах сказал:
«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, – быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности. Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (Ибрахим-24-26).
Всевышний сказал:
«Аллах привел притчу о рабе, который принадлежит другому и совершенно не обладает властью» (Пчелы-75).
«Аллах также привел притчу о двух мужах, один из которых – немой, ни на что не способен и обременяет своего господина. Куда бы его ни послали, он не приносит добра. Разве он равен тому, кто отдает справедливые приказы и следует прямым путем?» (Пчелы-76.)
Он сказал:
«Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих» (Римляне-28).
Он сказал:
«Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого» (Толпы-29).
Он сказал:
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» (Паук-43).
И в Коране имеется много притч. Один из предшественников сказал: «Если я услышал притчу и не понял ее, то я плачу над собой, ибо Аллах сказал:
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием».
Муджахид о словах Всевышнего Аллаха:
«Воистину, Аллах не смущается приводить притчи о комаре или том, что больше него», сказал:
«Притчи, малые или большие. В них верят верующие и знают, что это – истина от их Господа, и Аллах ведет их прямым путем посредством этого».
Абу ‘Алийа сказал:
«Те, которые уверовали, знают, что это – истина от их Господа», то есть, эта притча; «те же, которые не уверовали, говорят: «Чего хотел Аллах, когда приводил эту притчу?» наподобие того, что сказал Аллах в суре «Завернувшийся» (31-аят):
«Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих, чтобы не сомневались те, кому было даровано Писание, и верующие, и чтобы спросили те, чьи сердца поражены недугом, и неверующие: «Что хотел Аллах этой притчей?» Так Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Воинство твоего Господа не знает никто, кроме Него». И здесь (в обсуждаемом аяте) Он сказал так же:
«Посредством нее Он многих вводит в заблуждение, а многих наставляет на прямой путь. Однако Он вводит в заблуждение посредством нее только нечестивцев».