Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму'а)

ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму'а)

Сообщение ФАРУК »

АССАЛЯМУ АЛЕЙКУМ! ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ:
1. ЧТО ЧИТАЕТ ИМАМ, КОГДА СИДИТ МЕЖДУ ДВУМЯ ХУТБАМИ?
2. ЧТО ПРИ ЭТОМ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ТЕ, КТО СИДИТ В МЕЧЕТИ?
3. КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАМЕРЕНИЕ КОГДА ПРИСТУПАЕШЬ К ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЕ: КАК НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ?
4. Можно ли поднимать руки при обращении с мольбой /дуа/, когда имам стоит на минбаре и обращается с мольбой к Аллаху в пятницу? Какие за и против этого доводы? Некоторые находящиеся в мечети поднимают а другие не делают этого. Причем те, кто поднимает руки обвиняют в ваххабизме тех, кто не делает этого.
ДЖАЗАКУМУЛЛАХУ ХАЙРАН!
Абу Мухсин
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 21:47
Откуда: Казахстан

Сообщение Абу Мухсин »

У меня тоже вопрос.
Какая хутба имеется в виду в хадисах, где запрещено разговаривать, та, которая на нашем языке или которая на арабском?
hattab
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 авг 2008, 01:35

Сообщение hattab »

assalamu aleykum

bratya otvette pozhalusta na vopros. u nas na djum'a delayut 2 raz azan. govoryat etu sunnu vvel Usman (radiyallahu anhu). est li dalil chto nado delat 2 raza azan

djazakumullahu xayran
Lezgi
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 08 сен 2008, 18:14

Сообщение Lezgi »

А вот такой момент, в городе нет мечети.
Мусульмане проводили джума в одном месте, потом перебрались в другое, сохранив за собой первое, где остались молиться старики.
Это законно? Я, к примеру, могу выбрать в каком месте мне совершать джума или на мне обязанность совершать ее в том месте где большинство джамаата?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах
1. ЧТО ЧИТАЕТ ИМАМ, КОГДА СИДИТ МЕЖДУ ДВУМЯ ХУТБАМИ?
В хадисах, в которых упоминается о том, что пророк разделял пятничную хутбу на две части не сообщается что он что-либо произносил во время этого сидения. Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда произносил хутбу стоя, затем садился, а затем снова вставал, как ныне делаете это вы». аль-Бухари 920.
2. ЧТО ПРИ ЭТОМ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ТЕ, КТО СИДИТ В МЕЧЕТИ?
Ничего, и даже дуа, шейх аль-Альбани в "аль-Аджуиба аль-муфида" говорил, что делать ду’а в промежутке между двумя хутбами и, более того, поднимать при этом руки является нововведением, как для имама, так и для слушателей.
3. КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ НАМЕРЕНИЕ КОГДА ПРИСТУПАЕШЬ К ПЯТНИЧНОЙ МОЛИТВЕ: КАК НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ ИЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ МОЛИТВУ?
Намерение должно быть "совершение пятничной молитвы", она не является добровольной, а является обязательной для каждого совершеннолетнего мужчины мусульманина (фард айн)! См. "Сахих фикъху-Ссунна" 1/574.
Можно ли поднимать руки при обращении с мольбой /дуа/, когда имам стоит на минбаре и обращается с мольбой к Аллаху в пятницу?
Нет, нельзя, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) так не делал. Хусайн ибн Абдуррахман рассказывал: "Когда Уммара ибн Руайба увидел, как Бишр ибн Маруан во время хутбы поднял руки, делая дуа, он сказал: "Да обезобразит Аллах его обе руки! Поистине, я видел что пророк, не делал больше этого", и он поднял указательный палец". Муслим 874.
Исключением является поднятие рук при мольбе о ниспослании дождя во время хутбы.
bratya otvette pozhalusta na vopros. u nas na djum'a delayut 2 raz azan. govoryat etu sunnu vvel Usman (radiyallahu anhu). est li dalil chto nado delat 2 raza azan
ас-Са'иб бин Йазид рассказывал: «При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и 'Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре, когда же халифом стал 'Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Зауре». аль-Бухари 912.
Вот далиль на это. В хадисе под 3 азанами имеется ввиду 2 азана + 1 икъама, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе: «Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари и Муслим, т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рак’ата.
Во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра и Умара на джуму’а делали только один азан – перед выходом имама. А во времена правления Усмана стали делать еще один – за некоторое время до выступления имама. Причиной этого было большое количество новых людей, которых нужно было заблаговременно оповестить о наступлении джуму’а.
Однако, если нам известна причина данного поступка Усмана, следует ли придерживаться этого и в наши дни?! Конечно же лучше ограничиться одним азаном.
Во-первых, только один азан делали те, кто был лучше, чем Усман, а это пророк (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и Умар.
Во-вторых, азан, который повелел произносить Усман, делался не в мечети, как в наши дни, а на рынке. Так что тех, кто заявляет о своем следовании «Сунне Усмана», можно попросить выходить из мечетей на рынки и делать там азан, дабы они во всем следовали его Сунне. Таким образом, если не делать азан на рынке, как это было во время Усмана, а в мечети, то тогда рождается вопрос: для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей Сунной он совершается?
В-третьих, цель, которую преследовал Усман – оповещение людей, находившихся вдалеке от мечети и не слышавших призыва на хутбу. Но в наше время эта цель достигается, если произносить азан через микрофоны и громкоговорители. А также почти у всех людей есть часы, и они могут без никаких проблем заблаговременно остановить работу и приготовиться к пятничной молитве.
В-четвертых, среди сподвижников были те, кто не был согласен с таким поступком Усмана, а это Ибн Умар, который говорил: "Первый азан - это бид'а". Ибн Аби Шайба 2/48. иснад достоверный.
А слова действие сподвижника является доводом только в том случае, когда не известно, чтобы кто-либо ему противоречил в его мнении!
А если кто-либо скажет: "А как же хадис о велении следовать Сунне праведных халифов?!" Ответ таков: «сунна праведных халифов» не означает, что любые деяния четырех халифов также являются Сунной, которой необходимо следовать. На самом же деле пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет в виду, что необходимо понимать религию так, как понимали ее его сподвижники во главе праведных халифов, ибо они лучше всех знали его Сунну и понимали ее, как сказал это имам аль-Къари. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/199.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается Сунны праведных халифов, то под этим подразумевается лишь то, что они совершали из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха)! Ничто не может быть в религии обязательным, кроме того, что сделал обязательным пророк (мир ему и благословение Аллаха); запретным, кроме того, что он запретил; желательным, кроме того, что он сделал желательным; порицаемым, кроме того, что он сделал порицаемым и дозволенным, кроме того, что он сделал дозволенным!” См. “Маджму’уль-фатауа” 1/282.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Под Сунной праведных халифов имеется в виду только то, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тухфатуль-ахъуази” 3/50.
Таким образом, азан Усмана был уместен в его времена, но затем необходимость в нем исчезла, и поэтому, следует возвращаться к тому, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) – одному азану, чего придерживается шафиитский мазхаб, а также некоторые ханбалитские имамы, и этому мнению отдал предпочтение шейх аль-Альбани и другие ученые.
Но если все же кто-то будет придерживаться этого мнения, то не следует братья делать этот вопрос причиной смуты и ссор, ведь несмотря на несогласие Ибн Умара и решением Усмана неизвестно, чтобы Ибн Умар превратил этот вопрос в предмет вражды.
Какая хутба имеется в виду в хадисах, где запрещено разговаривать, та, которая на нашем языке или которая на арабском?
Запрещено разговаривать в то время, когда имам встал для произнесения проповеди и до ее завершения. И я не знаю таких разграничений в проповеди, если на арабском нельзя говорить, а если на русском или ином языке, то можно. Хутба есть хутба, уа-Ллаху а'лям.
А вот такой момент, в городе нет мечети.
Мусульмане проводили джума в одном месте, потом перебрались в другое, сохранив за собой первое, где остались молиться старики.
Это законно? Я, к примеру, могу выбрать в каком месте мне совершать джума или на мне обязанность совершать ее в том месте где большинство джамаата?
Совершай брат джумуа там, где собирается больше мусульман, и где имам совершает все ближе к Сунне!
Уа-Ллаху а'лям.
Абу Мухсин
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2008, 21:47
Откуда: Казахстан

Re: Салятуль-Джум'а (Пятничная молитва)

Сообщение Абу Мухсин »

...где собирается больше мусульман, и где имам совершает все ближе к Сунне!
а если людей больше в той, где менее следуют сунне в молитве и она ближе к дому? какую выбрать?
АбуСаяжан
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 19 окт 2008, 22:32
Откуда: Астана, Казахстан

Re: Салятуль-Джум'а (Пятничная молитва)

Сообщение АбуСаяжан »

Абу Мухсин писал(а):У меня тоже вопрос.
Какая хутба имеется в виду в хадисах, где запрещено разговаривать, та, которая на нашем языке или которая на арабском?
Возможно брат имел в виду то, как это делается у нас в Казахстане. Обычно кто-нибудь сидит и делает проповедь на русском или на казахском ещё до первого азана, после которого обычно совершают 4 ракаата, потом второй азан и начинается проповедь на арабском. Так вот, можно ли разговаривать во время первой проповеди, которая на русском или на казахском. Я сам всегда считал, что можно, так как даже ещё и первого азана не было, хотя и не разговариваю.
Ещё вопрос, брат, на каком языке должна быть проповедь (та, которая читается имамом на минбаре)? Только на арабском или можно на других языках?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

а если людей больше в той, где менее следуют сунне в молитве и она ближе к дому? какую выбрать?
Не знаю брат.
Возможно брат имел в виду то, как это делается у нас в Казахстане. Обычно кто-нибудь сидит и делает проповедь на русском или на казахском ещё до первого азана, после которого обычно совершают 4 ракаата, потом второй азан и начинается проповедь на арабском. Так вот, можно ли разговаривать во время первой проповеди, которая на русском или на казахском. Я сам всегда считал, что можно, так как даже ещё и первого азана не было, хотя и не разговариваю.
К хутбе относится то, что произноситься непосредственно до пятничной молитвы, по завершении которой сразу же начинается джумуа-намаз. Это и есть хутба, во время которой разговаривать запрещено и разговор во время которой становится причиной потери награды.
Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.
А что касается простых уроков или каких-либо наставлений до пятничного намаза, то это не относится к самой пятничной хутбе, во время которой заговаривать харам. Просто хутба является в пятницу частью молитвы.

Кстати, на счет уроков и увещеваний до джумуа, то лучше этого не делать. Сообщается от ‘Абдулллаха ибн ‘Амра, который передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал собираться в кружки до пятничной молитвы в пятницу». Абу Дауд 1079, ат-Тирмизи 322, ан-Насаи 714, Ибн Маджах 749. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ученые разошлись относительно смысла запрета в данном хадисе. Имам аль-Багъауи сказал: «В этом хадисе содержится порицание кружков и собраний в пятницу перед молитвой с целью увещеваний и донесения знаний. Наоборот, следует быть занятым поминанием Аллаха и намазами, и молчанием во время хутбы. Что касается собраний после молитвы, будь-то в мечети или нет, то нет в этом проблем». См. «Шарху-Ссунна» 3/347.
Имам аль-Хаттаби сказал: «Поистине, порицается создавать кружки с целью увещевания или донесения знания перед пятничной молитвой». См. «Ма’алиму-Ссунан» 1/247.
Что касается таких ученых, как шейх аль-Альбани и шейх Ибн ‘Усаймин, то они вообще отнесли к нововведению (бид‘а) собрания перед пятничной молитвой, даже если это делается с целью обучения. См. «аль-Люм’а фи хукмиль-иджтима’ ли-ддарс къабля салятиль-джуму’а».
Другие же ученые считали, что запрет связан с тем, что люди, собирающиеся в кружки для разговоров или уроков и т.п. будут мешать присутствующим, которые в соответствии с Сунной пришли пораньше, и желают читать Коран, поминать Аллаха, или совершать добровольные намазы.
Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджднату-ддаима) относительно этого вопроса говорили, что не следует заниматься увещеванием или давать какие-либо уроки в пятницу до пятничной молитвы, как на это указывает упомянутый хадис. И они говорили, что подобного не делал ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные халифы после него. Однако если есть нужда в увещевании или же разъяснении какого-либо важного вопроса для мусульман, то в этом нет ничего страшного, если только не придавать этому постоянный характер. См. «Фатауа аль-Ляджна» № 2761.
Ещё вопрос, брат, на каком языке должна быть проповедь (та, которая читается имамом на минбаре)? Только на арабском или можно на других языках?
Известно, что целью хутбы является увещевание мусульман относительно их религии, и именно для этого она была узаконена. И многие имамы говорили, что даже восхваление Аллаха, дуа за Его пророка (мир ему и благословение Аллаха) и чтение Корана во время хутбы не является ее условием, однако все это лишь совершенствует хутбу, ибо какое увещевание может быть без цитирования аятов Корана! См. подробно "ар-Раудату-ннадия" 137.
Однако среди ученых были такие, кто считал произнесение хутбы на арабском языке условием самой хутбы, даже если присутствующие не понимают этого языка. См. «аль-Кашаф аль-къана'» 2/34.
Но более правильным мнением является то, что произнесение хутбы на арабском языке является желательным, а не обязательным и если присутствующие не понимают этого языка, то следует ее произносить на языке, понятном для них. Ведь цель хутбы - это увещевание! Это мнение было мнением имама Абу Ханифы и некоторых шафиитов. См. "Радд аль-мухтар" 1/513.
А ученые Постоянного комитета говорили, что не является условием произнесение хутбы на арабском языке, однако если имам будет произносить ее на арабском языке, а затем переводить на язык его народа, то это лучше и совершенней в следовании Сунне. См. "Фатауа аль-Ляджна" 8/253.
Уа-Ллаху а'лям.
АлД.

Сообщение АлД. »

Ас саламу алейкум.
Читал книгу(на русском языке) Мухаммада ибн Ибрахим аль-Хамд (Прочитал и рецензировал:
достопочтенный шейх Абдуль-Азиз ибн Абдуллах ибн Баз) и заметил вот это(цитата): "...Поднятие рук при мольбе желательно в общем или в тех мольбах, на поднятие рук при которых есть доказательство, например, поднятие рук во время мольбы на холмах Сафа и Марва, во время мольбы о ниспослании дождя, в ПЯТНИЦУ и т.п....", - в главе "Манеры мольбы".
Вопрос: это неправильнвй перевод или это мнение ученого или на самом деле есть на то доводы?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейка салам
о ниспослании дождя, в ПЯТНИЦУ и т.п.
Тут имеется ввиду : "поднятие рук о ниспослании дождя в пятницу", это вместе, а не как перечисление: во время дождя, в пятницу и т.д.
Ибо пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда его попросили воззвать о том, чтобы Аллах ниспослал дождь, поднял руки и в это время он был на хутбе в пятницу.
Вот этот хадис:
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды в пятницу один человек вошел в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и, не присев, обратился к нему с такими словами: “О посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь (т.е. ездить на них верхом от их слабости), так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!” И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднял руки к небу и стал взывать: «О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас!»" Анас сказал: "Клянусь Аллахом, в это время на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль' не было никаких строений или домов. И вдруг из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась во все стороны, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней, а когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошел человек, встал перед ним и сказал: “О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь!” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднял руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в долины и на те места, где растут деревья!»" Анас сказал: "И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце". аль-Бухари 1013.
АлД.

Сообщение АлД. »

ДжазакаЛлаху хайран,ахи.
abu-amin tatarstani
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
Откуда: нижнекамск

Re: Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму

Сообщение abu-amin tatarstani »

Ассалямуалейкум . очень странно . если в последнем посту имелось в виду про главную мечеть нашего города. то насколько помню никаких баек там нет..:) а так все равно хотелось бы услышать ответ на этот пост.
abu-amin tatarstani
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 09 ноя 2008, 22:50
Откуда: нижнекамск

Re: Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму

Сообщение abu-amin tatarstani »

может я и ошибаюсь. но хотелось бы что бы слово байки были конкретизированы. что бы понять что под этим имелось в виду .
Аватара пользователя
ADamir
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 22:13

Re: Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму

Сообщение ADamir »

уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлах!

Брат, вопрос общий был задан, то что ты знаешь откуда я ни о чем не говорит, барака Ллаху фик)
Вообще вопрос просил задать один брат из Дагестана, где суфисты рассказывают "байки". Хвала Аллаху у нас суфистов нет и "байки" - кыссы, рассказывают иногда только. Но у нас могут "ввернуть" парочку недостоверных хадисов, не знаю это хуже наверное даже чем "байки", уа Ллаху а'лям.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь много и часто передавать что-либо от моего имени! И пусть тот, кто говорит что-то от моего имени, не говорит ничего, кроме истины и правды, а тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, пусть займет свое место в Огне!» Ахмад 297, ат-Тахауи 1/172. Хадис хороший. См. также “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1753.

Подробнее об этом тут
Abdulla_tolib
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 03:14

Re: Некоторые вопросы, связанные с пятничной молитвой (джуму

Сообщение Abdulla_tolib »

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху!
Разъясните пожалуйста такой вопрос братья, будьте добры:
Если му'кым застает имама на джума намазе во 2 ракаате, т.е он не успел на 1 ракаат, то что лучше делать дальше? С доводами пожалуйста
Ответить