Имам аль-Макризи (ум. 845 г.) о таухиде и ширке
Опровержение суфистам и прочим могилопоклонникам
Коротко об авторе:
Он – Ахмад ибн ‘Али аль-Макризи аль-Мисри аш-Шафи’и. Известный Имам, ‘Алляма и Факъих своего времени. Этот Имам в начале своей жизни придерживался ханафитского мазхаба следуя за своим дедушкой со стороны матери. Затем в возрасте 20 лет перешел на мазхаб имама аш-Шафи’и (да смилуется над ним Всевышний Аллах). Учился у многих выдающихся шейхов того времени, таких как ас-Сирадж аль-Булькини, аль-Хейсами, Зайну-дин аль-‘Ираки, ат-Танухи и других ученых Мекки и Шама.
Данная статья является опровержением сегодняшних приверженцев Ширка и нововведений, следующих за такими лжецами как Ахмад Дахлян, заявляющих, что разделение Единобожия на Таухид аль-Улухия и Таухид ар-Рубубийя, а также запрет поиска заступничества у мертвых праведников посредством взывания к ним, все это является нововведенными правилами “ваххабитов”. Что касается аль-Макризи, то он предшествовал Мухаммаду ибн ‘Абдуль-Ваххабу, которого эти несчастные называют основателем “ваххабизма” за 250 лет.
Имам аль-Макризи написал ценную книгу под названием «Таджрид ат-Таухид аль-Муфид», цитаты из который мы вам сейчас и предоставим с дозволения Аллаха (изд. «дар ‘Умар ибн аль-Хаттаб», Каир, 1428 г\х).
Вероубеждение имама: (выдержки из его книги «Таджрид ат-Таухид аль-Муфид»)
• Сказал имам аль-Макризи :
اعلم أن الله سبحانه رب كل شيء ومالكه وإلههُ : فالرب مصدر ربّ يرَبُّ ربّاً فهو رابٌّ : فمعنى قوله تعالى {رَبِّ الْعَالَمِينَ} رابِّ العالمين ، فإن الرب سبحانه وتعالى هو الخالق الموجد لعباده ، القائم بتربيتهم وإصلاحهم من خَلقٍ ورزقٍ وعافية وإصلاح دين ودنيا . والإلهية كون العباد يتخذونه سبحانه محبوباً مألوهاً ويفردونه بالحب والخوف والرجاء والإخبات والتوبة والنذر والطاعة والطلب والتوكل ، ونحو هذه الأشياء
«Знай, что Аллах, Пречист Он и Возвышен, - Господь, Владыка и Бог всего сущего.
رَبٌّ (Господь) - отглагольное существительное, образованное от арабского глагола رَبَّ: воспитывать, взращивать, заботиться, исправлять. Следовательно, смысл слов Всевышнего: رَبِّ الْعَالَمِينَ – заботящийся о мирах.
Поистине, Господь – это Творец и Создатель рабов Своих, Кто непрестанно заботится о них создавая их наилучшим образом, наделяя их пропитанием, даруя им благополучие, и устраивая их мирскую и духовную жизнь.Божественность – избрание Аллаха, Пречист Он и Возвышен, возлюбленным, объектом поклонения. Только Ему одному обращать абсолютную любовь, страх, надежду, смирение, покаяние, обеты, повиновение, просьбы, упование т .п.»
• Далее он сказал:
ولباب التوحيد أن يرى الأمور كلها لله تعالى ، ثم يقطع الالتفاف إلى الوسائط وأن يعبده سبحانه عبادة يفرده بها ولا يعبد غيره
«Сущность единобожия выражается в признании человеком того, что Аллаху Всевышнему принадлежит абсолютная власть, а также отказ от обращения к посредникам, и поклонение Аллаху таким образом, чтобы всякое поклонение было обращено исключительно к Нему, и отказ от поклонения чему-либо иному»
• Далее аль-Макризи продолжает:
ولا ريب أن توحيد الربوبية لم ينكره المشركون ، بل أقروا بأنه سبحانه وحده خالقهم وخالق السماوات والأرض ، والقائم بمصالح العالم كله ، وإنما أنكروا توحيد الإلهية والمحبة كما قد حكى الله تعالى عنهم في قوله {ومن الناس من يتخذ من دون الله أندادا يحبونهم كحب الله والذين آمنوا أشد حبا لله} . فلما سووا غيره به في هذا التوحيد كانوا مشركين كما قال الله تعالى {الحمد لله الذي خلق السماوات والأرض وجعل الظلمات والنور ثم الذين كفروا بربهم يعدلون} .
«И нет никакого сомнения в том, что многобожники не отрицали “Таухид ар-Рубубия”. Наоборот, они подтверждали то, что Аллах – единственный их Создатель, и только Он Создатель небес и земли, и что Он – Тот, Кто управляет делами во всей вселенной. Однако, они отвергли “Таухид аль-Иляхия уа аль-Махабба”, как говорит Всевышний Аллах о них: “Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее” (2:165).
Поэтому, когда они прировняли Ему других в этом виде единобожия, они стали многобожниками, как сказал об этом Всевышний Аллах: “Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других” (6:1) ».
• Затем он сказал:
فلا وليَّ ولا حَكَمَ ولا رب إلا الله الذي من عَدَلَ به غيره فقد أشرك في ألوهيتهِ، ولو وحد ربوبيته ، فتوحيد الربوبية هو الذي اجتمعت فيه الخلائق ، مؤمنها وكافرها ، وتوحيد الألوهية مفرق الطرق بين المؤمنين والمشركين
«Поэтому, нет покровителя, судьи и Господа кроме Аллаха, к Которому прировняв других человек впадает в многобожие нарушая единство Аллаха в Его божественности, даже если человек соблюдает единобожие господства Аллаха. Ведь единство Аллаха в господстве признавали все творения, как верующие, так и неверующие. И именно единобожие в поклонении Аллаху разделила пути верующих и многобожников».
• Затем аль-Макризи сказал:
وبهذا الاعتبار الذي قررنا به الإله ، وأنه المحبوب لاجتماع صفات االكمال فيه كان الله هو الاسم الجامع لجميع معاني الأسماء الحسنى والصفات العليا ، وهو الذي ينكره المشركون ويحتج الرب سبحانه وتعالى عليهم بتوحيدهم ربوبيته على توحيد ألوهيته
«И подобным рассуждением, мы подтверждаем [истинный смысл слова] “аль-Илях” (Бог). Бог, объединивший в Себе совершенные качества. Поэтому имя «Аллах» объединяет в себе все прекрасные имена и возвышенные качества. И это то, что отрицали многобожники. Однако Господь, Пречист Он и Возвышен, подтверждение многобожниками единства Аллаха в Господстве приводит в форме довода против них на то, что значит и поклоняться они должны лишь Одному Аллаху».
Затем он привел следующие аяты:
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании. Он – Тот, Кто забирает ваши души ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали». (6:59-60)
• Имам аль-Макризи привел эти аяты в качестве примера того, как Аллах призывает многобожников к единению в поклонении, на основе их признания единства Аллаха в господстве, а затем сказал:
لجملة فهو تعالى يحتج على منكري الإلهية بإثباتهم الربوبية
«Аллах, Пречист Он и Возвышен, использует признание многобожников единства Аллаха в господстве, как доказательство против них, так как тот, кто признает кого-либо единственным Господом вынужден признать то, что и поклонения достоин лишь Он Один».
• Затем аль-Макризи делает тонкие выводы из суры «ан-Нас», в которой Всевышний Аллах упомянул три прекрасных Имени: “ар-Робб” (Господь), “аль-Малик” (Царь) и “аль-Илях” (Божество). Макризи говорит, что:
(1) Имя “ар-Робб” указывает на то, что Он является создателем всего сущего, сотворивший творения и придавший им образ;
(2) То, что Всевышний Аллах в этой суре назвал Себя “Малику ан-Нас” (Властелин людей) – а властелин это тот, кто приказывает и запрещает – указывает на то, что именно Ему принадлежат все приказы. Как сказал Всемогущий Аллах: «Воистину, ему принадлежит творение (“аль-хальк”) и приказ (“аль-амр”)». (7:54)
(3) Аллах называет Себя также “Илях ан-нас” (Божество людей), что указывает на то, что Он является тем, кому должно быть посвящено все поклонение, любовь и т.д.
Одним словом, он утвердил, что эта сура охватывает весь смысл таухида.
• Далее имам аль-Макризи преступил к разъяснению истинной сущности многобожия (ширк) и его видов, сказав:
وشرك الأمم كله نوعان : شرك في الإلهية ، وشرك في الربوبية. فالشرك في الإلهية والعبادة هو الغالب على أهل الإشراك ، وهو شرك عباد الأصنام وعباد الملائكة وعباد الجن وعباد المشايخ الصالحين الأحياء والأموات الذين قالوا {مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى} ويشفعوا لنا عنده ، وينالنا بسبب قربهم من الله وكرامته لهم قرب وكرامة ، كما هو المعهود في الدنيا من حصول الكرامة والزلفى لمن يخدم أعوان الملك وأقاربه وخاصته . والكتب الإلهية كلها من أولها إلى آخرها تبطل هذا المذهب وترده وتقبح أهله وتنص على أنهم أعداء الله تعالى ، وجميع الرسل صلوات الله عليهم متفقون على ذلك من أولهم إلى آخرهم ، وما أهلك الله تعالى من الأمم إلا بسبب هذا الشرك ومن أجله
«Многобожие различных народов бывает двух видов: многобожие в поклонении и многобожие в господстве. Многобожие в поклонении – это самый распространенный вид многобожия среди многобожников. Это многобожие, в которое впали поклоняющиеся идолам, ангелам, джиннам, шейхам, праведникам, как живым, так и мертвым. Они те, которые говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”, и хотим, чтобы они заступились за нас перед Ним. И из-за их близости к Аллаху, и Его почтения к ним, тоже приблизимся к Нему и достигнем Его почтения. Таким же образом, как это происходит в этом мире, когда близость и почет достигается посредством тех, прислуживает помощникам короля, его родственникам и его свите.
Все Божественные писания, от самого первого до последнего объявляют ложным эти убеждения, опровергают их, порицают приверженцев этих убеждений, и объявляют их врагами Всевышнего Аллаха. И все Посланники, мир им, от первого до последнего проповедовали это. И Всевышний Аллах никогда не уничтожал ни один из народов, кроме как по причине этого Ширка».
• После этого он разъясняет опасность положения этих людей, посвящающих свое поклонение другим помимо Аллаха, и говорит:
ومعلوم قطعا أن هذه التسوية لم تكن بينهم وبين الله في كونه ربهم وخالقهم ، فإنهم كانوا كما أخبر الله عنهم مقرين بأن الله تعالى وحده هو ربهم وخالقهم وأن الأرض ومن فيها لله وحده وأنه رب السماوات السبع ورب العرش العظيم ، وأنه سبحانه وتعالى هو الذي بيده ملكوت كل شيء وهو يجير ولا يجار عليه
«Определенно известно, что эти люди прировняли Аллаху ложных богов не в господстве и сотворении, поскольку они признавали, что Аллах Всевышний единственный их Господь и их Создатель, а земля и все, что на ней принадлежит только одному Аллаху, и что Он - Господь семи небес, и Господь Великого Трона, и что Он – Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью, и что Он тот, Кто защищает, и от Кого нет защиты».
Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель!
И хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров!
Перевод: ia-salafi
Проверка и редакция: Абу Идар аш-Шаркаси