Страница 1 из 1

О положении тех, кто сидит с произносящими куфр

Добавлено: 13 май 2025, 12:39
AskarAbuSafia
Ас-саляму алейкум!

Аллах в Коране говорит:
«Он уже ниспослал вам в писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне» (Сура "Женщины" 4: 140).

Братья, как понимать этот аят?
Если, например, мусульманин находится в обществе (мероприятии, собрании), которое изначально не посвящено издевательству над религией, куфру или ширку, но кто-то произнёс слова куфра или призывал к нему (и говорил про ширк несколько секунд или минут) и мусульманин промолчит и продолжит сидеть там - означает ли это, что он впал в куфр?
Или когда именно он впадает в куфр?

بارك الله فيكم

О положение тех, кто сидит с произносящими куфр

Добавлено: 29 авг 2025, 17:09
A'mash
بسم الله الرحمن الرحيم

О положении тех, кто находится вместе с произносящими слова неверия



Содержание

Введение
О запрете сидеть с теми, кто совершает грехи, и тем более – с теми, кто произносит слова неверия
О том, что довольство грехом – это грех, а довольство неверием – неверие
Об исключениях, когда дозволяется пребывать в собрании, где совершается запретное
Становится ли неверным тот, кто продолжает сидеть в собрании, в котором произносят слова неверия?
Мнение и доводы тех, кто считал, что одно лишь пребывание среди произносящих куфр выводит из Ислама
О мнениях, которые ошибочно приписывают имамам ат-Табари, аль-Къуртуби, Ибн Таймии и аш-Шаукани
Мнение и доводы тех, кто считал, что одно лишь пребывание среди произносящих куфр не выводит из Ислама
Заключение



С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос пребывания мусульманина в обществе, где произносятся слова неверия или насмешки над религией, в последнее время стал одним из важных и часто обсуждаемых. Это связано с тем, что в наши дни мусульманину нередко приходится сталкиваться с подобными ситуациями, будь то на работе, во время учёбы, в кругу знакомых или на различных собраниях и мероприятиях.
В связи с этим некоторые мусульмане спрашивают: «Каково положение мусульманина, который находится среди людей, произносящих слова неверия? Приравнивается ли он к ним? Попадает ли он под угрозу, содержащуюся в Словах Всевышнего Аллаха: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
И как поступить, если, например, мусульманин присутствует на собрании, которое изначально не связано с неверием или издевательством над религией, но кто-то из присутствующих произнёс слова неверия (куфр), а мусульманин промолчал и остался там? Становится ли он в этом случае неверным, или его положение иное?»
С дозволения Аллаха, хотелось бы разобрать этот вопрос, опираясь на шариатские доводы, слова учёных и известных толкователей Корана.

Прежде чем, с позволения Аллаха, ответить на упомянутый вопрос, следует знать, что Шариат Всевышнего Аллаха строго запрещает находиться в обществе тех, кто совершает запретные деяния или различные нововведения, и особенно, если они произносят слова неверия и многобожия.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им. Воистину, Аллах соберёт лицемеров и неверных всех в Аду» (4: 140).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Аллах обязал слух воздерживаться от слушания того, что Аллах запретил, и велел отворачиваться от того, что Он сделал недозволенным. Об этом Аллах сказал: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
Затем Аллах сделал исключение, когда это произошло по забывчивости, сказав: «А если шайтан заставит тебя забыть об этом», и ты сидел с ними, «то после того, как вспомнишь не сиди с людьми несправедливыми» (6: 68)”. аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” (1/390).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Что касается Слов Аллаха: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140), то это значит: Аллах уже ниспослал вам, что если вы сидите с теми, кто проявляет неверие в знамения Аллаха и издевается над ними, и слушаете это, то вы подобны им. То есть: если вы не покинете их в такой ситуации, то вы подобны им в их поступке. И вы ослушались Аллаха, сидя с ними и слыша, как они проявляют неверие в Его аяты и насмехаются над ними, так же, как они ослушались Аллаха своим издевательством над Его аятами. Значит, вы совершили ослушание Аллаха подобно тому, как они его совершили, и потому вы подобны им в непослушании Аллаху и нарушении Его запрета.
В этом аяте содержится ясное указание на запрет сидеть в обществе сторонников лжи любой категории, будь то приверженцы нововведений или нечестивые грешники, когда они предаются своей лжи. И именно в этом значении группа имамов прошлого, толкуя данный аят, говорила, что под ним подразумевается запрет на лицезрение любого проявления лжи, когда её распространяют приверженцы лжи”. См. “Тафсир ат-Табари” (7/602-603).
Также Всевышний Аллах сказал: «Если ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отдались от них, пока они не погрузятся в другой разговор. А если шайтан заставит тебя забыть об этом, то после того, как вспомнишь не сиди с людьми несправедливыми» (6: 68).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Судный день не сидит за столом, за которым распивают вино!» Ахмад (3/339), ад-Дарими (2137), ат-Тирмизи (2801). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (6506).
‘Имран аль-Хуза’и рассказывал: “Однажды к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) привели людей, которые распивали вино, среди которых находился один постящийся человек, и он подверг наказанию их всех. Когда же ему сказали: «Этот человек соблюдает пост (и он не пил)», ‘Умар ответил: «Тогда зачем он находился с ними?!»” Ахмад в “аль-Ашриба” (30).
Хишам ибн ‘Уруа рассказывал: “Как-то халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз задержал группу людей за распитие опьяняющего, и с ними находился человек, соблюдавший пост. ‘Умар повелел наказать вместе с ними и этого человека. А когда ему сказали: “Воистину, он постящийся!” Он процитировал аят: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140)”. Ибн Батта в “аль-Ибана” (2/481).
Сообщается, что ад-Даххак в толковании аята: «И те, которые не присутствуют при лжи» (25: 72), сказал: “То есть при словах многобожия”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (8/2737).

Со слов аль-‘Урса аль-Кинди (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда на земле совершается грех, тот, кто видит его и чувствует к нему неприязнь, подобен тому, кого при этом не было. Что же касается того, кто отсутствовал при совершении этого греха, однако проявил довольство им, тот подобен тому, кто присутствовал при этом грехе». Абу Дауд (4345), ат-Табарани в “аль-Кабир” (15/139). ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам аль-уста” (4/271), “Умдату-ттафсир” (1/716), “Сахих ат-Таргъиб” (2323), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (115), “Тахридж Сунан Аби Дауд” (6/401).
Свят Аллах! Если довольствующийся грехом подобен тому, кто присутствует при нём, то что же сказать о том, кто не только доволен грехом других, но и сам совершает грех, причём великий?!
Со слов Абу Кабши аль-Анмари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в мире этом есть четыре группы людей:
1 – Раб Аллаха, которому Аллах даровал имущество и знание, и он страшится своего Господа в распоряжении этим имуществом, поддерживает родственные связи посредством него и знает о праве Аллаха на это имущество. Такой человек в наилучшем положении.
2 – Раб Аллаха, которому Аллах даровал знание, но не даровал имущества, и который будучи искренним в своих намерениях говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то”, - придерживаясь таких же намерений, как и первый. Оба они в награде равнозначны.
3 – Раб Аллаха, которому Аллах даровал имущество, но не даровал знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им, не поддерживает родственные связи и не знает о праве Аллаха на это имущество. Такой человек в наихудшем положении.
4 – Раб Аллаха, которому Аллах не даровал ни имущества, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как и такой-то”, - придерживаясь таких же намерений, как и третий. Этот человек понесёт на себе такое же бремя, как и третий». Ахмад (4/231), ат-Тирмизи (2325), Ибн Маджах (4228). Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Къайим, аль-‘Иракъи, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Мифтаху дари-сса’ада” (1/515), “Тарх ат-тасриб” (4/72), “Тахридж аль-Мишкат” (5287).
Эти хадисы указывают на то, что желающий греха или одобряющий грех, подобен тому, кто сам совершает этот грех, даже если при этом он не пребывает среди грешников и не совершает его!
Шумайт ибн ‘Аджлян часто говорил: “Кто доволен нечестием, сам является нечестивцем, а кто согласен с тем, чтобы ослушались Аллаха, того деяние не будет вознесено”. Ахмад в “аз-Зухд” (1269).
‘Абдуль-Уахид ибн Зейд рассказывал: “Однажды я спросил аль-Хасана аль-Басри: «О Абу Са’ид, расскажи мне о человеке, который не принимал участия в смуте, связанной с Ибн аль-Мухаллябом, чей язык об этом умалчивал, но чьё сердце одобряло это (восстание)?»
Он ответил: «О, сын моего брата! Сколько рук резало Верблюдицу (Пророка Салиха)?»
Я сказал: «Одна рука».
Он сказал: «Но разве не был погублен весь народ из-за своего одобрения и попустительства?!»” Ахмад в “аз-Зухд” (1671).
Имам Ибн Таймия сказал: “В Словах Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140)содержится уподобление сидящего с ними и слушающего без порицания – к положению совершающего. Поэтому говорится: «Слушающий сплетни – соучастник сплетника».
В хадисе сказано: «Кто видит грех и чувствует к нему неприязнь, подобен тому, кого при этом не было. А кто отсутствовал при совершении греха, однако проявил довольство им, тот подобен тому, кто присутствовал при этом грехе».
Если же человек присутствует там по нужде или принуждению, то он должен порицать это сердцем, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-либо из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то – сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Муслим (49)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (30/213).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Довольство грехом – из числа самых скверных запретных дел! Ведь в таком случае отсутствует порицание греховному даже сердцем, что является обязанностью каждого мусульманина, которое не спадает ни с кого, ни при каких обстоятельствах!” См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (стр. 701).
И если довольство грехом само по себе является грехом, даже если человек не присутствовал при его совершении, то что же тогда сказать о том, кто сидит рядом с теми, кто грешит, одобряя это?! Не говоря уже о тех, кто присутствует при произнесении слов неверия, не порицая это даже в сердце!
Относительно Слов Аллаха: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140), – хафиз аль-Халими сказал: “Если такое сказано за простое сидение, то, что сказать о том, кто соглашается с этим и считает это приемлемым?” См. “аль-Минхадж” (3/188).
Следует отметить, что хотя в этом аяте прямо говорится о запрете находиться среди тех, кто произносит слова неверия, учёные со времён саляфов часто приводили его в качестве довода и на запрет пребывания в обществе людей, совершающих грехи и нововведения.
Ибрахим ат-Тайми передал, что Абу Уаиль сказал: “Поистине, человек может сказать в собрании слово лжи, чтобы рассмешить им своих собеседников, а Аллах разгневается на них всех!”
Ибрахим сказал: “Я передал эти слова Ибрахиму ан-Наха’и, и он сказал: «Правдив Абу Уаиль! Разве это не смысл того, что говорится в Книге Аллаха: «Если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140)?” ат-Табари в “ат-Тафсир” (9/321), Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (6126). Иснад хороший. См. “Тахридж Сунан Ибн Мансур” (4/1409).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “В этом аяте содержится ясное указание на запрет сидеть в обществе сторонников лжи любой категории, будь то приверженцы нововведений или нечестивые грешники, когда они предаются своей лжи”. См. “Тафсир ат-Табари” (7/603).
Хафиз Ибн ‘Атыйя сказал: “В этом аяте содержится сильное доказательство обязательности избегать приверженцев нововведений и грешников, и не сидеть с ними”. См. “Тафсир аль-Мухаррар аль-уаджиз” (2/125).

В приведённых ранее доводах содержится ясное указание на то, что мусульманину запрещено пребывать в обществе тех, кто открыто совершает грехи. А если речь идёт о собрании неверных, на котором они проявляют куфр и издеваются над аятами Аллаха, то запрет становится ещё более очевидным и строгим.
Присутствие в таких местах запрещено строжайшим образом, за исключением случаев, на которые указывали обладатели знания.
Всевышний Аллах сказал: «Если ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отдались от них, пока они не погрузятся в другой разговор. А если шайтан заставит тебя забыть об этом, то после того, как вспомнишь не сиди с людьми несправедливыми» (6: 68).
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри и Ибн Сирин были на похоронах, где присутствовало причитание над умершим, и Ибн Сирин ушёл. Когда аль-Хасану сообщили об этом, он сказал: “Если всякий раз, как мы видим заблуждение, будем из-за этого оставлять истину, то это быстро испортит нашу религию!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” (5/534).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Имам Ахмад прямо указал на то, что если человек присутствует на похоронах и увидит там порицаемое, которое он не в силах исправить, то ему не следует уходить. И он также прямо указал, что если человека пригласили на свадьбу и он увидел там порицаемое, которое не в силах исправить, то ему следует уйти.
Я спросил нашего шейха (Ибн Таймию) о различии (в этих ситуациях), и он ответил: «Дело в том, что право на посещение похорон принадлежит умершему, и нельзя оставлять его право из-за порицаемого, совершаемого живыми. А право на присутствие на свадьбе принадлежит хозяину дома. И если там совершается порицаемое, то тем самым он лишил себя права на то, чтобы его приглашение приняли»”. См. “И’лям аль-мууакки’ин” (6/120).
Шейх Ибн ‘Усаймин относительно Слов Аллаха: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140), сказал: Не дозволено никому сидеть с совершающими грехи, кроме как в случае, если в его уходе будет вред. И простое недовольство со стороны членов семьи или что-то подобное, не является оправданием. Например, если его родственники смотрят по телевизору что-то запретное, а он их предостерёг, но они не прекратили, ему обязательно нужно уйти. И если он скажет: «Если я уйду, то на меня рассердится отец, мать, жена или кто-то иной», ему всё равно не дозволено оставаться, а обязательно нужно уйти, даже если они рассердятся. Ведь поиск довольства людей ценой того, что гневит Аллаха, означает, что предпочтение отдаётся тому, что радует людей, а не тому, что радует Аллаха. Да упасёт нас от этого Аллах. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 52).
Шейх Ибн ‘Усаймин также сказал: “Если рядом с тобой оказался курящий и он собирается закурить, то мягко и по-доброму сделай ему наставление. Скажи ему: «О, брат мой! Это – харам, не дозволено курить». И я полагаю, что если ты сделаешь ему наставление мягко и по-доброму, то он устыдится и прекратит. Такой действенный опыт (исправления порицаемого мягко) был у людей, и мы сами это практиковали.
Если же он не прекратит курить, то для тебя является обязательным покинуть его, исходя из Слов Всевышнего Аллаха: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
Однако это касается публичных мест.
Если же подобное происходит на работе, и ты сделал такому человеку наставление, а он не прекратил, то в этом случае на тебе нет греха, если ты останешься там, так как пребывание в этом месте является необходимостью (дарура), и ты не в состоянии отказаться от этого.
Но можем ли мы сказать: «Раз на рынке есть неприлично одетые женщины и курящие мужчины, в таком случае не ходи на рынок для своих нужд?» Нет, мы так не говорим.
Таким образом, то, в чём люди испытывают необходимость, и что относится к общественным местам, от которых невозможно отказаться – даже если там присутствует грех – нет на них греха за нахождение там”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” (№ 54).

Итак, обладатели знания указывали на следующие причины, являющиеся исключением, когда дозволяется пребывать в местах, где совершается запретное:
• если человек был принуждён угрозой, насилием, заточением и т.п.;
• если он пришёл с намерением открыто порицать запретные слова или действия;
• если по забывчивости или невниманию он остался, не осознавая происходящее;
• если, услышав или увидев порицаемое, он сразу же встал и покинул собрание;
• если было высказано какое-либо неверие, но они сразу же сменили тему;
• если он пришёл ради совершения блага или исполнения прав мусульман;
• если он оказался там по делам, как, например, на рынке или в торговом центре, где могут присутствовать запретные и порицаемые вещи.

Усвоив сказанное, кто-то может спросить: «Нет сомнений в том, что запрещено пребывать с теми, кто совершает грехи или нововведения, не говоря уже о неверии. Но каково положение человека, который сидит с теми, кто произносит слова неверия? Скажем, на уроке в школе или в университете, когда преподаватель говорит какие-то слова неверия; или в кругу неверных членов семьи, когда кто-то из них издевается над религией Ислам; или ещё в каком-то подобном обществе. Становится ли тот, кто продолжил сидеть вместе с ними подобным тем, кто произносил куфр, становясь тем самым неверным, если в сердце ему это ненавистно?»
Следует знать, как уже говорилось, что человек, пребывая среди тех, кто произносит слова неверия, без сомнений и разногласий совершает грех, кроме как если он продолжил там оставаться и не покинул это собрание по забывчивости или рассеянности. Как сказал Всевышний Аллах: «Если ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отдались от них, пока они не погрузятся в другой разговор. А если шайтан заставит тебя забыть об этом, то после того, как вспомнишь не сиди с людьми несправедливыми» (6: 68).
А если человек находился среди тех, кто во время беседы произнёс слова неверия или издевательства над религией, после чего тема сразу же сменилась, то продолжение нахождения там не попадает под обсуждаемый аят: «иначе вы подобны им» (4: 140). Ведь до этого Аллах сказал: «Если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором» (4: 140).
А сменив тему, они тем самым перешли к другому разговору.
Если же человек пребывает там, где произнесение неверия продолжается, то среди учёных нет разногласий в том, что он обязан встать и уйти, а не пребывать среди тех, кто проявляет неверие или издевается над религией Аллаха, поскольку Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) повелели поступать именно так! Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Было упомянуто, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вставать и не находиться с многобожниками, когда они пренебрегают и разглагольствуют о знамениях Аллаха, потому что покидание им их собрания было им неприятно. И Аллах повелел ему: «Если они спорят о знамениях Аллаха, покинь их, чтобы они оставили обсуждение этого и прекратили»”. См. “Тафсир ат-Табари” (9/317).
А что касается вопроса: «Становится ли неверным тот, кто сознательно продолжает сидеть в этом собрании, порицая при этом произносимое сердцем?», то данный вопрос является спорным среди учёных.
Большинство обладателей знания со времён саляфов и до наших дней считали, что человек не становится неверным за пребывание в таком месте, если только он не довольствовался высказанным неверием и издевательством над знамениями Аллаха. Однако он грешен и обязан покаяться в этом грехе!
Большинство учёных первых поколений и толкователи Корана считали, что уподобление в аяте: «иначе вы подобны им» (4: 140) не является полным уравниванием во всём, а уподобление им в грехе и ослушании. И это не влечёт за собой вероотступничества, кроме как если человек сам принял участие в этой беседе и проявил довольство этим. Ведь неверие (куфр) в данном случае связано не с пребыванием в обществе тех, кто произносит неверие, а с довольством к этому неверию.
В то же время более поздние учёные, в частности из числа Надждийской школы, посчитали, что если человек продолжает пребывать в таком месте, то это уже указывает на то, что он доволен произносимым неверием. Поскольку если бы в его сердце был иман, то он не продолжил бы находиться там. А поэтому недостаточно наличия порицания сердцем неверия, произносимого в каком-то собрании, если человек не высказал порицания языком или в случае неспособности этого – не покинул данное собрание. По этой причине они понимали аят: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140) в буквальном смысле, что речь идёт о большом неверии, даже если человек выразил несогласие с этими словами в сердце, но остался пребывать в этом собрании.

Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах Али аш-Шейх сказал: “Аят: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140) понимается в соответствии с его очевидным смыслом, который состоит в том, что если человек, услышит, как проявляют неверие и насмехаются над аятами Аллаха, будет сидеть вместе с издевающимися неверными без принуждения и порицания, а также не покинув их, пока они не погрузятся в иной разговор, тогда он сам является неверным, подобно им, даже если сам не совершил их действий. Ведь это подразумевает согласие с неверием, а согласие с неверием является неверием. А если он станет утверждать, что в сердце он ненавидел это деяние, то его слова не принимаются, поскольку решение выносится на основе очевидного, а он проявил неверие, следовательно, становится неверным”. См. “ад-Дурар ас-санийя” (8/163).
В качестве довода на это шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб в «Мухтасар сира ар-расуль» упомянул рассказ, переданный аль-Уакъиди, что когда Халид ибн аль-Уалид (да будет доволен им Аллах) взял в плен соплеменников лжепророка Мусайлямы, среди них был Мудджа’а ибн Мурарра. Когда он напомнил Халиду о том, что принимал Ислам ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Халид сказал ему: “О, Мудджа’а! Сегодня ты оставил то, на чём был вчера! Ведь твоё довольство делом этого лжеца (Мусайлямы) и молчание о нём, тогда как ты являешься одним из самых знатных жителей аль-Ямамы, является признанием его и довольство тем, с чем он пришёл. Разве ты высказал оправдание? Разве ты высказался в числе тех, кто высказался (против Мусайлямы)? Ведь высказался Сумама (ибн Асаль), опроверг и порицал. Высказался также и аль-Яшкури. А если ты скажешь: «Я боялся своего народа (поэтому промолчал)», то почему же ты не направился ко мне или не прислал ко мне посыльного?” См. “Маджму’ату-ррасаиль уаль-масаиль ан-Надждийя” (4/292).
Наджийские учёные использовали это сообщение в качестве довода на то, что Халид ибн Уалид посчитал тот факт, что Мудджа’а не высказал порицания и не покинул пребывание среди Мусайлямы вероотступничеством и одобрением этого с его стороны. И Халид не удовлетворился тем, что он порицал это лишь в сердце.
Упомянув эту историю, шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али аш-Шейх сказал: “Обрати внимание на то, как Халид расценил молчание Мудджа’и довольством к тому, с чем пришёл Мусайляма”. См. “ад-Дурар ас-санийя” (11/306).

Во-первых, процитированных слов Халида на самом деле нет в оригинале в книги аль-Уакъиди. Этот рассказ приводил Ибн Са’д в «ат-Табакъат» (8/110) без упоминания данных слов Халида.
А в таком виде эти слова приводит без какого-либо иснада только Абу ар-Раби’ аль-Кулля’и, живший в седьмом веке по хиджре, в своей Сире «аль-Иктифа фи магъази аль-мустафа», который при составлении своей книги опирался на труды авторов Жизнеописания и военных походов, как Ибн Исхакъ, Ибн Хишам, аль-Уакъиди и др.

Во-вторых, сам аль-Уакъиди в своей книге относительно этой истории приводит сообщение о том, что Халид ибн Уалид не посчитал Мудджа’у ибн Мурарру вероотступником, а напротив, после его оправданий отпустил его, когда Мудджа’а сказал ему: “О амир! Если среди нас появился лжец и заявил то, что заявил, то ты не должен хватать невиновного за грех виновного! Поистине, Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (6: 164)”. аль-Уакъиди в “ар-Ридда” (стр. 119).

В-третьих, даже если бы у аль-Уакъиди была такая версия, которую использовал в качестве довода шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб, то это ничего не прибавило бы в данном случае, поскольку Мухаммад ибн ‘Умар аль-Уакъиди, является не просто слабым передатчиком, а лжецом!
Сказал Ибн аль-Мадини: “Ибрахим ибн Яхья был лжецом, но даже его положение для меня лучше, чем положение аль-Уакъиди”. См. “Икмаль ат-Тахзиб” (6/28).
Сказал аш-Шафи’и: “Все книги аль-Уакъиди являются ложью!” Ибн Аби Хатим в “Адаб аш-Шафи’и” (стр. 168).
Сказал ан-Насаи про аль-Уакъиди: “Он – из числа известных лжецов, возводивших ложь на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ад-Ду’афа” (531).
Сказал Бундар: “Я никогда не видел никого, лживее него”. аль-Хатыб в “Тариху Багъдад” (4/22).
Также его обвиняли во лжи и имамы Ибн Рахауейх, Ахмад, Абу Дауд, Абу Хатим и другие. См. “Тахзиб ат-Тахзиб” (12/159-160).

То же самое касается и другого довода, который упомянул шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб в «Мухтасар Сира ар-расуль» (стр. 46), а также и шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан Али аш-Шейх: “Когда группа из племени Бану Ханифа отказалась от лжепророка Мусайлямы и приняла Ислам, они построили у себя мечеть, назвав её «Мечеть Бану Ханифа». Как-то мимо неё проходили некоторые мусульмане в промежутке между вечерней и ночной молитвами, и услышали из неё речи, смысл которых сводился к тому, что Мусайляма был на прямом пути. Причём слушателей там было много, но те, кто ничего не говорил, не стали порицать говорящих. Это дело было передано на рассмотрение Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах). Он собрал находившихся при нём сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и стал советоваться с ними: следует ли казнить их, даже если они покаются, или же следует предложить им сначала покаяться? Некоторые высказались за то, чтобы казнить их без предложения покаяния, а некоторые – за то, чтобы предложить им покаяться. В итоге, покаяние было предложено некоторым из них, а некоторых казнили, не предложив им покаяния. Тогда же был казнён и их лидер – Ибн ан-Наууаха”.
Приведя эту историю, шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб сказал: “Поразмысли же, да помилует тебя Аллах! Несмотря на то, что эти люди проявили благие дела, отреклись от неверия и вернулись в Ислам, от них не проявилось ничего, кроме одной фразы, восхваляющей Мусайляму, которую они утаили, но которую услышали некоторые мусульмане. Но, несмотря на это, никто из мусульман не усомнился в неверии их всех, как говорящего эти слова, так и присутствовавшего, который не стал это порицать. Однако сподвижники разошлись лишь во мнениях: принимается их покаяние или нет? И эта история приведена в сборнике «ас-Сахих» аль-Бухари”. См. “Мухтасар Сира ар-расуль” (стр. 47).

Во-первых, в действительности эта история не приводится в сборнике «ас-Сахих» имама аль-Бухари. Он привёл лишь часть её в форме та’ликъ (без иснада) в главе: «О поручительстве в отношении денежных займов и долгов», приведя только следующую часть: “Джарир и аль-Аш’ас сказали ‘Абдуллаху ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) по поводу вероотступников: «Предоставь им время для покаяния и прими за них поручительство (от их родственников)». Они покаялись, и их племена поручились за них”. См. “Сахих аль-Бухари” (3/95).
Это всё, что привёл аль-Бухари на эту тему. И он вообще не упоминал ни данной истории, ни тем более таких слов: «Слушателей там было много, но те, кто ничего не говорил, не стали порицать говорящих».

Во-вторых, достоверные сообщения относительно этой истории ясно указывают на то, что все эти люди были на религии лжепророка Мусайлямы и читали его вымышленное подобие Корану, а мусульман среди них не было.
Къайс ибн Аби Хазим рассказывал: “Однажды к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и сказал: «Я проходил мимо одной из мечетей Бану Ханифа и услышал, как там читают Коран таким чтением, которое Аллах не ниспосылал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)!»
Ибн Мас’уд спросил: «И что же они говорят?»
Тот ответил: «Они говорят: “Клянусь измельчающими помол, замешивающими тесто, пекущими хлеб, разламывающими его на куски и вкушающими его!”»
Тогда ‘Абдуллах ибн Мас’уд послал за ними, и к нему привели семьдесят человек из них, а их предводителем был ‘Абдуллах ибн ан-Наууаха.
Ибн Мас’уд сказал ему: «Разве ты не говорил нам, что ты на нашей религии?!»
Тот ответил: «Конечно, но я скрывал (неверие)».
Тогда Ибн Мас’уд приказал казнить его, и ему отрубили голову.
Затем он посмотрел на остальных и сказал: «Мы не станем убивать этих шайтанов. Выселите их в Шам. Либо Всемогущий и Великий Аллах погубит их чумой, либо Он примет покаяние тех, кому откроет врата покаяния»”. аш-Шаши в “аль-Муснад” (746), аль-Халляль в “Ахкам ахль аль-миляль” (1214). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (18/260), “аль-‘Атикъ” (31/408).
В этой версии ясно говорится о том, что все эти люди по своему желанию читали ложный коран Мусайлямы.
Хариса ибн Мударриб рассказывал, что как-то он пришёл к ‘Абдуллаху ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) и сказал: “У меня нет личной вражды ни к одному из арабов, но я проходил мимо мечети Бану Ханифа, и оказалось, что они веруют в Мусайлиму!”
Тогда ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) послал за ними. Их привели, и он предложил им покаяться, что они и сделали, за исключением (их предводителя) Ибн ан-Наууахи. Ибн Мас’уд сказал ему: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил тебе: «Если бы не твой статус гонца (от делегации), то я велел бы отрубить тебе голову!» А сегодня ты не являешься гонцом». После этого он отдал приказ Къаразе ибн Ка’бу, и ему отрубили голову на рынке.
После этого Ибн Мас’уд объявил: “Пусть явится тот, кто желает взглянуть на убитого Ибн ан-Наууаху на рынке”. Абу Дауд (2762), аль-Байхакъи (9/356). Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” (2467), “аль-Джами’ ас-сахих” (3/237).
В этой версии ясно говорится обо всех этих людях, что они верили в лжепророка Мусайляму!
А в некоторых версиях сообщается, что Хариса ибн Мударриб сказал: “Их имам проводил с ними молитву, читая им ложный коран Мусайлямы”. Ибн Аби Шейба (34935). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (18/260).
Таким образом, если вернуться к основе этой истории, то становится ясно, что все они были неверными, следовавшими лжерелигии Мусайлямы. И ни в одной из этих историй не говорится о том, что какие-то мусульмане просто сидели с ними, когда те произносили слова неверия, и что якобы сподвижники обвинили их в неверии за то, что они сидели там и не порицали их. Напротив, достоверные и имеющие основу версии этой истории ясно указывают на то, что все они прикрывались Исламом, тогда как на самом деле были последователями лжепророка Мусайлямы, которые читали его ложное подобие Корану, к тому же во время молитвы!

Кстати, в упомянутых примерах содержится важное указание на то, что даже большие и известные учёные могут допустить ошибку, приводя какие-то хадисы и асары. И имамы Надждийского призыва – да воздаст им Аллах благом за их усердие – имеют оправдание за то, что извлекали подобное постановление относительно неверия того, кто пребывал среди людей, произносящих слова неверия, за то, что не покинул их, так как они опирались на эти истории, считая, что они имеют основу. Однако этого оправдания не имеет тот, кто станет опираться на эти же истории, зная о том, что они не имеют достоверной основы!
Также упомянутое демонстрирует нам, насколько важно при исследовании какого-то религиозного вопроса, особенно связанного с вопросами веры и неверия, возвращаться к оригиналам и первоисточникам, а не довольствоваться тем, что было передано учёными поздних поколений. Тем более, что в наше время, по милости Аллаха, это не составляет особого труда.

О мнениях, которые ошибочно приписывают имамам ат-Табари, аль-Къуртуби, Ибн Таймии и аш-Шаукани
Следует также отметить, что некоторые люди в наши дни приписывают данное мнение имамам ат-Табари, аль-Къуртуби, Ибн Таймии и аш-Шаукани, заявляя, что они также считали сам факт пребывания среди произносящих куфр – большим неверием.
Что касается имама Ибн Джарира ат-Табари, то речь идёт о следующих его словах: “Что касается Слов Аллаха: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140), то это значит: Аллах уже ниспослал вам, что если вы сидите с теми, кто проявляет неверие в знамения Аллаха и издевается над ними, и слушаете это, то вы подобны им. То есть: если вы не покинете их в такой ситуации, то вы подобны им в их поступке. И вы ослушались Аллаха, сидя с ними и слыша, как они проявляют неверие в Его аяты и насмехаются над ними, так же, как они ослушались Аллаха своим издевательством над Его аятами. Значит, вы совершили ослушание Аллаха подобно тому, как они его совершили, и потому вы подобны им в непослушании Аллаху и нарушении Его запрета”. См. “Тафсир ат-Табари” (7/602).
И каким образом из этих слов можно было извлечь такое понимание, что имам ат-Табари считает сам факт пребывания в месте произнесения неверия большим куфром?
Имам ат-Табари сравнивает тех, кто пребывает с произносящими слова неверия с неверными со стороны уподобления им и совершения тем самым греха, а не то, что они становятся такими же неверными.
Более того, в комментариях к Словам Всевышнего Аллаха: «Если ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отдались от них, пока они не погрузятся в другой разговор. А если шайтан заставит тебя забыть об этом, то после того, как вспомнишь не сиди с людьми несправедливыми. Те, которые богобоязненны, нет никакой ответственности за них (насмехающихся над аятами). Они должны лишь напоминать им, – быть может, они устрашатся» (6: 68-69), имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: Всевышний Аллах говорит, что тот, кто был богобоязненным и страшился Его, повиновался Ему в том, что Он повелел, и сторонился того, что Он запретил, нет на нём вины перед Аллахом за то, что он не покинул тех, кто пренебрежительно говорит о знамениях Аллаха в тот момент, когда они заняты этим. Если только его отказ отдалиться от них не означает одобрения того, что они совершают, если он сохранял богобоязненность в отношении прав Аллаха. И нет на нём греха за их деяния в этом. Однако верующие должны отдалиться от таких людей в качестве напоминания об установлении велений Аллаха, чтобы те (неверные) стали богобоязненными”. См. “Тафсир ат-Табари” (9/316-317).
Эти слова имама ат-Табари ясно указывают на то, что сам по себе факт непокидания тех, кто произносит слова неверия, не является неверием, если только оставшийся с ними не одобрял сказанное ими.

Что касается слов хафиза аль-Къуртуби, то он сказал: “Этот аят указывает на обязательность избегания грешников, если они открыто совершают запретное. Ведь тот, кто не избегает их, тем самым одобряет их деяния, а одобрение неверия является неверием. Всевышний сказал: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
Каждый, кто присутствует при совершении греха и не порицает его, подобен им в грехе. Необходимо порицать их греховные слова и дела, а если нет возможности это сделать, тогда следует покинуть их собрание, чтобы не быть в числе тех, о ком говорится в этом аяте.
Сообщается, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз задержал группу людей за распитие вина, а когда ему сообщили, что среди них был тот, кто постится, ‘Умар повелел наказать и его вместе с ними, и прочитал этот аят: «Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
То есть довольство грехом является грехом. По этой причине и совершающий грех, и одобряющий его – будут наказаны за грехи, пока все они не погибнут”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (5/418).
Удивительно, как некоторые люди останавливаются на этих словах аль-Къуртуби и не приводят следующие за ними, сказанные им сразу же после предыдущих слов: “И это уподобление (неверным) не означает полное совпадение во всех качествах, но является обязательным следствием, основанным на внешней связи с грешниками”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (5/418).

Что касается слов имама аш-Шаукани, то он сказал: “Слова Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140) являются разъяснением причины запрета. То есть: если вы поступите так (будете сидеть с ними) и не прекратите это, то вы подобны им в неверии”. См. “Фатх аль-Къадир” (1/607).
Но, как это часто бывает у приверженцев страстей, они оборвали слова аш-Шаукани, который сразу же после этих слов добавил: “Также было сказано, что это уподобление (неверным) – не в полной мере, не во всех качествах, однако представляет собой положение сходства по внешнему признаку. Это подобно словам поэта: «И всякий друг подражает своему другу»”. См. “Фатх аль-Къадир” (1/607).
Одним словом, что ат-Табари, что аль-Къуртуби, что аш-Шаукани в отношении данного аята говорили то же самое, что и другие толкователи Корана, что «уподобление» в этом аяте – со стороны запретности и ослушания, а не со стороны полного приравнивания и большого неверия сидящих. См. “ат-Тайсир фи-ттафсир” (5/229), “Задуль-масир” (1/487), “Тафсир Кашф ат-танзиль” (2/338).

Что касается слов имама Ибн Таймии: “В Словах Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140) содержится уподобление сидящего с ними и слушающего без порицания – к положению совершающего. Поэтому говорится: «Слушающий сплетни – соучастник сплетника»”. См. “Маджму’уль-фатауа” (30/213).
В этих словах Ибн Таймии абсолютно нет никакого довода в их пользу!
К тому же зачем оставлять ясные слова самого Ибн Таймии по данной теме?!
Всевышний Аллах сказал о тех, кто шутил и насмехался над Ним и Его аятами: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”.
Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали!”
Если Мы простим одну группу из вас, то другую подвергнем мучениям за то, что они были преступниками» (9: 65-66).
Комментируя эти Слова Аллаха и разбирая мнения относительно группы из их числа, которой Аллах даровал прощение, и уточняя, о ком именно идёт речь, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Становится ясно, что группа, которой было даровано прощение, была ослушавшейся Аллаха, а не неверной. Это либо потому, что они слышали слова куфра, но не возразили на них и продолжили сидеть вместе с теми, кто разглагольствовал о знамениях Аллаха; либо потому, что высказали слова, являющиеся греховными, но не куфром; либо по иной причине”. См. “ас-Сарим аль-маслюль” (стр. 465).
Эти слова имама Ибн Таймии ясно указывают на то, что пребывание среди произносящих слова куфра, без их порицания и покидания собрания, он рассматривал как грех, но не как неверие!

Что же касается большинства учёных, как первых поколений, так и последних, то они считали, что проявив порицание словам неверия в сердце, человек выполнил минимум, требуемый от него Шариатом. И в качестве довода они опирались на множество пророческих хадисов, в которых говорится о том, что неприязнь и порицание в сердце делает человека непричастным к порицаемым и запретным делам и словам.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто- либо из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой. А если не может сделать этого рукой, то тогда языком. А если не может и языком, то сердцем, и это будет самым слабым проявлением имана». Муслим (49).
Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы пророка ни направлял Аллах до меня к тому или иному народу, у него обязательно были апостолы и сподвижники из его народа, следовавшие его Сунне и выполнявшие его веления. Однако на смену им приходили говорившие то, чего они не делали, и делавшие то, чего им не было велено делать. И борющийся с такими своими руками является верующим; и борющийся с ними своим языком является верующим; и борющийся с ними своим сердцем является верующим, а за этим нет веры и с горчичное зерно». Муслим (50).
Со слов аль-‘Урса аль-Кинди (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда на земле совершается грех, тот, кто видит его и чувствует к нему неприязнь, подобен тому, кого при этом не было». Абу Дауд (4345), Ибн Къани’ в “Му’джам ас-сахаба” (2/309), ат-Табарани в “аль-Кабир” (15/139). ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам аль-уста” (4/271), “Умдату-ттафсир” (1/716), “Сахих ат-Таргъиб” (2323), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (115), “Тахридж Сунан Аби Дауд” (6/401).
Со слов Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будут над вами такие правители, в делах которых вы увидите то, что станете одобрять, и то, что станете отрицать. И кто будет это порицать, тот не причастен (к греху). А кто проявит неприязнь, тот спасётся, за исключением тех, кто будет доволен (их делами) и последует (за ними)». Муслим (1854).
Относительно данного хадиса Къатада сказал: “Речь идёт о том, кто выразит порицание их делам в сердце и проявит неприязнь в сердце”. аль-Байхакъи в “аль-И’тикъад” (стр. 244).
Все эти доводы ясно указывают на то, что порицание в сердце как минимум спасёт того, кто видит или слышит запретное.
Именно поэтому большинство толкователей Корана со времён саляфов, разъясняя обсуждаемый аят, упоминали данное положение.
Приведём для наглядности их толкования к обсуждаемому аяту: «Он уже ниспослал вам в Писании, что если вы услышите, как проявляют неверие в знамения Аллаха и насмехаются над ними, то не сидите с ними, пока они не увлекутся другим разговором. Поистине, иначе вы подобны им» (4: 140).
Мукъатиль ибн Хаян в толковании этого аята сказал: “Если вы будете сидеть вместе с ними и станете довольствоваться их пустыми словами и издевательством над Кораном, то, поистине, вы будете подобны им”. См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” (6128).
Обратите внимание на то, как этот известный толкователь Корана из числа саляфов связал уподобление в этом аяте с неверными в том случае, если слушающий доволен этим!
Кстати, не следует путать Мукъатиля ибн Хаяна с Мукъатилем ибн Сулейманом.

Аль-Джассас сказал: “Относительно Слов Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140), высказаны два мнения.
Первое: вы подобны им в ослушании, даже если ослушание ваше не достигает степени их неверия.
Второе: вы подобны им из-за довольства их положением, а довольство неверием и насмешкой над аятами Аллаха – это неверие (куфр).
Однако если человек сидел с ними, испытывая отвращение к происходящему, то он не становится неверным, несмотря на то, что сидение с ними не дозволено”. См. “Ахкам аль-Къуран” (2/362).

Аль-Уахиди в толковании этого аята сказал: То есть: если вы сидите с ними, будучи довольными тем, что они совершают из неверия в Коран и насмешек над ним”. См. “Тафсир аль-Уаджиз” (стр. 296).

Абу Музаффар ас-Сам’ани сказал: В этом аяте содержится запрет на сидение с ними.
Каково же положение того, кто всё же сидит с ними? Если он сидит и доволен тем, что они обсуждают, то тогда он – неверный, как и они. И это смысл Слов Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140).
А если он сидит с ними, но не доволен тем, что они говорят, то, хотя ему и не следует продолжать сидеть, однако если он сидит с отвращением к их словам, тогда он не становится неверным. См. “Тафсира ас-Сам’ани” (1/492).

Аль-Багъауи в толковании этого аята сказал: То есть: если вы сидите вместе с ними, когда они пускаются в ложь и издеваются, и при этом вы довольны этим, то тогда вы неверные, подобные им. Если же они перешли к другой теме разговора, то в сидении с ними нет проблем, хотя это нежелательно”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (2/301).

Абу Хафс ан-Насафи в толковании этого аята сказал: “То есть: если вы останетесь сидеть с ними, то станете подобны им в грехе. Однако это не означает полное уподобление им во всех аспектах, ибо слова лицемеров – это неверие (куфр), а пребывание с ними других – это грех. Здесь речь идёт о том, что они становятся грешниками из-за ослушания”. См. “ат-Тайсир фи-ттафсир” (5/229).

Ибн аль-Джаузи в толковании этого аята сказал: “Относительно того, в чём заключается уподобление, есть два мнения:
Одно из мнений гласит: уподобление им в ослушании (а не куфре).
А другое мнение гласит: в одобрении их состояния (и в таком случае это будет полным уподоблением им).
Ведь тот, кто сидит с неверными, из-за этого сам не становится неверным. См. “Задуль-масир” (1/487).

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: “То есть: если вы совершите запретное после того, как до вас дошёл запрет, и станете довольствоваться тем, чтобы сидеть с ними в месте, где проявляют неверие в знамения Аллаха, издеваются над ними и принижают их, соглашаясь с их действиями, то станете соучастниками их поступка”. См. “Тафсир Ибн Касир” (2/435).

Абу Бакр аль-Хаддад в своём тафсире, который хвалил аш-Шаукани, сказал: “Смысл этого аята таков: кто сидит с этими людьми, довольствуясь тем, что они пребывают в неверии и насмехаются над знамениями Аллаха, тот подобен им в куфре. Дело в том, что довольство куфром и насмешкой над аятами – является куфром.
Кто же сидит с ними, будучи недовольным этим, тот не становится неверным, но при этом остаётся грешником за своё пребывание с ними.
Следовательно, смысл Слов Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140)уподобление в основе ослушания, даже если грех мусульманина не достигает уровня греха неверных.
Это касается случая, когда пребывание верующих среди них не связано с выполнением обязательного поклонения или Сунны.
Если же верующий находится среди них для совершения поклонения, и он недоволен их словами, но неспособен это изменить, то в таком случае нет проблем в сидении там”. См. “Кашф ат-танзиль” (2/338).

Ас-Сахауи в толковании этого аята сказал: “То есть, вы станете подобными им, если вы одобрите их речь. См. “Тафсир аль-Къуран аль-‘Азым” (1/205).

Тахир ибн ‘Ашур в толковании этого аята сказал: Это уподобление с неверными приведено в качестве сильного предостережения, угрозы и устрашения. Однако верующий не становится лицемером лишь из-за того, что сидит с лицемерами. Имеется в виду уподобление им в грехе, а не в степени самого греха, то есть: вы становитесь подобными им в том, что совершили грех”. См. “Тафсир ат-Тахрир уа-ттануир” (5/236).

Спросили шейха Ибн База: «На счёт Слов Всевышнего Аллаха: «иначе вы подобны им» (4: 140), если собрание является собранием неверия, становится ли сидящий в нём неверным?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Это является устрашающим текстом”. См. “Масаиль аль-имам Ибн Баз” (стр. 48).

Слова упомянутых толкователей Корана и учёных указывают на то, что этот аят является устрашением для удержания от такого скверного греха, как пребывание с теми, кто произносит слова куфра, однако в нём речь не идёт о полном приравнивании в неверии.
Одним словом, неверие в этом аяте связано не с просто сидением, а с довольством произносимым неверием.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Исходя из всего, что было упомянуто, становится ясно, что Шариат Аллаха устанавливает общий принцип, который гласит: Мусульманину запрещено находиться среди тех, кто издевается над аятами Аллаха, произносит слова неверия, распространяет нововведения или открытые грехи, а сидящий рядом с ними, не порицая и не уходя, уподобляется им в грехе и ослушании.
Также нам стало ясно, что Шариат признаёт исключения, когда присутствие допустимо, как: при принуждении; по забывчивости; пришёл для порицания; если тема сразу сменена; ради исполнения прав мусульман; а также в местах общественной необходимости, как рынок или работа, где сложно избежать полностью порицаемые вещи.
Также мы узнали о том, что положение (хукм) пребывания в обществе тех, кто произносит слова неверия, зависит от намерения и поведения:
- довольство сказанным или совершаемым куфром – это куфр;
- порицание сердцем при отсутствии возможности изменить – греха нет, однако он обязан удалиться, как только сможет.
- молчаливое пребывание без довольства куфром – это тяжкий грех.
Именно такова согласованная позиция большинства учёных и толкователей Корана, понимавших аят: «иначе вы подобны им» (4: 140) как сравнение в грехе, а не тождество в абсолютном неверии, если не было довольства неверием.
Каждый мусульманин обязан остерегаться того, чтобы пребывать в обществе тех, кто издевается над религией и произносит слова неверия! Он обязан хотя бы видом и словом проявить ненависть, а если после порицания они не прекращают, то встать и уйти.
Следует также различать ситуации вынужденного присутствия или пребывания по нужде, как работа или урок в школе или университете, и собрания, которые легко покинуть, как семейные посиделки, гости и т.п.
Также необходимо понимать, что вопросы такфира нельзя строить на недостоверных рассказах и вырванных из контекста цитатах, а также на словах некоторых учёных, без рассмотрения вопроса целиком и ознакомления со всеми доводами и мнениями других учёных.

О, мусульманин, избегай собраний, где произносят неверие и совершают запретное! А если ты вынужденно оказался там, то порицай это по мере возможности или удались, если порицание не приносит должного результата и они не меняют тему разговора. И знай, что довольствующийся этим – соучастник, подобный им; порицающий это сердцем – спасён от их неверия; но если он продолжает там находиться, то в таком случае – он совершает тяжкий грех!

А Аллаху обо всём ведомо лучше.

Просим Всевышнего Аллаха уберечь нас от всякого неверия и многобожия, как совершаемых сознательно, так и по неведению!

И в завершение, хвала Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам, и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

Re: О положении тех, кто сидит с произносящими куфр

Добавлено: 31 авг 2025, 20:42
Адиль2
Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Джазакя-Ллаху хайран, брат, за полезную статью!
А то такфиристы говорят, что сидеть в маджлисе куфра (т.е. там, где произносится или совершается куфр) - большой куфр в любом случае по причине самого нахождения там.
Так, один из них заявил, что если мусульманин едет в маршрутке, и там заиграла песня со словами куфра, и он сразу не вышел, то он стал кафиром.
Другой заявил, что находиться в кабинете, где при тебе вешают флаг кафирской страны - большой куфр. А если, когда ты зашел, этот флаг уже висел там, то не куфр).
Аллах-уль-Муста'ан.