Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат мой
Nuruasiun писал(а):Дорогой брат, прошу вас исследовать достоверность этого сообщения, потому что здесь
http://www.alifta.net/fatawa/fatawachap ... 1&BookID=3 "Ляджна ад-Даима" говорит, что нельзя возводить его до пророка (мир ему и благословение Аллаха), а его текст является мункар, как на это указал (привел очевидные доводы) хафиз аз-Захаби.
Касательно данного хадиса есть два известных мнения среди мухаддисов:
Первое: Он сахих в форме маукъуф /т.е. со слов сподвижника, а в форме марфу', от пророка (мир ему и благословение Аллаха) - он слабый/.
Второе: Он сахих от пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку передатчики, которые возвели хадис в форме марфу', являются надежными.
Шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Машхур называли хадис в форме марфу' достоверным.
А имам аль-Хаким назвал достоверным версию маукъуф, и шейх Мукъбиль ибн Хади в своей книге "Хадисы, имеющие недостаток, но внешне кажущиеся достоверными" (стр. 271) склонился к мнению, что правильным является то, что этот хадис маукъуф, а не марфу'.
Версию этого хадиса от сподвижника Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) приводят Ибн Аби Шейба 18028 и Ибн Джарир ат-Табари в тафсире (8566), и шейх Са'д аш-Шасри назвал его достоверным.
См. "Тахридж аль-Мусаннаф" 9/474.
А что касается авторитетных и признанных мухаддисов, которые назвали бы этот хадис недостоверным в обоих случаях (как маукуф, так и марфу'), то мне не удалось таковых найти.
Что же касается мнения имама аз-Захаби, то он не делал каких-то разъяснений на счет недостоверности этого хадиса. Он высказался о нём в примечании к сборнику "аль-Мустадрак" аль-Хакима, и там он согласился со словами аль-Хакима, что хадис сахих в форме маукъуф, т.е. от сподвижника. А в сокращении сборника "ас-Сунан аль-кубра" аль-Байхакъи, которую аз-Захаби назвал "аль-Мухаззаб" касательно версии, которая передаётся в форме марфу' (от пророка), он сказал:
"Несмотря на наличие в нём накары, иснад его чистый".
См. "аль-Мухаззаб фи ихтисар ас-Сунан аль-кабир" 8/4149.
Т.е. претензии он не имел к иснаду, а имел к тексту хадиса.
Кстати, это самое жесткое, что было сказано касательно этого хадиса.
Но следует отметить, что этот хадис в форме марфу' приводил имам ат-Тахауи в своей книге "Шарх мушкиль аль-асар" (3/216), и он не высказал никакого возражения касательно его смысла. А известно, что в этой книге ат-Тахауи собрал хадисы, которые считал достоверными, внешне казавшиеся противоречащими друг другу или противоречащими различным положениям, значение которых он пояснял.
В любом случае, как минимум, данный хадис является достоверным от сахаба - Абу Мусы, а затем встаёт вопрос: "Являются ли эти слова иджтихадом от сподвижника или же эти его слова имеют хукм марфу'? Ведь сподвижники не имели обыкновения говорить от имени Аллаха, а в данном случае он утверждает, что от этих категорий людей Аллах не принимает ду'а. Мог ли он говорить такое на основании своего иджтихада или же сказал так, потому что услышал такое от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?"
Как бы то ни было, те из обладателей знания, кто посчитал этот хадис достоверным в форме марфу', дали этому хадису соответствующее пояснение.
К тому же посчитали этот хадис достоверным не самые последние люди в науке хадисоведения.
Аллаху а'лям