Салам алейкум брат.
С твоего разрешения хотел бы прокомментировать некоторые моменты, но ни в коем случае пусть никто не воспринимает это, как опровержение. Это просто дополнение, маленькие замечания, некоторые пояснения и полезные ссылки, но никак не обвинения или опровержение, баракаЛлаху фикум.
Sasha_muslim писал(а): ↑18 июн 2021, 00:32
1. Конечно это не довод, с этим никто не спорит! Дело в том, что этот вопрос поднимался в лекциях у наших уважаемых требующих знаниях , но у всех них упоминалось только одно мнение учёных и я лично ни в одной лекциях не слышал, что оказывается есть разногласия в этом вопросе, как будто в этом вопросе вообще иджма, что это харам, бида и делают это только ихваны и т.п.
И кстати скажу, что наверно лучше будет, когда идёт разбор каких-то тем, особенно в которых учёные разногласят, в конце темы упоминать, что и есть другое мнения, и что учёные разногласят в этом вопросе и т. п. дабы воспитывать людей как правильно вести себя в разногласиях.
То, что ты не слышал именно от них других слов, не говорит ведь о том, что иного нет и его скрывают. Может быть они банально его не знают, а может ты не всё их лекции прослушал. К примеру здесь на форуме это точно не скрывают, хотя и не рекламируют. И если бы ты не ограничивался лишь лекциями некоторых наших братьев, но также и просматривал этот форум, то заметил бы, что на протяжении 13 лет эти вопросы упоминались тут не раз. Да даже вместо того, чтобы открывать новую тему с этим вопросом, если бы ты просто набрал бы в поиске любое слово по теме (спектакли, фильмы, мультики), то увидел бы упоминание и о другом мнении и о словах шейха Ибн Усаймина. А заодно избавил бы модераторов от необходимости переноса твоего сообщения в соответствующую тему.
Во-вторых, нет брат в Исламе такого, чтобы отвечающий был обязан упоминать все существующие мнения. Каждый муфтий, или учёный, или призывающий говорит то, в чём убеждён и что считает правильным. Конечно, если он заявит о наличии единогласного мнения там, где его нет, то это другой вопрос. Но если кто-то сам, услышав одно, делает вывод, что нет другого мнения, то это уже его проблема. Но обвинять кого-то в том, что он довёл до тебя лишь одни слова учёных, а не все существующие, как минимум неправильно. Конечно, если есть польза и нужда, можно упоминать о том, что есть в том или ином вопросе и другое мнение. Но не так, чтобы делать из этого правило, что отвечая или затрагивая какой-то вопрос, является необходимым упоминать, что в нём есть разногласие. Более того, иногда как раз напротив, не следует упоминать о том, что тот или иной вопрос является спорным.
Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади сказал:
“Может быть так, что во время выдачи фатуа муфтий будет вынужден сказать: «В этом иджма’ мусульман», или сказать: «Я не знаю в этом разногласий», или сказать: «Кто воспротивится этому ответу, тот отверг уаджиб и сошёл с правильного пути», или сказать: «Такой человек совершит грех, а поэтому обязательно для правителя обязывать этим нашим ответом», или «этим фатуа», и тому подобные высказывания в зависимости от вопроса и того, что влечёт пользу и исходит из ситуации. Если муфтий видит пользу при выдаче фатуа в том, чтобы прибегнуть к истолковыванию, когда к нему обращается простолюдин, то он может сделать это, даже если сам не считает так. Он делает это для того, чтобы удержать спрашивающего. Ведь известно, что когда один человек спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Есть ли для убийцы покаяние?» Он ответил: «Нет ему покаяния». Когда же у него спросил другой то же самое, он ответил: «Да, есть ему покаяние», после этого он сказал: «Что касается первого, то я заметил в его глазах желание совершить убийство и запретил тем самым это ему. А что касается второго, то он явился, уже совершив убийство, и я не желал толкать его к отчаянию (получить прощение Аллаха)»”.
См. “аль-Факых уаль-мутафаккых” 2/407.
Sasha_muslim писал(а): ↑18 июн 2021, 00:32
Кстати, на эту тему есть хорошие короткие ролики
Что нужно говорить при разногласиях:
Как себя вести при разногласиях:
Ты привёл один и тот же ролик, который нашей темы напрямую не касается. Здесь упоминаются обобщённые слова и правила, с которыми никто не будет спорить, и даже христиане согласятся. Однако разногласия начинаются тогда, когда такие обобщённые слова и правила каждый начинает примерять к своей конкретной ситуации и своему видению того или иного вопроса. Ведь именно при тафсыле начинают вырисовываться разногласия и отсутствие понимания людьми общих текстов и их применения к частным случаям.
Далеко ходить не надо, вот яркий пример подтверждения этому, ведь говоря о дозволенности сценок, ты даёшь ссылку на документальный фильм. То есть, ты сам толком не разобрался о чём речь, а значит, точно так же могут это не понять и другие, или же каждый поймёт в меру своих знаний, а точнее их отсутствия.
Sasha_muslim писал(а): ↑18 июн 2021, 00:32
Согласен, НО вопрос театральных сценок, что они запрещены однозначно без упоминания разногласий подняли наши дорогие требующие знания и дальше доносили простым людям, и так что с этого пошло, и закончилось тем, что обычные братья начали называть ихванами и обвинять в бида каждого имама кто делал сценки.. делая это без знания, не учитывая вопроса польза и вреда так делать…разве это не губительные последствия фетв?!
Это видео в первую очередь напоминание нашим уважаемым шейхам, талибуль ильм, студентам, и тем, кто их слушает, чтобы бы они не были жестки и суровы, а относились мягко и с мудростью к тем, кому они противоречат во второстепенных вопросах!
Вспомним прекрасное отношение между собой Шейха Ибн База и шейха Альбани да помилует их Аллах, хотя у них большие разногласия, как в вопросе где держать руки после выпрямления из поясного поклона (руку) Шейх Альбани считал это БИДА, а шейх Ибн Баз считал это СУННОЙ!
И в этом нам прекрасный пример альхамдуЛИЛяхи.
Имамы ставят сценки? Никогда не слышал такого, чтобы кто-то из саляфитов, занимающих должность имамов, специализировался на постановке театральных сценок.
А так не сложно догадаться, кому именно адресовано это видео, но с таким названием это не похоже на напоминание, а больше звучит как обвинение. А если исходить из того, что скрывать для пользы можно даже пророческие хадисы, о чём упоминалось ранее, то вы только всё испортили этим названием. Вы выставили себя неправыми и лишь убедили тех, для кого предназначали этот ролик, в их правоте.
И потом, если кому-то говорят, чтобы они не уподоблялись ихванам, или чтобы не следовали за ними, или то, что это делают только ихваны и тому подобное, то это не обвинение в ихванизме и не обвинение в бид‘а. Надо понимать, что есть обвинение как хукм, и что есть предостережение от деяний кого-то из заблудших.
Ещё раз, брат, человек не обязан приводить разногласия, более того, их лучше даже не упоминать, когда ты считаешь другое мнение однозначно ошибочным. К примеру, будешь ли ты, запрещая музыку, песни и пляски, упоминать о наличии другого мнения и говорить, что есть и другое мнение среди некоторых поздних представителей четырёх мазхабов? Мол, пусть каждый следует тому, что для него видится более правильным и пусть никто никого не порицает и категорично не запрещает, так что ли?
Если же в ПРИЕМЛЕМЫХ разногласиях есть уход в крайности в виде обвинений, то надо именно с этими обвинениями и крайностями бороться, а не искать в каждом вопросе другое мнение, и пытаться ослабить первое наличием разногласия. Ведь в противном случае мы и такфиристов порицать не сможем, ведь они в каждом из вопросов, за который делают такфир без применения условий, опираются на слова того или иного учёного, будь это вопросы оправдания по незнанию или суда не по закону Аллаха и т.п.
Да будет тебе известно, что единогласных мнений и одного процента нет по всем вопросам религии и в частности фикха, и если каждому джахилю дать на выбор несколько мнений, то он будет выбирать то, что его устраивает, точнее то, что устраивает его страсти. То есть, джихили полагают, что наличие нескольких мнений даёт им право выбирать то, что им больше подходит.
Как же прекрасны слова Ма’мара ибн Рашида, сказавшего:
“Если человек последует высказыванию мединцев в отношении дозволенности слушания песен и совершении полового акта с женщиной через анальный проход, а также последует словам мекканцев относительно дозволенности временного брака, а куфийцам в отношении дозволенности набиза, то он станет наихудшим из рабов Аллаха!” См. “Тальхис аль-хабир” 3/187.
И честно говоря, не совсем понятно, если вы сами не собираетесь снимать художественные фильмы и ставить спектакли, зачем вам вообще поднимать этот вопрос, подвергая себя нападкам? Если же вы собрались плотно этим заниматься и считаете себя правыми в вопросе, где есть разногласие, то какую пользу и вред вы учли, продвигая это мнение?!
Ну вот смотри брат, тебя к рядовым мусульманам наверное нельзя отнести, раз ты переводишь и выставляешь слова учёных, но ты дал всего две ссылки, одна из которых вообще не по теме, то есть это документальный фильм, тогда как в обсуждении речь идёт именно о спектаклях и художественных фильмах. А по поводу обучающих документальных фильмов, как обучение обрядам Хаджа и т.п. даже шейх аль-Альбани высказывался одобрительно в последние годы, несмотря на то, что категорично запрещал любое изображение и в частности видео.
А вторая твоя ссылка на мультик. Но давай немного разберём мультик, который ты назвал хорошим:
– начинается он с музыки
– пугание детей шайтанами, открытым окном, колыхающимися занавесками…
– закладывание программы в ребёнка, что при появлении шайтанов, он должен не к Аллаху прибегать, а звать на помощь брата или маму.
– брат почему-то приходит с палкой и сестрёнка думает, что он будет её бить. За что? Может за то, что она его разбудила или позвала?
– проведение палкой по кровати пугает шайтанов и они убегают. Так значит надо их изгонять да?
– после ухода шайтанов, она закрывает окно, как будто одна из проблем была в открытом окне и привела к появлению шайтанов. Только вот в чём проблема в открытом окне?
– брат затем обучает религии пренебрежительным лицом и тоном, типа как же ты меня достала, как же ты мне надоела…
– говорит сестре, что если она желает заснуть, то первое, что она должна сказать, это «Бисми-Лляхи-Ррахмани-Ррахим», при этом он держит руки поднятыми. Хотя нет такой Сунны в числе азкаров перед сном, тем более с поднятыми руками.
– далее он говорит, что перед сном следует читать аят аль-Курси и три последние суры: аль-Ихляс, аль-Фаляк и ан-Нас, а потом делать ду’а на ладони и протирать лицо.
во-первых, чтение аята аль-Курси перед сном не связано с чтением трёх последних сур с последующим протиранием тела. Более того, добавление аята аль-Курси к этим трём сурам перед протиранием, является нововведением.
во-вторых, что значит: «делать ду’а на ладони»? Не каждый поймёт, особенно ребенок, что речь идёт о том, чтобы поплевать без выделения слюней на ладони.
в-третьих, он ей говорит, что следует протереть после этого лицо, тогда как в Сунне пришло протирание всего тела спереди, везде где достаёшь, и делать это трижды, а не так, как показано.
– дальше идёт побуждение к тому, на что вообще нет довода, а именно лежать, повернувшись лицом к Кибле и что это ОЧЕНЬ ВАЖНО и якобы это тоже из причин изгнания шайтанов. Хотя Сунной является засыпать именно на правом боку, куда бы при этом ни был повёрнут человек.
– затем следует ещё какой-то обряд перед сном в виде благодарности Аллаху с поднятыми руками и протиранием лица. Разве это имеет основу в Сунне?
Одним словом, всего в трёх минутах "хорошего" мультика я смог разглядеть кучу нововведений и несоответствий Сунне, не говоря уже о плохом адабе в обучении, отсутствие прибегания от шайтанов за защитой к Аллаху, отсутствие причинно-следственных связей и наличие всяких нелепостей. Теперь ты понимаешь кто должен писать сценарии и пьесы, чтобы в них не было подобных вещей? Большинство же людей не могут на вещь, названную "исламской" смотреть критически и перенимают всё, что видят с отключёнными фильтрами, потому что девочка в платке, мальчик в феске и говорят о религии.
Sasha_muslim писал(а): ↑18 июн 2021, 00:32
В конце скажу, что есть не малое количество вопросов где есть разногласие, как сценки так же и вопрос с детскими лагерями, так же с вопросом цифровых фотографий, так же с вопросами нашидов (где нет харама) в которых мы должны мягки друг к другу если учёные разногласят, но конечно нужно сказать, что само разногласие это не довод и не шариатское положение!
и не может быть оправданием человеку до кого дошёл довода из Корана и Сунны.
Как объединиться мусульманам? и правильно понимать, как вести себя при разногласиях? посмотрите эти видео ролики:
Брат, вопрос ведь не ограничится сценками, а сразу перерастёт в спектакли и полнометражные художественные фильмы. По большому счёту сценки детей в садике вообще никого не интересуют, дети постоянно играют в ролевые игры: дочки-матери, солдатики, войнушки и т.п. и я не знаю, чтобы кто-то это запрещал. Даже если бы вы были однозначно правы относительно всего перечисленного, то даже тогда есть такое понятие в фикхе как (سد الذرائع) то есть, закрытие путей ведущих к греху, когда сама по себе вещь не запретная, но наверняка может привести к запретному и тогда она тоже становится запретной. А если исходить из того, что многие ахкамы фикха, как халяль и харам, сыхха и бутлян, очень часто не строятся на убеждённости, а достаточно гъалябату-ззанн (غلبة الظن) то есть, когда больше склоняешься к чему-то, тогда наверняка прав запрещающий, так как запрещает эти вещи, исходя из их сегодняшней действительности, тогда как дозволяющий, дозволяет в отрыве от неё.
Если же вы считаете, что кто-то впадает в крайность, то не следует этой крайности противопоставлять другую. Ведь общеизвестно, что одна крайность всегда порождает другую.
А насчёт выставленных тобой роликов брата Абдуль-Хамида, то мне кажется чуть утрированным представлять это как открытие века. К чему такие заголовки, как НОВАЯ ЭРА, или заявления наподобие «Время распрей закончилось»? Я понимаю, вы сами заряжены и пытаетесь зарядить других, вдохновить, но если новая эра не начнётся, а распри не прекратятся (в чём я практически уверен), то придёт разочарование из-за изначально преувеличенных ожиданий. Плюс к этому, исходя из вашей же таблицы, вы не имеете права ни упрекать, ни порицать тех, кто пренебрегает этой таблицей, так как, насколько мне известно, она не является результатом единогласного мнения учёных.
И как говорит сам Абдуль-Хамид, вы все это и так знаете, просто он нарисовал, чтобы это обрело схематичность и было наглядно и понятно, пусть Аллах воздаст ему благом за это. Однако это не панацея, потому что гладко выглядит только в теории, на практике же попробуйте применить эту таблицу, например, к таким положениям, как современные нашиды, демонстрации, самоподрывы, участие в парламентских выборах, получение знаний у нововведенцев, дружбы с ними и ещё ко многому из того, что стало отличительной чертой тех или иных сект и течений, и вы будете удивлены, что в некоторых вопросах фикха и манхаджа, ваша таблица перестанет работать, а точнее сказать будет работать так, что представители современных течений и сект обрадуются превеликой радостью, что наконец-то их перестанут упрекать и порицать.
Я также уверен, что это не финальный вариант таблицы, а она ещё будет исправляться и модернизироваться.
Также, надеюсь, что вы не полагаете, что до вас никто эти вопросы не затрагивал и не обсуждал. Если кто-то только сейчас с этим столкнулся, потому что в его сторону пошли обвинения в области призыва людей, и для него этот вопрос стал актуальным, то о положении ПРИЕМЛЕМЫХ разногласий говорили во все времена не только учёные, но и многие призывающие саляфиты. И на нашем форуме это часто затрагиваемый вопрос с тех пор, как он существует. Вот лишь малая часть того, где такие вопросы разбирались и обсуждались:
- Методы лечения раскола и объединение на истине – шейха ас-Сухайми:
viewtopic.php?t=18564
- "Мягкость ахлю-Сунна друг к другу" - Шейх аль-‘Аббад:
viewtopic.php?f=79&t=6373
- О видах разногласий:
viewtopic.php?t=337
- О разногласии саляфов в вопросе оставления молитвы:
viewtopic.php?t=22313
- Можно ли делать ду'а после намаза?
viewtopic.php?f=99&t=1891
- По поводу Телевидения и телевизоров:
viewtopic.php?p=90309#p90309
- О разделении студентов:
viewtopic.php?f=79&t=13402
- О разногласиях по поводу фондов:
viewtopic.php?f=83&t=12529
- По поводу разногласий относиетльно видео и фото:
viewtopic.php?p=54925#p54925
И подобных тем на форуме за 13 лет было много.
Ваша таблица хорошо работает в фикхе, однако если применить её в области манхаджа, то выражение «Это противоречит манхаджу саляфов» можно будет забыть, так как многие положения в нём не имеют однозначного текста из Корана и Сунны, или иджма’. Они, как часто повторял мой шейх, вытекают из таких понятий, как (ما أقره السلف) то есть то, что утвердилось и установилось у саляфов, даже при наличии среди них иных мнений. Или такого понятия как (مسالك العلماء) то есть, подход учёных.
Важно понимать, что через фикх или усуль аль-фикх нельзя оценивать всю религию, и переносить все правила как есть в область ‘акыды или манхаджа.
Для пользы можете ознакомиться с веткой «Правильно ли подходить к вопросам ‘акыды через усуль аль-фикъх?»:
viewtopic.php?f=121&t=21205
Лучше всего о разногласиях известно учёным и они же высказываются о том, является ли то или иное разногласие приемлемым или не является таковым, поэтому давайте не изобретать велосипед и не стесняться обращаться к обладателям знания по насущным вопросам. Ведь если проанализировать, то больше всего шума и обвинений появляется именно вокруг тех слов призывающих братьев, которые произносились от себя по конкретным насущным вопросам, ссылаясь на общие тексты и правила. То есть, получалось что ошибся не в теории, а при самостоятельном применении. На попытки же других указать на ошибку, кто-то начинает прикрываться правильным теоретическим знанием, видимо не понимая, что теоретическое знание не может гарантировать отсутствие ошибок при его практическом применении! Ведь предмет ошибки может быть не в теории, а в ошибочной интерпретации области или времени её применения.
И здесь же можно сказать о том, что когда кто-то из призывающих так же от себя заявляет, что такое-то мнение учёного – это муташабих, шазз и т.п., а такое-то его мнение – это и есть мухкам. То по факту получается, что он называя муташабихом то мнение учёного, которое противоречит его собственному, следует своей страсти. И да убережёт нас Аллах от подобного.
Прекрасно сказал имам Малик:
“Относительно каждого раздела знания следует спрашивать специалистов в этой области”.
См. “Лятаиф аль-ишарат” 1/94.
Никто из людей не убережён от ошибок, а лучшими из ошибающихся являются исправляющиеся! Дай Аллах нам всем правильного понимания религии и следования ей!