«Послание с побуждением к единству слова мусульман» - ас-Са'ди

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 613
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

«Послание с побуждением к единству слова мусульман» - ас-Са'ди

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Шейх, аль-‘алляма ‘Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди (1307–1376)
да одарит его Аллах Своей милостью

Послание с побуждением к единству слова мусульман и порицанием разногласий и раскола



Вступительное слово:
Шейх ‘Абду-Ллах бин ‘Абдуль-‘Азиз бин ‘Акъиль

Вся хвала Аллаху, который обучил посредством письменной трости. Обучил человека тому, чего он не знал. Да восхвалит Аллах, благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и его сподвижников. А затем:
Мы не перестаём получать пользу от знания нашего шейха, аль-‘аллямы ‘Абдур-Рахмана ибн Насыра ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью, даже после его смерти. И это посредством выхода и издания время от времени его посланий и книг, наполненных всевозможными ценными пользами и актуальными наставлениями. Шейх, да одарит его Аллах Своей милостью, был прекрасным учителем и увещевателем, а также праведным воспитателем.
И вот перед нами небольшое по объему послание, однако, огромное по смыслу, в котором автор обращается, как к ученым, так и к простым мусульманам с наставлением объединить ряды и сердца, а также сплотиться вокруг одного слова, крепко держась за вервь Аллаха. Также он предостерегает общину от разделения и раскола, которые приводят к ненависти, вражде и разрыву отношений.
Шейх ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью, разъяснил положение ученых мусульман, которые трудятся в Исламской общине, напомнил о том, как нуждаются мусульмане в них и чем люди обязаны по отношению к ним из любви, почитания и выполнения их прав. Обладателям знания необходимо отводить полагающееся им место (и знать их статус в религии). Также шейх, да одарит его Аллах Своей милостью, не забыл сделать наставление искателям знания и предостеречь их от скверных качеств и низких нравов. Есть и другие пользы, рассыпанные (как жемчужины) по всему тексту этого послания.
Уважаемый шейх ‘Абду-Ллах бин Зайд бин Муслим али Муслим, проявил заботу об этом послании, исследовав его и снабдив уместными примечаниями из слов самого автора, которые приводятся в других его книгах. Да воздаст ему Аллах благом за работу, проделанную над этим трудом.
Поистине, я советую моим братьям, сыновьям из искателей знания и всем остальным мусульманам читать это послание и просвещаться теми наставлениями и увещеваниями, которые содержатся в нём, при этом, обращаясь к Всевышнему Аллаху с мольбой принести пользу тому, кто его написал, прочитал, услышал и извлёк из него для себя какие-то выводы.
Написал это нуждающийся в Аллахе ‘Абду-Ллах бин ‘Абдуль-‘Азиз бин ‘Акъиль – бывший глава “Постоянной комиссии Верховного судебного совета”, восхваляя Аллаха и обращаясь с мольбой о восхвалении и приветствии Его раба и Его посланника – Мухаммада, а также его семьи и всех его сподвижников.
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего!
У Него я прошу помощи и на Него уповаю.

Вся хвала – Аллаху - Господу миров, восхваление и приветствие пророку Мухаммаду, его семейству и всем его сподвижникам.
А затем:
Поистине, Всевышний Аллах сотворил творение из ничего и даровал Своим созданиям жизнь после того, как они не были чем-то упоминаемым для того, чтобы они поклонялись Ему Одному, не придавая Ему сотоварищей, подчинялись Ему, проявляли в отношении Него богобоязненность и постоянно Его поминали. И всё это возвращается к исполнению Его права, а также прав других творений, как обязательных, так и дополнительных, узаконенных в Книге Аллаха, а также языком Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. У этих прав много ответвлений и классификаций: среди них есть то, что является либо убеждениями, либо законоположениями, либо какими-то общими правилами, под которыми разветвляются всевозможные постановления. Также среди этих прав есть то, что является целью, а есть то, что является причиной, приводящей к этой цели. И всё это в совокупности возвращается к достижению благ и их усовершенствованию, а также к аннулированию вреда и его уменьшению.1
1 Сказал Ибн-уль-Къаййим, да одарит его Аллах Своей милостью, в «И’лям-уль-муваккъи’ин» (3/3): «Поистине, шари’ат построен и основан на мудрости и благе для рабов (Аллаха) на этом и на том свете. Он полностью является справедливостью, милостью, благом и мудростью. Любой вопрос, отклонившийся от справедливости к беззаконию, от милости к тому, что ей противоречит, от пользы к вреду и от мудрости к безрассудству не имеет отношения к шари’ату, даже если и был отнесён к нему некоторыми людьми на основе неверного истолкования (текстов). Шари’ат – это справедливость Аллаха между Его рабов, милость Его между Его творениями, Его тень на Его земле и мудрость, являющаяся доводом, указывающим на Его существование, а также ясным аргументом, свидетельствующим о правдивости Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, самым неопровержимым и истинным образом».
Одно из самых великих божественных повелений, приказ, ниспосланный с высоты семи небес, и пророческий завет – это крепко ухватиться2 всем мусульманам вместе за вервь Аллаха, соблюдать единство между верующими и пребывать в единогласии и сплоченности, как телами3, так и сердцами. Побуждать к этому словами и деяниями необходимо любым (узаконенным) путем, оказывая взаимопомощь друг другу речами и поступками. Также необходимо запрещать разногласия, раздоры и разрозненность мусульман, и крайне строго предостерегать от всех путей, ведущих к этому насколько это возможно. На эту великую основу указывают Коран, Сунна, единогласное мнение пророков, посланников и их последователей вплоть до Судного дня. Сказал Всевышний, приказывая Своим рабам крепко ухватиться за Его вервь - т.е. Его религию, и объединиться на этом, а также запрещая им раскол и разделение, упомянув о том, что единство – это Его дар и достичь его можно лишь с Его помощью:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ ۝ وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَتَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِّنَ النَّارِ فَأَنقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ ﴾


«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил) достойным Его остережением и не умирайте (никак) иначе, как будучи только полностью покорными (Ему) [в состоянии Ислама]. И (крепко) держитесь (о, верующие) за вервь Аллаха [за Его Книгу и Веру, которую Он дал] все вместе, и не разделяйтесь. И помните благодеяние Аллаха (которое Он оказал) вам, (а именно то, что) когда-то [до Ислама] вы были врагами (между собой), а Он сблизил ваши сердца (на основе любви к Аллаху), и вы стали по Его благодеянию братьями [возлюбили друг-друга ради довольства Аллаха]! И вы были на краю пропасти Огня [Ада], и Он (Он даровал вам Веру и) спас вас от него [от Ада]. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, чтобы вы шли истинным путем!»
[Сура «Али ‘Имран», аяты 102–103].
2 [Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний желает, (чтобы совершали) вы три (дела), и не желает (чтобы совершали) вы три (других). Он желает, чтобы вы поклонялись Ему и не поклонялись наряду с Ним ничему иному, и чтобы держались все вы за вервь Аллаха (хаблю-Ллах) и не разобщались, а не желает Он, (чтобы занимались) вы пересудами, (задавали) много вопросов и (понапрасну) расточали (свои) средства» Муслим (1715).
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К трём вещам не питает отвращение сердце верующего: искреннее совершение дел только ради Аллаха, чистосердечное отношение к правителям мусульман и приверженность к их общине, ибо их призыв охватывает тех, кто за ними». Ахмад (4/70) и др. Аль-Альбани назвал достоверным в «Сахих-уль-джами’» (6766)] – Здесь и далее в сносках в квадратных скобках примечания переводчика.

3 [Cо слов ‘Умара ибн-уль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вам следует держаться общины мусульман и остерегаться разобщённости, ибо, поистине, шайтан с одним человеком, а от двоих он отдаляется». Ахмад (1/18), ат-Тирмизи (2165). Хадис достоверный. См.: «Сахих-уль-джами’» (2546).
Также со слов Абу-д-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если трое людей, находящихся в селении или в пустыне, не совершают молитву (совместно), ими непременно овладеет шайтан. Вам следует принимать участие в коллективной молитве, ибо, поистине, волк съедает именно отбившуюся от стада овцу». Ахмад (5/196), Абу Давуд (547), ан-Насаи (847). Хадис достоверный. См.: «Сахих-уль-джами’» (5701).
Абу Са’ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Когда люди (в пути) останавливались на привал, они расходились по ущельям и долинам, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, это ваше разделение - от шайтана”. После этого всякий раз, когда они останавливались, то теснились друг к другу так, что стали говорить: “Если бы их накрыли одним покрывалом, то оно охватило бы их всех”». Абу Давуд (2628) и Ахмад (4/193). Достоверным его назвал Мукъбиль в «ас-Сахих-уль-муснад» (2/262)]
Также сказал Всевышний, запрещая препирательства и раздоры, и, сообщив о том, что они являются причиной, приводящей к поражению и тому, что мусульманам не будет дарована победа:

﴿ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَنَازَعُوا فَتَفْشَلُوا وَتَذْهَبَ رِيحُكُمْ وَاصْبِرُوا إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ ﴾


«И (всегда) повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь [не спорьте], а не то падете духом (так как между вами не будет единства), и уйдет ваша мощь [ослабеете] (из-за разногласий). И терпите (ради Аллаха): поистине Аллах вместе с терпеливыми [помогает им и оказывает Свою поддержку]!»
[Сура «аль-Анфаль», аят 46].
Кроме этого, Аллах, напоминая Своим рабам о Своей милости, на которую не способен никто, кроме Него – Величественного и Мудрого, сказал:

﴿ وَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ لَوْ أَنفَقْتَ مَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا مَّا أَلَّفْتَ بَيْنَ قُلُوبِهِمْ وَلَكِنَّ اللَّهَ أَلَّفَ بَيْنَهُمْ إِنَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ ﴾


«…и объединил сердца их [верующих]. Если бы ты (о, Пророк) израсходовал все то, что на земле [все богатства] (чтобы объединить их), то (все равно) не объединил бы их сердца, но Аллах (Сам) объединил их (даровав им Веру, и они стали братьями по Вере). Поистине, Он [Аллах] – Величественный (в Своем владычестве), Мудрый (в Своих решениях и повелениях)!»
[Сура «аль-Анфаль», аят 63].
Порицая лицемеров за ненависть друг к другу и разобщенность сердец, несмотря на телесное единство, Всевышний сказал:

﴿ تَحْسَبُهُمْ جَمِيعًا وَقُلُوبُهُمْ شَتَّى ﴾


«Ты думаешь, что они вместе, а сердца их разобщены»
[Сура «аль-Хашр», аят 14].
Аллах, да возвысится Его величие, сказал Своему посланнику, восхваляя его за доброту в призыве по отношению к тем, кто его окружал, которая стала причиной привлечения (сердец) людей, их объединения на истине и отдаления от раскола:

﴿ فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللَّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاسْتَغْفِرْ لَهُمْ وَشَاوِرْهُمْ فِي الْأَمْرِ فَإِذَا عَزَمْتَ فَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَوَكِّلِينَ ﴾


«По милости от Аллаха ты (о, Пророк) являешься мягким [добрым, снисходительным] к ним [к сподвижникам]. А если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их (за то, что было при Ухуде) и проси им (у Аллаха) прощения и советуйся с ними о деле (которое требует совета). А когда ты (о, Пророк) решился [принял какое-то решение], то уповай (только) на Аллаха, – поистине, Аллах любит уповающих [тех, которые полагаются на Него]!»
[Сура «Али ‘Имран», аят 159].
Описывая верующих, Господь миров сказал, что они:

﴿ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ ﴾


«…милостивы между собой»
[Сура «аль-Фатх», аят 29].
А Своего посланника Аллах описал тем, что он:

﴿ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ ﴾


«Он старается для вас [для вашей Веры и для вашего блага], (и) к верующим он – сострадателен (и) милосерден»
[Сура «ат-Тауба», аят 128].
Также Всевышний сказал:

﴿ لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا ﴾


«Был для вас (о, верующие) в посланнике Аллаха [в его словах и поступках] прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много»
[Сура «аль-Ахзаб», аят 21].
Также Он сказал:

﴿ وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ ﴾


«И помогайте (о, верующие) одни (из вас) другим в благочестии [совершении благих поступков] и остережении (от совершения грехов и ослушаний), но не помогайте в (совершении) греха и (во) вражде [в несправедливости и нарушении границ установлений Аллаха]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил): поистине, Аллах силен в наказании!»
[Сура «аль-Маида», аят 2]. И к величайшим проявлениям благочестия относится объединение слова мусульман и достижение единства между ними любым (узаконенным) способом так же, как и одним из самых худших содействий в грехе и враждебности являются деяния, которые разобщают мусульман и раскалывают их ряды.
Аллах поведал нам в Cвоей книге истории о посланниках, которых Он отправил донести Cвоё послание, и упомянул о том, как они беспокоились о своих народах и проявляли усердие в их объединении на религии Ислам и запрещении им разделения и разногласий. И таких историй в Коране множество. Также и пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, множество раз претворял эту великую основу в своей жизни, призывая к единству и запрещая распри, приводящие к нечестию на земле. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как это приводится в хадисе, на достоверности которого сошлись два имама: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха. Мусульманин мусульманину - брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни лгать ему». аль-Бухари (4648), Муслим (4650).
Также приводится в «Сахихе» Муслима, что Тамим ад-Дари говорил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Религия — это проявление искренности”. Мы спросили: «К кому, о посланник Аллаха?», он сказал: “По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще”». 4 Муслим (82).
Одним же из величайших видов “ан-насыха” для мусульман5 является стремление сплотить их и объединить их сердца, а также запрещение им разделения. В хадисе, на достоверности которого сошлись два имама, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ансарам, напоминая им о милости Аллаха, Который повёл их, объединил и обогатил: «О ансары, разве я не нашел вас заблудшими, но Аллах повел вас по прямому пути посредством меня?! И вы были в расколе, но Аллах объединил вас посредством меня! И вы были бедными, но Аллах обогатил вас посредством меня!» И каждый раз, что бы он ни сказал, они говорили: «Аллах и Его посланник имеют больше прав, чтобы упрекать. аль-Бухари (3985), Муслим (1758).
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал своих сподвижников совершать доносительства друг на друга, которые портят сердца, сказав: «Пусть никто из вас не доносит мне на другого. Поистине, я хочу выходить к вам с чистым сердцем». Ахмад (3571), Абу Дауд (4218), ат-Тирмизи (3831).6
4 Сказал Ибн-ус-Салях в «ан-Насыха»: «Поистине, это содержательное слово, обозначающее желание и выполнение человеком, проявляющим искренность, разнообразных видов блага по отношению к тому, к кому направлено это искреннее отношение». См.: «Джами’-уль-‘улюм ва-ль-хикам» (1/222).

5 [Сообщается, что Джарир ибн ‘Абду-Ллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я присягнул посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что буду выстаивать молитвы, выплачивать закят и искренне относиться к каждому мусульманину». аль-Бухари (57), Муслим (56).
Со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в Исламе) того же, чего желает самому себе». аль-Бухари (13), Муслим (45)]

6 [Некоторые ученые, среди которых Шу‘айб аль-Арнаут и аль-Альбани назвали этот хадис слабым, но шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса хорошим. См.: «Тахридж Мишкат-уль-масабих» (4/386), «Тахридж-уль-Муснад» (3759)]
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда с ним посоветовались сподвижники, пожелавшие казнить некоторых лицемеров: «Не совершайте этого, дабы люди не сказали, что Мухаммад убивает своих сподвижников». аль-Бухари (3257), Муслим (1761). То есть, в убийстве лицемеров Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел отталкивание людей от Ислама, поэтому он оставлял им жизнь, даже если они и заслуживали казни, и всё это для сохранения единства.
Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал назидание каждому, кого он отправлял для призыва и обучения, говоря им: «Радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к религии), облегчайте, а не создавайте затруднения, пребывайте в согласии, а не противоречьте друг другу». Муслим (3262).
Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не нарушайте единообразия (ровность рядов в молитве), иначе сердца ваши придут к расхождениям». Муслим (654). В этих словах указание на то, что внешнее разногласие является причиной для разногласия внутреннего.
И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, погубило тех, которые были до вас, множество вопросов и их разногласия с их пророками». аль-Бухари (6744), Муслим (4348).
Все эти хадисы являются достоверными, а преданий от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где он запрещает выходить против правителей мусульман и призывает к послушанию и подчинению им, даже если они являются несправедливыми и грешниками7 - огромное количество. И всё это по причине того, что выход против правителей несёт в себе огромное зло.
Всевышний и Его Посланник повелели объединяться мусульманам во время выполнения многих поклонений, в числе которых паломничество, праздничные, пятничные и коллективные молитвы. Всё это потому, что посредством объединения в этом возникает сплоченность и любовь. Аллах и Его Посланник запретили клевету, поклёп, предательство, зависть и злобу, потому как всё это несёт распространение нечестия на земле и разделение рабов. Также мусульманам велено примирять конфликты и ссоры между людьми любым способом. Это настолько важно, что для этого даже дозволена ложь, исключительно в том случае, когда это приведёт к примирению и благу.8
7 Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться тому, что ему нравится и что не нравится, если только ему не велят совершить нечто греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться». аль-Бухари (6611), Муслим (3423).
Сообщается, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если поставят над вами эфиопского раба, голова которого подобна изюмине”». аль-Бухари (6609).
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кому не понравится что-либо (из дел) его правителя, проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из (повиновения) правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилиййи!» аль-Бухари (7053) и Муслим (1849).
Сообщается, что Ваиль ибн Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Слушайте и повинуйтесь, ибо они (обладатели власти) понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы – за то, что возложено на вас”». Муслим (1846).

8 [Сообщается, что Умм Кульсум бинт ‘Укъба бин Абу Му’айт, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не является лжецом тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей друг с другом и сообщая (или: говоря) им нечто благое”». аль-Бухари (2692), Муслим (2605).
Вместе с тем из предосторожности следует говорить двусмысленно, то есть иметь в виду истинную цель, даже если внешне слова будут казаться ложью. Однако в подобных случаях ложь не является запретной... См.: «аль-Азкар» (1054) ан-Навави.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, отговорки (двусмысленные выражения) в разговорах избавляют от необходимости лгать!» Ибн ас-Сунни в «‘Амалю-ль-яуми ва-л-лейля» (322). Хафиз аль-‘Иракъи сказал, что иснад хадиса сильный].
В общем, кто поразмышляет над жизнеописанием Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а именно о том, как он относился ко всем творениям: мусульманам и не мусульманам, близким и далёким, тот увидит мягкость, абсолютное великодушие, великий нрав, всепрощение9 и привлечение сердец людей к принятию религии Ислам. Он давал людям подарки, чтобы они обратились в Ислам или укрепились в нём, и оставлял всё, что может привести к отталкиванию и отвращению от истины, даже путём оставления чего-то лучшего и более достойного, заботясь о людях, и принимая во внимание их чувства. Так, известно, что он, да благословит его Аллах и приветствует, хотел возвести Ка’бу заново на фундаменте, возведенном пророком Ибрахимом, мир ему, но сказал своей жене ‘Аише: «Если бы твой народ не был из тех, кто недавно оставил многобожие, то я бы обязательно переделал Ка’бу таким образом, как она была возведена Ибрахимом».10 аль-Бухари (1483), Муслим (2369).
Любой, кто подумает над этим, поймёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был послан с легкой религией Единобожия.11 Осознав вышесказанное, ты должен уяснить, что из наиболее важных основ религии Ислам - искреннее отношение ко всей общине мусульман, стремление объединить их слово и сплотить их сердца, а также отстранение и предостережение мусульман от вражды, зависти, обид и ненависти.
9 Пример этому – прощение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, жителей Мекки в день её завоевания, когда он сказал им: «Ступайте, поистине, вы свободны» См.: «аль-Бидая ва-н-нихая» (4/696).
Сказал Ибн-уль-Къаййим в «Зад-уль-ма’ад» (3/497): «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым усердным и устремляющимся к привлечению людей, и самым далёким от того, что отталкивает людей от вхождения в религию и подчинения ему. И именно этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, характеризировался при жизни, даже запретив убивать того, кто опорочил его словами за его постановление в истории, которая произошла с аз-Зубейром и его оппонентом».
[Сообщается от ‘Урвы ибн-уз-Зубайра, что один человек из числа ансар начал тяжбу с аз-Зубайром из-за источника воды, из которого он орошал пальмы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Зубайр! Набирай воду (немного), а потом посылай соседу». Ансар сказал: «(Ты рассудил так, потому что) он сын твоей тётки со стороны отца!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменился в лице, а затем сказал (аз-Зубайру): «Ороси свой участок и задержи воду, чтобы она заполнила стены вокруг ям, между пальм». Таким образом, дав ему его полное право. Аз-Зубайр сказал: «Клянусь Аллахом, я считаю, что этот аят ниспослан как раз об этом:

﴿ فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُوا فِي أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيمًا ﴾


“Но нет – (Я, Аллах) клянусь твоим (о, Мухаммад) Господом [Самим Собой]! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей (обратившись к тебе самому при твоей жизни, и к твоей Сунне после твоей смерти) в том, что запутано между ними [во всех спорных ситуациях], и потом не найдут они в своих душах стеснения [сомнения и неудовлетворенности] к тому, что ты решил, и подчинятся полностью”
(сура «ан-Нисаъ», аят 65)». аль-Бухари (2359), Муслим (2357).
Таким образом, сначала Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил аз-Зубайра сделать жест доброй воли и поспешить с поливом, чтобы вода быстрее попадала к его соседу. Когда же ансар сказал то, что сказал, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел аз-Зубайру поступать справедливо и по праву, то есть пускать к соседу воду только после того, как сам он полностью удовлетворит свою потребность в этой воде].

10 Сказал Ибн Теймийя, как это приводится в «Маджму’-уль-фатауа» (22/407): «Является похвальным для человека устремляться к привлечению сердец (к Исламу) посредством оставления некоторых желательных деяний, потому что польза от притягивания сердец более велика в религии по сравнению с пользой от выполнения подобных этому поступков... И (пример этому – то, что) отказался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, от перестраивания Ка’бы по причине того, что в её оставлении в прежнем виде содержалось привлечение сердец».

11 Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, я послан с легкой религией единобожия». Ахмад (6/116). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См.: «Та’ликъ-уль-гъариб» (2/43).
Таким образом, эта основа — из величайших благ, к которым следует призывать, а её потеря представляет собой одно из самых тяжких преступлений, от которого надо остерегать, и это обязанность каждого мусульманина: и учёных, и правителей, и обычных людей. Более того, сама вера не будет совершенной без этой основы, на которую, как это стало ясно, следует обратить внимание, и о которой необходимо заботиться словом и делом. Поистине, всё обстоит именно так потому, что это приводит к благам мирским и религиозным, которые невозможно сосчитать, а исчезновение этой основы приводит к вреду мирскому и религиозному, которые также невозможно счесть. Исходя из этого, я собрал по этой тематике два раздела.


1. Раздел:
О некоторых плохих последствиях разделения, препирательств, взаимной ненависти и бойкотирования и вреде этого


Не станет сомневаться ни один разумный человек в том, что Всеблагой Всевышний Аллах, если запретил нечто, то в этом есть какой-то вред, общий или частный. Именно по причине Его безграничной милости и всеобъемлющей мудрости запретное стало таковым.
Первым вредом взаимной вражды, ненависти и разногласий является потеря этой великой основы и ослушание Аллаха и Его Посланника, которое грозит наказанием, лишением награды, уменьшением веры, приобретением сожаления и убытка, а также пренебрежением аятами Корана и пророческими хадисами.
Также в оставлении единства то, что приводит к любви (к одним) и вражде (к другим), а также войнам и раздорам, разделяющим мусульман на всякие партии и группы, которые желают побороть друг друга, без разницы, на истине они или на лжи. Всё это приводит к опасным ошибкам, великим заблуждениям и неисчисляемому вреду, общему и частному, такого уровня, о котором знает лишь Аллах. Кроме этого, в результате таких разобщений предаётся забвению истина, потому что люди противоречат друг другу на основе враждебности и страстей, и, возможно, они станут ненавидеть истину только потому, что она - у их оппонентов. Возникает отвращение от правды по причине защиты своей страсти и проявления ненависти к определенной личности. Далее это отрицание истины приведет к хуле (гъиба), сплетням (намима) и доносам, относящимся к тяжким грехам. И даже тот, кто хочет найти истину, будет в замешательстве, если у него нет твёрдых знаний. Он не будет понимать, к какой из этих групп следует присоединиться.
Тот же, кто имеет скверные намерения и следует за своими страстями, впадает в клевету на учёных, праведников и правителей мусульман, порой относя себя к одной из групп, видоизменяясь, подобно коварному лицемеру, преследуя в этом мерзкие цели, впрыскивая в сердца тех, кто его окружает, всё, что приводит к унижению и позору. На самом деле, сожаления достоин не этот, кто губит самого себя, чьи намерения являются скверными, однако, действительно печалит и достоин сожаления тот, кто слушает его и открывает ему своё сердце, считая его дающим правильные наставления, в то время, как он является для него явным врагом и предателем. Это лишь малая часть из того, к чему приводят разногласия.
Также раскол приводит к тому, что препирающиеся стороны со временем отдаляются друг от друга, бойкотируют, не берут знания друг у друга и не дают друг другу наставления. В результате теряется огромное количество благ и польз, относящихся к важнейшим предписаниям, величайшим актам приближения к Аллаху и славным проявлениям подчинения Всевышнему, которых можно было бы достичь, если бы они были вместе. А ведь раскол, разделение и разобщенность верующих – это именно то, чего желают их враги и чего неистово жаждут.


2. Раздел:
О пользах единства мусульман, их любви друг к другу и действий, ведущих к единению


Это и есть та цель, о которой мы до сих пор говорили и (именно) объединение (на истине) является тем, к чему устремляются желающие блага, спешат любящие порядок и состязающиеся в добре. И пусть для этого совершаются добрые деяния и в достижении этого соревнуются соревнующиеся, ведь в этом есть огромные выгоды и важные пользы.
В общем, весь тот вред от разногласий и вражды, который я упомянул ранее, и который я ещё не упомянул, аннулируется этим и приводит мусульман ко всякому добру, где приобретается огромное благословение и благодать, принимаются мольбы, а злодеяния заменяются благодеяниями.
Единством мусульман укрепляется религия, и они обретают на земле власть и величие, увеличивается вера и распространяется Ислам, потому что вера у приверженцев Сунны и единства — это слова и дела, которые увеличиваются подчинением Аллаху и уменьшаются Его ослушанием. Действовать в этом направлении есть не что иное, как одно из величайших подчинений, поднимающее веру на высокие степени. И посредством единства люди взаимодействуют и помогают друг другу во всех видах благочестия и богобоязненности, как сказал об этом Всевышний:

﴿ لَّا خَيْرَ فِي كَثِيرٍ مِّن نَّجْوَاهُمْ إِلَّا مَنْ أَمَرَ بِصَدَقَةٍ أَوْ مَعْرُوفٍ أَوْ إِصْلَاحٍ بَيْنَ النَّاسِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ فَسَوْفَ نُؤْتِيهِ أَجْرًا عَظِيمًا ﴾


«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду»
[Сура «ан-Нисаъ», 114]. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Не рассказать ли вам о том, что лучше по степени, чем (добровольные) пост, молитва и милостыня?». Люди сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!». Он сказал: «Примирение между людьми, ведь, поистине, внесение порчи между ними сбривает». ат-Тирмизи (2433), Абу Давуд (4273).12 В другой версии сказано: «И я не говорю: “сбривает волосы”, однако, сбривает (т.е. уничтожает) религию». Ахмад (1338), ат-Тирмизи (2434).13
12 [Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Мунзири, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут и Мукъбиль. См.: «‘Умдат-ут-тафсир» (1/573), «ат-Таргъиб» (7/4), «Тахкъикъ Ибн Хиббан» (11/489), «Сахих-уль-Муснад» (1054)].

13 [Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «Гъайат-уль-марам» (414)].
Что же может быть выше степенью, чем примирение, если оно превысило такие виды поклонений, как (дополнительные) молитва, пост и милостыня?! Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Клянусь Аллахом, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Так не сообщить ли мне вам о деянии, если вы его совершите, то полюбите друг друга? Распространяйте приветствие между собой». Муслим (54).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, связал вхождение в Рай с наличием веры, а наличие веры упомянул после любви друг к другу, которая является причиной единства. Также он, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что становится причиной любви, а это распространение приветствия (ас-салям), ведь, поистине, приятные слова, к которым относится и приветствие, являются одной из самых важных причин для всего упомянутого.


3. Раздел


Если всё это стало ясно, то является обязательным для всех мусульман, а, для обладателей знания тем более, действовать в этом направлении и проявлять терпение в отношении трудностей, связанных с этим делом. Необходимо проявить усердие в достижении любви и взаимной симпатии среди мусульман и в отстранении от порывания отношений и избегания друг друга. Также они должны призывать к этому других, следуя повелениям Аллаха в том, что Он любит и ища в этом приближение к Нему. Естественно, нужно готовить себя к всевозможным лишениям и проблемам, доставляемым людьми, будь они словесные или выраженные деяниями, ведь, в конечном итоге, это всё обернётся, с позволения Аллаха, благом и религиозной связью.
Им следует отвечать на действия недоброжелательных людей прощением и добродушием, а не тем же самым. Ведь если они будут отвечать им взаимностью, это не принесёт благих плодов или результаты будут противоположными. Если к верующим относятся с враждебностью, они отвечают любовью, если обижают, они отвечают добром, если с ними порывают отношения и не здороваются, то они отвечают мягким словом, добрым лицом, тайной мольбой и приветствуют (враждующих с ним мусульман) салямом. Верующим не следует подчиняться своим душам, повелевающим плохое, что выражается в том, чтобы отвечать на зло людей таким же злом, ведь это не путь пророков и их последователей. Наоборот, они отличались прощением и снисхождением по отношению к творящим нечестие. Упомянул Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что когда одного из пророков его народ избил до крови за то, что он призывал к Аллаху, он, стирая кровь со своего лица, говорил: «О Аллах, прости моему народу, поистине, они не ведают». аль-Бухари (3477).
Это, клянусь Аллахом, и есть совершенное превосходство, которое гарантирует для своего обладателя похвалу в этом мире и награду в следующем. Всевышний сказал:

﴿ وَلَا يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ أَن صَدُّوكُمْ عَنِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ أَن تَعْتَدُوا وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ ﴾


«И пусть не втянет [не подтолкнет] вас в грех злоба (по отношению) к людям [жителям Мекки, которые воспрепятствовали вам совершить паломничество, как это было в год Худайбийи] за то, что они отклонили вас от Запретной Мечети, к тому, что вы преступите [нарушите повеление Аллаха в отношении их]. И помогайте (о, верующие) одни (из вас) другим в благочестии [совершении благих поступков] и остережении (от совершения грехов и ослушаний), но не помогайте в (совершении) греха и (во) вражде [в несправедливости и нарушении границ установлений Аллаха]. И остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил): поистине, Аллах силен в наказании!»
[Сура «аль-Маида», аят 2]. Побуждая отвечать на зло прощением, Всевышний сказал:

﴿ وَلَئِن صَبَرْتُمْ لَهُوَ خَيْرٌ لِّلصَّابِرِينَ ﴾


«А если вы проявите терпение [оставите отместку], то это – непременно, лучше для терпеливых»
[Сура «ан-Нахль», аят 126];

﴿ وَأَن تَعْفُوا أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى ﴾


«А если вы извините, то это – ближе к остережению [благочестию]. »
[Сура «аль-Бакъара», аят 237];

﴿ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ ﴾


«А кто же простит (обидчика) и примирится (стремясь этим к довольству Аллаха), (то) награда его (будет) у Аллаха [Аллах Сам вознаградит его]»
[Сура «аш-Шура», аят 40];

﴿ وَلَمَن صَبَرَ وَغَفَرَ إِنَّ ذَلِكَ لَمِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ ﴾


«И, конечно, тот, кто терпит (причиняемые ему обиды) и прощает (обидчика)... Поистине, это, однозначно, из твердости в делах [является похвальным и достойным качеством, за которое Аллах дарует большую награду]»
[Сура «аш-Шура», аят 43].
Если мусульмане последуют этим назиданиям, то Всевышний объединит их, свяжет их сердца, поведёт их прямым путём, выведет из мрака невежества, несправедливости и заблуждения к свету знания, справедливости и веры.
А если мусульмане столкнутся с приверженцами своих страстей, которые желают разделить мусульман и посеять между ними раздор, преследуя свои корыстные цели, то они обязаны остановить их, сделать им наставление и не обращать внимания на их слова, ведь, поистине, это слова тех, кто является самым опасным врагом этой религии.
К тому же, следует проявить максимальные усилия для того, чтобы скрывать ошибки мусульман и не стараться выведывать их. В особенности это касается предводителей религии, учёных и искателей знания, ведь, поистине, их право перед мусульманами является великим за то, что они встали на путь приобретения знания и его распространения. Посредством них люди познали свою религию и правила взаимоотношений с другими: как молиться, поститься, выплачивать закят, совершать хаджж, как правильно покупать и продавать. Без всех этих знаний они были бы подобны животным, которые не знают дозволенного и запретного, и не знают, что значит призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Именно поэтому мусульмане обязаны проявлять к обладателям знания уважение и почтение, отдалять от них всякий вред, останавливая каждого, кто желает обидеть их. Верующим нужно стараться скрывать ошибки ученых и искателей знания, не распространяя их (а пытаясь исправить их наедине), ведь в этом распространении огромное зло.
Знай, что, как у добра, так и у зла есть свои признаки, посредством которых люди узнают их.
Признаком счастья человека является то, что ты видишь его желающим блага для всех мусульман, дорожащим их прямым руководством, дающим им благой совет в том, что он может, скрывающим их ошибки, а не разглашающим их, и всё это он делает ради Лика Аллаха, желая награды в вечной жизни.
Признаком же несчастья человека является то, что ты видишь его распространяющим клевету и поклёп среди людей, стремящимся разведать их ошибки и распространить их, возможно даже добавляя к этим промахам от себя. Поистине, такой человек в наихудшем состоянии у Аллаха, ненавистен Ему и близок к Его гневу и к тому, что он будет опозорен уже в этом мире, если только он не покается и не заменит грехи на благодеяния.
Пусть же каждый, кто уважает себя, возвысится над всеми этими скверными качествами и обратит внимание на слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Того, кто покрыл мусульманина, Аллах покроет в этом и следующем мирах». Муслим (2699). Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О те, кто уверовали на словах, но вера не дошла до их сердец, не обижайте мусульман и не ищите их ошибок. Ведь тот, кто будет выискивать ошибки своего брата, то и Аллах будет выискивать его ошибки. А тот, чьи ошибки будет искать Аллах, будет опозорен даже внутри своего дома». Абу Давуд (4880), ат-Тирмизи (2032).14
Это предостережение касается всех мусульман. Что же касается учёных и праведников, то дело обстоит ещё хуже, ведь скверное обращение к ним является признаком того, что Аллах враждует с подобными людьми и объявляет им войну, как сказал Всевышний словами нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто враждовал с моим приближённым, Я объявил ему войну». аль-Бухари (6502). Некто из праведных предшественников говорил: «Если учёные не являются приближенными Аллаха, то я не знаю, кто тогда является таковым».15
14 [Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См.: «Тахридж-уль-Ихья» (2/250), «Сахих Сунан Аби Давуд» (4880)]

15 Сказал аль-Къари: «Это высказывание Абу Ханифы и аш-Шафи’и. Приводит аль-Байхакъи от имама аш-Шафи’и следующие слова: “Если ученые (фукъахаъ) не являются приближенными Аллаха в вечной жизни, то у Аллаха нет приближенных!”» См.: «Кашф-уль-хафа» (1/259).
Безусловно, это является истиной, ведь близость к Аллаху достигается исполнением Его велений, а у учёных, как известно, самый большой удел в этом. Человек не может достигнуть чего-то в знаниях, пока не проявит огромное усердие и не посвятит длительное время исключительно изучению наук, оставляя многое из того, чем заняты люди и, тратя всё своё ценное время на поиск знаний, что и является наилучшим видом поклонения. Так может ли кто-нибудь, кроме обладающих знанием, называться приближённым Аллаха, и как можно после этого позволить кому-либо из тех, кто является несчастным, кто заполнил своё время пустословием и не может сравниться с праведниками в благих деяниях, поносить учёных?! Ты не увидишь таких, чтобы они стремились к изучению постановлений религии или находились в собраниях учёных, чтобы получить пользу. Напротив, если ты спросишь их о простейших вопросах шари’ата, они не произнесут ни слова. В то же время, они не перестают говорить то, что порочит учёных из клеветы и ругани, утверждая, что в этом они правы. Конечно, они правы в том, что они избрали путь злодеяния и уподобились мерзким животным, которые, оставляя благое питание, принимают в пищу падаль. Также и эти, оставляя благое, направляются к скверному. Таким образом, они отдаляются от пути благодеяния и не имеют права быть упоминаемыми наравне с учёными16 и праведниками, однако их упоминают лишь для того, чтобы остеречь от них людей, и дабы несведущие не попали в их сети. Однако, возможно, они покаются, оставят свои злодеяния и вернутся к своему Господу, ведь, как известно, у покаяния нет преграды и нет греха, за которым не следует прощение Дарующего Царя для тех, кто покаялся и вернулся к Нему.
16 Сообщается что Ибн-уль-Мубарак, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Разумному человеку не подобает пренебрегать тремя категориями людей: учеными, правителями и братьями. Тот, кто пренебрегает учеными, теряет свою вечную жизнь, а тот, кто не считается с правителями, теряет свою земную жизнь. Тот же, кто не считается со своими братьями, теряет свое благородство». См.: «Сияр а’лям ан-нубаля» (17/251).
[Имам Ахмад говорил: «Поистине, плоть ученых отравлена! Тот, кто ощутит её запах – заболеет, а кто отведает – умрет!» См.: «аль-Му‘ид фи адаб-иль-муфид» (71)]
Ибн ‘Асакир, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал: «Знай, мой брат, да поможет Аллах и тебе и нам в достижении Его довольства и сделает всех нас из числа тех, кто боится Аллаха должным образом, что, поистине, плоть ученых, да помилует их Аллах, отравлена, и то, что случится с тем, кто выявляет их пороки - известно! Злословие в их адрес тем, к чему они непричастны, является тяжким делом, затрагивание их чести ложью и клеветой чревато печальными последствиями, а противоречие тем, кого Аллах избрал из них для распространения знания – скверное качество». См.: «Табйин казиб аль-муфтари» (28).

4. Раздел


Также к одним из важнейших вопросов, на которые учёным следует обратить внимание, относится то, что обладателям знаний нельзя делать разногласия в религиозных вопросах, когда оппонент не доходит в своих суждениях до уровня нововведений и многобожия, причиной к разобщенности сердец и расколу, на основе которой происходят ругань, порочение, дружба и непричастность. Поистине, это является несправедливостью и является недозволенным среди мусульман по единогласному мнению. Праведные предшественники из сподвижников и их последователей не переставали разногласить в вопросах религии, но это не приводило к порицаемому или к тому, что кто-нибудь из них считал другого заблудшим17 за противоречие ему. Эта степень, воистину, имеет отношение только к посланникам, потому как заблудшими являются те, кто противоречат им. Что же касается других людей, помимо пророков, то любой из них может ошибаться.
17 Сказал Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, как это приводится в «Маджму’-уль-фатауа» (24/172-173): «Ученые из числа сподвижников, таби’инов и тех, кто пришли после них, когда разногласили в каком-то вопросе, следовали приказу Всевышнего Аллаха, который приводится в Его словах:

﴿ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلًا ﴾


“Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху [рассмотрите в Коране] и Посланнику [смотрите решение в Сунне], если вы (на самом деле) веруете в Аллаха и в Последний День [День Суда]. Это [возвращение к Корану и Сунне] – лучше (чем спор и предположение) и прекраснее по исходу [по итогу]”
(ан-Нисаъ, 59). Они дискутировали в каких-то вопросах, однако это была дискуссия в виде обмена советами друг с другом и искреннего желания блага. Саляфы могли разногласить в вопросе, будь он научным или касающимся определенного дела, но их сердца были едины, сплочены и сохранялось религиозное братство. Да, с тем, кто противоречит ясной Книге, или сунне, дающей исчерпывающий ответ или тому, на чем единогласно сошлись праведные предшественники этой общины таким противоречием, в котором не может быть оправдания, необходимо обходиться так, как обходятся с приверженцами нововведений».
Из милостей Аллаха к людям то, что Он сделал разногласия в этой общине (во второстепенных вопросах) милосердием, дабы наградить правого и простить ошибающегося, а их единогласие – доводом, спасением и добродетелью.
Поэтому является обязательным для учёных бросить все свои силы на поиски истины и правильных мнений, но, в то же время, не считать заблудшими противоречащих им из тех, кто подобен им, правы они или же ошиблись.18 Это касается тех вопросов, в которых есть разногласия у праведных предшественников. Каждый из них выбрал какое-то мнение, опираясь на свой иджтихад. В пример можно привести тех, кто считает воду не загрязняющейся, кроме как если поменялись её свойства по причине попадания в неё какой-либо скверны (наджас). Эти учёные не должны поносить тех, кто считает, что вода загрязняется при прикосновении со скверной, даже если она не изменилась, если этой воды при этом было менее двух чанов. То же самое можно сказать о тех, кто считает использованную воду чистой, но не очищающей. Они не должны считать заблудшими тех, кто считает эту воду чистой и очищающей, и наоборот. Также и те, кто считают действительной молитву, совершенную по забывчивости в одежде, на которой есть скверна, в противовес тем, кто считают, что такую молитву надо переделать, не должны считать друг друга заблудшими. Также тот, кто считает обязательным поститься в тридцатый день Ша’бана, если он является пасмурным, не должен обвинять в заблуждении тех, кто так не считает, и наоборот. И те, кто дозволяют совершать в запретное время дополнительные молитвы, если у них есть причины, не должны считать заблудшими тех, кто это запрещают, или наоборот. И подобных вопросов, имеющих разногласия со времён праведных предшественников по сегодняшний день, очень много. Важно знать, что никому из придерживающихся какого-то одного из этих двух мнений не позволяется порицать в подобном вопросе оппонента в виде поношения, ведь это – несправедливость. Однако, знающие люди в подобных вопросах объясняют то, что они считают правильным в меру своих сил на основе доводов — Корана, Сунны, единогласного мнения ученых и правильной аналогии. Но делать из подобного разногласия причину для конфликта является неприемлемым и далёким от справедливости. Конечно, если учёный обнаружил, что кто-то явно противоречит шари’атскому доводу, то он обязан наставить его и доходчиво объяснить шари’атский довод, но, ни в коем случае, не говорить за его спиной в своих собраниях, попрекая его вместо того, чтобы донести до него и разъяснить ему. Это не является методом людей знания, которые придерживаются беспристрастности, а, наоборот, их метод — это искренний совет в тайне без распространения.19
18 Сказал Ибн Теймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, как это приводится в «Маджму’-уль-фатауа» (19/123): «Мнением ахлю-с-сунна является то, что нет греха на том, кто проявил иджтихад (из ученых) и ошибся».
Также он, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал (35/69): «Что же касается тех вопросов, в которых (ученые) проявили иджтихад, то они могут быть правы, а могут ошибиться. Когда они проявили иджтихад и оказались правы, то им две награды, а когда они проявили иджтихад и ошиблись, то им одна награда за иджтихад, а ошибка – прощается. Что же касается приверженцев заблуждений, то они считают, что ошибка и грех неразлучны. Иногда они проявляют чрезмерность в отношении некоторых ученых и говорят: “Они безошибочны”, а иногда, наоборот, проявляют небрежность и говорят: “Они посредством этой ошибки стали заблудшими”. Обладатели знания и веры не считают ученых безошибочными, но и не заявляют, что они приобрели грех (за ошибку в вопросах иджтихада)».

19 Сказал шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в «ар-Рийад-ун-надыра» (с.109): «Поистине, целью обладателей истинного знания является взаимопомощь в вопросах благочестия и богобоязненности и стремление оказать друг другу поддержку во всём, что приводит к осуществлению этого дела и сокрытию оплошностей мусульман, а также отказу от распространения их ошибок. Также они усердствуют в том, чтобы всевозможными полезными путями исправить недостатки верующих, защитить честь ученых и приверженцев религии. Нет сомнения в том, что эти поступки относятся к наилучшим способам приближения к Аллаху. Однако, даже если предположить, что нет у них (совершивших иджтихад) оправдания и нет истолкования для их ошибки и оплошности, то даже в этой ситуации не будет правильным и справедливым разрушить все их благодеяния и закрыть на них глаза, а также стереть все те обязательные права, которые они имеют на мусульман по причине этого незначительного промаха. Таков подход беззаконников и преступников, которые распространяют нечестие и вред от которых – огромен. Разве есть такой ученый, который не ошибается и такой правитель, который не оступается?!»
Поэтому, как мы сказали ранее, каждый искатель знаний и обычный мусульманин должны стремиться понять истину и усердствовать в её соблюдении, помогая друг другу в этом, любя для своего брата то, что он любит для себя, согласен он с ним или противоречит ему. И если человек совершил ошибку или оплошность, то так же, как он не хотел бы, чтобы её распространяли другие и желал бы скрыть её сам, и чтобы другие тоже её не разглашали, пусть поступает так же и с другими своими братьями. Более того, он должен находить оправдание ошибке своего брата и пытаться истолковать её в хорошем смысле, ведь, поистине, награда подобна деянию. Тому, кто относился так к своим братьям, Аллах скроет его ошибки по причинам, которые ему известны или неизвестны. Это произойдёт таким образом, как не произойдет с теми, кто не обладает такими качествами. Как ты относишься к другим, так и к тебе отнесутся в качестве справедливого воздаяния.20
20 У автора – шейха ‘Абдур-Рахмана ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью, как это приводится в «аль-Фатауа ас-Са’дийя» (632) есть прекрасные слова, касающиеся данной темы, которые я процитирую здесь, по причине их важности и актуальности. Сказал он, да одарит его Аллах Своей милостью: «Одной из самых важных обязанностей, которые лежат на обладателях знания, как обучающих из них, так и обучающихся, является стремление объединить слово мусульман, сплотить их сердца (на истине) и устранить причины возникновения зла, вражды и ненависти между ними. Также им необходимо назначить отдельных людей в качестве ответственных за это дело, которые будут стремиться всевозможными (узаконенными) путями воплощать его в жизнь, ведь цель у мусульман – одна, и намерения у них одинаковые, и пользу от этого получат они все вместе. Они могут объединить верующих только посредством проявления любви к каждому из обладающих знанием, имеющих в нем почет и положение и приносящих им пользу. Вдобавок к этому, им нельзя оставлять то, что может нанести вред в достижении этой славной цели и поэтому им необходимо любить и защищать друг друга, а также обращаться с наставлениями к тому из них, кто отклонился от прямого пути в отношении другого. Следует знать, что разногласие по причине каких-то единичных вопросов, приводящих к исчезновению любви и сплоченности сердец, нельзя предпочитать над теми общими, глобальными делами, которые приводят к объединению слова мусульман. Также им нельзя оставлять врагов знания из простолюдинов и других, которые могут посеять раздор и распространить нечестие среди обладателей знания. Поистине в достижении этой славной цели и её соблюдении есть столько польз, которые невозможно сосчитать и невозможно перечислить. Если бы не было среди этих польз ничего, кроме того, что именно это и есть суть религии, которую побуждает Законодатель воплотить в жизнь любыми (узаконенными) путями, а Он - Самый Величественный из тех, Кто требует этого от приверженцев этой религии, то и этого было бы достаточно. Также единство верующих является самым великим доказательством на их чистосердечное соблюдение религии и проявление искренности по отношению друг к другу, а эти два качества являются духом этой религии и её осью, вокруг которой она вращается… Также из польз сплоченности мусульман распространение знания, расширение его границ и увеличение путей его приобретения, что можно сделать различными путями и благо от этого совершенно очевидно. Поистине, если путь ученых будет единым, то они могут обучаться друг у друга и делиться друг с другом знаниями. Однако, если, в противоположность этому, каждая групп является отделившейся и обособленной от прямой дороги, то они лишатся этого блага, а на место единства придёт раскол, на место любви придут ненависть, слепое следование и выискивание ошибок друг друга, чтобы порочить посредством них своих оппонентов. Всё это в корне противоречит, как религии, так и здравому рассудку и, конечно же, тому, чего придерживались праведные предшественники, хотя невежда и считает, что это относится к религии».
Мы просим Аллаха, чтобы Он даровал успех нам и нашим братьям-мусульманам в том, что Он любит, и чем Он доволен, исправил дела мусульман, объединил их сердца и вёл их правильным путем. И вся хвала – Аллаху – Господу миров, восхваление и приветствие пророку Мухаммаду.


● Важная польза


Знай, что каждому преподавателю следует открыть для обучающихся дверь исследования, повторения и избирательного подхода в научных вопросах. В этом есть огромные религиозные пользы, которые невозможно перечислить.
К ним относится то, что это имеет отношение к взаимопомощи в благочестии и богобоязненности, ведь благо обоих миров не достигает полноценности, кроме как с взаимопомощью. Также и научные вопросы имеют к этому прямое отношение, а если они лишены такого метода, то будут иметь серьезную неполноценность.
К религиозным пользам также относится то, что человек самовоспитывается посредством такого подхода, получает опыт и обучается отвечать, применять доводы, выявлять более верные и слабые мнения. Это улучшает их мысленный процесс и даёт им способность приводить цитаты и давать ответ, ведь, поистине, посредством испытаний полируется разум.
Также к этому относится и то, что если преподаватель пренебрегает данным подходом и позволяет своим ученикам принимать всё, что он говорит без разбору, это воспитывает в обучающихся некритичность и отсутствие способности к анализу и сравнению с тем, что показалось ему верным в ходе самостоятельного изучения. Впоследствии данная методология закрывает двери к знаниям, как в отношении преподавателей, так и в отношении учеников.
Что касается учеников, то здесь все понятно. Если он не будет подвергать все критике и анализу, то не достигнет правильного мнения, кроме как в очевидных вопросах. Что же касается сложных вопросов, для которых требуется составление, подготовка, цитирование, глубокое исследование и ответ (на мнение оппонента), то если у него нет опыта, то он не сможет во всём этом разобраться и дверь эта будет для него закрыта. Даже возможно такое, что ученик, который считал какой-то вопрос для себя правильным, но затем увидел от своего учителя противоречие этому, может по причине этого впасть в сомнения, потрясение и поменять свое мнение на противоположное, даже не считая его верным, потому как он не был готов к критике изначально.
Если так будет продолжаться длительное время, то у таких учеников угаснет мотивация, мысленный процесс будет ослабевать, сообразительность уменьшится и пропадут способности, ведь, как известно, сила мысли эффективна лишь тогда, когда к ней требовательны, а иначе её воздействие ослабевает на другие части тела. Если органы постигают лень и бездействие, то человека одолевает слабость и может дойти до вреда, и, наоборот, совершением деяний увеличивается сила, активность и постоянство.
Что же касается закрытия дверей польз для учителя, то это ещё более очевидно, ведь он лишает самого себя возможностей и путей к благу, которых мог бы достичь наилегчайшим образом. Ведь если ученики повторяют материал вместе с учителем и между ними происходят диспуты и обсуждения, о которых мы упомянули выше, то, не исключено, что преподаватель также получит от этого свой удел. Может учитель узнает от них нечто новое, приносящее пользу, либо же вспомнит нечто забытое, либо разъяснится ему то, что было ранее затруднительным для понимания, либо же он по причине этого перестанет утверждать что-то, хотя до этого он был уверен в этом, а оно противоречило истине.
Также из польз вышеприведённого, что человек приходит в состояние бдительности и осторожности во всём, что он говорит или передаёт. Если же человек не чувствует критики к своим словам или цитированиям, то он расслабляется и, возможно, это приведёт его к разного рода ошибкам.
Тот, кто знает о наличии критики, и что есть люди, внимательно рассматривающие его слова, будет, как следствие, более внимательным и осторожным по мере своих сил во всём, что исходит от него.
Более того, из польз этого то, что это заставляет человека много читать, много исследовать и много анализировать, и, как следствие, он будет более внимательным к тому, как следует выражать свои мысли в словах.
И из польз этого: такой метод будет улучшать нрав искателя знаний и даст ему силу противостоять той критике, которая направлена против него. Ведь, поистине, те, кто достигли высокого положения, должны отличаться от простых людей в их отношении к критике, которой они подвергаются. Порой высокое положение человека не даёт ему возможности принимать критику от себе подобных, не говоря уже о тех, кто ниже его. Исходя из этого, есть опасность, что эти люди могут отдалиться от истины или помочь лжи, даже если они и знают для себя это очевидным знанием, как это сегодня и наблюдается.
Поэтому из этикета порицания, и используемых методов для его приёма – это то, что, если человек понимает свою правоту, то не преподносит это в виде критики, однако делает это в виде вопроса или просьбы об увещевании, или обращения внимания на тему с другого угла, и всеми другими мягкими способами, которые приводят к принятию опровержения. И тот человек, который готов к принятию критики и обсуждению, и воспитал на этом своих учеников, внушая им такой метод, без сомнений, будет иметь сильные основы и способности, а критика, от кого бы она ни исходила, не будет сбивать его с толку. Если даже он сказал что-то, а потом понял свою ошибку, то без какого-либо стеснения сможет вернуться к истине, потому как его главной целью является именно она. О, если бы подобное было доступно многим людям, ведь подобным нравом удостаиваются лишь те, кто обладает великим уделом!
И из очередных польз того, что учитель воспитывает своих учеников подобным прекрасным методом, то, что преподаватель становится причиной для распространения этого блага, ведь ученики будут воспитывать своих учеников таким же образом, и первый, с кого началось это благо, достигнет такой награды, о которой не знает никто, кроме Аллаха.
Вдобавок, из польз этого то, что посредством данного способа познаются степени людей в том, что они приобрели из знаний. Умение понять уровни людей — это одно из самых важных умений, и, в частности, это касается тех, кто управляет ими. Скажем так, человек обязан знать их, так как должен каждому из них определить его место, которого он заслуживает.
Ко всему вышеперечисленному, это приводит к надежности и доверию словам подобных людей, и обычно такие люди ведомы на истине.
Те же, кто закрыли для себя эти двери, сами лишили себя многого из знаний, деяний и наград. А также, возможно, они будут в великой опасности по причине скверного нрава, который ведёт к тому, к чему ведут скверное знание, плохие результаты и отсутствие искренности, которая, на самом деле, и есть основа образования и основа каждого деяния. Такие люди восхищаются самими собой, поэтому нет надёжности в их словах. Просим Аллаха, чтобы Он привёл нас ко всякому благу и отдалил нас от всякого зла.
На этом завершается этот трактат, и хвалит Аллаха тот, кто написал эти строки - нуждающийся во Всевышнем ‘Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са’ди, да одарит его Аллах Своей милостью, его родителей и всех мусульман. О Аллах, восхвали и приветствуй пророка Мухаммада!
Ответить