Определение термина "тауассуль" в языке и в Коране
Добавлено: 09 мар 2011, 09:59
Значение слова "тауассуль" в арабском языке и в Коране
Слово "тауассуль" - исконно арабское слово , встречающееся в Коране и Сунне, а также в арабской поэзии и прозе. Оно означает "приблежение к цели", "охотное устремление к ней". Ибн аль-Асир в книге "ан-Нихая" сказал : ""Уасиль" означает "желающий" , а "уасиля" - "близость", "посредничество" , "то, благодаря чему можно приблизиться к желаемому" Множественная форма этого слова "уасаиль""
аль-Файразабади в толковом словаре "аль-Камусе" сказал: "Глагол "уассаля" в сочетании с именем Аллаха означает
2совершить поступок , приблежающий к Нему"". ибн Фарис в книге "Муджам аль Макайис" сказал: ""Уасиля" означает "желание", "стремление", а глагол "уассаля"-"желать". "Уасиль" означает "стремящийся к Всемогущему и Великому Аллаху". В таком значение его использовал Лябид в стихе:
"Я вижу , люди незнают цену своим деяниям,
Хотя каждый набожный стремится к Аллаху"
ар-Рагиб аль-Асфахани в книге "аль-Мурфадат" сказал: ""Уасиля" - это стремление приблизиться к чему-либо с большим желанием. Это слово имеет более конкретное значение , чем слово "уасыля", потому что оно включает в себя и желание. Всевышний сказал: "...ищите близости к Нему..." (аль Маида, 35). Искать близости Всевышнему Аллаху означает следовать Его путем , творя добро и поклоняясь Ему. Слово "уасиль" же означает "стремящийся к Всевышнему Аллаху"".
Таким же образом его истолковал имам ибн Джарир, подкрепив свое утверждением словами поэта:
Если клеветники оставят нас в покое ,то мы сблизимся,
И восстановятся наша дружба и близкие отношения.
Слово "уасиля" также используется в значении "высокое положение перед царем", "близость к нему" В одном из хадисов сообщается, что так называется самое высокое меосто в Раю:"Если вы услышите призыв муаззина , то повторяйте то, что он говорит , а затем помолитесь за мое благословение , ибо того , кто помолится за мое благословение один раз , Аллах благославит десять раз. Потом попросите Аллаха одарить меня "уасилей". Так называется место в Раю, которое пологается всего одному из рабов , и надеюсь , что им буду я. И кто попросит для меня "уасилю", тот будет удостоен заступничества." Муслим, Абу Дувуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа.
Совершено ясно , что два последних значения слова "уасиля" очень близки с его изначальным значением , однако они не являются предметом нашего обсуждения в этом иследовании.
Значение слова "уасиля" в Коране.
Упомянутое мной ранее значение слова "тауассуль" является его лексическим значением , и по этому поводу нет никаких разногласий. Таким же образом наши праведные предшественники и выдающиеся комментаторы Корана истолковали два аята, в которых упоминается слово "уасиля" . Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха , ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, - быть моэжет вы преуспеете" (аль Маида, 35) ; " Те, к кому они взывают с мольбами , сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господу надлежит остерегаться" (аль Исра, 57). По поводу первого аята имам ибн Джарир сказал: "О те , которые поверили в слова Аллаха и Его посланника, поверили в обещенное вознагрождение и наказание! Бойтесь Аллаха ,т.е. повинуйтесь приказам Аллаха и не приступайте Его запретов. Ищите близости к Нему , совершая богоугодные дела".
Хафиз ибн Касир передал слова ибн Аббаса о том , что "уасиля" означает "близость". Похожие высказывания он передал со слов Муджахида , абу Уаиля , аль-Хасана, Абдуллаха б. Касира , ас-Суди , ибн Зейда и многих других. Он же передал со слов Катады , что этот аят означает: "Приблежайтесь к Нему , повинуясь Ему и совершая богоугодные дела". После этого ибн Касира сказал: "Между комментаторами нет разногласий по поводу того , что сказали эти имами ... "Уасиля" - это то, благодаря чему можно приблизиться к достижению цели".
Обстоятельства ниспослания второго аята , позволяющий понять его смысл , нам разъяснил славный сподвижник Абдуллах б. Масуд. Он сказал: "Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов , поклонявшихся группе джиннов. Впоследствии эти джинны обратились в Ислам , а люди , которые поклонялись им , даже неведали об этом". Муслим.
Хафиз ибн Хаджар писал: "Люди , которые поклонялись джиннам , продолжали поклоняться им , а джинны не желали этого , потому что к тому времени они уже обратились в Ислам . Они сами искали близости к своему Господу. Таково надежное толкование этого аята". Из этого аята очевидно , что под словом "уасиля" подразумевается то, благодаря чему можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому Аллах сказал, что они ищут близости к Нему , т.е. совеаршают праведные дела , которые приближают их к Всевышнему Аллаху. Этот аят также указывает на удивительный феномен , противоречащий всякому смыслу. Речь идет о том , как некоторые люди поклоняются рабам Аллаха и обращаются к ним с мольбами , трепещут перед ними и надеются на них , тогда как те уже открыто обратились в Ислам и признали себя рабами Аллаха. Они пытаются приблизиться к Нему посредством праведных деяний , которые Он любит и которыми Он доволен. Они надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания.
Аллах подчеркнул безрассудство тех невежд, которые поклонялись джиннам и не желали отказываться от этого , несмотря на то, что джинны всего лишь творения , которые тоже поклоняються Пречистому Аллаху. Они так же слабы и беспомощны , как и люди, которые поклоняються им. Они не способны помочь или навредить даже самим себе . И поэтому Аллах упрекнул язычников за то, что они поклонялись творениям наряду с Ним. Только Всеблагой и Всевышний Господь способен принести вред и пользу. Он один вершит судьбами всех творений и наблюдает за всем сущим.
Источник : Тауассуль (Пути приблежения к Аллаху). Шейх Мухаммад б. Насыруддин аль-Альбани
Слово "тауассуль" - исконно арабское слово , встречающееся в Коране и Сунне, а также в арабской поэзии и прозе. Оно означает "приблежение к цели", "охотное устремление к ней". Ибн аль-Асир в книге "ан-Нихая" сказал : ""Уасиль" означает "желающий" , а "уасиля" - "близость", "посредничество" , "то, благодаря чему можно приблизиться к желаемому" Множественная форма этого слова "уасаиль""
аль-Файразабади в толковом словаре "аль-Камусе" сказал: "Глагол "уассаля" в сочетании с именем Аллаха означает
2совершить поступок , приблежающий к Нему"". ибн Фарис в книге "Муджам аль Макайис" сказал: ""Уасиля" означает "желание", "стремление", а глагол "уассаля"-"желать". "Уасиль" означает "стремящийся к Всемогущему и Великому Аллаху". В таком значение его использовал Лябид в стихе:
"Я вижу , люди незнают цену своим деяниям,
Хотя каждый набожный стремится к Аллаху"
ар-Рагиб аль-Асфахани в книге "аль-Мурфадат" сказал: ""Уасиля" - это стремление приблизиться к чему-либо с большим желанием. Это слово имеет более конкретное значение , чем слово "уасыля", потому что оно включает в себя и желание. Всевышний сказал: "...ищите близости к Нему..." (аль Маида, 35). Искать близости Всевышнему Аллаху означает следовать Его путем , творя добро и поклоняясь Ему. Слово "уасиль" же означает "стремящийся к Всевышнему Аллаху"".
Таким же образом его истолковал имам ибн Джарир, подкрепив свое утверждением словами поэта:
Если клеветники оставят нас в покое ,то мы сблизимся,
И восстановятся наша дружба и близкие отношения.
Слово "уасиля" также используется в значении "высокое положение перед царем", "близость к нему" В одном из хадисов сообщается, что так называется самое высокое меосто в Раю:"Если вы услышите призыв муаззина , то повторяйте то, что он говорит , а затем помолитесь за мое благословение , ибо того , кто помолится за мое благословение один раз , Аллах благославит десять раз. Потом попросите Аллаха одарить меня "уасилей". Так называется место в Раю, которое пологается всего одному из рабов , и надеюсь , что им буду я. И кто попросит для меня "уасилю", тот будет удостоен заступничества." Муслим, Абу Дувуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, ибн Маджа.
Совершено ясно , что два последних значения слова "уасиля" очень близки с его изначальным значением , однако они не являются предметом нашего обсуждения в этом иследовании.
Значение слова "уасиля" в Коране.
Упомянутое мной ранее значение слова "тауассуль" является его лексическим значением , и по этому поводу нет никаких разногласий. Таким же образом наши праведные предшественники и выдающиеся комментаторы Корана истолковали два аята, в которых упоминается слово "уасиля" . Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха , ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, - быть моэжет вы преуспеете" (аль Маида, 35) ; " Те, к кому они взывают с мольбами , сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господу надлежит остерегаться" (аль Исра, 57). По поводу первого аята имам ибн Джарир сказал: "О те , которые поверили в слова Аллаха и Его посланника, поверили в обещенное вознагрождение и наказание! Бойтесь Аллаха ,т.е. повинуйтесь приказам Аллаха и не приступайте Его запретов. Ищите близости к Нему , совершая богоугодные дела".
Хафиз ибн Касир передал слова ибн Аббаса о том , что "уасиля" означает "близость". Похожие высказывания он передал со слов Муджахида , абу Уаиля , аль-Хасана, Абдуллаха б. Касира , ас-Суди , ибн Зейда и многих других. Он же передал со слов Катады , что этот аят означает: "Приблежайтесь к Нему , повинуясь Ему и совершая богоугодные дела". После этого ибн Касира сказал: "Между комментаторами нет разногласий по поводу того , что сказали эти имами ... "Уасиля" - это то, благодаря чему можно приблизиться к достижению цели".
Обстоятельства ниспослания второго аята , позволяющий понять его смысл , нам разъяснил славный сподвижник Абдуллах б. Масуд. Он сказал: "Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов , поклонявшихся группе джиннов. Впоследствии эти джинны обратились в Ислам , а люди , которые поклонялись им , даже неведали об этом". Муслим.
Хафиз ибн Хаджар писал: "Люди , которые поклонялись джиннам , продолжали поклоняться им , а джинны не желали этого , потому что к тому времени они уже обратились в Ислам . Они сами искали близости к своему Господу. Таково надежное толкование этого аята". Из этого аята очевидно , что под словом "уасиля" подразумевается то, благодаря чему можно приблизиться к Всевышнему Аллаху. Поэтому Аллах сказал, что они ищут близости к Нему , т.е. совеаршают праведные дела , которые приближают их к Всевышнему Аллаху. Этот аят также указывает на удивительный феномен , противоречащий всякому смыслу. Речь идет о том , как некоторые люди поклоняются рабам Аллаха и обращаются к ним с мольбами , трепещут перед ними и надеются на них , тогда как те уже открыто обратились в Ислам и признали себя рабами Аллаха. Они пытаются приблизиться к Нему посредством праведных деяний , которые Он любит и которыми Он доволен. Они надеются на милость Аллаха и страшатся Его наказания.
Аллах подчеркнул безрассудство тех невежд, которые поклонялись джиннам и не желали отказываться от этого , несмотря на то, что джинны всего лишь творения , которые тоже поклоняються Пречистому Аллаху. Они так же слабы и беспомощны , как и люди, которые поклоняються им. Они не способны помочь или навредить даже самим себе . И поэтому Аллах упрекнул язычников за то, что они поклонялись творениям наряду с Ним. Только Всеблагой и Всевышний Господь способен принести вред и пользу. Он один вершит судьбами всех творений и наблюдает за всем сущим.
Источник : Тауассуль (Пути приблежения к Аллаху). Шейх Мухаммад б. Насыруддин аль-Альбани