Ассаляму 'алейкум ва рахматуЛлаh.
بسم الله الرحمن الرحيم
الحجامة
Кровопускание
Предисловие
Хвала Аллаhу, Господу миров! Мир и благословение Аллаhа лучшему из сынов Адама, последнему пророку и посланнику Мухаммаду, его роду и сподвижникам, а также всем тем, кто следует их прямым путем!
А затем:
Ислям – это совершенная религия, затрагивающая все аспекты жизни. И поистине, не упустил Всевышний Аллаh ничего из того, что необходимо людям для счастья в этом и следующем мире, кроме как разъяснив это:
«
Мы ничего не упустили в Писании.» Аль-Ан’ам, 38.
Всевышний Аллаh обучил людей через своего посланника Мухаммада, صلى الله عليه و سلم, правильным вероубеждениям, благим нравам, взаимоотношениям с созданиями и всему тому, в чем они нуждаются. И также Пречистый Аллаh поведал и о вопросах медицины, указал на причины и виды болезней, открыл по милости Своей для сынов Адама знание о наилучших лекарствах.
Сказал Всевышний Аллаh:
«
Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» Ан-Нахль, 89.
Говорит шейх Ас-Са’ди, رحمه الله تعالى, в толковании этого аята: «
Всевышний Аллаh поведал о том, что Священный Къур`ан разъясняет людям основные и второстепенные вопросы религии, а также излагает законы, действующие в этом мире и Последней жизни. В этом писании разъясняется все, в чем нуждаются рабы Аллаhа. Истина разъясняется в нем самым ясным и выразительным образом, потому что слова этого писания ясны, а их смысл – очевиден и доступен.»
В Къур`ане приводятся слова пророка Ибраhима, мир ему:
«
И если я заболею, то Он исцеляет меня.» Аш-Шу’ара, 80.
А это указывает на то, что именно Аллаh и никто другой исцеляет от болезней, и, значит, необходимо полностью уповать на Всевышнего Аллаhа, а не на людей и лекарства.
Всевышний АЛЛАh сказал:
«...
И уповайте на АЛЛАhа, если вы верующие!» Аль-Маида, 23.
Болезнь – это испытание
Говорит Аллаh, Свят Он и Велик:
«
Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни.» аль-Бакъара, 214.
Говорит имам ибн Касир в тафсире этого аята: «
Всевышний говорит: «
Или вы полагали, что войдете в Рай»,
до того, как вы будете испытаны, как это было сделано с предшествующими вам общинами. Поэтому Он сказал: «…
не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни»,
а это – болезни, нездоровье, страдания и бедствия.»
Пророк наш Мухаммад, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Тому, кому Аллаh желает блага, его постигает что-либо из этого (т.е. из болезней)» аль-Бухари 5645.
Также он, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллаh непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» аль-Бухари, 5641.
‘АбдуЛлаh ибн Мас‘уд, رضي الله عنه, сказал: «Однажды я зашёл к пророку, صلى الله عليه و سلم, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “
Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “
Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: “
Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллаh обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев”» аль-Бухари 5647.
Передаются со слов Сухейба, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Удивительно положение верующего! Ведь все происходящее с ним — это благо. Это не дано никому, кроме верующего. Если его постигнет радость, он возблагодарит (Аллаhа), и это становится благом для него. А если с ним случается беда, он проявляет терпение, и это становится благом для него». Муслим, 2999.
Мусульманин должен стойко переносить испытания в виде болезней, проявлять терпение, не жаловаться, не стонать, и тогда простятся ему его прегрешения. Но, также вместе с этим человеку не следует оказываться от приёма лекарств и обращений к Аллаhу с мольбами.
От всякой болезни есть излечение, кроме старости
Использование лекарств узаконено в Шари’ате, а отказ от них противоречит ему.
В хадисе говорится: «
У каждой болезни есть лечение, и если совпадают лекарство и болезнь, то по воле АЛЛАhа наступает выздоровление.» Муслим, 2204.
Передают со слов Абу Хурайры, رضي الله عنه, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Какую бы болезнь ни ниспослал Аллаh, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления». аль-Бухари, 5678.
Сказал шейх ас-Са’ди, رحمه الله تعالى: «
Общий смысл этого хадиса заключается в том, что для всех тайных и явных болезней существуют свои средства борьбы с ними, которые предотвращают то, что еще не случилось, и помогают либо полностью избавиться от того, что уже произошло, либо облегчают это.
В этом хадисе содержится побуждение к изучению медицины подобно тому, как изучаются способы лечения сердец, и это относится к числу полезных вещей. Все основные и частные вопросы медицины представляют собой пояснение к данному хадису, поскольку посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сообщил нам, что существуют лекарства против любых болезней, а из этого следует, что мы должны стремиться изучить их, после чего применить полученные знания на практике.
Раньше многие люди считали, что некоторые болезни, наподобие туберкулеза и ему подобных, неизлечимы, но с развитием медицины и достижением новых степеней знания они убедились в справедливости того, о чем говорится в данном хадисе, а также в том, что он носит универсальный характер.» См. “Бахджату къулюбиль-абрар”.
О необходимости употребления лекарств, избегая запретного
Усама ибн Шарик, رضي الله عنه, рассказывал: «Я был около Пророка, صلى الله عليه و سلم, когда к нему пришли несколько бедуинов и сказали: “
О, посланник АЛЛАhа, принимать ли нам лекарства?” Он, صلى الله عليه و سلم, ответил: «
Да, о, рабы АЛЛАhа, принимайте лекарства, потому что АЛЛАh, Всемогущ Он и Велик, не оставил ни одной болезни, не дав ей лечение, кроме одной.» Они спросили: “
И что же это?” Он сказал: «
Это — старость»» Ахмад 4/278, Абу Дауд (3855), достоверный хадис.
Ибн аль-Къайим, رحمه الله تعالى, сказал: «
Эти хадисы содержат утверждение использования средств и обусловленных явлений, ложность утверждений тех, кто отрицает их, и повеление принимать лекарства. Последнее не противоречит упованию, так же как и удаление мучений голода и жажды, жары и холода их антагонистами. Подлинная убеждённость в таухиде не усовершенствуется без использования средств, которые установил Всевышний АЛЛАh для обусловленных явлений по Своему Предопределению и Шари’ату. Отказ от них умаляет упование и ведёт к недооцениванию повелений АЛЛАhа и Его мудрости. Это ослабляет упование, поскольку отказавшийся от использования средств полагает, что оставление их усиливает упование, тогда как это является недостатком, противоречащим упованию, сущность которого заключается в том, что душа полагается на Всевышнего АЛЛАhа в достижении того, что принесёт пользу рабу в его религии и мирской жизни, и в удалении от того, что принесёт ему вред в его религии и мирской жизни. При этом непременно надо полагаться на то, что использование средств принесёт результат, иначе раб отказывается от мудрости и Шари’ата АЛЛАhа. Поэтому раб не должен делать своим недостатком упование, и упование — своим недостатком». См. Фатхуль-Маджид.
Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Лечитесь, но не лечитесь запретным» Сахихуль-Джами’, 1762.
Кровопускание – одно из лучших лекарств
Пророк Мухаммад, صلى الله عليه و سلم, говорил: «
Исцеление [находится] в трех(1) вещах: в глотке [питье] меда, в надрезе (кровопускании)(2) и прижигании. Но я запрещаю(3) своим последователям использовать прижигание». Аль-Бухари, 5680.
إن أفضل ما تداويتم به: الحجامة
Анас ибн Малик, رضي الله عنه, передал, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Поистине наилучшее лечение из того, что вы можете использовать - это кровопускание». Муслим, 1577.
В хадисе, рассказанном Анасом ибн Маликом, رضي الله عنه, пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Меня не миновала ни одна группа в ту ночь, когда меня взяли в ночной путь (исра), не сказав: «О, Мухаммад, прикажи своей умме делать кровопускание…». ас-Сильсилятус-Сахиха, 2263.
خير ما تداويتم به الحجامة و القسط البحري و لا تعذبوا صبيانكم بالغمز من العذرة
Анас, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Лучшее из того, чем вы лечитесь – это кровопускание и морской ладан…….» См.Сахихуль-Джами’ус-Сагъир, 3324.
خير يوم تحتجمون فيه سبع عشرة و تسع عشرة و إحدى و عشرين و ما مررت بملإ من الملائكة ليلة أسري بي إلا قالوا: عليك بالحجامة يا محمد
Передано, что Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, говорил: “
Лучшими днями для того, чтобы сделать хиджаму, являются семнадцатое, девятнадцатое и двадцать первое число [каждого месяца ислямского hиджри-календаря]. Не было никакой группы ангелов, мимо которых я проходил в ночь Исра [ночное перенесение Пророка, когда он был перемещен из Мекки в Иерусалим и обратно на протяжении одной ночи], которая бы не сказала мне: “Ты должен делать хиджаму, о, Мухаммад». ас-Сильсилятус-Сахиха, 1847.
Асым Ибн ‘Умар Ибн Къатада передал, что Джабир Ибн ‘АбдуЛлаh, رضي الله عنه, навестил Аль-Мукниа (когда он болел) и затем сказал: «
Я не сдвинусь с места, пока ты не сделаешь себе кровопускание. Это потому, что я слышал, как Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, говорил:
إن فيه شفاء.يعني:الحجامة
«
Поистине в ней (аль-хиджама) – исцеление». Муслим, 2205.
В другой версии говорится: «
И пришёл кровопускатель, и сделал ему надрезы, и тогда от него ушло то, что он чувствовал». Муслим, 2205
إن كان في شيء مما تداوون به خير فالحجامة
Абу Хурайра, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Если и есть в чем то из того, чем вы лечитесь благо, так это в аль-хиджама» См.Сахихуль-Джами’ус-Сагъир, 1430.
وعن ابن مسعود رضي الله عنه قال حدث رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ليلة أسري به أنه لم يمر على ملإ من الملائكة إلا أمروه أن مر أمتك بالحجامة
Ибну Мас’уд, رضي الله عنه , передал, что
рассказывал Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه وسلم, о ночи вознесения, что мимо какой из групп ангелов он бы не проходил, все они говорили ему приказать умме совершать аль-хиджаму. См. Сахихут-Таргъибут-Тарhиб, 3462.
Наилучшее время для кровопускания
الحجامة على الريق أمثل و فيها شفاء و بركة و تزيد في الحفظ و في العقل فاحتجموا على بركة الله يوم الخميس و اجتنبوا الحجامة يوم الجمعة و يوم السبت و يوم الأحد و احتجموا يوم الاثنين و الثلاثاء فإنه اليوم الذي عافى الله فيه أيوب من البلاء و اجتنبوا الحجامة يوم الأربعاء فإنه اليوم الذي ابتلي فيه أيوب و ما يبدو جذام و لا برص إلا في يوم الأربعاء أو في ليلة الأربعاء
Сообщается от ‘АбдуЛЛАhа ибн ‘Умара, رضي الله تعالى عنهما, что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Кровопускание (хиджама) на пустой желудок лучше, и в нем исцеление и благословение (аль-барака), оно прибавляет памяти и разума. Так совершайте же кровопускание с благословением АЛЛАhа (или надеясь на благословение АЛЛАhа) в четверг и остерегайтесь совершать его в пятницу, субботу, воскресенье. И совершайте кровопускание в понедельник и вторник, поистине в этот день Айюб был избавлен от его болезни, и остерегайтесь совершать кровопускание в среду, поистине это день, в который был испытан Айюб, и не начинается проказа кроме как в день или ночь среды». Сахихуль-Джами’, 3169.
Абу Хурайра, رضي الله عنه, передал, что пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Кто лечится кровопусканием 17-го, 19-го и 21-го, тот будет излечен от всех болезней». Сахихуль-Джами’» 5968.
من أراد الحجامة فليتحر سبعة عشر و تسعة عشر و إحدى و عشرين لا يتبيغ بأحدكم الدم فيقتله
Было передано от Анаса ибн Малика, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Кто хочет лечиться кровопусканием, пусть он делает его 17-го, 19-го и 21-го, чтобы кровь не текла слишком обильно и не убила его». Ибн Маджаh, 3489. Ас-Сильсилятус-Сахиха, 2747.
О дозволенности кровопускания для постящегося
Сабит аль-Бунани однажды спросил Анаса ибн Малика, رضي الله عنه: «Считали ли вы кровопускание нежелательным для постящегося?» Он ответил: «
Нет, если не считать того, что оно лишает сил». Аль-Бухари, 1940.
Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передаёт: «
Однажды Пророк, صلى الله عليه و سلم, сделал себе кровопускание во время поста». Аль-Бухари, 1939.
Ибн ‘Аббас и ‘Икърима, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «
Пост — это воздержание от того, что входит в организм, а не выходит из него». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.
И это не противоречит словам Пророка, صلى الله عليه و سلم: «
Нарушается пост и того, кто делает кровопускание, и того, кому его делают». Аль-Ирва, 931
Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал: «
Этот хадис отменён хадисом Абу Са‘ида аль-Худри, رضي الله عنه, который сказал: “Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание”. Этот хадис достоверен, как я уже разъяснил». См. «Мухтасар аль-Бухари», 1/455.
В «Ирва аль-гъалиль» говорится: «В “Аль-Фатх” (т. 4, стр. 155) говорится, что Ибн Хазм сказал: “
Хадис «Нарушается пост и того, кто делает кровопускание и того, кому его делают» достоверен, и в его достоверности нет никаких сомнений, и его иснад безупречен (Сахих), и это несомненно. Однако существует хадис Абу Са‘ида: «Пророк, صلى الله عليه و سلم, разрешил постящемуся делать кровопускание». Это хадис с безупречным (Сахих) иснадом, и мы обязаны принять его как руководство к действию, потому что разрешение даётся после решительного предписания, и это указывает на то, что хадис о нарушении поста того, кто делает кровопускание и того, кому его делают, отменён”.
Шейх Аль-Альбани, رحمه الله تعالى, сказал во второй редакции «Аль-ирва» на той же странице (75): «
Ибн Хаджар приводит в своём “Фатхе” (т. 2, стр. 17) следующее сообщение: “Хумайд ат-Тавыль передал нам от Абу аль-Мутаваккиля ан-Наджи, что он спросил Абу Са‘ида аль-Худри о постящемся, который делает себе кровопускание, и он сказал: «Да, ничего запретного в этом нет»”. У этого сообщения безупречный (Сахих) иснад». «Ирвауль-гъалиль», 4/74.
О дозволенности кровопускания для паломника
Разрешено делать кровопускание, даже если для этого потребуется сбрить волосы в той части тела, где производится кровопускание. Об этом свидетельствует хадис Ибн Бухайны: «
Когда пророк, صلى الله عليه و سلم, находившийся в состоянии ихрама, был в Ляхйи Джамаль, ему отворили кровь (, сделав разрез) на темени» Муслим, 1203.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя, رحمه الله تعالى, сказал: “
Также он (человек, находящийся в ихраме) может делать кровопускание на голове и других частях тела. Если для этого потребуется сбрить какую-то часть волос, то это разрешено согласно хадису, приводящемуся в “Сахихе”. (Здесь Ибн Таймийя приводит текст хадиса). Далее он говорит: “
Кровопускание ведь возможно сделать только после сбривания некоторой части волос.” Аль-Манасик, (2/338)
О дозволенности кровопускания для женщин
Джабир рассказывал: «
Однажды Умм Саляма попросила разрешение у посланника АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сделать аль-хиджаму, и пророк, صلى الله عليه و سلم, велел Абу Таййибаh сделать ей хиджаму». И один из передатчиков хадиса сказал: «
Я думаю, что Джабир сказал: «Он был ее молочным братом, или подростком, не достигшим совершеннолетия». Муслим 4/193.
Кровопускание не портит омовение
Ибн 'Умар, رضي الله تعالى عنهما, говорил: “
Тот, кто совершил кровопускание, не обязан совершать омовение, пусть просто помоет место совершения кровопускания”. аль-Байхакъи 1/140. Иснад достоверный.
Джабир ибн ‘АбдуЛлаh рассказывал, что во время одного из военных походов один ансар был трижды ранен из лука во время своей молитвы, однако он не прекратил молиться, истекая кровью. Абу Дауд 198, Ибн Хузайма 36. Хадис хороший. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 192.
Имам аш-Шаукани, رحمه الله تعالى, писал: “
Нет сомнения в том, что пророку, صلى الله عليه و سلم, сообщили об этом происшествии, и он не осудил совершение молитвы, истекающим кровью. И если бы выделение крови нарушало бы омовение, то он разъяснил бы обязательно это всем, кто принимал вместе с ним участие в этом походе”. См. “Сайлюль-джаррар” 1/99.
То же самое говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсилятус-Сахиха” 1/606.
Сказано в “Субулюс-Салям”, 1/106: «
Нет ни одного достоверного сообщения о том, что выделение крови делает омовение недействительным.»
Ходатайство за хаджжама
Передают, что Абу Хурейра, رضي الله عنه, рассказывал, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
О, сыновья Байады! Выдайте одну из своих женщин замуж за Абу Хинда и возьмите в жены его дочерей». При этом Абу Хинд занимался кровопусканием в лечебных целях. Булюгъуль-Марам, 1001. [Абу Давуд, 2102. Хаким, 2/164. Сказал Хафиз в «Ат-Тальхыс», 2/164: «Иснад хороший»](4)
Передают от Ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, сказавшего: «
Пророку, صلى الله عليه و سلم, совершил кровопускание раб (племени) Бану Баяда и Пророк, صلى الله عليه و سلم, дал ему награду его и поговорил с его господином и тогда тот уменьшил его налог. А если б это был неправедный заработок, тогда Пророк, صلى الله عليه و سلم, не дал бы ему.» Муслим, 1202.
Сообщается, что Анас бин Малик, رضي الله عنه, сказал: «
Абу Тайбаh пустил кровь посланнику Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, и он велел дать ему (за это один) са‘ фиников, а его хозяевам он велел снизить (взимаемую) с него плату». Аль-Бухари, 2102.
Об обращении с мольбами к Аллаhу после кровопускания
Всевышний АЛЛАh сказал: «
Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему и устраняет зло? Есть ли бог, достойный поклонения кроме Аллаhа? Мало же вы поминаете назидания!» Ан-Намль, 62.
Аз-Замахшири сказал: «
Это тот, кого вынудила болезнь, бедность или любое другое бедствие к обращению к АЛЛАhу Всевышнему.» «аль-Кашшаф» аз-Замахшири 3/149.
Со слов Анаса передают, что посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, навестил одного мужчину из числа мусульман, который (из-за тяжелой болезни, похудел и) стал подобен цыпленку. Тогда посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал ему: «
Совершил ли ты мольбу Аллаhу или просил ли ты у Него чего-либо?» Тот ответил: «Да. Я говорил: «О, Аллаh, если Ты накажешь меня в Последней жизни, так ускорь же его в этой жизни». Тогда посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Пречист Аллаh! Ты не выдержишь этого – или не вынесешь этого. Говори: «О, наш Господь! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне». Он сказал: «
И он совершил (эту) мольбу Аллаhу, и (Аллаh) исцелил его». Муслим, 2688.
Всевышний Аллаh сказал: «
Помяни также Айюба, который воззвал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных». Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется.» Аль-Анбия, 83-84.
Сообщают, что ‘УбайдуЛЛАh ибн Абу Салих сказал: «Однажды Таус пришёл навестить меня во время болезни, и (я) сказал ему: «Помолись за меня АЛЛАhу, о, Абу ‘Абдур-РАХМАН». Тот ответил мне: «
Помолись сам за себя, ведь Он отвечает на мольбу утеснённого, когда тот взывает к Нему». Тафсир ибн Касир 3/357.
Об оплате за кровопускание
Что касается вопроса оплаты за кровопускание, то в одних хадисах сообщается, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, давал плату тому, кто сделал ему кровопускание:
Когда Анасу, رضي الله عنه, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику(5), он сказал: «
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, делал себе кровопускания. (Однажды) Абу Тайбаh пустил ему кровь, и он велел дать ему (за это) два са' съестного и поговорил с его хозяевами, которые снизили (взимаемую) с него плату». аль-Бухари, 5696
‘АбдуЛЛАh Ибн Таус передал от своего отца, от Ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, что
Пророк, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию и дал кровопускателю его плату, и принимал лекарство в нос». Муслим, 1202.
Анас Ибн Малик, رضي الله عنه, говорил: «
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, прибег к кровопусканию, а он никогда никого не обижал в оплате труда». Муслим, 1577.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, сказал: «
(Однажды) пророку, صلى الله عليه و سلم, пустили кровь и он заплатил тому, кто это сделал, а если бы это было запретным, он не стал бы платить ему». Аль-Бухари, 2103.
Передается от ибн ‘Аббаса, رضي الله تعالى عنهما, который сказал: «
Пророку, صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» аль-Бухари, 2103.
В другой версии говорится: «
Он, صلى الله عليه و سلم, расплатился с хаджжамом; если бы он знал, что это макруh, он бы не дал ничего». Аль-Бухари, 2278.
Ибн ‘Аббас, رضي الله تعالى عنهما, передал, что
пророк, صلى الله عليه و سلم, лечился кровопусканием и платил кровопускателю его плату. аль-Бухари, 10/124.
Имам Муслим назвал главу в своём Сахихе: «
О разрешении взимания платы за кровопускание.»
А в других хадисах сообщается, что деньги, заработанные на кровопускании грязные, и что оплата кровопускателю запрещена:
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Деньги, заработанные на кровопускании, суть грязные». Муслим, 1568.
Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Самая плохая прибыль это оплата проститутки, цена собаки и оплата хаджжаму». Муслим, 1568.
Передается что Абу Хурейра, رضي الله عنه, сказал: «
Посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, запретил оплату хаджжаму». Ахмад, 7635, Ибн Маджаh, 2165.
Ибн Къудама, رحمه الله تعالى, сказал: «
Разрешено нанимать хаджжама для проведения процедуры хиджамы, и его оплата разрешена. Это мнение, которое предпочел Абуль-Хаттаб, и это мнение Ибн ‘Аббаса. Также это мнение Малика, Аш-Шафи’и и асхаб ар-ра`й.
Аль Къади Абу Йа’ля, который был ханбалитом, сказал: «Заработок хаджжама не разрешен», и он упомянул, что Ахмад передавал в нескольких местах об этом и сказал: «Если ему что-то дали как оплату без предварительного договора, он может взять это и потратить на кормление своих животных или невольников, или на инструменты торговли, но он не может это потратить на себя. Среди тех, кто придерживался мнения, что заработок хаджжама макруh – ‘Усман, Абу Хурайра, Аль-Хасан и Ан-Наха’и, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал «Оплата хаджжама – зло. Скормите её своему верблюду или невольникам». «Сахих ат-Тирмизи» (1277).
Факт того, что оплата не является харам и разрешена, передается ибн ‘Аббасом, который сказал: «Пророку, صلى الله عليه و سلم, была сделана хиджама, и он дал кое-что тому, кто ему её провел. Если бы это было харам, он бы ему ничего не дал.» Согласно другой версии «…если бы это было зло, он бы ему ничего не дал.» Слова Пророка, صلى الله عليه و سلم, об оплате хаджжама «Накорми этим своих невольников» свидетельствуют о том, что эта прибыль разрешена, потому что не было бы позволительно кормить невольников неразрешенным доходом, так как невольники люди и все, что запрещено свободным людям, запрещено и невольникам. Называть что-либо злом не значит, что это запрещено, так как Пророк, صلى الله عليه و سلم, называл чеснок и лук злом, хотя они разрешены.
Более того, Пророку, صلى الله عليه و سلم, не нравился такой род занятий для свободного человека, так как это работа не подходит свободному человеку. То, что Пророк, صلى الله عليه و سلم, сказал отдать этот заработок своему рабу, показывает нам, что этот заработок разрешен. Запрет употребления его означает, что это макруh, но не харам.» аль-Мугъни (6/133)
Наиболее правильным является то, что это разрешено, но без предварительной договорённости, а Аллаh знает лучше.
Если же человеку нечем отблагодарить, то пусть обращается с мольбами за хаджжама.
Передается от Ибн ‘Умара что посланник АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «…
вознаграждайте того, кто сделает вам добро, а если вы не найдёте того, (чем можно) будет вознаградить его, то обращайтесь к Аллаhу с мольбами за (такого человека), пока не увидите, что вы уже отблагодарили(6) его.» См. Сахихуль джами’ 6021.
О достоинстве тех, кто обновляет сунну
Побуждение к совершению аль-хиджамы в вышеприведенных хадисах указывает на то, что это является сунной. И, поистине, сегодня это является забытой сунной.
Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «
Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128.
‘Абдур-РАХМАН бин Маhди, رحمه الله تعالى, сказал: «Я слышал, как Суфйан сказал: ‘‘
Какой бы хадис до меня ни доходил, я обязательно делал то, о чём в нём говорилось хотя бы раз’’». Ас-Сийар’’, 7/242.
Ахмад бин Ханбаль, رحمه الله تعالى, сказал: «
Какой бы хадис ни довелось мне записать, после этого я всегда поступал сообразно его содержанию. Так, узнав, что после того как посланнику АЛЛАhа, صلى الله عليه و سلم, пустили кровь, он дал Абу Тайбаh динар, я тоже дал цирюльнику динар, когда кровь пустили мне». ‘‘Тартибур-рави’’, 2/144; ‘‘Ас-Сийар’’, 11/213.
Некоторые слабые хадисы о кровопускании
1). Передают, что ‘Аиша, رضي الله عنه, рассказывала: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, купался в четырех случаях: при половом осквернении, в пятницу, после кровопускания и после купания покойника». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. Абу Давуд, 348. [Хадис Слабый. Сказал ибну Абу Хатим в «Аль-‘Илляль», 1/49: Спросил я Абу Зур’а о гъусле «от четырех», на что он сказал «Это недостоверно»]
Также сказал шейх аль-Альбани, что этот хадис слабый. См. «Мишкат аль-Масабих» 542.
2). Передают, что Ибн ‘Умар, رضي الله تعالى عنهما, рассказывал, что Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Все арабы равны друг перед другом, и все неарабы равны друг перед другом, кроме ткачей и тех, кто занимается кровопусканием в лечебных целях». Этот хадис передал аль-Хаким, но имя одного из рассказчиков хадиса неизвестно, и поэтому Абу Хатим назвал хадис неприемлемым. Булюгъуль-Марам, 998. [Хадис выдуманный. Спросил Ибну Абу Хатим своего отца об этом хадисе, на что он ответил: «Это ложь. Нет основы ему». Сказал Ибну ‘Абдуль-БАРР в «ат-Тамhид», 19/165: «Хадис отвергаемый, выдуманный»]
Похожий хадис также передал аль-Баззар со слов Му‘аза ибн Джабаля, да будет доволен им Всевышний Аллаh, но в цепочке его рассказчиков есть отсутствующее звено. Булюгъуль-Марам, 999. [Выдуманный, как и предыдущий]
3). Абу Дауд передал от Абу Бакра, رضي الله عنه, что тот не делал кровопускание по вторникам и говорил: «Посланник Аллаhа, صلى الله عليه و سلم, сказал: «Вторник - это день крови, в этот день есть час, когда кровь не останавливается». Хадис слабый. См. Сильсиляту-д-Да'ифа, 2251.
В заключении я прошу Всевышнего Аллаhа излечить сердца и тела мусульман, простить нам наши грехи и ввести нас в джаннатуль-фирдаус по милости Своей, поистине Он – Прощающий, Милостивый.
Были использованы материалы с разных источников, прошу Всевышнего Аллаhа щедро вознаградить всех, чьи материалы, переводы были использованы.
Сноски:
(1) - Три формы врачевания, упомянутые в данном хадисе, являются одними из основных но, безусловно, далеко не единственными. См. например: Аль-'Аскъаляни А.. «Фатх аль-бари», т.11, с. 282.
(2) - В тексте хадиса применено слово "михджам". Михджам (араб.) - это то, посредством чего делают кровопускание, например, пиявки, специальные медицинские банки или иные приспособления. См.: Аль-Фейруз 'Абадий М., «Аль-къамус аль-мухит», с. 1410.
(3) - В сочетании с другими достоверными хадисами более правильно будет перевести как "не рекомендую". Ученые-богословы говорили, что прижигание допустимо только в случае крайней необходимости, когда другие формы врачевания недоступны, противопоказаны или бездейственны. См.. например: Ибн Къайим аль-Джаузийя, «Ат-тыбб ан-набави», с. 36, см.: в теме «Прижигание».
(4) - В квадратных скобках приводятся цитаты из комментариев Самира аз-Зуhайри к книге «Булюгъуль-Марам».
(5) - Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
(6) - То есть: пока не увидите, что Аллаh внял вашим мольбам и воздал благом человеку, сделавшему вам добро.
Если есть какие-то дополнения, исправления - "
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности..."