Теряет ли вода Замзам свою благодать, если её разбавить с обычной водой?
Нет никакого запрета на то, чтобы мешать воду Замзам с другой водой. И учёные издавна упоминали о том, что даже будучи разбавленной с иной водой, вода Замзама не перестаёт именоваться Замзамом. Так, например, известный факъих аль-Касани говорил:
“Если человек даст клятву, что не выпьет вообще воду Замзам, после чего в сосуд с Замзамом нальют иную воду в большом количестве, что её станет больше, чем воды Замзам, после чего он выпьет эту воду, то он является тем, кто нарушил свою клятву”.
См. «Бадаи’ ас-санаи’» (3/63).
Однако учёные разногласили относительно того, останется ли вода Замзам благодатной и полезной в случае её разбавления с иной водой, или же она потеряет тем самым своё достоинство и исключительные свойства? Среди учёных были такие, кто отрицал это, кто дозволял, и кто не проявлял в этом вопросе какую-то однозначную категоричность.
Спросили шейха Ибн База: «Я привёз с собой воду Замзам и смешал с ней простую воду, чтобы её хватило на бо́льшее количество человек. Имеет ли это действие отношение к обману?»
Шейх Ибн Баз ответил:
“Если ты скажешь им: «Это всё Замзам», то это будет ошибкой и ложью! Но если ты скажешь им: «Я смешал Замзам с обычной водой», то в этом нет проблем. Однако в этом всём нет нужды, ибо ты можешь угостить водой Замзам, которую привёз, кого пожелаешь. Или сам пей и используй её, как пожелаешь с мудростью, но не лги. Верующему не подобает прибегать ко лжи, ибо он обязан стремиться быть правдивым в своих словах и делах. Если ты желаешь кому-то подарить воду Замзам, то дай ему её, зная, что это Замзам и сказав ему: «Это – Замзам», говоря правдиво. В противном случае, нет в этом всём никакой нужды, хвала Аллаху, ты не обязан делать подарки”.
Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (654).
Спросили шейха Ибн Джибрина: «Если разбавить воду Замзам с обычной водой, то сохранится ли её польза?»
Шейх Ибн Джибрин ответил:
“Исключительность воды Замзама, на достоинство которой указывают (хадисы), касается именно самой воды Замзама без примеси. Если же её смешать с иной водой, то польза от неё и её воздействие уменьшатся. Но вместе с тем, даже в смешанной воде будет пребывать благо, сообразно количеству воды Замзама в ней”.
См. “Фатауа Ибн Джибрин фи маъ Замзам” (20).
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Если воду Замзама смешать с иной водой, будет ли у этой воды положение Замзама?»
Шейх Ибн ‘Усаймин ответил:
“Если воды Замзам будет больше, то нет в этом проблем. А если нет, тогда не будет”.
Сл. “Шарх Сахих аль-Бухари”.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Некоторые требующие знания говорят: «Если воду Замзам разбавить с обычной водой, то вся эта вода станет Замзамом и будет благодатной». Является ли это правильным?»
Шейх аль-Фаузан ответил:
“Нет, это не является правильным. Благодать касается именно воды Замзам, а что касается иной воды, то она не имеет положение Замзама”.
Сл. “Фатауа Ликъаат аль-мафтух”.
Шейх Мухаммад ибн ‘Али аль-Итьюби сказал:
“Если благословенная вода, как вода Замзама, смешается с иной водой, то это не лишает Замзам своей особенности, ибо её благодать передаётся иной воде”.
См. “Захыра аль-‘укъба” (8/588).
Как мы видим, обладатели знания разногласили на этот счёт, однако хотелось бы подробнее рассмотреть аргументы тех учёных, которые считали, что нет проблем в том, чтобы разбавлять воду Замзам с иной водой и что её благодать переходит и к иной воде.
Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Мы прибыли делегацией к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и присягнули ему (на Ислам), после чего совершали молитвы вместе с ним. Затем мы сообщили ему, что на нашей земле есть храм. И мы попросили у него, чтобы он отдал нам воду, оставшуюся после совершения им омовения. Тогда он велел принести ему воду, совершил омовение и прополоскал рот, а потом выплюнул эту воду в посуду, после чего сказал нам: «Возвращайтесь. А когда вы доберётесь до своего города, то сломайте ваш храм и налейте на его место эту воду, а потом изберите это место для мечети». Мы сказали: «Поистине, наш город находится далеко, а жара стоит сильная, эта вода может испариться». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Долейте туда иную воду, ибо, поистине, она не прибавит ей ничего, кроме блага». Мы выехали и вернулись в наш город, разрушили наш храм, полили на его место эту воду и построили там мечеть, а после этого произнесли азан. Когда же монах из племени Тай услышал азан, то сказал: «Это – призыв истины!», после чего ушёл в горы, и мы больше не видели его”.
ан-Насаи (701). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2582), “Захыра аль-укъба” (8/587).
Комментируя этот хадис, имам ас-Синди сказал:
“Очевидный его смысл указывает на то, что вода, оставшаяся после омовения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не прибавит добавленной воде ничего, кроме блага, и вся эта вода станет благой”.
См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” (1/369).
Этот хадис ясно указывает на то, что вода, содержащая баракат, после омовения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не лишилась своей благодати по причине смешивания её с иной водой. Более того, это было сделано с его веления, и он сам прямо сообщил о том, что вся вода станет благой. И многие учёные сказали, что раз подобное было узаконено в отношении благодатной воды, оставшейся после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это тем более узаконено в отношении благодатной воды Замзам. И раз свою благодать не потеряла вода, оставшаяся после него, то почему её должна потерять вода Замзама?
И данную аналогию проводили многие имамы и учёные, которые сталкивались с этим хадисом и комментировали его. Так, например, хафиз Шарафуддин ат-Тыби в комментарии к этому хадису сказал:
“В нём содержится указание на дозволенность приобретения благодати посредством воды Замзам, и дозволенность её перевозки в дальние страны”.
См. “аль-Кашиф ан хакаикъ ас-Сунан” (3/940).
Обратите внимание на то, как он применил данный хадис к воде Замзам, несмотря на то, что в хадисе речь шла о воде, оставшейся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) после совершения им омовения.
Шафиитский факъих Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:
“В нём содержится указание на благодать того, что оставалось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также дозволенность перевозить это в другие города. И этому подобна вода Замзам”. См.
“Фатх аль-Илях фи шарх аль-Мишкат” (3/219).
Такую же аналогию проводил и шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, сказав:
“В данном хадисе содержится указание на дозволенность приобретения благодати посредством того, что осталось от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также дозволенность перевозки этого в другой город. И этому подобна вода Замзама”.
См. “Ми’ратуль-мафатих” (2/426).
Также и шейх Мухаммад ибн ‘Али аль-Итьюби, часть слов которого уже упоминалась, сказал:
“Если благословенная вода, как вода Замзама, смешается с иной водой, то это не лишает Замзам своей особенности, ибо её благодать передаётся иной воде. И то, что делают некоторые паломники, когда возвращаются в свой город, добавляя обычную воду к Замзаму, который они с собой привезли, чтобы увеличить её и угостить своих родственников и друзей, то это является одобрительным поступком”.
См. “Захыра аль-‘укъба” (8/588).
Если же кто-то скажет, что нельзя проводить аналогию Замзама с этим хадисом, ибо благодать пророческой воды отлична от благодати Замзама, то сторонники дозволенности на это возражение отвечают следующим образом:
Упомянутое можно дополнить и тем, что с одобрения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в источник Замзам была вылита при нём вода, которая осталась от него после её использования, следовательно, баракат от его воды и слюны смешался с баракатом воды Замзам.
Уаиль ибн Худжр (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Как-то к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) принесли посуду с водой Замзам, после чего он прополоскал рот и выплюнул воду назад в сосуд, и эта вода (побывавшая в его рту) была прекрасней, чем запах миска”.
Ахмад (4/318), аль-Хумайди (886). Хафиз аль-Бусыри назвал всех передатчиков хадиса надёжными, а шейх Ахмад ас-Са’ати и шейх Шу’айб аль-Арнаут назвали этот хадис достоверным. См. “аль-Итхаф” (1/69), “аль-Фатх ар-Раббани” (22/67), “Тахридж аль-Муснад” (18874).
А в другом хадисе ясно говорится о том, что использованную им воду вместе с Замзамом из сосуда вылили обратно в источник Замзам:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к источнику Замзам, мы зачерпнули для него воду из него, и он выпил её. Затем он набрал в рот воды и сплюнул её в посуду, а мы вылили содержимое назад в колодец Замзам”.
Ахмад (1/372), ат-Табарани (11/98). Хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (7/628), “Тахридж аль-Муснад” (3528, 3527).
Ханафитский факъих ат-Таханауи, комментируя эти хадисы, сказал:
“Таким образом, по причине слюны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), попавшей в Замзам, благодать этой воды увеличилась, вкус её усилился, исцеление ею стало сильнее, один свет стал поверх другого, и стала она ещё чище”.
См. “И’ля ас-Сунан” (10/211).
Следовательно, аналогия тех учёных, которые дозволяли разбавлять Замзам обычной водой, не является далекой и ошибочной.
В любом случае, тот, кто выбирает мнение учёных, что воду Замзам можно разбавлять иной водой и что от этого она не потеряет своей благодати, не заслуживает никакого порицания и упрёка. В особенности это касается тех, кто живёт далеко за пределами Мекки, кто не в состоянии часто ездить в Хадж или на ‘Умры и запасаться Замзамом, или у кого с поездки осталось мало Замзама.
Как и не заслуживают никакого порицания те, кто следует мнению тех учёных, кто считал, что вода Замзам не передаёт свою благодать иной воде.
И нет сомнений в том, пить воду Замзам в её чистом виде однозначно лучше, ибо в таком случае её благодать не вызывает ни у кого сомнения.
А если кто-то и пожелает разбавить воду Замзам с иной водой, то лучше соблюдать при этом умеренность и не добавлять каплю Замзама в бочку обычной воды, считая, что вся эта вода превратилась в Замзам, тем более, что в упомянутых ранее хадисах говорилось, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) привозил воду Замзам и поил ею больных, и не упоминается ничего о том, чтобы он сам или кто-либо из его сподвижников разбавляли воду Замзама другой водой.
К тому же важно отметить, что последовавшим мнению дозволявших разбавлять Замзам учёных необходимо помнить упомянутое наставление шейха Ибн База, и не выдавать разбавленную воду Замзама за неразбавленную. А ещё строже это касается тех, кто собирается торговать разбавленной водой Замзама, умалчивая об этом!