Уа алейкум салям, брат.
sultan писал(а): ↑06 апр 2024, 14:30
Для полноты хотелось бы добавить, что запрет пришел именно на выщипывание, а не на подстригание, как это передаётся в асарах.
Для полноты хотелось бы также добавить, что запрет пришёл обобщённый, а не только на выщипывание )
sultan писал(а): ↑06 апр 2024, 14:30
Например у нас есть довод от имама Ахмада и даже от Хасана аль-Басри на то, что можно подстригать брови ножницами
Эти асары на самом деле не служат доводом на то, к чему склонился ты, потому что вполне может быть, что аль-Хасан и Ахмад удаляли волосы на бровях по шариатской причине - как длинные брови, которые мешают и попадают в глаза. В такой ситуации нет сомнений ин ша-Аллах в том, что дозволяется подстричь брови, будь то мужчинам или женщинам, о чём говорил шейх Ибн ‘Усаймин.
Однако если бы ты привёл следующую передачу от имама Ахмада, то она больше подходила бы к тому мнению, о котором ты говоришь:
Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Ибрахим сказал:
“Когда Абу ‘Абдуллаха (Ахмада) спросили про намису и мутанаммису, он ответил: «Это та, которая выщипывает волосы, а что касается бритья, то это другое». Его спросили: «А что ты скажешь на счёт бритья?» Он ответил: «Бритье – это не выщипывание, изменением (творения Аллаха) является выщипывание», и он разрешил бритьё”.
аль-Халляль в “аль-Укъуф уа-тарадджуль” (228).
Однако следует отметить, что исследователь книги «Ахкам ан-ниса», являющейся частью утерянного труда аль-Халляля под названием «аль-Джами’», а также исследователь и другой книги аль-Халляля «ас-Сунна» сказали про передавшего данные слова Ахмада – Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Ибрахима, что они не смогли найти его биографию.
См. “Тахкыкъ Ахмам ан-ниса” (стр. 36), “Тахридж ас-Сунна” (2/463).
Т.е. этот передатчик словно маджхуль.
Но в любом случае, это известное мнение у ханбалитов, которые разделяли между выщипыванием с одной стороны и бритьём с укорачиванием с другой стороны, запрещая первое и дозволяя второе.
Также некоторые ханбалиты дозволяли укорачивать брови и изменять их для мужа с дозволения мужа даже путём выщипывания, как об этом говорил Ибн аль-Джаузи. Однако во многих признанных трудах ханбалитов запрещается выщипывать брови в абсолютной форме, независимо для мужа или нет.
См. «аль-Фуру’» (1/158), «аль-Инсаф» (1/125), «Мунтаха аль-ирадат» (1/42).
Вернувшись к вопросу разделения между выщипыванием и бритьём:
Важно отметить, что многие ранние имамы не делали таких разделений. Ведь запрет в хадисах пришёл обобщённый, и суть этого запрета упоминается в самих хадисах, а это –
изменение творения Аллаха! А данное изменение произойдёт независимо от того, как будут удалены брови: будь это путём выщипывания, подстриганием ножницами, бритьём, мазью, сжиганием, и т.п. В любом случае итог будет один – брови были изменены!
И данное понимание опирается на мнение великого сподвижника – Ибн Мас’уда!
Къабиса ибн Джабир рассказывал:
“Вместе с нами на изучении Корана присутствовала женщина. Как-то я с пожилой женщиной из племени Бану Асад отправился к Ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах) домой. Когда он увидел, что её лоб блестит, то сказал: «Бреешь его?!» Она разгневалась и сказала: «Та, которая бреет свой лоб – это твоя жена!» На это Ибн Мас’уд сказал: «Зайди к ней и посмотри, если она так делает, то она мне не жена». Она ушла, а затем вернулась и сказала: «Нет, клянусь Аллахом, я не заметила, чтобы она так делала». Тогда Ибн Мас’уд сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклинал выщипывающих (брови), распиливающих (зубы) и делающих татуировки, которые изменяют творение Аллаха»”.
ат-Табарани в “аль-Кабир” (3/35), аш-Шаши в “аль-Муснад” (830). Иснад хороший. См. “Адаб аз-зифаф” (830).
Обрати внимание на то, как Ибн Мас’уд применил к понятию «намс» (выщипывание) и понятие «халькъ» (бритьё). А ведь он лучше любого имама знал пророческие хадисы и их значение, и лучше любого имама владел арабским языком!
Кстати, важно отметить, что некоторые исследователи считали, что упомянутые слова имама Ахмада касались именно волос женщины на её лице, а не бровей. И поэтому аль-Халляль назвал главу, в которой упомянул эти слова Ахмада следующим образом:
“Удаление женщиной волос на лице и бритьё этого, а также порицание выщипывания”.
См. “аль-Укъуф уа-тарадджуль” (стр. 156).
А что касается тех, кто дозволял изменять брови для мужа или с веления мужа, то эту оговорку легко отвергнуть тем, что передаётся в достоверных хадисах:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
“Одна женщина из числа ансаров выдала замуж свою дочь, однако по причине болезни она лишилась своих волос. Тогда она пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), рассказала ему о случившемся и спросила: “Поистине, её муж велит мне, чтобы я наложила ей волосы”. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет! Поистине, проклят тот, кто накладывает волосы!»” аль-Бухари (5014), Муслим (2123).
Если даже лысина жены, которую муж велел прикрыть искусственными волосами, не являлась дозволенной, тогда каким образом с веления мужа может быть дозволено иное, что наряду с наращиванием волос проклиналось в одном хадисе?! Ведь татуировки, искусственные волосы, выщипывание бровей и распиливание зубов упоминаются разом в достоверном хадисе у Абу Дауда, ан-Насаи и др. Так какой же фикъх и какое понимание вывело из всего этого именно дозволенность выщипывать брови, оставив остальные вещи на запрете?!
По этой причине имам Ибн Джарир ат-Табари запрещал женщине трогать брови ни для мужа, ни в общем, а также и не разделяя между бритьём и выщипыванием.
См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (17/198), “ат-Таудых” (28/173).
Также и учёные Постоянного Комитета говорили:
“Не дозволено сбривать брови и укорачивать их, поскольку это имеет отношения к намсу (выщипыванию), которое проклял Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Фатауа аль-Ляджна” (5/196).
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Понимаю, что эта тема немаленькая, но хотелось хотя бы вкратце её затронуть, чтобы мусульмане не спешили с постановлениями и выводами, не изучив тот или иной вопрос более глубоко и не узнав другие мнения. Особенно когда дело касается вещей, за которые уготованы проклятия Аллахом!
И особенно в этом назидание для мусульманок, которые начитавшись различной информации в просторах инета по данному вопросу стали подбривать и укорачивать брови, придавая им тонкую форму, а кто-то из них даже полностью их сбривает и делает вместо бровей рисунки, оправдываясь тем, что, видите ли есть разница между выщипываниме и бритьём, тем более делают они это оказывается для мужей.
Имам Ибн аль-Къайим передал слова Ибн ас-Саляха, сказавшего:
“Не каждым разногласием можно довольствоваться и опираться на него. И тот, кто следует за тем, в чём разногласили учёные, беря из их слов послабления, тот становится еретиком, или же близок к тому, чтобы стать им”.
См. “Игъасату-лляхфан” (1/228).