1486 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Ты и твое имущество принадлежат твоему отцу!».
Этот хадис передали Ибн Маджах 2291 со слов Джабира ибн 'Абдуллах; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6961 со слов Самуры и 10019 со слов Ибн Мас’уда и в «Му’джам аль-Аусат» 57 со слов Ибн Мас’уда. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1486, «ар-Рауд ан-надыр» 195, 603, «Ируауль-гъалиль» 838.
_______________________________________________
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха о том, что (однажды) один человек пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «
О посланник Аллаха, у меня есть имущество и ребенок, а мой отец желает растратить мое имущество!». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Ты и твое имущество принадлежат твоему отцу!».
Имам аль-Хаттаби приводит следующий комментарий к этому хадису: «
Слова “…погубить мои деньги…” означают: “потратить их без остатка, полностью”. Вероятно упоминание задавшего этот вопрос о том, что его отец хочет погубить его деньги, было связано с расходами на него и с тем, что размеры того, что ему надо было потратить, были велики, в результате чего в конце концов от его денег ничего бы не осталось, так как они были бы истрачены без остатка. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не стал оправдывать его и не позволил ему отказаться от расходов, но сказал ему: “Ты и твое имущество принадлежите твоему отцу”, — имея в виду следующее: если он нуждается в твоих деньгах, то может брать из них, сколько пожелает, словно он берёт нечто из своих собственных средств, а если у тебя нет денег, но ты можешь заработать что-нибудь, ты должен зарабатывать и тратить заработанное на него».
Указание, которое содержится в данном хадисе, разъяснил аль-Джассас (да смилуется над ним Аллах): «
От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается, что он сказал одному человеку: “Ты и твое имущество принадлежат твоему отцу”. Он причислил этого человека к его отцу, как и его имущество, и такое обобщенное причисление отрицает возможность возмездия (отцу). Факт того, что сын не находится в собственности отца в прямом смысле, не делает недействительным нашу аргументацию (
о том, что отца не казнят за убийство своего сына — пер.)
, так как причисление обобщенное, и ее наличие внушает сомнение, а в сомнительных случаях, установленные шариатом наказания не применяются».
См. «Ахкамуль-Къуран» аль-Джассаса 1/179, «аль-Мугъни» 8/227.
_____
1487 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Ты и твое имущество принадлежат твоему отцу. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!».
Этот хадис передали Ахмад 2/179, 214, Абу Дауд 3530 и Ибн Маджах 2292 со слов Ибн ‘Амра. Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ибн аль-Къаттан, Ибн аль-Муляккъин, аль-Бусайри, Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1487, «Сахих Аби Дауд» 3530, «Ахкамуль-джанаиз» 170, «Мишкат аль-масабих» 3354, «Ируауль-гъалиль» 3/325.
_______________________________________________
‘Амр ибн Шу’айб со слов своего отца и деда рассказывал о том, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который сказал ему: «
О посланник Аллаха, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!». На это он сказал ему: «
Ты и твое имущество принадлежат твоему отцу. Поистине, дети ваши относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!».
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
И ешьте это на здоровье!».
Однако, ученые все же ограничивали право отца на имущество сына, а это чтобы он брал их если в них есть нужда, и так, чтобы это не обращалось вредом для сына, как это поясняли имам аль-Хаттаби и имам Ибн Къудама.
См. «Ма’алиму-с-Сунан» 3/165, «аль-Мугъни» 5/178.
_____
1488 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Вы лучше знаете дела этого вашего мира!».
Этот хадис передал Муслим 2363 со слов Анаса и ‘Аиши. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1488.
_______________________________________________
Передают со слов ‘Аиши и Анаса о том, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходя мимо людей проводивших опыление, сказал: «
Если вы не сделаете это, то и так они будут хорошими!».
(Анас) сказал: «
Но (финики) выросли плохими, и когда он, проходил мимо них, спросил: “Что это с вашими пальмами?”. Они ответили: “Ты сказал так-то и так-то!”. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Вы лучше знаете дела этого вашего мира”».
_____
1489 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
В День воскресения к вам (будут обращаться, называя) “аль-гъурруль-мухаджжалуна” 1 из-за того (что) тщательно совершали омовение 2. Так пусть же тот, кто из вас сможет увеличить свою звезду 3 и кольца, сделает это».
Этот хадис передал Муслим 2363 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1489. См. также хадис №1395.
_______________________________________________
1. То есть, отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №110, пер. А. Нирша.
2. Имеется в виду, что эти места будут сиять.
Там же.
3. Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
Там же.
_______________________________________________
Слова «
Так пусть же тот, кто из вас сможет увеличить свою звезду и кольца, сделает это», являются включением в хадис (
мудрадж 4), как это установили хафиз Ибн Хаджар и другие, и поэтому шейх аль-Албани, который посчитал эту часть хадиса слабым, привел эти слова в книге «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» №1328.
См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» стр. 312.
_______________________________________________
4. Слово “мудрадж” является причастием страдательного залога от глагола “адраджа” (
включать что-либо во что-то). В качестве термина слово “мудрадж” используется для обозначения такого хадиса, в котором изменена форма иснада или же в матн которого включено что-либо к нему не относящееся и никак от него не отделённое.
Подробнее см. «Пособие по терминологии хадисов», пер. А. Нирша.
_____
1490 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Вы свидетели Аллаха на земле, а ангелы свидетели Аллаха на небе».
Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 6259 со слов Салямы ибн аль-Акуа’ и Ахмад 3/179, 186, со слов Анаса. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1490, «Ахкамуль-джанаиз» 44.
_______________________________________________
Иййас ибн Саляма ибн Акуа’ передал, что его отец сказал: «
(Однажды), когда мы находились рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, принесли погребальные носилки, и люди сказали: “Если ты был (таким и таким)”. Затем принесли другие (носилки) и люди сказали: “Если ты был (таким и таким)”. И они хорошо отозвались об одном из них и плохо о другом. И тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вы свидетели Аллаха на земле, а ангелы свидетели Аллаха на небе”».