О полном прочтении Корана менее чем за 3 дня

Ответить
Azamat
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 20:01

О полном прочтении Корана менее чем за 3 дня

Сообщение Azamat »

Хвала Аллаху господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду.
Для начала небольшое вступление, которое поможет правильно понять сами доказательства.
В Исламе то, на что достоверно указывается словами и делами пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, является одним из самых сильнейших и весомых видов аргументации! То есть, если пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, чего то не делал, а плюс к этому и говорил сахабам, чтобы они этого то же не делали, то тут уже два далиля, а это слова пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, и его дела.
Приведу пример для ясности. Есть хадисы, в которых содержится какое-то веление или же какой-то запрет. Так вот, если не приходит ничего, что бы делало в этом велении или запрете исключения, то веление является обязательным (уаджиб), а остережение от чего-либо – запретным (харам)! Если же приходит какое-то исключение от этого в словах или делах пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, то веление от обязательного положения послабляется до желательного, а запретное становится порицаемым.

Так вот пример:
В достоверном хадисе от Абу Дауда сказано, что "посланник Аллаха, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, запретил женщине купаться водой, уже использованной мужчиной, а мужчине – водой, оставшейся после того, как ее использует женщина".
В этом хадисе содержится запрет. Но в другом хадисе, что приводит ат-Тирмизи, сообщается, что сам Пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, однажды искупался водой, оставшейся после купания его жены Маймуны.
Объединив эти хадисы, ученые сказали, что запрет на купание использованной водой является не категоричным (т.е. харамным), так как пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, не сделал бы ничего харамного, поэтому этот запрет носит нежелательный характер!
Это немного из раздела усуль аль-фикх.

Есть в Исламе такое, где словам пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, противоречат его же собственные дела и дела сахабов. Например, есть достоверный хадис: «Кто совершил молитву джаназа (над умершим) в мечети, то нет у того джаназа!»
Внешне этот хадис указывает на запрет, однако в других хадисах сообщается, что сам пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, делал джаназа над Усман ибн Азуном именно в мечети, а над пророком, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, после его смерти сделал джаназа Абу бакр и тоже в мечети. А над Абу Бакром сделал джаназа Умар и тоже в мечети, и над Умаром сделал джаназа Сухайб и кстати тоже в мечети. Более того, когда умер Са’д ибн Аби Уаккас, над ним сделали джаназа жены пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, так же в мечети!
Таким образом, среди сахабов был иджма’ (единогласное мнение), что джаназа можно читать в мечети, как сказал имам аль-Мубаракфури в «Тухфатуль-ахуази». А упомянутый хадис: «Кто совершил молитву джаназа (над умершим) в мечети, то нет у того джаназа!» ученые разъяснили как то, что все таки лучше делать молитву джаназа вне мечети!
Что же касается такого вопроса, в котором среди сахабов есть противоречивое разногласие, то следует смотреть на довод каждой стороны, а не говорить, о правильности и того и другого мнения! Имам Малик говорил: “Нет в разногласиях сподвижников никакой широты (т.е. облегчения), однако есть только истина и ошибка!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм” 2/905.

Теперь непосредственно по нашей теме о полном прочтении Корана менее, чем за 3 дня.
Относительно дозволенности прочтения Корана менее чем за три дня, среди имамов есть разногласие. Однако наличие разногласий само по себе не является доказательством правильности всех существующих мнений.

'Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал, что он спросил пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям: «О посланник Аллаха, за какое время мне прочитывать Коран?» Пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, сказал: «За месяц!» Тот сказал: «Поистине, я способен на большее!» Пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, сказал: «Читай Коран каждые семь дней!» Он вновь сказал: «Поистине, я способен на большее!» Тогда пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, сказал: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!» Абу Дауд 1390, ат-Тирмизи 2949, Ибн Маджах 1347. Хадис достоверный и его основа есть у аль-Бухари и Муслима.

Имам известного комментария на сборник хадисов «Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым аль-Абади сказал: «Это ясный четкий текст, указывающий на то, что Коран не прочитывается быстрее, чем за три дня!» См. «Аунуль-Ма’буд» 4/268.
Также имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «Смысл этого хадиса в том, что прочитывающий Коран быстрее, чем за три дня упускает то, что ему велено из чтения в соответствии с правилами (тартиль) и размышлением!» См. «Шарх Сунан Аби Дауд» 5/295.

Смотрите как получается. Посланник Аллаха, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, сказал: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!», тоесть он не сказал, что его невозможно прочесть меньше чем за три дня, а говорит, что он его не поймет, и говорит он это сахабу, который утверждает, что он способен его прочитывать. И если кто-то, чисто физически, способен прочесть весь Куран, так ведь и сахабий мог. Вдумайтесь над словами Абдуллаха ибн Амра: "Поистине, я способен на большее!" Но, несмотря на такое его рвение и усердие пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, отвечает: «Не понимает Коран тот, кто прочитывает его быстрее, чем за три дня!»
Это вам слова пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям.

В другом хадисе от ‘Аиши сообщается: «Пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, не прочитывал Коран меньше, чем за три дня!» Ибн Са’д в «ат-Табакъат» 1/376. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2466, «Сахих аль-джами’» 4866.
Это вам дела пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям.

Далее переходим к пониманию сахабов.
Абу Джамра рассказывал: «Однажды я сказал Ибн Аббасу: «Я человек, который быстро прочитывает Коран, и может быть так, что за ночь я прочитываю Коран один или два раза!» Ибн Аббас сказал: «Прочитать одну суру за ночь для меня предпочтительнее, чем делать то, что ты делаешь!» См. «Задуль-ма’ад» 1/338.
Передается, что Му'аз ибн Джабаль порицал (якраху) прочитывание Корана меньше, чем за три дня. См. «Фадаиль аль-Куран» 80. Хафиз Ибн Касир назвал сообщение достоверным.
(Кто знает, что означало в терминологии сахабов и их последователей слово «якраху», для того будет еще более понятным отношение Му'аза к этому).
Ибн Мас’уд говорил: «Тот, кто читает Коран меньше, чем за три дня, тот поэт! Это словно быстрое чтение стихов!» Ибн Наср в «Кыям аль-лейль» 63.
Также сообщается, что когда к Ибн Мас’уду пришел один человек и сказал, что прочитывает суры аль-Муфассаля (от аль-Худжурат и до ан-Нас) за один ракаат, Ибн Мас’уд сказал ему: «Ты что читаешь стихи?!»
Имам аль-Хаттаби сказал: «Речь идет о быстром чтении Корана. Поистине, Ибн Мас’уд порицал его по той причине, что когда читается Коран быстро, то не соблюдаются правила чтения (тартиль) и упускается понимание смысла Коран и размышление над ним!» См. «Ма’алим ас-Сунан» 1/383.
Также Ибн Мас’уд в запрещенной форме (т.е. используется «ля нахия») говорил: «Прочитывайте Коран за семь дней и не прочитывайте его меньше, чем за три дня!» Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал инад хадиса достоверным. См. «Фатх аль-Бари» 9/78.
Вряд ли он мог запрещать то, на что не имел четкого указания от пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям!

Кто-то может привести действия саляфов, что они прочитывали Коран меньше чем за три дня. Но разве нам велено следовать за одной частью саляфов в том, что противоречит велению и поступку пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, а еще и пониманию другой части саляфов?! Однозначно нет!
И нам лучше сказать, что до саляфов не дошли эти веления пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, нежели считать, что они знали эти указания, и все равно сознательно пошли им в противоречие! Хафиз аз-Захаби, упоминая Уаки’а ибн аль-Джарраха, что он держал постоянный ежедневный пост и прочитывал весь Коран за одну ночь, сказал: «Однако достоверно передается от пророка, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, запрет на соблюдение постоянного поста, и достоверно от него передается запрет на прочитывание Корана меньше, чем за три дня!» См. «ас-Сияр» 7/39.
Примерно так же говорил и шейх аль-Альбани, что, вероятно, до некоторых саляфов не дошли эти хадисы. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 5/601.

Подытоживая все сказанное, следует, что пророк, салляЛлаху 'алейхи уа саллям, сам не читал Коран быстрее чем за три дня и запрещал другим! И так же поступали его сподвижники, среди которых Му'аз ибн Джабаль, Ибн Мас’уд и Ибн ‘Аббас, и этому следовал имам ахлю-Сунна уаль-джама'а Ахмад ибн Ханбаль!

Аллах сказал: «Если вы станете препираться о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
Аллах сказал нам, что делать при разногласиях, так вот вернувшись к Сунне, мы не нашли в ней дозволенность прочитывания Корана быстрее, чем за три дня, а скорее наоборот.
Вроде все. Джазакуму-Ллаху хайран.
Ruslan Abu Ibrahim
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08 сен 2009, 07:29

Re:

Сообщение Ruslan Abu Ibrahim »

Ас саляму алейкум мой брат.
Хотел поблагодарить тебя за эту работу, которую ты написал. Тот путь, который ты выбрал для изложения темы прекрасен, о, если бы и другие шли этим путем. Благо этого пути в том, что дается не просто окончательное решение по вопросу, а доносится полный его расклад так, что у читателя не остается вопросов что откуда было взято, а также учит читателя тому, как необходимо обосновывать мнение по конкретному вопросу.
БаракаЛлаху фикум.
Ответить