Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Ibn Razil писал(а):Брат, этот хадис именно так понимается? Кто из сподвижников и ученых его именно так понимал?
Там ведь приводится понимание Абу Айюба, а он ведь сподвижник.
Xarun Rashid писал(а):Есть ли разница между картиной на стене (пейзаж, деревья, большой плакат Мединской мечети "Масджидун-наби", "Аль-Харама-Мекки", и другими архитектурными строениями) и занавескми на стене (ткань, ковер, и подобные им материалы)
Относительно покрытия стен коврами или другой материей, среди ученых существовали разногласия еще со времен саляфов.
Группа ученых считала, что это запрещено, и это мнение некоторых шафиитов и известное мнение ханбалитов.
См. “Шарх аль-Кабир” 2/337.
Другие считали, что это нежелательно, и это говорили большинство шафиитов и некоторые ханбалиты, поскольку это одно из мнений имама Ахмада.
См. “аль-Мугъни” 8/114, “аль-Бахр ар-раикъ” 8/216.
А третьи считали, что в этом нет проблем, и это мнение некоторых ханафитов и маликитов. Однако некоторые ханафиты считали порицаемым это в случае украшения и дозволенным при нужде. А другие из них порицали, если делалось это из высокомерия. Сказано в книге “Шарх Мультакъа аль-абхар” 2/556:
“Не является порицаемым это (покрывать стены) для защиты от холода, но порицается, если это делается из высокомерия”.
Что же касается считавших это запретным, то они опирались на следующие доводы:
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах не велел нам покрывать камни и глину».
Муслим 2107.
Однако ученые разошлись в понимании этого хадиса. Например, имам ан-Науауи сказал:
“Что касается слов: «Аллах не велел нам покрывать камни и глину», то опирались на это в качестве того, что запрещено покрывать стены и дома одеждой (тканью). Но это является нежелательным, а не запретным, что является правильным. Шейх Абу-ль-Фатх Наср аль-Макъдиси из числа наших сторонников (шафиитов) говорил, что это харам. Однако нет в этом хадисе указания на то, что это харам, поскольку слова: «Аллах не велел нам покрывать камни и глину» указывают на то, что подобное не уаджиб и не является желательным действием, однако это не указывает на запретность!” См. “Шарх Сахих Муслим” 14/87-88.
Также в качестве довода сторонники запретности приводили хадис, переданный Сафиной, который рассказывал:
“Однажды один человек угостил едой ‘Али ибн Аби Талиба. Тогда Фатыма сказала: «Позвать бы нам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он поел с нами». Когда они его позвали, он пришел и когда стал открывать дверь, то увидел разноцветную ткань, которая покрывала часть дома. После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал уходить. Тогда Фатыма сказали ‘Али: «Последуй за ним и узнай, что заставило его вернуться». Он догнал его и спросил: «О посланник Аллаха, что заставило тебя уйти?» На это он ответил: «Не следует пророку входить в украшенный дом»”.
Абу Дауд 3755, Ибн Маджах 3360. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Однако ученые разошлись в отношении понимания данного хадиса. Группа ученых считала, что этот хадис общий и не ограничивается только пророком (мир ему и благословение Аллаха). Другие же считали, что это было постановлением исключительно для него. Имам аль-Мунауи сказал:
“Некоторые посчитали, что запрет на вхождение в украшенный дом касалось только пророков”.
См. “Файдуль-Къадир” 5/380.
Также они разошлись в понимании этого между запретом и нежелательностью. Ведь будь это запрещенным, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно запретил бы делать так ‘Алию и Фатыме, а не просто сам удалился бы.
Также сторонники запрета приводили в качестве довода то, что передал Салим, сын Ибн ‘Умара:
“Я делал свадьбу еще в те времена, когда был жив мой отец (Ибн ‘Умар). Отец оповестил о свадьбе людей, и среди тех, кого мы пригласили, был Абу Айюб. Стены моей комнаты были завешаны зелеными (материями). Когда же пришел Абу Айюб, он зашел и увидел меня при входе, прошел дальше и заметил, что комната завешена. Тогда он сказал: “О Абдуллах! Вы что, покрываете стены?!” Отец ответил, смутившись: “Мы поддались уговорам женщин, о Абу Айюб”. На это Абу Айюб сказал: “Я опасался, что кто-нибудь и может пойти на поводу у женщин, но не мог и предположить, что их уговорам поддашься ты!” А затем он добавил: “Я не буду есть ваших угощений и не войду в этот дом”, - и вышел”.
ат-Табарани 1/192, Ибн ‘Асакир 5/218. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Некоторые ученые из числа тех, кто считал покрытие стен нежелательным сказали, что в этом порицании Абу Айюб не сослался на пророка (мир ему и благословение Аллаха), и это был его иджтихад, поскольку Ибн ‘Умар на свадьбу своего сына пригласил и других сподвижников, однако неизвестно, чтобы кто-либо из них также выразил ему порицание, кроме него. И если это было бы запретным, то женщины не уговорили Ибн ‘Умара совершить это, однако они уговорили его совершить нечто, что было нежелательным.
Также ученые, запрещавшие покрывать стены, опирались и на другие хадисы, как хадис от ‘Али ибн Хусайна:
“Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал покрывать стены”. Этот хадис приводит имам аль-Байхакъи, однако он мурсаль (прерванный), поскольку ‘Али ибн Хусайн не застал пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Также есть и другой хадис, в котором запрет выражен явно:
«Не покрывайте стены!» Абу Дауд 1485.
Однако этот хадис является слабым. Приведя его, имам Абу Дауд сказал:
“Этот хадис передается и другими путями от Мухаммада ибн Ка’ба, и все они слабые. И эта версия так же из их числа, и является слабой”.
Также этот хадис назвали слабым имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани. А хафиз Ибн Раджаб сказал:
“Хадис, запрещающий покрывать стены, иснад его слабый”.
См. “Фатхуль-Бари” 2/207.
Таким образом, хадисы на данную тему можно разделить на две группы:
1 – Достоверные, но не содержащие в себе ясного указания на запрет.
2 – Указывающие ясно на запрет, однако слабые.
Что касается доводов тех, кто не сичтал это запретным, но считал это нежелательным, то ими являются доводы, которые приводили сторонники запретности.
Имам Ибн Къудама сказал:
“Покрывать стены нежелательно, но не харам, и это мазхаб аш-Шафи'и, поскольку не установлен в этом запрет. И так делал Ибн ‘Умар и делали так во времена сахабов. Однако это порицали, поскольку в этом исраф, как например, это происходит в увеличении одеяния или еды”.
См. “аль-Мугъни” 8/114.
Следует отметить, что имамы, считавшие в основе покрывание стен нежелательным, говорили о том, что если человек будет покрывать стены из-за высокомерия, или же эти покрытия будут с изображениями живых существ или же из шелка, то тогда это харам.
Также они говорили о том, что это порицаемо и в том случае, если подобное делается лишь для украшения. Однако все они говорили, что если это делается для нужды или пользы, то это не является нежелательным, а дозволено, как:
- вешать занавески на окна для защиты от солнца,
- от посторонних глаз,
- покрывать стены для тепла,
- повесить занавес в проходе, чтобы гости не видели женщин в доме и т.п.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о запрете на покрывание стен, он ответил:
"Покрытие стен бывает двух видов: Первый вид – это внешнее покрытие, т.е. снаружи дома, как это покрывается Кааба. Нет сомнения, что этот вид покрытия является запретным, так как данный дом уподобляют Каабе! Второй вид - это покрытие изнутри. В этом нет проблем, если человек нуждается в этом, как например, для защиты от холода или тепла, или для защиты от света, если он желает поспать”.
Сл. “Ликъаат баб аль-мафтух”.
Также следует упомянуть о разногласии ученых в том, какое украшение дома является нежелательным и что имеет отношение к порицаемому покрытию стен. Кто-то считал порицаемым любое покрытие стен, не ограничивая это коврами и прочими тканями. А некоторые ученые разделяли между покрытием стен коврами и между обоями или занавесками для окон или дверей.
Во время комментария хадиса:
«Не следует мне или пророку входить в украшенный дом», шейху ‘Абдуль-Мухсину аль-‘Аббаду задали следующие вопроса:
1. «Имеют ли отношение к запрету украшать дома те украшения, которые есть в гипсовой побелке?»
Шейх ответил:
“Несомненно, оставление этого лучше. Однако это не имеет отношение к этому. Ведь это вещь, относящаяся к самой стене, а не то, чем покрыта стена”.
2. «Дозволено ли покрывать стены бумажными обоями, на которых изображены реки или горы, закрывая стену полностью?»
Шейх ответил:
“Если они вешают такие обои на стены, заменяя тем самым их гипсование, то это не считается порицаемым покрытием стен. И затем, у этих обоев нет такой цены, как например цены на ковры, дорогие ткани, в чем есть хвастовство и исраф”.
3. «Являются ли занавески, которые сейчас вешают на окна и двери запретными?»
Шейх ответил:
“Нет. Занавески, которые вешают на окна и двери не имеют отношения к этому вопросу. Напротив, это уместно и в этом есть нужда. Когда открываются окна, чтобы проветрить комнату и впустить свет, они препятствуют попаданию взоров в дом. Это не подобно вещанию на стены чего-то порицаемого, потому что в занавесках на окна и двери есть нужда. Ведь если откроется дверь, то эта занавеска воспрепятствует проникновению взоров в дом, так же обстоит и с окном”.
Сл. “Шарх Сунан Аби Дауд” № 424.
Кстати, хафиз Ибн Раджаб привел хадисы, в которых упоминаются причины, по которым пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал удалять в доме занавески и прочие вещи:
1. Их узоры отвлекали его от молитвы.
2. На некоторых были изображения живых существ.
3. Они напоминали о мирском.
Приведя эти хадисы, Ибн Раджаб сказал:
“Это три причины, по которым пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал порицаемым занавески”.
См. “Фатхуль-Бари” 2/207.
Как бы то ни было, все сказанное указывает на то, что не следует чрезмерно увлекаться мирским, тратить попусту много денег на украшение дома, особенно если цель этого будет хвастовство и показуха, а не нужда.
Со слов Абу Джухайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, вам будет покорен мир этот до такой степени, что вы станете окутывать ваши дома подобно тому, как окутываете Каабу!» Его спросили:
“И в то время мы будет следовать нашей религии?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Вы будете в то время следовать вашей религии». Его спросили:
“Мы пребываем во благе сейчас или будет во благе в то время?” Он ответил:
«Напротив, вы во благе сейчас!» аль-Баззар 3671, Ибн Хиббан 2539. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Зауаид аль-Баззар” 1/330, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2486.
Как часто бывает так, что люди тратят на ковры или занавески тысячи долларов, тогда как их сосед мусульманин голодает.
Что же касается вешания на стены картин, на которых нет изображений живых существ, то сравнение этого по аналогии с покрытием стен коврами или чем-либо иным, не является верным. В хадисе, который привел брат Хамза, есть опровержение этому пониманию. Ведь в нем тот человек говорит Ибн ‘Аббасу, что зарабатывает продажей изображений, на что Ибн ‘Аббас ему советует создавать изображение без живых существ. А известно, что изображения люди покупают не для того, чтобы их держать в огороде, а наверняка в доме, да на стене. На этот хадис как раз и опирались некоторые шейхи в дозволенности картин без изображений живых существ.
Задали шейху Ибн ‘Усаймину вопрос о том, дозволено ли покупать картины с изображением мечетей Мекки и Медины, и вешание их на стены? И шейх ответил:
“Нет в этом проблем”.
http://www.islam-qa.com/ar/ref/6173
Уа-Ллаху а'лям.