Уа алейкум ассалям.
imanochka писал(а):mozhno li govorit, chto vrema tak bistro bezhit, libo medlenno tanetsa ili eto tozhe otnositsa k tomu, chtobi rugat vrema?
Это выражение никак не может быть инша-Аллах руганью времени сестра, поскольку так говорится в хадисах, что время будет идти быстро, и что это из признаков Судного дня.
Об этом можно прочитать в работе Кулиева Эльмира о приближении Конца света, в главе "Ускорение времени":
Анас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Судный час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления головни».
Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным.
Существует несколько толкований этого высказывания Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Ибн Хаджар, аль-Хаттаби и Ибн аль-Асир писали, что время постепенно теряет благословение, в результате чего люди не могут делать за одни сутки того, что делали за этот же срок прежние поколения людей.
См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 16; «Ма'алим ас-Сунан», т. 6, стр. 141-142; «Джами' аль-Усуль», т. 10, стр. 409.
Согласно второму толкованию, людям будет казаться, что время проходит быстро, когда наступит правление Мехди. Во всем мире будут царить благополучие, безопасность и справедливость, и хорошо известно, что благополучные дни всегда кажутся быстрыми и скоротечными, тогда как тяжелые дни всегда кажутся долгими и мучительными.
См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 16.
Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считают, что в словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди смогут передавать информацию на расстояние и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок.
См. «Итхаф аль-Джама'а», т. 1, стр. 497; «аль-'Акаид аль-Исламийа», стр. 247.
Существует еще одно толкование, основанное на том, что арабское слово “такаруб” (здесь: ускорение) буквально означает “близость, сходство”. Некоторые богословы считают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду, что наступит время, когда распространится невежество и неповиновение Аллаху, в результате чего положение людей будет одинаково скверным. Этого не происходит, когда среди людей есть праведники и ученые, отличающиеся от грешников и невежд, которые существуют во все времена.
Все упомянутые выше толкования касаются переносного смысла слов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), однако перед наступлением Конца света его пророчество исполнится в буквальном смысле, потому что время действительно ускорится.
См. «Фатх аль-Бари», т. 13, стр. 17.