Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Ма шаа Аллах сколько привели устрашающих и побуждающих аятов и хадисов к этому прекрасному качеству призывающего, а именно начинать с себя. Но все же хотелось бы дополнить по теме.
Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Действовать в соответствии с призывом – это качество, которое должно быть в призывающем. Среди качеств, которые также должны присутствовать в нём, - быть примером в том, к чему он
призывает. Он не должен призывать к чему-то, а после оставлять выполнение этого, или запрещать совершать что-то, а после совершать его. Подобное положение – это положение
пропащих людей, прибегаем к Аллаху от подобного. Что же
касается преуспевших верующих, то они призывают к истине, действуют в соответствии с ней, спешат совершать (праведные дела) и отдаляются от того, что запрещают
сами» (Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 1. С. 346).
Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «В соответствии с этикой поведения мусульманина человек, призывающий к совершению одобряемого и запрещающий совершать порицаемое, должен быть первым, кто следует этому призыву и отдаляется от порицаемого» (Шарх рийад ас-салихин. С. 202).
Если кто-то увещевает брата по вере оставить грех, который он сам же совершает, то, несмотря на то, что мусульманину не пристало поступать подобным образом, это не является лицемерием или показухой.
Постоянный комитет по выдачам фетв был спрошен: «Считаюсь ли я лицемером, если я призывают братьев и увещеваю их оставить некоторые грехи, но в то же время сам совершаю их?»
Постоянный комитет ответил: «Вы должны покаяться в
совершенных грехах и (продолжать) увещевать братьев по вере оставить грехи. Не дозволено совершать грехи и оставлять увещевание своих братьев. Таким образом Вы совершите два греха. Вам следует покаяться Аллаху в грехах и увещевать своих братьев. Вы не станете лицемером, но совершаете поступок, который Аллах осуждает и порицает:
ﻳَﺎ ﺃَﻳُّﻬَﺎ ﺍﻟَّﺬِﻳﻦَ ﺁﻣَﻨُﻮﺍ ﻟِﻢَ ﺗَﻘُﻮﻟُﻮﻥَ ﻣَﺎ ﻟَﺎ ﺗَﻔْﻌَﻠُﻮﻥَ * ﻛَﺒُﺮَ ﻣَﻘْﺘًﺎ ﻋِﻨْﺪَ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺃَﻥْ ﺗَﻘُﻮﻟُﻮﺍ ﻣَﺎ ﻟَﺎ ﺗَﻔْﻌَﻠُﻮﻥَ
„О вы, которые
уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Ненавистнее всего Аллаху, когда вы утверждаете то, чего не делаете“ (сура „ас-Сафф“, аяты 2-3).
А также в Своих словах:
ﺃَﺗَﺄْﻣُﺮُﻭﻥَ ﺍﻟﻨَّﺎﺱَ ﺑِﺎﻟْﺒِﺮِّ ﻭَﺗَﻨْﺴَﻮْﻥَ ﺃَﻧْﻔُﺴَﻜُﻢْ ﻭَﺃَﻧْﺘُﻢْ ﺗَﺘْﻠُﻮﻥَ ﺍﻟْﻜِﺘَﺎﺏَ ﺃَﻓَﻠَﺎ ﺗَﻌْﻘِﻠُﻮﻥَ
„Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься?“ (сура „аль-Бакара “, аят 44)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 12. С. 268).
Поэтому, следует
продолжать призывать к совершению одобряемого и отговаривать от совершения порицаемого, а то, что Вы сами совершаете грех, не запрещает Вам отговаривать других от его совершения. Однако Вы должны стараться оставить этот грех, оставить совершение каких бы то ни было грехов.
Шу'айб, мир
ему, сказал:"Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь" (Худ-88).
Повеление благого и совершение его – каждое из них является обязательным, и совершение одного из них не снимает обязательства совершать другое согласно наиболее верному мнению ученых предшествующих и последующих поколений. Некоторые считали, что ослушник не должен запрещать другим (грехи), однако это слабое мнение. Еще более слабым является взятие ими данного аята (в качестве довода), ибо в нем нет доказательства в их пользу. Верным мнением же является то, что знающий повелевает к благу, даже если он не совершает это, и запрещает порицаемое, даже если он сам совершил это.
Малик передал со слов Раби'ы: "Я слышал, как Са'ид ибн Джубайр говорил: "Если бы человек не повелевал благое и не запрещал порицаемое до тех пор, пока в нем (самом) не останется что-либо из (порицаемого), тогда никто не повелевал бы благое и не запрещал бы порицаемое". Малик сказал: "Верно. (Разве есть среди людей) тот, у кого нет ничего (порицаемого)?".
Я призываю в первую очередь себя, а затем уже всех вас, все же не забывать об этом прекрасном качестве и стремиться к этому изо всех сил, и страшиться того чтобы наши слова расходились с нашими делами.
Как говорил Аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах: «Увещевай людей своими поступками, а не своими словами». Он также сказал: «Увещевателем является тот, кто увещевает людей делами, а не словами, и отличается тем, что если хочет повелеть что-нибудь, то начи-нает с себя и первым делает это, а если хочет запретить что-нибудь, то первым прекращает делать это». Ведь если призывающий не будет следовать этому прекрасному качеству, и его слова будут противоречить его делам, то он причинит вред не только самому себе, ибо вполне возможно, что его призыв возымеет обратное действие, ведь в таком случае люди скажут: «Если бы верным было то, к чему он призывает, он, конечно же, первым придерживался этого!»