Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). (Коран, 4:3)
Тафсир шейха А.Саади:
Если вы опасаетесь, что не будете справедливо относиться к осиротевшим девушкам, находящимся под вашим покровительством, если вы боитесь, что не сможете исправно выполнить своих обязанностей перед ними, потому что не питаете к ним любви, то не женитесь на них, а женитесь на тех женщинах, которые придутся вам по душе, которые обладают набожностью, богатством, красотой, знатным происхождением и другими качествами, побуждающими мужчину жениться на них. Выбирайте женщин по своему вкусу, но знайте, что набожность - это самое достойное из качеств. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На женщинах женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Женись на той, которая набожна, или пусть твои руки покроются прахом». Из этого аята следует, что перед бракосочетанием человеку полагается выбрать женщину, которая придется ему по вкусу. Законотворец позволил мужчине посмотреть на женщину, на которой он собирается жениться, чтобы он имел полное представление о своей избраннице. Затем Аллах упомянул о количестве жен, которых дозволено иметь мужчине. При желании он может жениться на двух, трех и даже четырех женщинах, однако ему не разрешается иметь одновременно более четырех жен. В обсуждаемом нами аяте разъясняется то, что дозволено, и богословы единодушны в том, что запрещается иметь одновременно больше жен, чем упомянул Всевышний Аллах. Это предписание связано с тем, что некоторые мужчины не могут удовлетворить свою страсть с одной женщиной. В этом случае им разрешается жениться на второй, третьей и даже четвертой женщине. Четыре жены могут удовлетворить любого мужчину, и если есть мужчины, которые не довольствуются четырьмя женами, то их должно быть крайне мало. Мужчине позволено жениться на нескольких женщинах только тогда, когда он не опасается того, что будет относиться к ним несправедливо, и уверен в том, что будет исправно выполнять свои обязанности перед ними. Если же он опасается того, что не будет относиться ко всем женам одинаково, то он обязан довольствоваться одной женой и невольницами. Довольствуясь ими, мужчина имеет гораздо больше шансов избежать несправедливости. Из этого следует, что если раб имеет возможность совершить дозволенный поступок, который может подтолкнуть его к греху и помешать ему выполнять обязательные предписания, то он не должен совершать его. Он должен держаться подальше от грехов и довольствоваться таким благополучием, потому что это - самое прекрасное из благ, которые могут быть дарованы рабу. Из повеления жениться на женщинах, которые нравятся мужчинам, следует, что верующим не приказано жениться на дурных женщинах. Более того, им запрещено жениться на язычницах и распутницах, поскольку Всевышний Аллах сказал: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Безусловно, верующая невольница лучше язычницы, даже если она понравилась вам» (2:221); «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено» (24:3)
Выводы: Мужчине дозволено брать жен больше одной при условиях:
1. Страх совершить прелюбодеяние.
"Это предписание связано с тем, что некоторые мужчины не могут удовлетворить свою страсть с одной женщиной. В этом случае им разрешается жениться на второй, третьей и даже четвертой женщине. Четыре жены могут удовлетворить любого мужчину, и если есть мужчины, которые не довольствуются четырьмя женами, то их должно быть крайне мало".
2. Уверенность в способности проявлять справедливость к нескольким женам.
"Мужчине позволено жениться на нескольких женщинах только тогда, когда он не опасается того, что будет относиться к ним несправедливо, и уверен в том, что будет исправно выполнять свои обязанности перед ними".
Мужчине запрещено брать жен больше одной при условиях:
1. Неуверенность в способности проявлять справедливость к нескольким женам.
"Если же он опасается того, что не будет относиться ко всем женам одинаково, то он обязан довольствоваться одной женой и невольницами. Довольствуясь ими, мужчина имеет гораздо больше шансов избежать несправедливости. Из этого следует, что если раб имеет возможность совершить дозволенный поступок, который может подтолкнуть его к греху и помешать ему выполнять обязательные предписания, то он не должен совершать его. Он должен держаться подальше от грехов и довольствоваться таким благополучием, потому что это - самое прекрасное из благ, которые могут быть дарованы рабу".
2. Если женщины дурные или, более того, язычницы или распутницы.
"Из повеления жениться на женщинах, которые нравятся мужчинам, следует, что верующим не приказано жениться на дурных женщинах. Более того, им запрещено жениться на язычницах и распутницах".
Если мужчина желает иметь жен больше одной, стремять к этому из-за перечисленных ниже причин, то он тем самым приближается к Аллаху, т.к перечисленные причины Аллах любит, а все то, что любит Аллах является поклонением:
1. Из-за того, что боится совершить запретное - прелюбодеяние, т.е оставляет запретное ради Аллаха, желая Его Довольства.
Никах ради Аллаха - это когда мужчина и женщина женятся с искренним намерением ради Аллаха уберечь себя от греха прелюбодеяния, желания и помыслов о запретном. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Помощь троим, является обязанностью для Аллаха: муджахиду на пути Аллаха; совершившему никах, для сохранения целомудрия; и взявшему в долг, с намерением вернуть!» ат-Тирмизи 1655, Ибн Маджах 2518. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, имам ат-Тирмизи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Взято по ссылке:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=15&t=3556
2. Из-за того, что это является Сунной (Путем) Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Никах ради Аллаха - это никах, который заключается по той причине, что это является Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который запрещал безбрачие и говорил:
«Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто был до вас погубило то, что они поступали сурово в отношении себя. И вы можете найти остаток их в кельях и монастырях». аль-Бухари в “ат-Тарих” 2/97. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 3124.
Анас рассказывал:
"Однажды к домам жен пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху пророк (мир ему и благословение Аллаха). Когда им рассказали об этом, они, очевидно, посчитав, что это не так уж много, сказали: “Как далеко нам до пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. После этого к ним пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который спросил: «Вы говорили то-то и то-то?! Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я соблюдаю пост, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также заключаю никах с женщинами. А тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!»" аль-Бухари 5063.
Взято по ссылке:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=15&t=3556
3. Из-за желая увеличить численность общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Никах ради Аллаха - это никах с намерением создать исламскую семью, увеличить численность общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и воспитать праведных детей! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед общинами (в Судный день)!» Абу Дауд 2050, ан-Насаи 3227. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Ируауль-гъалиль” 1784.
Взято по ссылке:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=15&t=3556
Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании. (Коран, 5:2)
Тафсир шейха А.Саади:
Аллах приказал Своим рабам помогать друг другу в благочестии и богобоязненности. Под благочестием подразумеваются все деяния, которые Аллах любит и которыми Он доволен, совершаемые душой и телом, касающиеся обязанностей человека перед Аллахом и перед людьми. Под богобоязненностью подразумевается отказ от всех поступков, совершаемых душой или телом, которые ненавистны Аллаху или Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Одним словом, мусульманин должен стремиться ко всем качествам, которыми Аллах приказал обладать, и должен избавляться от тех качеств, которых Он приказал избегать. Он должен выполнять эти предписания сам и помогать в этом своим верующим братьям, используя для этого любые слова, способные вдохновить их на благодеяния, и любые соответствующие поступки. Наряду с этим Аллах запретил помогать друг другу в грехе и несправедливости. Под грехом здесь подразумевается ослушание, которое причиняет вред самому человеку, а под несправедливостью - посягательство на жизнь, имущество или честь других людей. Это означает, что раб Божий обязан сам избегать всех грехов и несправедливых поступков и помогать другим поступать так же. Пусть же люди боятся Аллаха, ведь Он сурово наказывает ослушников, нарушающих Его запреты. Пусть они остерегаются запрещенных поступков, дабы их не постигло возмездие как в этом мире, так и в Последней жизни.
Заключение: Препятствие мужчине в том, чтобы он имел больше одной жены, при условиях, дозволяющие ему многоженство - это отказ от помощи ему в благочествии и богобоязненности и помощь в том, что это приведет его к прелюбодеянию и отходу от Сунны.
ПС: Однако не следует понимать, что я вынес хукм в отношении сестер или в отношении их действий, т.е я их нечестивыми не называю и их нежелание не называю большим грехом и т.д. Для этого нужны слова ученых.
Я желал лишь показать условия дозволенности и запретности многоженства, тем самым сделав наставление братьям, напомнив о серьезной ответственности, и желал сделать наставление сестрам, напомнив о том, что надо помогать и мужьям своим в следовании за благим. И в наставлениях я использовал смысловой перевод аятов Корана и перевод тафсира шейха А.Саади.
И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим. (Коран, 51:54)
Тафсир шейха А.Саади:
Наставления бывают двух видов. К одному из них относится обстоятельное разъяснение людям того, о чем они прежде имели лишь общие представления. Аллах наделил человека разумом и подсознательным природным чувством, которые учат его любить добро, ненавидеть зло и отдавать добру предпочтение перед злом. Ниспосланные Аллахом законы гармонируют с разумом и подсознанием человека, и разъяснение этих законов является одним из видов наставления. Для того чтобы такое наставление было более полным и совершенным, проповедник должен разъяснять людям пользу, благо и прелесть одобряемых религией деяний, а также вред и пагубность грехов. Второй вид наставления - это напоминание верующим о том, к чему они невнимательны и небрежны. Мусульмане должны часто напоминать друг другу о своих обязанностях, дабы осознание своего долга укоренилось в их сердцах. Тогда каждый из них будет внимателен к своим словам и поступкам и будет стремиться выполнять все предписания Всевышнего. Благодаря такому наставлению мусульмане становятся деятельны и энергичны, а эти качества непременно помогут им творить добро и всегда двигаться только вверх. Аллах подчеркнул, что наставления и напоминания приносят пользу только верующим, потому что только их сердца преисполнены веры, страха перед наказанием Господа и стремления встать на прямой путь и снискать благоволение Аллаха. Все эти качества обязывают верующих внимать наставлениям и прислушиваться к проповедям. Об этом же говорится в суре «Аль-Аля», где Аллах сказал: «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернется от него самый несчастный» (87:9–11). А что касается тех, кто лишен веры и не хочет прислушиваться к увещеваниям, то ни наставления, ни проповеди не принесут им пользы, так же как и дожди не приносят пользы солончаку. Какое бы знамение ни приходило к этим нечестивцам, они все равно не уверуют, пока воочию не узрят мучительное наказание.
Баракя-Ллаху фикум!