Валейкум ассалам!
РЕШЕНИЕ ПО ВОПРОСУ О ДЕМОНСТРАЦИЯХ
Ответы шейха Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База,
да помилует его Аллах
В феврале 1992 г. (шабан 1412 г.х.) в Джидде шейху был задан следующий вопрос: «Можно ли считать демонстрации против правителей с участием мужчин и женщин средством исламского призыва и можно ли считать шахидом или шедшим по пути Аллаха того, кто погиб во время такой демонстрации?»
Ответ: «Я не считаю демонстрации с участием мужчин и женщин подходящим средством решения каких-либо проблем, напротив, я рассматриваю их как причину смут, зла, возбуждения ненависти в одних людях и нарушения прав других. Шариатскими методами являются переписка, добрые наставления и призывы к благу, осуществляемые в соответствии с шариатом. Суть этих методов разъяснили богословы, сподвижники пророка, мир ему и благословение Аллаха, и те, кто последовал за ними с чистыми сердцами, а состоят они, как уже было сказано, в переписке, беседах и поддержании связей с правителями без объявлений с минбаров о том, что правитель сделал то-то и по его вине случилось то-то, за помощью же следует обращаться к Аллаху».
Отвечая шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику, шейх Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз сказал: «На 31-й и 32-й страницах своей книги «Главы о шариатском правлении» вы упоминаете о том, что демонстрации использовались пророком, мир ему и благословение Аллаха, в качестве средства исламского призыва, однако никакие указания на это мне неизвестны и поэтому я прошу сообщить, кто упоминает об этом и в какой книге вы это нашли?
Если никаких примеров этого в сунне нет, вам следует отказаться от своих слов, я же не знаю ни одного хадиса или иного источника, который указывал бы на это. Поскольку известно, какой вред приносят демонстрации, то даже если бы и существовало достоверное указание на это, следует полностью разъяснять, что именно было сказано, чтобы люди, распространяющие нечестие, не устраивали демонстраций в своих целях.
Молим Аллаха о том, чтобы Он наделил нас с вами полезным знанием, сделал праведными наши сердца и все наши дела и причислил нас к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.
«От Абд аль-Азиза бин Абдуллаха Ибн База шейху Абд ар-Рахману Абд аль-Халику.
Да поможет вам Аллах совершать то, что Ему угодно, и да окажет Он вашими руками помощь Своей религии, амин.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.
Я получил вашу книгу и был весьма рад узнать о том, что вы согласны с моими рекомендациями. Молю Аллаха о том, чтобы Он оказывал вам содействие в еще большей степени, и причислил нас с вами к тем, кто следует правильным путем и ведет им других.
Я ознакомился с тем, что вы пишете относительно демонстраций, и мне стало ясно, что сообщение в том виде, в каком приводите его вы, относится к категории слабых. Дело в том, что одним из его передатчиков является Исхак бин Абу Фарва, сообщения которого не могут использоваться в качестве шариатских доводов. Однако даже если бы это сообщение и было достоверным, следует помнить о том, что в нем говорится о самом раннем периоде истории Ислама, когда мусульмане еще не переселились в Медину, а шариат еще не сформировался окончательно.
Между тем известно, что в вопросах, касающихся побуждения и запретов, равно как и прочих религиозных дел, основываться следует на положениях шариата, который сложился уже после переселения в Медину. Что же касается пятничных и праздничных, а также прочих молитв наподобие молитв, проводимых в связи с солнечными затмениями, или молений о ниспослании дождя, к которым мог призывать пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, то все это относится к числу мусульманских религиозных обрядов и не имеет никакого отношения к проведению демонстраций.
Молю Аллаха о том, чтобы Он даровал нам, вам и всем нашим братьям еще больше полезного знания, сделал праведными наши сердца и все наши дела и уберег нас, вас и всех мусульман вообще от заблуждений, связанных со смутами, и наущений шайтана. Поистине, лучше всего обращаться просьбами к Аллаху.
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения».
Из книги: "ОТВЕТЫ МУСУЛЬМАНСКИХ БОГОСЛОВОВ НА ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ"
Спросили шейха ‘Убайда аль-Дабри: «Являются ли
демонстрации и игътиялят как в исламских, так и в кафирских странах, способом улучшения положения исламской уммы?»
Шейх ответил:
“Суннит должен стремиться исправить положение к лучшему в соответствии с шариатскими текстами и в соответствии с тем, чем обязывает шариат. А из повелений шариата, проявление искренности по отношению правителям мусульман и обращение к нему с наставлениями, призыв людей к подчинению ему и возвращение к нему отвратившихся от него сердец, повелевать к одобряемому и запрещать порицаемое. А что касается приверженцев нововведений и потворствующих своим страстям, то они озабочены лишь изменением существующего положения и его разрушением, что является деянием хариджитов, плодом которого становятся кровопролитие, насилие, разграбление, бесчестие, распространение анархии, потеря безопасности и разобщенность. Сунна – это милость Аллаха, обращенная Его творениям, и не исправятся дела рабов и городов, кроме как посредством Сунны! Как это говорил Уахб, да помилует его Аллах. Каждый раз, покидая собрание, он говорил своим друзьям в числе которых был имам Малик, который и передает эти слова: “Знайте, что последние поколения этой общины исправит только то, что исправило первое поколение мусульман”. Асбагъ спросил Малика: “Что он хотел этим сказать?” Малик сказал: «Он имел в виду религию, которая была в первоначальном виде или же богобоязненность». Это первое.
Во-вторых, призыв “ахлю-Ссунна уаль-джама’а”, они же “саляфиты” они же “аль-фиркъа ан-наджия” они же “ат-таифа аль-мансура” они же и “ахль аль-асар”, основан на мягкости и доброте, хорошей политике и они ведут призыв с мудростью и наилучшим способом. А в демонстрациях и игътиялятах отсутствует это, наоборот они представляют собой суровость и насилие. Игътиялят, деяние из деяний хариджитов и сабеев, которые были до них и прочих из числа потворщиков своим страстям. Больше того, это деяние кафиров!”
Спросили шейха Салиха ибн ‘Али аль-Гъисуана: «В течение двух последних лет мы слышим, как некоторые люди, занимающиеся исламским призывом, постоянно говорят о средствах, которые необходимо использовать в деле призыва, и порицании отвергаемого, относя к числу таких средств
демонстрации, шествия и убийства (игтияль), называя все это исламским джихадом. Мы просим вас ответить на два вопроса: 1) Можно ли считать все вышеупомянутое шариатскими средствами или же это относится к числу достойных порицания нововведений и запретных средств? 2) Как шариат предписывает поступать с теми, кто призывает к подобным действиям и пропагандирует их?»
Шейх ответил:
“Известно, что побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, призыв к Аллаху и указание людям правильного пути относятся к числу основ религии Аллаха, однако Аллах Всевышний сказал: «Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними спор наилучшими средствами. Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с Его пути, и Он лучше всех знает о следующих прямым путем» (ан-Нахль, 125).
Направляя же Мусу и Харуна к фараону, Аллах велел им: «...и говорите с ним мягко, чтобы он одумался или устрашился» (Та ха, 44).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) пришел к людям с мудростью и велел призывающим к исламу осуществлять свой призыв, руководствуясь мудростью и проявляя терпение. Кроме того, в Коране сказано: «Клянусь временем послеполуденным, поистине, (окажется) человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные дела, и побуждали друг друга (держаться) истины , и побуждали друг друга проявлять терпение» (аль-‘Аср, 1-3).
Таким образом, человеку, который призывает людей к Аллаху, побуждает их к одобряемому и старается удержать от порицаемого, необходимо проявлять терпение и надеяться на награду Аллаха. Кроме того, он должен уметь сносить то неприятное, что он может услышать и с чем может столкнуться на пути своего призыва. Если же говорить о тех, кто обращается с людьми грубо или наносит им обиды (да упасет нас от этого Аллах!), или стремится к дезорганизации, или старается привести людей к конфликтам и разобщению, то все это относится к числу дел шайтана и лежит в основе призыва хариджитов. Они выражали порицание отвергаемому с помощью оружия, а если что-либо противоречило их воззрениям, то не останавливались перед кровопролитием, обвинениями людей в неверии и тому подобными делами. Разница между призывом, который осуществляли сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) и наши праведные предшественники, а также призывом хариджитов и тех, кто следовал их примеру, состоит в том, что сподвижники осуществляли призыв с помощью мудрости, увещевания и разъяснения истины, проявляя терпение, и надеялись на награду Аллаха. Хариджиты же сражались с людьми, проливали их кровь, обвиняли их в неверии и вносили разногласия между мусульманами, что относится к числу отвратительных дел и порицаемых нововведений.
Следует сторониться призывающих к подобным вещам, и не доверять им, ибо такие люди послужили причиной разобщения мусульман, за что их ждет отмщение и наказание Аллаха, да упасет нас от этого Аллах! А если бы мусульмане сплотились в стремлении к благу и были едины, они, несомненно, достигли бы высокого положения и пользовались уважением.
Когда мусульмане разделяются на партии и группы, между ними возникают противоречия и к ним находят путь враги, вышедшие из их же среды. Этим порочным путем следуют приверженцы нововведений, а первыми встали на него люди, которые посеяли рознь среди мусульман и стали сражаться с халифом ‘Али ибн Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, и поддерживавшими его сподвижниками. Они сражались с Али, желая улучшений, но на самом деле послужили причиной разложения, нововведений и раскола, ибо это они привели мусульман к разобщению и ослабили их. То же самое касается и каждого из тех, кто повторяет их слова, разделяя и пропагандируя их взгляды. Такой человек придерживается порочных воззрений и от него следует держаться подальше, поскольку он причиняет вред своей общине, своим товарищам и всем тем, с кем он общается. На самом деле мусульманин должен заниматься созидательной деятельностью, побуждать и стремиться только к благому, говорить слова истины, призывать к Исламу, используя наилучшие доводы и проявляя мягкость. Ему следует придерживаться хорошего мнения о своих братьях и помнить, что совершенства достичь трудно, и что защищенным от совершения грехов был только пророк (мир ему и благословение Аллаха). Следует помнить и о том, что если те, против кого выступают эти люди, будь то правители, официальные лица или кто-нибудь еще, исчезнут, на смену им придут те, кто окажется еще хуже, ибо какое бы время ни настало, на смену ему приходят только худшие времена. Заблудшим является тот, кто ждет от людей совершенства или хочет добиться того, чтобы они не допускали ошибок и не совершали ничего дурного. Такие люди являются наследниками хариджитов, которые привели мусульман к расколу и причинили им много вреда, а подобные цели преследовали противники приверженцев сунны и согласия из числа рафидитов, хариджитов, му’тазилитов и прочих злонамеренных лиц и сторонников нововведений”.
См. “Фатауа аль-аимма фи-ннауазиль мудляхимма” 103.
http://asar-forum.com/viewtopic.php?p=11#p11