В акыде есть четкое правило: "Имена и атрибуты Аллаха тавкифи", т.е. они от Аллаха, по-этому нельзя описывать Аллаха тем, чем Он себя НЕ ОПИСАЛ.
Это новоявленный аш'арит)
Скажи вот честно, ты следуешь этому правилу саляфов во всем, или же только в том, что соответствует мазхабу аш'аритов?!
Ты признаешь исходя из этого правила то, что у Аллаха есть руки, что у Аллаха есть Лик, что есть голень, как сказано в хадисе у аль-Бухари? Признаешь ли что у Аллах есть ступня, которой Он наступит на Ад в Судный день, о чем сообщается в хадисах у имама аль-Бухари и Муслима?!
Или же ты станешь искажать и делать тафуид и тауиль всех этих и других известных из Корана и Сунны качеств?!
Ибн Хаджар сказал:
"Имам аль-Байхакъи передавал от Укъбы ибн Амира, который сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоя на минбаре говорил: "Поистине, Господь наш зрячий!", и указал на два своих глаза!" И иснад этого хадиса хороший".
См."Фатхуль-Бари" 13/373.
Смысл хадиса в том, что у Аллаха есть зрение. Из того, что Пророк, сав, указал на свои глаза ты ж не станешь утверждать, что глаза Аллаха похожи на глаза пророка Мухаммада, сав. Он же указал на своих глаза, а не на глаза еще кого-то.Тогда почему из этого хадиса делается вывод о двух глазах? Сифаты Аллаха не выводятся через иджтихад, а даны нам в ясном Писании и достоверной сунне.
А что из аята:
"Перед нашими глазами" или хадиса:
"Господь наш зрячий!", не ясно что у Аллах есть зрение?! Тогда зачем пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает именно на два своих глаза?! Если бы он хотел тем самым просто указать на то, что у Него есть зрение, то достаточно было бы указать и на один глаз!
Я знаю, что фантазия аш'аритов весьма развита, что даже не поддающиеся толкованию аяты и хадисы о качествах Аллаха они коверкают, тогда что говорить об этом примере.
Кстати, Байхаки и Аскаляни были ашааритами, так что странно, что апеллируешь к их источникам.
Вообще-то, если ты не заметил, на хафиза Ибн Хаджара я сослался в достоверности этого хадиса, и не более.
И мы берем истину от каждого имама, и оставляем ошибки каждого, будь то Ибн Хаджар, ан-Науауи, Ибн аль-Джаузи или те кто был выше них!
"Это ваша школа, когда слова какого-либо имама из ахлю-Сунна вам выгодны, вы опираетесь на него!"
Т.е. ты признаешь, что у имамов Ахлю-ссунна есть утверждения, где отрицает, что у Аллаха два глаза?
Нет, я имею ввиду тот поступок, что ты сослался на шейха аль-Альбани и Ибн Усаймина в слабости хадиса что привел Асари.
Этот человек (ад-Дарими) считал, что Аллах может сидеть на спинке комара. Ты так же считаешь?
Где он об этом говорил?! Дай ссылку!
Книгу "китабу товхид" ибн Хузейма Имам Рази назвал китабу Ширк
Кем был Фахр ар-Рази известно всем - философов, мунхариф и му'аттыля, который искажал всеми мыслимыми и немыслимыми способами качества Аллаха. Он имам - у аш'аритов, но не у ахлю-Сунна.
А что касается имама Ибн Хузаймы, то о нем сообщили уляма ахлю-Сунна, кто он есть. Имам ад-Даракъутни говорил о нем:
“Он имам, достойный и точный в передачи!” Когда имама науки "джарх уа та’диль" Ибн Аби Хатима спросили о Ибн Хузайме, он ответил:
“Его следует спрашивать о нас, а не нас о нем. Это имам, за которым нужно следовать!”
Открой любую книгу о биографиях имамов и прочитай о нем, как например "ас-Сияр", и узнаешь о нем истину, а не ложь со слов аш'аритов.
А что касается Кади Абу Яла, то он известный муджасим. Если почитать его книгу Ибтал Таъвилят, то можно найти следующее: После того, как Аллах утвердился на Арше, он закинул ногу на ногу
Имам Абу Я’ля не сказал этого сам, он ведь не глупец, чтобы такое говорить об Аллахе без ссылки!
Я вернулся к его книге и нашел, что это он привел как хадис от пророка (мир ему и благословение Аллаха), который приводится со слов Къатады, что передал аль-Хялляь в своей книге «ас-Сунна». Однако этот хадис не достоверный.
Но если бы ты сказал, что Абу Я'ля привел недостоверный хадис, это одно, и подобное кстати часто делал и Ибн аль-Джаузи, которого ты возносишь чрезмерно. Но вот такая передача его слов, наводит на мысли что это он сам такое от себя заявил!
Да, несомненно, впав в крайность имам Абу Я’ля приводил в своей книге «Ибталь ат-тауиль» много слабых и ложных хадисов относительно качеств Аллаха, и в тот же момент, делая ему опровержения Ибн аль-Джаузи впал совсем в противоположную крайность, начав отрицать чуть ли не все установленные Кораном и Сунной качества Аллаха! Необходимо же держаться середины в этой опасной теме. Необходимо признавать все качества, которые упоминаются в Коране и ДОСТОВЕРНОЙ Сунне, без отрицания, уподобления и искажения смысла.
И вообще, хватить поносить одних ученых, и возвышать тех, кто соответствует твоему мазхабу.
Всем известно, что они (Ибн Акъиль и Ибн аль-Джаузи) были алимами, которые выявили ташбих и таджсим у ханабалитов, таких как Кади Абу Яг1ла.
Непогрешимыми алимами они были только для таких как ты ашаритов, так же как и ар-Рази, но не для ахлю-Сунна!
И не возноси чрезмерно Ибн аль-Джаузи, его еще не так порицали имамы. Да Ибн аль-Джаузи известный имам и имеет множество достоинств, однако вместе с тем, у него множество ошибок, и он был очень слаб в тахкыке, что приводил даже ложные хадисы, не говоря ничего об их достоверности, как например в его книге «Сайд аль-хатыр» и других книгах. А в то же время мог внести в «аль-Муаду’ат» совершено достоверные хадисы, как например он внес в него хадис с сборника имама Муслима. По этой причине хафиз Ибн Хаджар, которого ты считаешь аш'аритом, о нем сказал:
"Ибн аль-Джаузи – это хатыбу-ллейль!" См. "Лисануль-мизан" 2/83.
Хатыбу лейль - это ночной дровосек, который вместе с дровами может набрать всякий мусор, а может даже и змею, которая его ужалит, как говорил имам аш-Шафи'и. Так называли имамы тех, кто говорил и передавал все подряд без разбора.
Имам аз-Захаби также сказал о нем:
"У него множество ошибок из-за того, что не перепроверял все, а также потому что брал знание с книг!" См. "ас-Сияр" 21/378.
Хафиз Ибн Раджаб, который сам был ханбалит говорил о нем:
“Ибн аль-Джаузи, да смилуется над ним Аллах, перенял много от своего шейха Ибн Акъиля, который был учеником му’тазилитов Ибн ат-Табана и Ибн аль-Уалида. И Ибн аль-Джаузи был известен иногда своими искажениями и отклонением от Сунны, а также искажением некоторых качеств Всевышнего Аллаха!” См. “Зайль табакъат аль-ханабиля” 1/144.
Но самое удивительное в этом то, что Ибн аль-Джаузи по совершенно одним и тем же вопросам акъиды мог делать самому себе такое жесткое опровержение, что можно было подумать, что это два разных человека.
Так что не нужно тут порочить одних имамов, и возносить других.
'Ата рассказывал:
"Однажды Ибн Аббас, прочитав аят: "Он (корабль Нуха) поплыл у Нас на Глазах" (аль-Къамар 54: 14),
указал на свои два глаза!" аль-Лялькаи в "Шарх усуль аль-и'тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама'а" 3/411. Иснад этого сообщения минимум хороший. Все его передатчики достойные доверия. См. "Тарих аль-Багъдад" 11/227, 265, "аль-Иршад" 3/906.
Это надо трактовать так же как хадис выше: наличие у Аллах зрения. Для того, что бы описывать Аллаха каким-либо сифатом нужен насс, а не къаля\къиля.
Т.е. по твоему тафсир сподвижника - это къиля уа къаля?! Хафиз Ибн Хаджар, которого ты считаешь аш’аритом сказал:
“Истина состоит в том, что вещь, которую толкует сподвижник, если это не следствие иджтихада и не понимание в арабском языке, имеет положение марфу’ (т.е. то, что передано от пророка)”.
См. “ан-Нукт” 2/531.
В книгах имама Ашаари есть тахриф, это раз. Во-вторых, мы следуем тому, что в Коране и сунне в отношении имен Аллаха, а не в том, что в книгах Ашаари, ибн Хузейма или кого-то еще.
Я не собираюсь пропагандировать убеждения ашааритов. Моя цель доказать следующее утверждение саляфов: "Аллаха можно описывать только тем, чем Аллах сам Себя описал".
Тогда ответь на один вопрос: Почему если ты не следуешь ни аль-Аш'ари, основателю вашего пагубного мазхаба, от которого по некоторым сообщениям он впоследствии отказался, ни за кем-либо еще, а лишь за Кораном и Сунной, ты называешь себя аш'аритом и более того, радуешься этому и воздаешь за это хвалу Аллаху?
Это что некий узаконенные термин в шариате? Его использовал кто-то из сахабов и таби'инов? Или ты же причислил себя к основателю своей школы Абуль-Хасану аль-Аш'ари? А что до аль-А'шари вся исламская умма была в заблуждении?
Теперь, что касается разбираемого вопроса, еще раз ин ша-Аллах раз!
Всевышний Аллах в Коране говорит о пророке Мусе (мир ему):
«Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на Глазах!» (Та ха 20: 39).
Кстати, в этом аяте слово "глаза" упоминаются в единственном числе, в нем слово: "айн". Почему то ты не сделал акцент на это.
Также Всевышний Аллах говорит Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха):
«Терпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах» (ат-Тур 52: 48).
Аллах также говорит о корабле пророка Нуха (мир ему):
«Он поплыл у Нас на Глазах» (аль-Къамар 54: 14),
В этих же аятах слово "глаза" упоминаются во множественном числе "а'юн".
Кстати, среди самих аш'аритов есть многие, кто не признают такого качества Аллаха как "глаз", как например имам аль-Джууайни.
В понимании текстов Корана и Сунны необходимо смотреть все тексты в совокупности, обращаясь к тому, как их понимали саляфы нашей уммы, а иначе можно впасть в глубокое заблуждение, ибо сколько людей - столько и понимания и мнений.
Тут уже поднимали вопрос к аш'ариту относительно количества "Рук" Аллаха. Я не знаю он вообще признает такое качество Всевышнего или нет, поскольку многие из них истолковывают слово "рука", как "власть" и т.п. Так вот, Аллах в Коране говорит:
«Воистину, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху. Рука Аллаха – над их руками!» (аль-Фатх 48: 10).
В этом аяте слово "рука" упоминается во единственном числе "йед".
Также Всевышний Аллах говорит:
«Неужели они не видят того, что совершили Наши руки?!» (Ясин 36: 71).
В этом аяте слово "руки" упоминается во множественном числе "айдина".
Также Аллах говорит:
«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?» (Сад 38: 75).
В этом аяте слово "руки" упоминается во двойственном числе "ядейн".
Так сколько же рук у Всевышнего Аллаха?! У Всевышнего Аллах две руки, не подобные рукам Его творений и подобающие Его величию! Единственное число и множественное конкретизируется Аллахом в словах:
«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»
Часто двойственное число приходит и во множественном числе. О подобном примере упоминал уже брат "Контрольный выстрел", однако из-за недостатка знания аш'арит это не понял. Приведу еще раз для братьев и сестер. Всевышний Аллах, порицая жен пророка (мир ему и благословение Аллаха) за некий проступок, говорит:
«Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (ат-Тахрим 66: 4).
В этом аяте Аллах упоминает слово "сердце" во множественном числе "къулюб", а не двойственном.
Или вот другой пример. Например, когда проклятые иудеи сказали об Аллахе:
«Рука Аллаха скована», приписывая жадность Создателю, Аллах ответил:
«Это их руки скованы, и они прокляты за то, что они сказали. Напротив, обе Его Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» (аль-Маида 5: 64).
В этом аяте сообщается, что иудеи упомянули слово "рука" в единственном числе, однако Всевышний Аллах ответил и сообщил, что Обе Его руки распростерты. Неужели кто-то может себе представить, что если у Аллаха есть еще руки, помимо двух, они не щедрые?!
Также и пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисах конкретизировал о том, что у Всевышнего Аллаха две руки и обе они правые.
Теперь вернемся к примеру о глазах Всемогущего Творца. Аллах сообщил о том, что у Него есть глаза, один раз упоминая об этом в единственном числе, а другой раз во множественном числе. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) конкретизировал и указал на то, что у Аллаха именно два глаза. Укъбы ибн Амир рассказывал:
"Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стоя на минбаре говорил: «Поистине, Господь наш зрячий!», и указал на два своих глаза!" аль-Байхакъи. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См."Фатхуль-Бари" 13/373.
Однако аш'арит считает, что смысл поступка пророка (мир ему и благословение Аллаха) в том, что он разъясняет, что у Аллаха есть зрение. Но если бы это было так, как желает аш'арит, то не было бы смысла указывать именно на два глаза.
Удивительно, но именно так же поступил и Ибн Аббас, который, прочитав аят:
«Он (корабль Нуха) поплыл у Нас на Глазах» (аль-Къамар 54: 14),
указал на свои два глаза!" аль-Лялькаи в "Шарх усуль аль-и'тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама'а" 3/411.
Это сообщение Ибн Аббаса аш'арит истолковал также, как и хадис. Я мог бы хоть на мгновение призадуматься над его пониманием, если бы он имел кого-либо из саляфов в понимании этих сообщений. Однако я отдаю предпочтение и обязан это делать, пониманию признанных имамов ахлю-Сунна. Например, сам имам аль-Лялькаи привел это высказывание Ибн Аббаса под главой, которую назвал так:
"Указание с Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Его посланника на то, что из числа качеств Всевышнего Аллаха – это лик, две руки и два глаза!" См. "Шарх усуль аль-и'тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама'а" 3/411.
Представьте себе, что я должен сказать Аллаху в Судный день, если приму мнение этого аш'арита?! Что я скажу: "О Аллах, я оставил понимание признанных имамов и последовал в понимании Твоей Книги и Твоих Слов некому аш'ариту с одного форума, чье даже имя я не знаю и чье образование и понимание религии мне неизвестно" ?!
Да убережет от этого Всевышний Аллах каждого искреннего мусульманина!
Имам Ибн аль-Къайим, упомянув слова Абуль-Хасана аль-Аш’ари:
«У Аллаха два глаза, о которых мы не говорим: "Какие?"», сказал:
“Аль-Аш’ари, и люди до него, и после него, и в его время не понимали из слова «аль-а’юн» множество глаз (а’ян) на лице! И также не понимали со слов «руки» множество рук на одной стороне!” См. “ас-Сауа’икъ” 1/262.
Теперь рассмотрим самый ясный довод в этом вопросе, а это хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говоря об одноглазии Даджаля, сказал:
«Поистине, Господь ваш не одноглазый!» аль-Бухари 7408.
А в другом хадисе Ибн Умар рассказывал:
"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не одноглазый!», и указал своей рукой на глаз".
аль-Бухари 7407.
В этом хадисе ясный довод для каждого, кто не покрылся каменным сердцем от мазхаба искажающих и отрицающих аш'аритов. Слово "аль-А’уар" в арабском языке означает: потеря одного из двух глаз. В словаре «аль-Къамус» (2/97) сказано:
"аль-'Ур – потеря красоты одного из двух глаз".
Имам ад-Дарими сказал:
"аль-А'уар – это противоположность зрению двух глаз!" См. "ар-Радд аля аль-джахмия" 43.
В понимании текстов Корана и Сунны мы обязаны обращаться к арабскому языку и смотреть на то, что означает то или иное слово в нем. Ведь это тот язык, на котором Всевышний Аллах обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха), ниспослал Свой шариат и описывал Себя.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отрицая то, что Всевышний Аллах является одноглазым, утверждает то, что у Него два зрячих, совершенных глаза. Таково было понимание этого хадиса саляфами, как ад-Дарими, Ибн Хузайма и др.
Но тут появляется аш'арит с некоторыми высказываниями саляфов, которые по его мнению говорят, что у Аллаха один глаз, и приводит слова Ибн Аббаса, Къатады, ат-Табари.
Возникает вопрос к аш'ариту: Значит исходя из этих сообщений, ты считаешь, что у Аллаха один глаз?! Так?
Если ты скажешь: "Да", то ты тем самым опровергаешь пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал, что Аллах не одноглазый!
Что ответишь?!
На самом деле слова этих саляфов не указывают на какое-либо конкретное число глаз, а указывают на утверждение ими того, что у Всевышнего Аллаха есть глаза. И никто из них не говорит: "У Аллаха один глаз!" или "У Аллаха не два, а больше глаз!"
О том, что у Аллаха именно два глаза становится ясно из других текстов. Ведь слова: "Я слышу тебя своим ухом и вижу тебя своим глазом", не указывают на наличие всего лишь одного глаз и одного уха.
Например, имам ат-Табари в тафсире к суре аль-Фатх к 10 аяту:
"Рука Аллаха – над их руками" ни слова не говорит о количестве рук Всевышнего Аллаха, упоминая об этом слове. Также он и упомянув аят:
«Неужели они не видят того, что совершили Наши руки?!» (Ясин 36: 71), не говорит и слова о количестве рук. Так какой мы должны с этого сделать вывод?!
Я тебя попросил указать на высказывания саляфов, которые сказали о том, каково количество глаз Всевышнего Аллаха. А ты так ничего и не привел, кроме своего личного понимания некоторых высказываний, более того, впал в опасную ситуацию хуже чем в которой был, противопоставив слова этих имамов хадису, что Всевышний Аллах не одноглазый!
Или же приведи хотя бы имена тех имамов ИЗ АХЛЮ-СУННА, которые опровергли то, что у Аллаха Всевышнего два глаза и сказали, что это хашауия-машауия, мушаббиха и т.д.!
А пока оставь в покое мусульман саляфитов, которые следуют не своим страстям, а Корану и Сунне, и не как им хочется или можется их понимать, а в понимании саляфов и признанных имамов этой уммы. Всевышний Аллах сказал:
«Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43). И вот спросив у них и узнав их понимание этого вопроса, мы и принимаем это.
А что касается иджма'а относительно этого вопроса, то он передается от Абуль-Хасана аль-Аш'ари, Абу Бакр аль-Бакъиляни, шейхуль-Ислама Ибн Таймии. Кстати, двое первых - это ваши признанные имамы. Также об этом иджма'е сообщили шейх Ибн Усаймин в "Шарх аль-Уаситыя" 1/314, Абдуллах аль-Гъунайман в "Шарх Китаб ат-таухид мин Сахих аль-Бухари" 1/276, Абдур-Рахман аль-Баррак, и другие уляма.
И неизвестно, ни из числа саляфов, ни тех кто был после, чтобы в этом вопросе было среди ахлю-Сунна даже разногласие.
Подумайте о мусульмане! Если мы оставим слова саляфов и имамов, как ад-Дарими, Ибн Хузайма, Абуль-Хасан аль-А'шари, аль-Лялькаи, Ибн Батта, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, а также таких современных ученых, как Ибн Баз, Ибн Усаймин, аль-Альбани и всех остальных, то за кем нам следовать в понимании религии?! За неизвестным аш'аритом на одном из многочисленных форумах?!
Бред же!
«Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?!» (2: 61).
Кстати, для тех кто не знает, что признанный имам аш'аритов - Абу Хасан аль-Аш'ари был ярым му'тазилитом, а затем отказался от своих му'тазилитских убеждений и вернулся во многом к пути ахлю-Сунна уаль-джамаа в вопросах акъиды, хочу привести по этому поводу слова имамов. Однако его последователи, именующие себя аш’аритами не приняли его труды, как «аль-Ибана ‘ан усули-ддияна» и «аль-Люма'», в которых содержится акъида ахлю-Сунна, заявив, что эти работы ему приписали приверженцы Сунны. Вот слова имамов различных мазхабов об этом:
Хафиз Ибн ‘Асакир в книге “Табьйин аль-казиб аль-муфтара” писал, что Ибн ‘Азара рассказывал:
“Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом и сорок лет придерживался воззрений му‘тазилитского толка. Он был большим ученым этого толка, а затем удалился от людей на пятнадцать дней. После этого он вышел к людям и отправился в соборную мечеть Басры. После пятничного намаза он поднялся на кафедру и сказал: “О люди! Меня не было с вами некоторое время, потому что я размышлял над шариатскими текстами. Доводы казались мне одинаково убедительными. Мне не удавалось отдать предпочтение истине перед ложью и лжи перед истиной. Тогда я обратился к Всевышнему и Всеблагому Аллаху и попросил Его наставить меня на прямой путь. Аллах наставил меня на путь, который я изложил в этих книгах. Я отказываюсь от своих предыдущих воззрений, как отказываюсь от этой накидки”. Он снял с себя накидку и бросил ее, а затем передал книги людям”.
Это подтверждали многие имамы:
Хафиз Ибн Касир говорил:
“Аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но затем публично раскаялся в этом на кафедре в Басре и начал разоблачать порочные убеждения му‘тазилитов”.
См. “аль-Бидая уа-ннихая” 11/186.
Имам аз-Захаби в своей книге “аль-‘Улую лиль-‘Али аль-Гъаффар” говорил:
"Вначале Абуль-Хасан был му‘тазилитом и обучался у Абу ‘Али аль-Джуббаи. Затем он расстался с ним, опроверг его воззрения и стал разделять воззрения ахлю-Сунна и знатоков хадисов. И было бы замечательно, если бы все ученые, которые придерживаются религиозно-философских воззрений, последовали путем Абу аль-Хасана. Однако вместо этого они вдаются в пространные размышления, уподобляясь древним философам, и следуют своей логике!"
Бурхануддин ибн Фархун сказал:
"Поначалу Абуль-Хасан аль-Аш‘ари был му‘тазилитом, но впоследствии он стал придерживаться воззрений истинных приверженцев Сунны. Это вызвало много удивления, и когда его спрашивали об этом, он рассказывал, что в месяце Рамадан он увидел во сне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который повелел ему вернуться к истине и отстаивать ее. Все так и произошло, и хвала за это надлежит только Всевышнему Аллаху".
См. “ад-Дибадж аль-Музаххаб” 193.
Ибн Касир рассказывал, что воззрения Абу аль-Хасана аль-Аш‘ари формировались в течение трех этапов. На первом этапе он исповедовал воззрения му‘тазилитского толка, от которых впоследствии отказался, и в этом нет никаких сомнений. На втором этапе он уверовал в семь божественных качеств, которые ему удавалось объяснить здравым смыслом: “аль-хайат” (жизнь), “аль-‘ильм” (знание), “аль-кудра” (власть, могущество), “аль-ирада” (желание), “ас-сам'” (слух), “аль-басар” (зрение), “аль-калям” (речь). В то же время он продолжал истолковывать такие качества Аллаха, как “аль-уаджх” (лик), “аль-йадан” (две руки), “аль-къадам” (стопа) и “ас-сакъ” (голень). На третьем этапе он уверовал во все божественные качества, не придавая им форму и не отождествляя их с качествами творений.Тем самым он последовал по стопам своих праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах. Именно эти воззрения отражены в книге “аль-Ибана” (“Разъяснение основ вероисповедания”), которую он написал в последние годы своей жизни.
Кстати о том, что книга "аль-Иабана ‘ан усули-ддияна" принадлежала самому аль-Аш'ари говорил и хафиз аль-Байхакъи, которого с гордостью тут отнес аш'арит к их мазхабу. Так вот, аль-Байхакъи писал:
"Имам аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним Аллах, говорил, что Коран, который мы произносим своим языком, слышим своими ушами и записываем в свитках, именуется речью Великого и Могучего Аллаха, который обратился с этой речью к Своим рабам и отправил к ним своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха). То же самое говорил ‘Али ибн Исма‘иль (Абуль-Хасан аль-Аш'ари) в книге “аль-Ибана”».
См. “аль-И‘тикъад уаль-хидайа иля Сабиль ар-Рашад” 31.
Трудно себе представить, что все эти имамы были лжецами, желавшими выставить аль-Аш'ари Суннитом, тогда как он оставался му'тазилитом!
Искренний совет тебе аш'арит, покайся и изучи книгу Абуль-Хасана аль-Аш'ари "аль-Иабана ‘ан усули-ддияна", я надеюсь на Аллаха, что она станет причиной твоего излечения!
Небольшое напоминание
Попытка истолковать имена и атрибуты Всевышнего Аллаха, а также отрицание того, на что очевидно и ясно указывают аяты и хадисы, как например рука, ступня, голень, речь, слух, глаза, вознесение на Трон, привели к возникновению множества сект в Исламе. Одни уподобили эти атрибуты Всевышнего Аллаха атрибутам Его творений, а другие, пытаясь, по их мнению, очистить Аллаха от уподобления Его творениям, стали полностью отрицать эти качества.
Джахмиты называли ахлю-Сунна «уподобляющими» (мушаббиха) из-за того, что они не отрицали качества Аллаха. В то же время сами джахмиты, полагая, что, отрицая качества Всевышнего Аллаха, они Его возвеличивают, стали поклоняться «пустоте». По этой причине имам Ибн аль-Мубарак сказал:
“Каждый народ знает, чему он поклоняется, кроме джахмитов”. аль-Бухари в “Халькъу аф’алиль-‘ибад” 72.
Суфьян ибн ‘Уяйна сказал:
“Толкование того, чем описал себя Аллах в Коране, заключается в том, чтобы читать это и не говорить: «как?»” ад-Даракъутни в “ас-Сыфат” 61.
Имам Абу ‘Убайд сказал о хадисах, в которых сказано о таких качествах Всевышнего, как рука, пальцы, голень, ступня, смех, удивление и т.д.:
“Мы не застали ни одного имама, который бы толковал эти хадисы, и мы тоже их не толкуем!” аль-Байхакъи в книге “аль-Асма уа-ссыфат” 760.
Необходимо верить во все имена и атрибуты Аллаха, которыми Он охарактеризовал Себя Сам в Коране, либо в Сунне через Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха), без всякого уподобления их качествам творений (ташбих), без образного представления (такйиф), без обессмысливания (та’тыль), и без изменения их смысла (тахриф). Это и есть путь ахлю-Сунна уаль-джама’а в данном вопросе.
В заключение, я воздаю Хвалу Великому Аллаху - Господу миров!