Уа алейкум салям.
Следует отметить, что обращаться на суд к тагъуту, - а это любые законы, помимо закона Аллаха -, в своей основе строго запрещено! Однако учёные дозволяли это в виде исключения при необходимости и отсутствия возможности иначе восстановить свои права, или чтобы вернуть причитающееся тебе, или чтобы отвратить от себя несправедливость.
По той причине, что непонимание этого вопроса часто вызывает неурядицу среди мусульман, хотелось бы процитировать слова великих и признанных учёных по данному вопросу:
Спросили учёных Постоянного комитета: «Каково постановление вопроса обращения на суд к судье в Америке, как спорные вопросы среди мусульман, положения развода, торговли и тому подобных вещей?»
Они ответили: “Не дозволено мусульманину обращаться за судом к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. Но если в его пользу будет вынесено неправильное решение (неверным судом), то нельзя ему это присваивать!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 23/502.
Под этим ответом подписались следующие члены Постоянного комитета: ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.
Спросили шейха Ибн База: «Каково положение обращения на суд к тем, кто судит по вымышленным законам, если все суды в его городе судят по ним? В противном случае человек не может получить свои права, кроме как обратившись к ним на суд. Становится ли в таком случае человек неверным?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если он вынужден обратиться к такому суду, то не становится из-за этого неверным. Однако он не должен обращаться к ним на суд, кроме как если будет вынужден сделать это и не будет другого метода отстоять свои права. Также он не должен брать то, что было присуждено ему, если это противоречит пречистому Шариату”. См. “Фатауа Ибн Баз” 23/214.
Спросили шейха аль-Альбани: «О шейх, можно ли обращаться в суд, который судит по вымышленным законам, если я являюсь притеснённым в каком-то положении?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Нельзя, кроме как тому, кто является вынужденным. И он может требовать только то, что позволил ему Шариат. Не дозволено обращаться в такой суд по причине известного положения, о котором ты упомянул (что эти суды руководствуются выдуманными законами), кроме как если человек будет вынужден. При этом нельзя злоупотреблять этим и через выдуманные законы претендовать на то, на что человек не имеет права. Основа в том, что это запрещено, а исключением является то, что я упомянул при наличии этих условий”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 337.
Спросили также шейха аль-Альбани: «Если между двумя людьми сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа судебных учреждений неверных, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путём?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Если он убеждён в том, что решение суда по тому вопросу, с которым он обращается, не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 624.
Спросили шейха ‘Абду-р-Раззакъа ‘Афифи: «Каково постановление на счёт обращения к судам, которые судят по выдуманным законам?»
Шейх ‘Афифи ответил: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если невозможно взять своё право, кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”. См. “Фатауа ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи” 1/166.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В действительности – это этот вопрос является очень важным, т.е. например, дозволено ли нам обратиться на суд к тем, кто судит по выдуманным законам, если мы правы, или же следует утратить свои права (не обращаясь к ним на суд)? Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, упомянул в начале книги «ат-Турукъ аль-хукмийя», что среди фкъихов есть такие, кто сказал: «Не обращаешься к ним на суд, даже если будут потеряны все твои права». И он сказал, что подобным подходом дела людей не придут в порядок. Особенно учитывая многочисленность тех, кто судит не согласно тому, что ниспослал Аллах. Ты можешь обращаться к ним на суд, однако если в твою пользу будет вынесено решение, не основанное на том, что ниспослал Аллах, ты должен отвергнуть это. А что касается того, чтобы мы утратили права людей, а речь может идти о большом имуществе, о многочисленных наследниках, то неужели мы всё это потеряем по той причине, что такой-то судит по выдуманным законам?! Мы обратимся к нему за судом, и если он вынесет решение согласно истине, то истина принимается от любого человека”. Сл. «Шарх Задиль-мустакъни’/Китаб аль-бую’» № 37(А).
Спросили мусульмане Америки шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково положение человека, который обращается в американский суд, если он вынужден сделать это?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если вы вынуждены сделать это, чтобы получить своё имущество, и у вас нет иного варианта на это, кроме как обратившись к ним, то в этом нет проблем. А если вы желаете обращаться на суд к ним, и не желаете обращаться на суд к учёным Ислама, то это считается неверием. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагъуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4: 60).
Слово «желают» указывает на желание этого в их намерении.
Если ты желаешь получить свои права, и не можешь сделать этого, кроме как через этот выдуманный суд, то ты можешь обратиться к ним. А если ты желаешь обращаться за судом к выдуманным законам, а не к учёным Ислама, то есть опасение для тебя неверия”. Сл. “Асъиля Амрика”.
Спросили шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака: «Если у мусульманина есть тяжба в стране неверных или подобной им, может ли он обратиться на суд к выдуманным законам?»
Шейх аль-Баррак ответил: “Если на мусульманина покушаются в стране неверных, будь то на его жизнь, его имущество или его свободу, то он может обратиться со своей проблемой к тому, кто может избавить его от притеснения или защитить от несправедливости. Поистине, притеснённый человек может обратиться за помощью к тому, кто окажет ему помощь, но без того, чтобы самому притеснять несправедливого. Если человек знает, что комитет, к которому он обратился для решения проблемы, покусится на притеснителя сверх того, что он заслуживает, возлагая на него штрафы, превышающие то, чем он обязан, то притесняемому не дозволяется брать больше причитающегося ему.
Подобное не расценивается, как обращение на суд к тагъуту, ибо те, обращающиеся на суд к тагъуту – это те, которые предпочитают этот суд над Шариатом Аллаха, проявляя довольство им и принимая его постановления зная, что это противоречит Шариату Аллаха. Всё, что противоречит закону Аллаха из постановлений тех, кто судит по выдуманным законам, является злом, будь они из числа неверных, как иудеи и христиане, или же из числа причисляющих себя к Исламу.
К примеру, мусульмане запрещается обращаться на суд к выдуманным законам против своего мужа, если она знает, что этот суд обяжет мужа свыше того, чем обязал его Шариат. Как и запрещено мусульманке обращаться в суд, чтобы требовать половину наследства, зная о том, что этот закон уровнял мужчин и женщин в доле наследства! И нельзя ей брать свыше того, что предписал ей из доли наследства Аллах.
Не скрыт тот факт, что обращения в подобные судебные инстанции и учреждения являются вынужденной вещью, ибо, если для проживающих в таких странах мусульман будет обязательным не обращаться к ним на суд в случае притеснения, то их постигнет великий вред по этой причине. И преступники станут покушаться на мусульман, если узнают, что им не оказывается помощь!
Исходя из сказанного, следует, что обращаться в подобные судебные инстанции в упомянутых случаях – из числа необходимости. И это не противоречит обязанности проявить неверие в тагъута, чем является постановление, которое противоречит Шариату Аллаха, который Он ниспослал в Своей Книге и Сунне Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатауа аль-Баррак” № 12848.
Важное примечание:
Однако, если какая-либо тяжба произошла между мусульманами, которые проживают в странах, где нет шариатских судов, то они не должны обращаться на суд тагъута, однако им следует обратиться к обладателям знания их местности из числа праведных мусульман, чтобы они разрешили их конфликт согласно Шариату Аллаха.
И на правомочность сказанного указывают Коран и Сунна.
Так, Всевышний Аллах, говоря о путях решения конфликта между супругами, сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (4: 35).
Шурейх ибн Хани рассказывал: “Когда мой отец – Хани прибыл с делегацией к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он услышал, как соплеменники Хани именуют его Абу-ль-Хакам (Наилучший судья). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал его и сказал: «Воистину, истинный Судья – это Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит власть! Так почему же тебя именуют Абу-ль-Хакам?»
Он ответил: “Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что может быть прекраснее этого! А есть ли у тебя сыновья?»
Он ответил: “У меня есть Шурейх, Муслим и ‘Абдуллах”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А кто из них старший?»
Он ответил: “Шурейх”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда ты – Абу Шурейх (отец Шурейха)»”. Абу Дауд 4955, ан-Насаи 5387. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 2615.
Как мы видим из этого хадиса, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал порицание именно его неправильному прозвищу, а что касается его поступка в виде разрешения конфликта людей, то он назвал это дело прекрасным.
И учёные считали это узаконенным. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” 5/179.