Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть ночи

Ответить
Аватара пользователя
ADamir
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 22:13

Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть ночи

Сообщение ADamir »

Ас-саляму алейкум! Меня интересует хадис о том, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо каждую третью часть ночи и обращается к Своим рабам...
В каком сборнике этот хадис можно найти на русском языке? Искал в Бухари, Сады праведных, 40 хадисов - нет результатов. Пожалуйста подскажите или напишите полный текст хадиса на русском языке! Джазакуму Ллаху хайран!
Abu Samira
Сообщения: 163
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение Abu Samira »

قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَنْزِلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ
اللَّيْلِ الآخِرُ يَقُولُ مَنْ يَدْعُونِى فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِى فَأُعْطِيَهُ مَنْ يَسْتَغْفِرُنِى فَأَغْفِرَ لَهُ

صحيح البخاري: 1145


«С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”»

Хадис в сборниках у аль-Бухари (1145) и Муслима (785) Текст переведенного хадиса принадлежит аль-Бухари.

А это то, что приводится в сборнике у Муслима, с некоторыми другим версиями этого хадиса:

(24) باب الترغيب في الدعاء والذكر في آخر الليل والإجابة فيه
168 - (758) حدثنا يحيى بن يحيى. قال: قرأت على مالك عن ابن شهاب، عن أبي عبدالله الأغر. وعن أبي سلمة بن عبدالرحمن عن أبي هريرة؛ أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال:
"ينزل ربنا تبارك وتعالى كل ليلة إلى السماء الدنيا. حين يبقى ثلث الليل الآخر. فيقول: من يدعوني فأستجيب له ومن يسألني فأعطيه ومن يستغفرني فأغفر له".
169 - (758) وحدثنا قتيبة بن سعيد. حدثنا يعقوب (وهو ابن عبدالرحمن القاري) عن سهيل بن أبي صالح، عن أبيه، عن أبي هريرة، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال:
"ينزل الله إلى السماء الدنيا كل ليلة. حين يمضي ثلث الليل الأول. فيقول: أنا الملك. أنا الملك. من ذا الذي يدعوني فأستجيب له من ذا الذي يسألني فأعطيه من ذا الذي يستغفرني فأغفر له فلا يزال كذلك حتى يضيء الفجر".
170 - (758) حدثنا إسحاق بن منصور. أخبرنا أبو المغيرة. حدثنا الأوزاعي. حدثنا يحيى. حدثنا أبو سلمة بن عبدالرحمن عن أبي هريرة. قال:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم "إذا مضى شطر الليل، أو ثلثاه، ينزل الله تبارك وتعالى إلى السماء الدنيا. فيقول: هل من سائل يعطي هل من داع يستجاب له هل من مستغفر يغفر له حتى ينفجر الصبح".
171 - (758) حدثني حجاج بن الشاعر. حدثنا محاضر أبو المورع. حدثنا سعد بن سعيد. قال:
أخبرني ابن مرجانة. قال: سمعت أبا هريرة يقول: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم "ينزل الله في السماء الدنيا لشطر الليل، أو لثلث الليل الآخر، فيقول: من يدعوني فأستجيب له أو يسألني فأعطيه ثم يقول: من يقرض غير عديم ولا ظلوم".
(قال مسلم) ابن مرجانة هو سعيد بن عبدالله. ومرجانة أمه.
172 - (758) حدثنا عثمان وأبو بكر ابنا أبي شيبة وإسحاق بن إبراهيم الحنظلي (واللفظ لابني أبي شيبة) (قال إسحاق: أخبرنا. وقال الآخران: حدثنا جرير) عن منصور، عن أبي إسحاق، عن الأغر أبي مسلم. يرويه عن أبي سعيد وأبي هريرة. قالا:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم "إن الله يمهل. حتى إذا ذهب ثلث الليل نزل إلى السماء الدنيا. فيقول: هل من مستغفر هل من تائب هل من سائل هل من داع حتى ينفجر الفجر".
(758) وحدثناه محمد بن المثنى وابن بشار. قالا: حدثنا محمد بن جعفر. حدثنا شعبة عن أبي إسحاق، بهذا الإسناد. غير أن حديث منصور أتم وأكثر
.

nik
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 20:04

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение nik »

Аллах превыше того, чтобы спускаться, ибо Он (хвала Ему и велик Он!) не имеет места, времени положения.
Спускаться , т.е. совершать харакат (движение) может только тварение ибо любое движение происходит во времени, но Аллах создатель времени, места и движения.
Эти хадисы.... мягко говоря...Исраилияйт
Hamza
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:53

Сообщение Hamza »

nik писал(а):
Эти хадисы.... мягко говоря...Исраилияйт
Серьезно?! Я удивляюсь таким умникам, как ты. Исраилият видите ли он говорит. Ты хоть бойся на Аллаха ложь возводить и пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обвинять в том, что он передавал исраилияты! А эти хадисы у аль-Бухари со слов сподвижников и самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) кто еще кроме такого умника как ты считал исраилиятами?!
Как все просто оказывается у аш'аритов и прочих философов, все аяты и хадисы не состыковывающиеся с их мозгами, покрытыми наджасой, как говорил шейх Шанкыти, они искажают и истолковывают не в соответствии с их явным смыслом, а те хадисы что не поддаются искажению никак, они считают ложными или из числа исраилиятов.
Нижайший раб Аллаха
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 15:33

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение Нижайший раб Аллаха »

Субхан Аллах! Вот лицемерие ашьаритов и матуридитов показалось! Этот мискин nik до такой степени набрался духом что допускает того что Имамы Аль-Бухари и Муслим могли в своих сахихах передавать ложные истории от исраилитян!!
direktor13
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 06 янв 2009, 12:37

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение direktor13 »

Этот пользователь - nik наверное один из "Кошек" (кошками мы мусульмане из определенной местоности Дагестана называем суфистов,т.к. один из мюридов выступая перед своими заблудшими говорил: "еслиб я был кошкой, то подошел бы к Саиду эфенди, чтоб он хоть раз меня по голове погладил бы" - ужас пророка чуть ли из него не сделали). У суфистов бытует представление, что Аллах это есть все что на небесах и земле, или же ВСЕ это и есть Аллах,и даже творения это Аллах(да простит меня Аллах даже за то, что я это написал!), как писал в своей книге один мусульманин: "неужели они допускают в таком случае, что даже человеческие отходы, или же собаки и т.д. является Аллахом(да простит меня Аллах за такую смелость написать такое!). Я боюсь того, что не просвященные мусульмане прочитают его текст и примут это за истину.
Fisa
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 10 май 2010, 02:10

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение Fisa »

Ассаламу алейкум варах1матуллаhи ва баракатуhу. Этот человек высказался от своего имени. И он никто чтоб связывать его с ашаритами никто из них такое не говорит. Хадис достоверный в чем нет сомнений. Аллаhу присущи все достоинства и Он чист от всех недостатков. Ашариты лишь отрицают подобие. Как сказал Абу Джа'фар ат Тахави в своей акыде: кто описал Аллаhа смыслом из смыслов творений совершил неверие. То есть смысл а не форма- а смысл указывает на подобие то есть спускаться итд хотя как вы говорите это абсолютно не подобно. Лишь за это мы и стоим полное очищение Аллаhа и мы не отрицаем ни одного слова или буквы из Къур'ана. У Аллаhа есть йад Ваджх 'айн и не отрицаем это просто например при переводе на русский итп смысл указывает на подобие. А в некоторых аятах толкуется аллегорически как это делали саляфы и халяфы. Наприме Аят явма юкшафу 'ан сакъ (день когда будет раскрыта голень) Толкуется как тяжесть для не верных как сказал ат Табари в своем тафсире, что джамаа из аhлю та'виль ИЗ числа сахаба и табиин в частности ибн 'Аббас сказали так. Или на счет аята 'все исчезнет кроме Лика Аллаhа' Бухари сказал сказал имеется в виду сущность или власть.

и такой вопрос почему мои сообщения не доходят месяц назад то что писал даже не дошло? Баракаллаhу фикум.
Аватара пользователя
Abu Abdullah al-Athary
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 29 апр 2010, 02:43
Откуда: الداغستاني

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение Abu Abdullah al-Athary »

Wа 'алейкуму ссалям wа рах|мату Ллаhи wа баракятуh! Уа фик! Fisa, ты не случаем не абу 'Али?
Лишь за это мы и стоим полное очищение Аллаhа и мы не отрицаем ни одного слова или буквы из Къур'ана. У Аллаhа есть йад Ваджх 'айн и не отрицаем это просто например при переводе на русский итп смысл указывает на подобие.

Где это при переводе на русский смысл УКАЗЫВАЕТ НА ПОДОБИЕ? У вас фантазиометр явно зашкаливает)
По вашему Аллах говорит то, что на самом деле не то... Для чего??? Откуда взято это? Разве Аллах об этом поведал? Или Его посланник, cалля Ллаhу 'алейхи уа саллям? Кто из саляфов такое делал?
А ответ на многое из твоих слов братья давали тут http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=3 ... 0%BD%D1%8C уже очень давно. Да воздаст им Аллах благом!
Немного оттуда процитирую:
A'mash »
Даже если принять во внимание тафсир Ибн Аббаса этого аята, то есть другое ясное и недвусмысленное указание на такое качество Всевышнего, как голень.
Абу Са'ида аль-Худри рассказывал, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Господь наш обнажит Свою голень, и склонятся в земном поклоне перед Ним все верующие мужчины и женщины, а каждый из тех, кто в мире этом совершал земные поклоны напоказ или ради доброй славы, останется, и каждый из них захочет склониться, но хребет его превратится в единую кость (и он не сможет сделать саджда)». аль-Бухари 4919.
В этом хадисе сказано не просто голень (сакъ), а сказано: "Сакъихи" (Свою голень), так пусть же аш'ариты попытаются исказить это!
В яблочко!!
А к братьям просьба, если будет время, насчет толкования ибн Аббаса к этому айату разъяснить более обширно, чем в лекции Рината, там все равно как-то вкратце об этом и людям в ответ его слова ведь не приведешь. Ринат говорит о том, что сам пророк, cалля Ллаhу 'алейхи уа саллям, этот айат толковал и об этом говорили сахабы и противоречили в этом ибн Аббасу который толковал его исходя из чисто арабского языка (тут брат говорит примерно: "ведь сам ибн Аббас подтверждал что у Аллаха есть голень, но в этом айате толковал чисто из языка, не зная что посланник Аллаха, cалля Ллаhу 'алейхи уа саллям, толковал иначе")
Так до ибн Аббаса донесли как пророк, cалля Ллаhу 'алейхи уа саллям, толковал? И у меня вопрос такой (не по этой теме), если бы пророк, cалля Ллаhу 'алейхи уа саллям, не истолковал, то чье мнение сильнее было бы, ибн Аббаса как лучшего знатока куръана, или большинства сахабов?
Баракя Ллаху фикум!
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение sultan »

nik писал(а):Аллах превыше того, чтобы спускаться, ибо Он (хвала Ему и велик Он!) не имеет места, времени положения.
Спускаться , т.е. совершать харакат (движение) может только тварение ибо любое движение происходит во времени, но Аллах создатель времени, места и движения.
Эти хадисы.... мягко говоря...Исраилияйт

Ас саламу алейкум ва рахматулЛахи ва Баракатуху.

Спросили у Ибн Усеймина, да возвысит степенью его Аллах: «Известно, что Земля крутится вокруг Солнца. Но ведь Аллах снисходит каждую оставшуюся третью часть ночи на нижнее небо. Тогда получается, что Он всегда на нем находится?»

Ответил Шейх, да смилуется над ним Аллах: « Мы обязаны верить в то, что поведал нам Аллах непосрественно в Его Книге или в словах Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без искажения букв, отрицания, сравнения и уподобления.

1.Искажения букв в тексте.
2.Отрицания в убеждених.
3.Сравнения относительно Атрибутов.
4.Уподобления также относительно Атрибутов, т.к. уподобление более конкретное, чем сравнение.

Мы обязаны избегать этих четырех вещей и не задавать таких вопросов, на подобии — «почему» и «как», не размышляя так об Атрибутах Аллаха. И это является путем праведных предков (салафов), да смилуется Аллах над всеми ими.

Однажды к Имаму Малику, да смилуется над ним Аллах, пришел один человек и задал ему следующий вопрос: «О Абу Абдуллах, Аллах Сказал: «Милосердный утвердился на Троне». А как Он утвердился? Малик же ответил: «Утверждения — известно, но как — недоступно для разума, вера в это — обязательна, а вопрос об этом — нововведение. И я вижу тебя нововведенцем».

Задавшему вопрос человеку мы дадим следующий ответ: мы убеждены, что Аллах спускается каждую оставшуюся треть ночи на нижнее небо и после этой трети заканчивается снисхождиние. Однако мы ничего не знаем по поводу самого характера снисхождения, как снисходит Аллах, ведь Его Качества и Атрибуты не такие, как у нас. Мы только говорим: мы услышали про это, уверовали, последовали за верой, подчинились. Таким будет наш ответ».
Аватара пользователя
Muhammad Shishani
Сообщения: 498
Зарегистрирован: 24 авг 2008, 03:36

“Земля ведь круглая… и как же Он снисходит”?

Сообщение Muhammad Shishani »

“Земля ведь круглая… и как же Он снисходит”?

Вопрос:
Известно, что каждую третью часть ночи, Аллах Всевышний Снисходит на ближайшее небо. Но как такое возможно, ведь на определенных участках поверхности земли, постоянно бывает третья часть ночи? Получается что Аллах, постоянно Снисходит на ближайшее небо?

Ответ:
Аллах Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». Снисхождение Аллаха Всевышнего, не подобно снисхождению творений, Его Снисхождение подобает только Ему Единственному. Таким же образом будет ответ во всем, чем Он Себя описал.
Подобные мысли являются производными от полного невежества в отношении Аллаха Всевышнего и того, что присуще Ему, т.к. основой их происхождения, является уподобление Творца, творениям. Этот невежда размышляя, изначально посчитал, что снисхождение любого творения обязательно имеет подобное описание и вытекающие выводы, после чего сделал все это обязательным к Снисхождению Аллаха Всевышнего, да пребудет Он Пречист от того, что Ему приписывают невежды.
Основой веры (имана), является знание того, что все обязательно вытекающие из качеств творений выводы, не являются обязательными в отношении Качеств и Атрибутов Аллаха, в виду абсолютной разницы между Творцом и творениями.
Аллах Всевышний за один час поговорит со всеми Своими созданиями и рассчитает их. Он в одно и тоже время Слышит просьбы всех Своих творений и отвечает на них. Ни что не отвлекает Его и ни какое дело не занимает Его от другого, в отличии от немощных творений. Таким же образом мы скажем и о Его Снисхождении: «Для тех людей, которых покрыла третья часть ночи, Аллах Всевышний является Снисходящим к ближайшему небу, что нельзя сказать в отношении тех людей, у кого этот период ночи еще не наступил или уже прошел. И все это без познания вида или образа этого Снисхождения»[1].

Сказал Имам, Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 г.), да смилуется над ним Аллах:

قال ابن رجب رحمه الله: (وقد اعترض بعض من كان يعرف هذا على حديث النزول ثلث الليل الآخر، وقال: ثلث الليل يختلف باختلاف البلدان ،فلا يمكن أن يكون النزول في وقت معين. ومعلوم بالضرورة من دين الإسلام قبح هذا الاعتراض، وأن الرسول صلى الله عليه وسلم أو خلفاءه الراشدين لو سمعوا من يعترض به لما ناظروه بل بادروا إلى عقوبته وإلحاقه بزمرة المخالفين المنافقين المكذبين.) فضل علم السلف على علم الخلف ص48

«…Некоторые из познавших это \явление\, стали возражать хадису о Снисхождении \Аллаха\ в третью часть ночи, сказав: «\Период\ третьей части ночи, отличается от различия местности \на земле\. Поэтому невозможно чтоб «снисхождение» происходило в определенное время». Как обязательно всем должно быть известно из религии Ислам, подобные возражения являются отвратительны \и абсолютно не приемлемы\! Если бы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его праведные халифы, услышали бы подобные возражения, то они даже не стали бы вступать в дискуссию с возразившим, а посчитали бы необходимым наказать его и причисли бы его к числу противников и лицемеров, объявивших Истину ложью». См. Книгу «Фадль ильм ас-Салаф аля ильм аль-Халаф», стр. 48.

Из этого источника с небольшими пояснениями.

_________________________________________________________________________________
[1] Так как это описание Аллаха, а оно ни коим образом не похоже на описание творений.

http://www.tawhid.ru/1598
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение Aleesh »

nik писал(а):Аллах превыше того, чтобы спускаться, ибо Он (хвала Ему и велик Он!) не имеет места, времени положения.
Спускаться , т.е. совершать харакат (движение) может только тварение ибо любое движение происходит во времени, но Аллах создатель времени, места и движения.
Передал Имам Аль-Бухари, что сказал великий табии табиин Фудейл Ибн Йад:

«إذا قال لك جهمي أنا أكفر برب يزول عن مكانه: فقل أنا أؤمن برب يفعل ما يشاء

«Если скажет тебе джахмит: "Я не верю в Господа, который спускается со своего места (т.е. на ближнее небо в последнюю треть ночи)", - то ответь: "Я верю в Господа, который делает то, что пожелает".

(см. «Хальк Афалиль Ибад» Аль-Бухари, с. 36)
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение salyafit_07 »

Не умничай | Абу Яхья Крымский
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Хадис: Аллах спускается на нижнее небо в третью часть но

Сообщение salyafit_07 »

Убеждения последователей хадиса относительно Нисхождения Аллаха и Его Пришествия
ИСТОЧНИК
ТУТ
Сказал имам Абу 'Усман ас-Сабуни:
Последователи хадиса решительно утверждают, что каждую ночь Аллах, Пречист Он и Возвышен, нисходит на ближайшее небо, и они утверждают, что Его нисхождение не подобно тому, как это делают Его творения и не похоже на это. Они не представляют это в каком-либо образе, а лишь утверждают то, что говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и ограничиваются этим. Они воспринимают достоверные хадисы о нисхождении Аллаха в их очевидном смысле, именно так, как об этом сказано в них, а полное знание об этом они возвращают Всевышнему.
Наряду с этим они также утверждают для Аллаха атрибут пришествия, упоминание которого содержится в Его словах: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?» (аль-Бакъара 2: 210).
«И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22).
В послании шейха Абу Бакра аль-Исма’или к жителям Джиляна, я читал: «Воистину, Аллах нисходит на ближайшее небо, как об этом повествуется в достоверных сообщениях от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено?», а также Он сказал: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами». Мы верим во все это, в буквальном смысле без вопросов «как?». И если бы Всевышний пожелал нам разъяснить образ этого, то обязательно бы это сделал. Мы же считаем, что необходимо ограничиться тем, о чем Он сказал в ясном виде, а от того, что нам неясно воздержаться. Ведь именно так нам и было велено поступать. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али ‘Имран 3: 7).
Исхакъ ибн Ибрахим аль-Ханзали рассказывал: «Однажды амир ‘Абдуллах ибн Тахир сказал мне: «О Абу Я’куб, я хотел спросить тебя о том хадисе, который ты приводишь от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждую ночь наш Господь нисходит на ближайшее небо…» Как же Он нисходит? И я ответил: «О повелитель, да наделит Аллах тебя силой и мощью! Относительно Господа не спрашивается «как»! Он просто нисходит без вопросов «как?»[1]
Мухаммад ибн Салям сказал: «Однажды я спросил ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака о нисхождении Аллаха ночью в середине месяца Ша’бан. На что он ответил мне: «О слабак! Он нисходит каждую ночь!» Тогда какой-то мужчина спросил его: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, как он нисходит? Разве какое-либо место сокрыто от Него?» Ибн аль-Мубарак ответил: «Он нисходит так, как пожелает». А в другой версии этого сообщения ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак ответил этому человеку так: «Если до тебя дошел хадис от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то ты просто покорись ему».
Сообщается от Ахмада ибн Са’ида ибн Ибрахима Абу ‘Абдуллаха ар-Рибаты, сказавшего: «Однажды я находился в собрании у амира ‘Абдуллаха ибн Тахира, где также присутствовал Исхакъ ибн Ибрахим ар-Рахауайх, которого спросили о хадисе про нисхождение Аллаха, достоверен ли он? И он ответил: «Да, он достоверный». Тогда некоторые военачальники амира, присутствовавшие там, спросили: «О Абу Я’куб, ты что же заявляешь, что Аллах нисходит на ближайшее небо каждую ночь?!» Он ответил: «Да». Они спросили: «Как же Он это делает?» Исхакъ сказал: «Чтобы я описал вам нисхождение, сначала признайте за Ним нахождение вверху». Кто-то сказал: «Я признаю это». Тогда Исхакъ прочитал аят: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (аль-Фаджр 89: 22). Тогда Амир ‘Абдуллах сказал: «О Абу Я’куб, это же будет в Судный день!» На что Исхакъ ответил: «О повелитель, да наделит Аллах тебя силой и мощью! Разве тому, Кто придет в Судный день, кто-то может помешать сделать это сегодня?!»[2]
Надо отметить, что достоверность хадиса о нисхождении Аллаха каждую ночь, признана обоими имамами (аль-Бухари и Муслимом) и приводится в их «Сахихах» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь, когда до ее окончания остается одна треть, Наш Благой и Всевышний Господь нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» аль-Бухари 8494, Муслим 168, 758.
У этого хадиса есть также множество и других путей передач от Абу Хурайры, а также от Ибн Мас’уда, ‘Убады, Абу ад-Дарды, Джубайира, Джабира, ‘Али, Ибн ‘Аббаса, ‘Аиши и Умм Салямы (да будет доволен ими всеми Аллах).
Все эти пути передач с их подробными иснадами приводятся в нашей большой работе «аль-Интисар».
В версии от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) он звучит так: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь, когда до ее окончания остается одна треть, Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» И именно поэтому сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) предпочитали откладывать ночные молитвы (тахадджуд) на последнюю часть ночи.
В версии от Абу Салямы со слов Абу Хурайры[3] он звучит так: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда проходит половина или две трети ночи, Благой и Всевышний Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Есть ли просящий? Ему будет дано! Есть ли взывающий? Ему будет отвечено! Есть ли молящий о прощении? Ему будет прощено!» И так продолжается до тех пор, пока не забрезжит утренняя заря». Муслим 180, 758.
А в версии Са’ида ибн Марджаны от Абу Хурайры есть следующая добавка: «Затем Он простирает Свои руки и говорит: «Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка, и не поступает несправедливо?» Муслим 181.
Также сообщается от Абу Са’ида и Абу Хурайры, сказавших: «Мы слышали, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине Аллах откладывает пока не проходит первая треть ночи и тогда Он спускается к ближайшему небу, велит открыть небесные врата, и когда они отворяются, говорит: «Есть ли просящий? Я дам ему! Есть ли взывающий? Я отвечу ему! Есть ли молящий о прощении? Я прощу его! Есть ли нуждающийся? Я избавлю его от нужды! Есть ли молящий о спасении? Я спасу его!» И Он не покидает этого Своего места до тех пор, пока не начнет светать, и так повторяется каждую ночь».[4]
Также передается от Абу Хурайры, сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждую ночь Всевышний Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Я царь! Я царь!» (трижды). «Кто просит Меня? Я дам ему! Кто взывает ко Мне? Я отвечу ему! Кто молит Меня о прощении? Я прощу его!» и это не прекращается до тех пор, пока не начнет светать». Муслим 169, 758.
И я слышал как устаз Абу Мансур, сразу после того, как рассказал нам этот хадис, сказал: “Абу Ханифу спрашивали об этом и он сказал: “Нисходит без вопросов «как?»”.[5]
А некоторые говорили: “Он нисходит так, как это подобает Его Господству, без вопросов «как?» И нисхождение Его не подобно нисхождению Его творений, не говоря уже о том, чтобы Он находился или отсутствовал в каком-либо месте. Это потому, что Он далек и пречист от того, чтобы Его сущность или какие-либо качества были подобны сущностям и качествам созданных. Поэтому и Его нисхождение и Его пришествие находятся в полном соответствии с остальными Его совершенными качествами, далекими от какого-либо сходства или образа”.
Имам Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма в своем сборнике «ат-Таухид» (1/290) сказал о главе: “О сообщениях с достоверным иснадом, которые передавали ученые Хиджаза и ‘Ирака о нисхождении нашего Господа к ближайшему небу, без описания Его образа, однако признавая сам факт этого. И мы также свидетельствуем об этом, говоря это своими устами, веря и будучи абсолютно убежденными в своих сердцах в истинности нисхождения Аллаха, упоминаемого в них. Мы не придаем этому какой-либо образ или вид, так как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), рассказав о нисхождении, не упомянул о том, как Он нисходит. А мы знаем, что Всевышний Аллах поручил Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) разъяснить мусульманам из их религии все, в чем бы они нуждались. И поскольку он не разъяснил нам образ нисхождения Аллаха, мы просто верим в это, не обременяя себя выяснением того, как Он это делает”.
Сообщил Мухрим ибн Бакир, а ему его отец, сказавший: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Мункадир заявлял, что он слышал от Умм Салямы следующее: «Как же прекрасен тот день, когда Аллах нисходит к ближайшему небу!» Ее спросили: «А что это за день?» Она сказала: «Это день ‘Арафата».[6]
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ночью, в середине месяца Ша’бан, Всевышний Аллах, нисходит к ближайшему небу, и не покидает его до конца следующего дня. В это время Он освобождает от огня Ада столько людей, сколько шерстинок находится на шкуре козы из племени Кальб; в это время записывается тот, кто будет совершать Хадж; и ниспосылаются пропитание и удел всех живых существ на целый год. Не останется никого, кто не был бы прощен в эту ночь, кроме многобожника, порывающего родственные связи, непочтительно относящегося к своим родителям, и находящихся в ссоре».[7]
Поскольку хадисы о нисхождении Аллаха установлены достоверно, приверженцы Сунны признают это, принимая их и утверждая, что нисхождение присуще Аллаху именно так, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха). К их убеждениям не относится придание схожести нисхождению Аллаха с тем, как это делают Его творения. Они не допытываются в стремлении понять, как Аллах нисходит к ближайшему небу, поскольку это невозможно в принципе. Они знают, понимают и убеждены в том, что атрибуты и сущность Аллаха, пречист Он и Возвышен, не похожи на атрибуты и сущности Его творений. Далек Аллах от того, что говорят «мушаббихиты» заявляющие о Его подобии Своим творениям, и того, что говорят «му’аттылиты»[8], которые, напротив, вообще отрицают атрибуты Аллаха. Да проклянет их Аллах премного!
Я учился у Абу ‘Абдуллаха ибн Аби Хафса аль-Бухари, которого единогласно признавали шейхом Бухары. Он был одним из главных соратников Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани (ученика Абу Ханифы). И он рассказывал: «Я слышал, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани сказал: «Хаммад ибн Аби Ханифа рассказывал: «Мы сказали этим (отрицающим): «Вы что не встречали слов Аллаха: «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами»? Или Его слов: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним, осененный облаками, вместе с ангелами»?! Разве не придет наш Господь, как Сам сказал об этом?! Разве ангелы Его не придут, выстроившись рядами?! Они ответили: «Что касается ангелов, то они придут, выстроившись рядами, а что касается Всевышнего Господа, то мы не знаем, что имеется в виду под Его пришествием, и не знаем, как Он приходит». Тогда мы сказали им: «А мы и не обязываем вас знать, как Он это делает, однако обязываем вас верить в это. Что вы скажете о том, кто станет отрицать, что ангелы придут, выстроившись рядами?» Они ответили: «Мы считаем такого неверным, объявляющим истину ложью». Мы сказали: «Вот также и тот, кто отрицает пришествие Аллаха, является неверным, объявляющим истину ложью».
Также Абу ‘Абдуллах ибн Аби Хафс аль-Бухари писал: «Ибрахим ибн аль-Аш’ас сказал: «Я слышал как Фудайль ибн аль-‘Ияд сказал: «Если джахмит скажет тебе: «Я не верю в Господа, который может покидать Свое место», ты скажи ему: «А я верю в Господа, который делает то, что пожелает».[9]

[1] - Это сообщение достоверное (сахих). См. «Шарх аль-И’тикад» 884; «аль-Асма уа ас-Сыфат» 568-569; «Мухтасар аль-‘Улюу» 193.

[2] - Это сообщение достоверное (сахих). См. «аль-‘Улюу» 132; «Мухтасар аль-‘Улюу» 193.

[3] - Иснад этой передачи хороший (хасан). И в этой версии он звучит так: «Каждую ночь, во второй половине или последней трети ночи, Великий и Всемогущий Аллах нисходит к ближайшему небу и говорит: «Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чем-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?» И так, пока не займется заря, или пока читающий Коран не завершит утреннюю молитву». Ахмад 2/504, ад-Дарими 1519, Ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна» 495-496. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

[4] - Эта версия является достоверной (сахих). Ее приводит ад-Даракъутни в «ан-Нузуль» 55, где есть добавка: «Затем Он поднимается к небу», о которой он сказал: «Это добавка от Юнуса ибн Аби Исхакъа ас-Саби’и, и она приемлемая (хасан)».

[5] - См. «Шарх фикъх аль-акбар» 34; «аль-Асма уа-ссыфат» 572 аль-Байхакъи.

[6] - Это сообщение приводят ад-Дарими в «ар-Радд ‘аля аль-Джахмия» 137, ад-Даракъутни в «ан-Нузуль» 95-96, аль-Лялякаи в «Шарх аль-и’тикад» 757-758, и иснад его является достоверным (сахих).

[7] - Хадисов о том, что Всевышний Аллах спускается на нижнее небо в середине месяца Ша’бан очень много, однако все эти версии не лишены слабости. Но самые достоверные версии данных хадисов, следующие:
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах спускается в середину ночи месяца Ша’бана и прощает грехи всем Своим творениям, кроме многобожника и мушахина». Ибн Маджах 1390, аль-Баззар 2/408, Ибн Хиббан 5636, аль-Байхакъи 7/419, ат-Табарани 20/108, Ибн Аби ‘Асым 509. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Баззар, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бахр аз-захир” 1/206, “Шарх аль-Мауахиб” 7/473, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1144, 1563.
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всевышний Аллах обращается к Своим творениям в середину ночи месяца Ша’бана и прощает грехи Своим рабам, за исключением двоих: мушахину и убийце». Ахмад 2/176. Достоверность этого хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут. См. “Тахридж аль-Муснад” 6642.
Ученые разошлось относительно слова «мушахин», упоминаемого в этих хадисах. Некоторые сказали, что речь идет о приверженце нововведений, и это говорил имам аль-Ауза’и. Другие же сказали, что речь идет о мусульманах, которые враждуют между собой, о чем сказал имам ат-Тыби. См. “Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах” 2/161.
Что же касается версии данного хадиса, упомянутой имамом ас-Сабуни, где говорится: «В это время Аллах освобождает от Ада столько людей, сколько шерстинок находится на шкуре козы из племени Кальб; в это время записывается тот, кто будет совершать Хадж; и ниспосылаются пропитание и удел всех живых существ на целый год», то исследователь этой книги – Насыр аль-Джади’ писал, что не смог ее найти.

[8] - Основателем секты «му’аттыля» был Хишам ибн ‘Абд аль-Хакам. К их убеждениям относились такие скверные слова, как: «Аллах не внутри этого мира, ни вне его». В своем отрицании качеств Аллаха они дошли до того, что стали утверждать, о том, что Аллаху не присущ атрибут силы и мощи (къудра), из-за чего о них стали говорить так: “Му’аттылиты поклоняются несуществующему”.

[9] - См. аль-Бухари в «Хальк аф’аль аль-‘ибад» 46; аль-Ляликаи в «Шарх аль-И’тикад» 775; Абу Бакр ибн аль-Асрам в «Шарх хадис ан-Нузуль» 153; «аль-Фатауа аль-Хамауийя» 41.
Ответить