Ассaляму АЛЯЙКУМ УА-РАХМАТУЛЛА БРАТЬЯ!
ОЧЕНЬ ПРОШУ ВАС, РАЗЪЯСНИТЕ ВОПРОС ДОЛГА!
ЕСЛИ Я ПРОШУ У БРАТА ДАТЬ МНЕ 10 ТЫСЯЧ В ДОЛГ, КОТОРЫЕ Я ЕМУ ВОЗВРАЩАЮ В РАССРОЧКУ, И ОТ СЕБЯ ЗАРАНЕЕ ОБГОВОРИВ ЭТО, ДАЮ ЕМУ СВЕРХ ДОЛГА 800 РУБЛЕЙ, ХАРАМ ЭТО ИЛИ НЕТ?
ПОДЧЕРКНУ ЧТО Я САМ ПРЕДЛОЖИЛ ЕМУ ДОПЛАТИТЬ ДЕНЬГИ КАК БИСМИЛЛЯ ЗА ЕГО ПОМОЩЬ И УСЛУГУ!
ПРОШУ ОТВЕТИТЬ ДАЛИЛЯМИ
Возвращать долг в большей мере
Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух.
Если человек беря в долг, сказал, что вернет больше или даст вместе с долгом подарок и т.п., то это харам, и это - самое настоящее ростовщичество!
Но если человек брал в долг и не делал никаких договоров и не говорил хозяину денег, что вернёт в большем размере с подарком и т.п., тогда в этом нет проблем.
А вот и довод на то, что если изначально никакого обуславливания не было, можно вернуть долг в большем размере:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели проучить его, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте его, ибо у имеющего право, есть право и говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». Ему сказали: “О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он сказал: «Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное»". аль-Бухари 2306.
Если человек беря в долг, сказал, что вернет больше или даст вместе с долгом подарок и т.п., то это харам, и это - самое настоящее ростовщичество!
Но если человек брал в долг и не делал никаких договоров и не говорил хозяину денег, что вернёт в большем размере с подарком и т.п., тогда в этом нет проблем.
А вот и довод на то, что если изначально никакого обуславливания не было, можно вернуть долг в большем размере:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: "Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели проучить его, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте его, ибо у имеющего право, есть право и говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». Ему сказали: “О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он сказал: «Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное»". аль-Бухари 2306.
Re: Возвращать долг в большей мере
ДжазакяАЛЛАХУ Хайран Дорогие Братья!) Да простит всех нас Милостивый и Милосердный АЛЛАХ!
- ابن مراد الداغستاني
- Сообщения: 614
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12
Re: Возвращать долг в большей мере
Ас-саляму 'алейкум уа рахмату-Ллах
Недавно наткнулся на ответ одного из призывающих, где ему задали вопрос о подарке при возврате долга и также упомянули фетву шейха ибну 'Усеймина о том, что это не риба, однако, он ответил примерно следующее: "...у нас есть къо'ида (правило), что каждый долг, который приносит какую-то пользу - это риба, поэтому когда Убей ибн Ка'б, 'Абду-Ллах ибн Салям - ихние ученики когда ездили в Ирак они им говорили, завещали: "Вы едите в место, где там распространился риба, поэтому если ты даёшь кому-то в долг и он тебе вернёn этот долг с какой-то пользой, да хоть это будет солома, т.е. даже неценная, любая вещь, то не бери, ибо это будет считаться риба", поэтому значит не надо... Сколько долг брали - столько будете возвращать... Это далиль, это сподвижники, за которыми мы должны последовать..."
Немного поискал на форуме и нашел упоминание об этом же вот здесь:
1. Так всё-таки дозволено ли возвращать долг в большей мере или с подарком (без предварительной обговоренности) или же это неправильное или же слабое мнение?
2. Как правильно понимать упомянутое сообщение 'Абду-Ллаха ибн Салямы?
барака-Ллаху фикум
Говорит шейх 'Абду-ль-'Азиз ар-Раджихи, хафизаху-Ллах, в своём шархе на "Сахих аль-Бухари": "В этих словах (так отдайте ему этого верблюда!) указание на дозволенность и желательность добавки к долгу или займу при его возвращении, если это не было заранее обговорено. И не имеет значения будет ли эта добавка в количестве, форме или качестве. Ели же эта добавка заранее обговорена, то это будет запретным ростовщичеством (риба)" Ссылка на официальный сайт шейхаA'mash писал(а):Абу Хурайра рассказывал: "Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и стал требовать с него возвращения долга, говоря с ним грубо. Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) хотели проучить его, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставьте его, ибо у имеющего право, есть право и говорить», после чего он сказал: «Отдайте ему верблюда такого же возраста, как и его верблюд». Ему сказали: “О посланник Аллаха, у нас есть только верблюд постарше”. Тогда он сказал: «Так отдайте ему этого верблюда! Поистине, лучшими из вас являются те, кто лучше всех отдает должное»". аль-Бухари 2306.
Недавно наткнулся на ответ одного из призывающих, где ему задали вопрос о подарке при возврате долга и также упомянули фетву шейха ибну 'Усеймина о том, что это не риба, однако, он ответил примерно следующее: "...у нас есть къо'ида (правило), что каждый долг, который приносит какую-то пользу - это риба, поэтому когда Убей ибн Ка'б, 'Абду-Ллах ибн Салям - ихние ученики когда ездили в Ирак они им говорили, завещали: "Вы едите в место, где там распространился риба, поэтому если ты даёшь кому-то в долг и он тебе вернёn этот долг с какой-то пользой, да хоть это будет солома, т.е. даже неценная, любая вещь, то не бери, ибо это будет считаться риба", поэтому значит не надо... Сколько долг брали - столько будете возвращать... Это далиль, это сподвижники, за которыми мы должны последовать..."
Немного поискал на форуме и нашел упоминание об этом же вот здесь:
Возникли вопросы:Latifa писал(а):Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.
1. Так всё-таки дозволено ли возвращать долг в большей мере или с подарком (без предварительной обговоренности) или же это неправильное или же слабое мнение?
2. Как правильно понимать упомянутое сообщение 'Абду-Ллаха ибн Салямы?
барака-Ллаху фикум