Хукм о сбривании усов
Вопрос:
"Некоторые братья отращивают бороды, но сбривают усы. Они говорят, что так поступал ‘Умар (радыйаЛлаху ‘анху). Я читал некоторые ответы на вашем сайте относительно укорачивания усов, но допустимо ли сбривать их?"
Ответ:
АльхамдулиЛлях.
Учёные разошлись касательно желательной Сунны относительно усов, и у них два мнения:
Первое мнение состоит в том, что Сунна сбривать их полностью. Это мнение ханафитов и ханбалитов. Они приводят в доказательство внешний смысл слов Пророка (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) касательно этой темы. Из их числа хадис:
"Удаляйте (ахфу, анхаку, джуззу) усы".
аль-Бухари 5892, 5893, Муслим 259, 260.
Ат-Тахауи сказал в «Шарх Ма’ани аль-Асар» 4/230:
"Бритье лучше, чем укорачивание. Это мнение Абу Ханифы, Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани".
Ибн ‘Абидин передал в «Радд аль-Мухтар» 2/550, что поздние учёные (ханафитского мазхаба) предпочитали укорачивание, и сказал:
"Мазхаб некоторых поздних учёных среди наших шейхов в том, что усы должны укорачиваться". Сказано в книге «аль-Бада’и»:
"Это правильное мнение".
Второе мнение состоит в том, что Сунна – укорачивать усы, и что бритьё нежелательно. Это мнение маликитов и шафи’итов. Имам Малик (рахимахуЛлах) был очень строг касательно этого.
В качестве доказательства они приводили следующие сообщения:
Передано от Абу Хурайры (радыйаЛлаху ‘анху), что он слышал, как Пророк (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) сказал:
«Фитра (естество) состоит в пяти вещах: обрезание, бритьё лобка, укорачивание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками».
аль-Бухари 5891, Муслим 257.
Передано, что аль-Мугира ибн Шу’ба (радыйаЛлаху ‘анху) сказал:
"У меня были длинные усы и Пророк (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) подстриг их мне, по уровню сиуака".
Абу Дауд 188. Шейх аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих Аби Дауд».
Аль-Байхакы передал в «Сунан аль-Кубра» 1/151, что ‘Абду-ль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах аль-Увайси сказал:
"Малик ибн Анас упоминал, что некоторые люди бреют их усы, и он сказал: «Тот, кто это делает должен быть побит. Хадис Пророка (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) об усах не говорит о бритье, они должны быть укорочены так, чтобы край губ и рот были видны". Также Малик ибн Анас сказал:
"Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей". Конец цитаты.
‘Абду-ль-Уалид аль-Баджи сказал в «аль-Мунтакъа шарх аль-Мууатта» 7/266:
"Ибн ‘Абду-ль-Хакам передал от Малика: «Укорачивание усов не значит их сбривание. Я считаю, что того, кто бреет усы, следует порицать».
Ашхаб передал от Малика, что он сказал: «Бритьё усов – бид’а!»
Малик (рахимахуЛлах) сказал:
"Было передано от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (радыйаЛлаху ‘анху), что когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Если бы они были сбриты полностью, то ему было бы нечего наматывать".
См. «ат-Тамхид» 21/62-68.
Ан-Науауи (рахимахуЛлах) сказал в «аль-Маджму’» 1/340-341:
"Границы в укорачивании усов заключаются в том, чтобы они были срезаны так, чтобы край губы был виден, но они не должны быть сбриты полностью. Это наше мнение".
В книге «Нихая аль-Мухтадж» 8/148 ар-Рамли, который был одним из шафи’итских имамов, сказано:
"Нежелательно (макрух) брить усы".
И это мнение передается от группы из числа саляфов:
Аль-Байхакы передал в «Сунан аль-Кубра» 1/151, что Шурахбиль ибн Муслим аль-Хауляни сказал:
"Я видел пять сподвижников Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям), которые укорачивали свои усы, отращивали бороды и красили их шафраном: Абу Умама аль-Бахили, ‘Абдаллах ибн Биср, ‘Утба ибн ‘Абду-с-Сулями, аль-Хаджжадж ибн ‘Амир ас-Самали и Микъдам ибн Ма’ди Йакриб аль-Кинди. Они укорачивали свои усы до края губ". (Шейх аль-Альбани назвал сообщение хорошим в «Адаб аз-Зифаф»).
Они отвечали на доказательства, приводимые в пользу первого мнения, двумя вариантами:
1. Что смысл слова "удаления" – это срезание края волос, которые растут над губой, а не в полном сбривании, основываясь на доказательствах в сообщениях, где упоминается только укорачивание.
‘Абду-ль-Уалид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Мууатта» 7/266 сказал:
"Ибн аль-Къасим передал от Малика, что толкование хадиса Пророка (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) об укорачивании усов состоит в том, что они должны быть срезаны настолько, что бы красная часть губ и края рта должны были быть видны".
Ан-Науауи (рахимахуЛлах) сказал в «аль-Маджму’» 1/340:
"Сообщения об укорачивании усов понимаются нами в значении срезания их до края губ, а не в полном сбривании".
2. Укорачивание чего-то не значит полное удаление, это значит удаление части этого, как это сказал ‘Абду-ль-Уалид аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Муватта» 7/266.
Более правильное мнение, уаЛлаху а’лям, второе, которое состоит в том, что Сунна – это укорачивание усов, а не их бритьё.
Шейх ибн ‘Усаймин (рахимахуЛлах) в «Маджму’ аль-фатауа» (11/Баб ас-сиуак ва Сунна аль-фитра / вопрос номер 54) сказал:
"Лучше всего укорачивать усы, как это пришло в Сунне. А что касается их сбривания, то это не Сунна. Аналогия, проведённая некоторыми, что предписано сбривать усы так же, как брить голову во время Хаджжа – это аналогия, которая противоречит тексту (Сунны). Поэтому эта аналогия не годится и не принимается в расчёт. Поэтому Малик касательно сбривания усов говорил: «Бритьё усов – это нововведение (бид’а), которое появилось среди людей, но мы не должны отворачиваться от упомянутого в Сунне, потому что следование ей – это руководство, справедливость, счастье и успех".
Постоянный комитет по изданию фетв был спрошен:
"В ряде хадисов сказано:
«Укорачивайте усы». Отличается ли бритьё от укорачивания? Некоторые люди укорачивают часть усов, которая ближе к верхней губе и оставляют остальные волосы усов, таким образом, они срезают почти половину усов и не трогают остальное. Так следует поступать? Или укорачивание усов, значит их полное сбривание? Пожалуйста, посоветуйте способ, которым усы должны быть укорочены".
Ответ:
"Достоверные хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху ‘аляйхи уа саллям) указывают, что предписано укорачивание усов. К примеру, Пророк (солляЛлаху ‘аляйхи ва саллям) сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от многобожников». аль-Бухари и Муслим. И он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, чтобы отличаться от огнепоклонников». И в некоторых версиях сказано: «Укорачивайте усы». Укорачивание значит срезание очень короткой части. В соответствии с Сунной тот, кто срезает усы чуть-чуть, так что видна верхняя губа или же укорачивает, то нет в этом проблем, потому что хадисы упоминают два положения, но недопустимо отпускать края усов, так же как и укорачивать или срезать их полностью".
Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Баз, шейх ‘Абду-р-Раззакъ аль-‘Афифи, шейх ‘Абдуллах аль-Къа’уд. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима» 5/149.
Однако Ат-Табари и Къады аль-‘Ийад сказали, что оба вида допустимы: и сбривание, и укорачивание. И это же мнение выбрал хафиз ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 10/347.
См. также «Маусу’а аль-фикхия» 25/320.
УаЛлаху а’лям.
Islam Q&A.
http://www.islamqa.com/ar/ref/103623