Довод №1.
(Смысл хадиса) Передается от Жабира Ибн Самуры (р.а):«Посланник (с.а.в) вышел к нам и сказал:«Почему я вижу как вы поднимаете ваши руки подобно тому, как дикая лошадь поднимает свой хвост. Стойте неподвижно в молитве(солат)». Имам Муслим.
Комментарии Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа: «Известно, когда молитва(солат) стала «фард», то она не была полной как в данное время. В некоторых случаях были случаи когда люди произносили мелкие звуки и делали мелкие движения. Пророк с.а.в постепенно исправлял и обучал таких людей, которые совершали подобные вещи. Об этом говорят несколько преданий из книг про хадисы. И в нашей ситуации, когда мы анализируем поднятие руки до и после «рукуъ», из данного хадиса мы можем узнать что «раф уль я дайни» сначала делали а потом он стал «мансух». И когда некоторые сподвижники будучи не зная что «раф ул я дайни» стал «мансух» делали его, то Пророк с.а.в наблюдал из своей хужры как они читают молитву. Потом он с.а.в вышел, и сказал то, что приводиться в этом хадисе.
Опровержение: В этом хадисе нет никакого указания на запрет поднятия рук, которое является темой нашего исследования, а именно на поднятие во время руку’а и выпрямления из него. Это является краткой версией хадиса, и разъясняет это другой хадис переданный Муслимом тоже со слов Джабира ибн Самуры: «Как-то мы молились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда мы в саляме сказали» Мир вам и милость Аллаха, мир вам и милость Аллаха» - и тут он (Джабир) поднял руки, делая ими, знак в обе стороны-, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Зачем вы делаете знаки своими руками, подобно тому, как кони поднимают свои хвосты? Достаточно для каждого из вас будет положить свои руки на бедра, а потом дать салям своему брату, находящемуся справа от него и слева». В другом риваяте сказано: «Когда кто-либо из вас дает салям в молитве, то пусть просто повернется к своему товарищу и не делает знаков рукой».
Ибн Хиббан сказал: «Упоминание сообщения, являющегося продолжением истории, предшествующей ему, о том, что сподвижникам было приказано соблюдать спокойствие в молитве, относится к поднятию ими рук во время «саляма» (слов приветствия), а не во время установленного поднятия рук во время руку’а». И затем он привел это сообщение, подобное тому, которое приводится у Муслима.
Аль-Бухари сказал: «Кто приводит сообщение Джабира ибн Самуры как довод о запрете поднятия рук во время руку’а, то он не имеет никакой доли из знания. Ведь известно, и в этом нет никаких разногласий, что в нем говорится лишь о положении ташаххуда». (См. «Тальхисуль-Хабир»).
Аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя», после того как привел хадис Джабира ибн Самуры, сказал: «Аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн» возразил, сказав: «Что касается приведения в качестве довода некоторыми не знающими хадиса Тамима ибн Тарафы ибн Джабира ибн Самуры –затем он привел этот хадис в сокращенном виде-, то в нем речь шла лишь о «ташаххуде»( положении сидя во время молитвы) а не о «кыяме» (положении стоя). И данный хадис разъясняется версией переданной Абдуллой ибн аль-Кубтыей, сказавшим я слышал, как Джабир ибн Самура сказал: «Как-то мы молились с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда мы в саляме сказали» Мир вам и милость Аллаха, мир вам и милость Аллаха» - и тут он (Джабир) поднял руки, делая ими, знак в обе стороны-, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Зачем вы делаете знаки своими руками, подобно тому, как кони поднимают свои хвосты? Достаточно для каждого из вас будет положить свои руки на бедра, а потом дать салям своему брату, находящемуся справа от него и слева». В другом риваяте сказано: «Когда кто-либо из вас дает салям в молитве, то пусть просто повернется к своему товарищу и не делает знаков рукой». И если бы здесь речь шла о том, что они говорят, то поднятие рук при такбирах в праздничной молитве также было бы запретным, т.к. в хадисе не конкретизируется, какое поднятие запрещается, а какое нет, однако сказано в общем виде».
Аз-Зайля’и сказал: «Однако кто-то может сказать, что этот хадис не является разъяснением первого, так как в первом хадисе сказано: «Будьте спокойны в молитве!», а тому, кто поднимает руки во время саляма (окончания молитвы), подобные слова не говорятся, они говорятся лишь тому, кто поднимает руки во время самой молитвы – а именно во время руку’а, суджуда (земного поклона) и других подобных элементах молитвы. Это является внешним смыслом хадиса, т.к. первый хадис, как это можно видеть, передатчик передал, повествующим о случае, произошедшим в одно время, а второй – в другое».
Однако аз-Зайля’и не смог найти ответ на слова аль-Бухари: «И если бы здесь речь шла о том, что они говорят, то поднятие рук при такбирах в праздничной молитве также было бы запретным». А ответом этому является только то, что в этом хадисе речь не шла о поднятии рук во время руку’а и выпрямлении из него.
Довод №2.
(Смысл хадиса) Передается от Алкамы (р.а.):«Абдуллах ибн Масъуд сказал нам: «хотите я вам прочитаю молитву Посланника Аллаха (с.а.в)» и прочитал молитву и не поднимал руки кроме первого поднятия ». Имам Тирмизи.
Комментарии Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа: Само по себе ясно, что предупреждая таких людей последующие действия будут очень четкими и ясными. Всем нам известно кто такой Абдуллах ибн Масъуд. Это человек, который всегда ходил рядом с Пророком (с.а.в.) во время его пророческой миссии, обладатель огромных знаний и передатчик многих хадисов. Точно такой же хадис по смыслу передал и Имам ан-Насаи.
Тухфату-ль-Ахуази
(Шарх сунан ат-Тирмизи)
«…рассказал нам Уаки’…» - Ибн аль-Джаррах
«…от Суфьяна…» - ас-Саури
«…от ‘Асыма ибн Куляйба…» - Ибн Хаджар в предисловии к «Фатх аль-Бари сказал: «‘Асым ибн Куляйб аль-Джарми, которого ан-Насаи считал надежным передатчиком, Ибн аль-Мадини же сказал: «Если сообщение передается только от него и ни от кого больше, то оно не используется как довод».
«…и он совершил ее, и не поднимал в ней руки кроме первого раза» - этот хадис как довод приводят те, кто заявляют об отмене допустимости поднятия рук во время руку’а и выпрямления после него. Однако данный хадис является слабым, как вы узнаете об этом далее, и даже более того, в этой теме вообще нет ни одного достоверного хадиса.
«…По этому поводу также передается хадис от Бара ибн ‘Азиба» - вот текст хадиса передаваемого от Бара ибн ‘Азиба: «Я видел как посланник Аллаха , да благословит его Аллах т приветствует, начиная молитву поднимал руки до уровня ушей и затем больше этого не повторял».
Данный хадис приводят Абу Дауд и ад-Даракутни со следующим иснадом: От Йазида ибн Абу Зияда, а он от ‘Абдур-Рахмана ибн Абу Ляйли, а он от Бара ибн ‘Азиба. Хафизы хадисы согласились друг с другом в том, что слова «и больше этого не повторял» не являются частью этого хадиса, а принадлежат Йазиду ибн Абу Зияду. И без этой добавки этот же хадис приводили Шу’ба, ас-Саури, Халид ат-Таххан, Зухайр и многие другие знатоки хадисов. Усман ад-Дарими передавая от Ахмада сказал: «Этот хадис не достоверен». Также слабым его назвали аль-Бухари, Ахмад, Йахья ад-Дарими, аль-Хумайди и многие другие.
Йахья ибн Мухаммад ибн Йахья сказал: «Я слышал как Ахмад ибн Ханбал сказал: «Данный хадис является крайне слабым. На протяжении недолгого промежутка времени своей жизни Йазид рассказывал его без слов «…и затем больше этого (поднятие рук) не повторял», и никто не заучивал от него этот хадис в таком виде, а затем он начал передавать хадис с этими словами».
Об этом рассказал Хафиз в «ат-Тальхис» (стр. 83), там же он упомянул этот хадис от ад-Даракутни, приведенный по следующему пути передачи: от ‘Али ибн ‘Асыма, а он от Мухаммад ибн Абдур-Рахмана ибн Абу Ляйли, а он от Йазида ибн Абу Зияда. И ‘Али ибн ‘Асым сказал: «Я прибыл в Куфу, встретил там Йазида ибн Абу Зияда. Он рассказал мне этот хадис, и в нем не было слов «…и затем больше этого не повторял», я же сказал ему: «Ибн Абу Ляйля передал мне от тебя этот хадис со словами «…и затем больше этого не повторял», тогда он сказал: «Я не помню такого (в этом хадисе)».
«Хадис ибн Мас’уда является хорошим (хасан)». – Данный хадис также приводят Ахмад и Абу Дауд, и как видно из этих слов имама ат-Тирмизи, он считал его хорошим (хасан), Абу Дауд приведя этот хадис в своем «Сунане» (стр. 272) сказал: «Этот хадис является сокращенной версией другого длинного хадиса и в этом виде он не является достоверным». Аль-Бухари в «Джуз роф’и аль-йадайн» сказал: «Ахмад ибн Ханбал сказал со слов Йахьи ибн Адама, сказавшего: «Я посмотрел в хадис Абдуллы ибн Идриса со слов ’Асыма ибн Куляйба, и не нашел в них слов «…и затем больше этого не повторял». И в таком виде (т.е. без этих слов) он является более верным, так как среди обладателей знания известно, что версия хранящаяся в записи является более правильной чем хранящаяся в памяти, ибо человек рассказывающий о чем-либо всегда возвращается к записям, чтобы сверить с ними свою память, и правильным является так, как записано в них. Хасан ибн ар-Раби’ рассказал нам от Ибн Идриса, а он от ’Асыма ибн Куляйба, а он от Абдур-Рахмана ибн Асуада, а он от ‘Алькамы, а он от ‘Абдуллы ибн Мас’уда, сказавшего: «Посланник Аллаха обучал нас молитве. Он встал, произнес «Аллаху Акбар», потом совершил руку’ и, соединив руки, поместил их между колен». Это дошло до Са’да и он сказал: «Мой брат сказал правду, однако мы поступали так в начале Ислама, а затем нам было приказано ставить свои руки на колени». И аль-Бухари сказал: «Вот в таком виде у ученых-исследователей был сохранен хадис Абдуллы ибн Мас’уда».
Хафиз ибн ‘Абдуль-Барр в «ат-Тамхид» сказал: «Что касается хадиса Абдуллы ибн Мас’уда «Не совершить ли мне для вас молитву посланника Аллаха?» и он совершил ее, и не поднимал в ней руки кроме первого раза», то Абу Дауд сказал о нем так: «Этот хадис является сокращенной версией другого длинного хадиса и в этом значении он не является достоверным». Также и аль-Баззар сказал о нем: «Он достоверно не установлен, и подобный хадис не используется в качестве довода». А что же касается хадиса Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, по поводу поднятия рук, то он является достоверным, и в нем нет ни одного слабого звена, и также подобные хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводятся от более чем двенадцати сподвижников».
Хафиз аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя» сказал: «Ибн Абу Хатим в «Китаб аль-‘Иляль» сказал: «Я спросил у своего отца о хадсие, который привел Суфьян ас-Саури от ‘Асыма ибн Куляйба от ‘Абдур-Рахмана ибн Асуада от ‘Алькамы от Абдуллы ибн Мас’уда, что «пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал, сказал Аллаху Акбар, поднял свои руки, и больше этого не повторял». И мой отец сказал мне: «Это ошибка, говорят, что ее допустил ас-Саури. Целая группа передатчиков передавала этот хадис от ‘Асыма, и каждый из них передавал его так: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал молитву, поднимая руки, затем совершал руку’ и, соединив руки, помещал их между колен». И никто из них не передавал его так, как ас-Саури».
Хафиз в «ат-Тальхис» сказал: «Тирмизи посчитал данный хадис хорошим (хасан), а Ибн Хазм сказал, что он достоверный (сахих), однако Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал о нем: «Достоверно не установлен»; Ибн Абу Хатим передал от своего отца, что это ошибочный хадис; Ахмад ибн Ханбал и его шейх Йахья ибн Адам сказали о нем: «Слабый хадис» и аль-Бухари согласился с ними в этом; Абу Дауд сказал о нем: «Не достоверный»; ад-Даракутни сказал: «Достоверно не установлен»; Ибн Хиббан в своем «Сахихе» сказал: «Это самое лучшее сообщение, которое могут привести жители Куфы в отрицании поднятия рук во время руку’а и выпрямлении из него. Хотя в действительности это наислабейшее сообщение, чтобы полагаться на него, ибо оно имеет такие недостатки, которые уничтожают его».
На основании всего этого можно утверждать, что хадис Ибн Мас’уда не является достоверным (сахих) или хорошим (хасан), а является слабым, который не используется в качестве довода. Что же касается высказывания Тирмизи о нем как о хорошем хадисе (хасан), то на него опираться не следует, так как в нем он допустил послабление. А что касается того, что Ибн Хазм посчитал этот хадис достоверным, то очевидно, что он посчитал его достоверным с точки зрения цепочки передатчиков (иснада), однако хорошо известно, что достоверность иснада не всегда свидетельствует о достоверности самого текста хадиса, тем более что нельзя опираться на оценку этого хадиса Ибн Хазмом как достоверного, тогда как все эти хафизы хадиса и ученые критического анализа биографий передатчиков сочли его слабым. Таким образом, использование этого слабого хадиса как довода о допустимости не поднимать руки и отмене поднятия рук во время руку’а и выпрямления после него, неправильно.
Но даже если и гипотетически допустить, что этот хадис Ибн Мас’уда достоверный (сахих) или хороший (хасан), то очевидно Ибн Мас’уд сказал это по забывчивости, так же как он забывал и многие другие вопросы.
Хафиз аз-Зайля’и сказал в «Насб ар-Роя», передавая от автора «ат-Танкиха» следующее: «В том, что Ибн Мас’уд забыл о поднятии рук во время руку’а нет ничего удивительного. Так, например, он забыл из Корана, то в чем среди остальных мусульман после него не было никаких разногласий, а это суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас. Также он забыл то в чем были единогласны все ученые, а это отмена сцепления между собой рук во время руку’а. Также он забыл, как необходимо стоять позади имама в молитве джама’ату из двух человек. Также он забыл то в чем не было никаких разногласий между учеными, а это то, что в день жертвоприношения пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил утреннюю молитву в свое, установленное для нее время. Также он позабыл то, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы на ‘Арафате. Также он забыл то в чем, не разногласил ни один ученый, а именно как необходимо располагать предплечье и локоть во время совершения земного поклона (суджуд). Также он позабыл как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал аят: «Клянусь тем, кто создал мужчину и женщину». И если мы допускаем что Ибн Мас’уд забыл такие вещи в молитве, то почему не можем допустить, что он забыл и о поднятии рук».
Но даже если и признать что Ибн Мас’уд не забыл из молитвы ничего, то хадисы о поднятии рук в начале молитвы, руку’е и выпрямлении после него, выдвигаются вперед хадиса Ибн Мас’уда, посокольку о ни переданы большим количеством сподвижников, да будет доволен ими Аллах, так, что даже ас-Суюти сказал: «Хадисы о поднятии рук являются «мутауатир» от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (т.е. переданные таким большим количеством передатчиков, которое исключает их сговор и фальсификацию хадиса)».
И аль-‘Айни, в комментариях к сборнику аль-Бухари, сказал: «Одной из причин предпочтения одного сообщения другому является большое количество передатчиков и известность передаваемого. Так, например, если одно сообщение передает только один передатчик, а другое два, то, передача двоих более заслуживает того, чтобы поступать в соответствии с ним.
Также Хафиз аль-Хазими в книге «аль-И’тибар» сказал: «То с помощью чего можно предпочесть один хадис другому, является большее количество передатчиков в отношении другого хадиса, ведь большое количество является влияющим и действенным с точки зрения передачи сообщения, ибо оно приближает хадис к категоричной и окончательной убежденности (тауатур)».
Далее, хадис ибн Мас’уда никоим образом не указывает на то, что поднятие рук кроме как в начале молитвы было отменено. Максимум на что он может указывать, так это то, что поднимать руки во время руку’а и выпрямления после него не является обязательным (уаджибом). Так Ибн Хазм в комментариях к хадису Бара ибн ‘Азиба, приведенного выше говорит: «Если этот хадис достоверный, то он указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это для разъяснения того, что так тоже можно поступать, и тогда между ним и хадисом Ибн ‘Умара, а также и других сподвижников не будет разногласий».
Но, все же, все эти объяснения необходимы только если предположить, что хадис Ибн Мас’уда достоверный, однако он является слабым и вообще не рассматривается как довод.
«…В соответствии с ним также высказывались многие обладатели знания из числа сподвижников пророка и таби’инов» - а именно это приводится от ‘Умара, ‘Али и Ибн ‘Умара, однако далее мы поговорим о степени достоверности данных преданий.
«…это мнение принадлежит Суфьяну и жителям Куфы» - таковым было и мнение Абу Ханифы. Последователи ханафитской школы утверждают, что поднятие рук во время руку’а и выпрямления после него является отмененным на основании хадиса Абдуллы ибн Мас’уда и Бара ибн ‘Азиба. Однако мы уже выяснили, что эти хадисы являются слабыми и не могут быть использованы в качестве доказательства.
Довод №3.
(Смысл хадиса) Передается от аль-Асвада (р.а) :«Я видел как Умар ибн Хаттаб поднимал обе руки в первом такбире и больше не поднимал их». Имам ат-Тахави.
это сообщение также привел ибн Аби Шейба от Асуада, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял».
Однако данное предание не является правильным в таком виде. Хафиз ибн Хаджар в «Дироя» сказал: «Аль-Байхаки от Хакима сказал: «Этот хадис передал Ибн Хасан ибн ‘Айяш от ‘Абдуль-Малика ибн Абджара, а он от Зубайра ибн ‘Ади в следующем виде: «…поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял», однако также его передавал и ас-Саури, но уже в таком виде: «Он поднимал свои руки во время такбира» и в нем не было слов «и больше этого не повторял», и сохраненным он является именно в таком виде, приведенным от ас-Саури».
В добавок это предание противоречит преданию Тауса от Ибн ‘Умара, о том, что ‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него. Аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя» сказал: «Хаким возразил против предания ‘Умара о не поднимании рук, сказав что оно является странным, и не может быть использовано как довод, чтобы приводить его в противовес достоверным сообщениям переданным от Тауса ибн Кайсана, а ему от Ибн ‘Умара, о том, что ‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него».
Ибн Хаджар в «Дироя» также сказал, что: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он (‘Умар) поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него».
Также у передачи Тауса есть подкрепляющее свидетельство (шахид) в виде слабого сообщения. Аз-Зайля’и в «Насб ар-Роя» сказал: «аль-Байхаки приводит от Рушдина ибн Са’да от Мухаммада ибн Сахма от Са’ида ибн аль-Мусайиба, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки до уровня плеч в начале молитвы и при выпрямлении после руку’а».
Примечание: Ан-Нимауи предположил, что добавка в передаче Тауса, приведенной в «Насб ар-Роя» «…’Умар поднимал руки в руку’е…» является ошибкой по невнимательности. И он сказал: «А правильно вот как: Передается от Тауса ибн Кайсана от Ибн ‘Умара о том, что он (Ибн ‘Умар, а не ‘Умар) поднимал руки».Ведь также сказал и Хафиз Ибн Хаджар в книге «ад-Дироя», которая является сокращенной версией «Насб ар-Роя»: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он (т.е. Ибн ‘Умар) поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него». И ибн аль-Хаммам в «Фатх аль-Кадир» сказал: «Хаким возразил против предания о том что ‘Умар не поднимал руки, опираясь на передачу Тауса от Ибн ‘Умара, о том, что он (Ибн Умар‘, а не Умар’) поднимал руки…»Таким образом, выясняется, что аль-Байхаки возразил против предания ‘Умара, опираясь на передачу Ибн ‘Умара, а не на другое предание от ‘Умара ибн аль-Хаттаба. (конец цитаты ан-Нимауи).
Опровержение: Заявление о том, что слова «’Умар поднимал руки» является добавкой, включенной в текст хадиса по невнимательности, абсолютно несостоятельно.
Как это может быть правильным, когда Хаким вынес решение о странности (отклонении) предания от Ибн ‘Умара, переданного со слов аль-Асуада, сказавшего: «Я видел как ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднимал свои руки только в первом такбире и больше этого не повторял» на основании передачи от Тауса ибн Кайсана, от Ибн ‘Умара, о том, что «‘Умар поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него»?! Ведь прекрасно известно из науки хадисоведения, что не выносится постановление об отклоненности (шузуз) сообщения одного сподвижника, на основании сообщения другого сподвижника (напротив подобное постановление выносится на основе сообщения того же самого сподвижника, что и дает основание полагать, что предание от этого же сподвижника противоречащее первому является отклоненным от достоверного).
Что же касается слов Хафиза ибн Хаджара в «ад-Дироя»: «Этому сообщению противоречит сообщение от Тауса, от Ибн ‘Умара, о том, что он поднимал руки при совершении руку’а и выпрямлении после него», то под словом «он» Ибн Хаджар имел ввиду ‘Умара (а не Ибн Умара, как полагает ан-Нимауи), и он пропустил слова «’Умар поднимал руки» сказав лишь «он поднимал руки» для краткости, опираясь на предыдущую передачу хадиса (полагая что его поймут правильно из общего контекста его слов). Тем же самым образом поступил и ибн аль-Хаммам в «Фатх аль-Кадир». И такие сокращения широко используются учеными, которые делают это для краткости, исходя из общего контекста поветсвования.
взято из материалов переведенных братом Джалилем Абу Рамаданом