Дозволяли ли сподвижники и саляфы давать аль-Фитр деньгами?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Дозволяли ли сподвижники и саляфы давать аль-Фитр деньгами?

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Достоверно ли то, что передаётся от некоторых сподвижников и имамов касательно дозволенности выплаты закята аль-Фитр деньгами?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно, что вопрос выплаты закята аль-Фитр деньгами, является спорным среди учёных с давних пор. И не заслуживают упрёка те из мусульман, кто последовал в этом вопросе за мазхабом имама Абу Ханифы и некоторых учёных Сунны, которые посчитали это дозволенным.
Однако является бесстыдством поступки некоторых людей, которые пытаются выдать это мнение за однозначно правильное, используя для этого ложь и подтасовки, приписывая дозволение выплаты аль-Фитра многим саляфам и даже сподвижникам!

О том, что было приписано ‘Умару ибн аль-Хаттабу, Ибн Мас’уду, Му’азу, Ибн ‘Умару и Ибн ‘Аббасу
В соцсетях распространяется рассылка, в которой говорится о том, что ханафитский имам – Бадруддин аль-‘Айни, перечисляя сподвижников, которые разрешали выплату закята аль-Фитр деньгами, упомянул среди них ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Ибн ‘Умара, Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса и Му’аза. См. «‘Умдатуль-Къари» (8/9).
На самом деле это чистой воды подтасовка и искажение мнений упомянутых сподвижников!
В действительности речь шла о том, что от упомянутых сподвижников передаётся мнение именно о дозволенности заменить тот или иной вид товара или имущества, облагаемого закятом, его стоимостью.
Данные слова аль-‘Айни упоминаются в главе, которую имам аль-Бухари назвал в своём сборнике «ас-Сахих» следующим образом: «Глава о взимании закята стоимостью (а не самим товаром)».
В данном случае речь идёт именно о закяте с имущества (аль-маль), а не закяте аль-Фитр.
Т.е., если какой-то человек обладает скотом или посевами, облагающимися закятом, или же вещами, которые он использует для торговли, или же золотом и серебром, то он может заменить выплату этих вещей деньгами, не выплачивая закят непосредственно самим скотом, посевом, золотом, и т.д.
Вот о чём идёт речь в этих словах!
Говорит Бадруддин аль-‘Айни, комментируя эту главу: “Знай, что основа в этой главе состоит в том, что заплатить стоимость в закяте для нас (ханафитов) является дозволенным. Также это дозволено в искупительных положениях, в садакъе аль-Фитр, десятине и земельном налоге, а также обетах. И это является мнением ‘Умара, его сына ‘Абдуллаха (Ибн ‘Умара), Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Му’аза и Тауса. Сказал ас-Саури: «Дозволяется выплачивать стоимость в закяте, если она соответствует цене товара», и это является мазхабом аль-Бухари, а также это одно из мнений Ахмада. Если же вместо выплаты золотом и серебром будет выплачена стоимость, то Ашхаб сказал: «Это дозволено». Сказал ат-Тартуши: «Это мнение является очевидным, что дозволяется выплачивать стоимость в закяте». И он сказал: «Единогласны наши сторонники (маликиты), что если человек выплатил закят с золота серебром, то это достаточно»”. См. «‘Умдатуль-Къари» (9/11).
В данных словах аль-‘Айни передаёт от упомянутых им сподвижников и учёных мнение о том, что они дозволяли заменить закят с товара его стоимостью, а не то, что они дозволяли стоимость даже в выплате закята аль-Фитр! Однако аль-‘Айни упомянул дозволенность этого от имамов своего мазхаба.
Т.е. его слова: «И это является мнением ‘Умара, его сына ‘Абдуллаха (Ибн ‘Умара), Ибн Мас’уда, Ибн ‘Аббаса, Му’аза и Тауса» относятся к предыдущим словам: «Заплатить стоимость в закяте для нас (ханафитов) является дозволенным», а не к словам: «Это дозволено также в искупительных положениях, в садакъе аль-Фитр, десятине и земельном налоге, а также обетах».
Одним словом, дозволенность замены имущественного закята, к примеру, со скота, с посева, с золота и серебра или с того, чем торгует человек выплатой стоимостью этого, никак не означает дозволение выплаты и закята аль-Фитр деньгами! По этой причине имам аль-Бухари дозволил первый вариант и не дозволил второй.

А что касается приписывания дозволенности этого упомянутым сподвижникам, то это является возведением на них лжи!
К примеру, Ибн ‘Умар не выплачивал закят аль-Фитр даже иными продуктами питания, помимо тех, что он слышал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не говоря уже о том, чтобы дозволять заменять это деньгами! Абу Миджляз рассказывал: “Как-то я сказал Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах): «Поистине, Аллах увеличил благо, и пшеница ведь лучше, чем финики», на что он ответил: «Поистине, я выплачиваю так, как выплачивали наши сподвижники. Они проложили путь, по которому я желаю идти»”. Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (2390), Ибн Батта в “аль-Ибана” (1/262), Ибн Хазм в “аль-Мухаля” (6/127). Иснад достоверный. См. “Тахриж Китаб аль-амуаль” (3/1249).
То же самое и Ибн ‘Аббас, помимо того, что он является передатчиком хадиса о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) установил закят аль-Фитр в размере одного Са’ продуктов питания, Ибн ‘Аббас впоследствии сам об этом говорил мусульманам во время своих проповедей. Абу Раджа сказал: “Я слышал, как Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) во время своей проповеди, обращаясь к людям стоя на минбаре в Басре, говорил: “Садакъа аль-Фитр выплачивается одним Са’ продуктов питания”. ан-Насаи (2510), аль-Байхакъи (4/168). Иснад достоверный. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” (2351).
И Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: “При жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали аль-Фитр в день Разговения одним Са’ продуктов питания”. аль-Бухари (1510).
Обратите внимание на эти достоверные асары от сподвижников, которые ясно указывают на то, что все они были единодушны в том, что закят аль-Фитр выплачивается именно в виде одного Са’ продуктов питания! Именно так они поступали при жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), именно так поступали после его смерти, и именно этому они обучали людей во время своих проповедей!
Тот же, кто приписывает хоть одному из сподвижников дозволенность выплаты именно закята аль-Фитр деньгами вместо продуктов питания, возводит на них ложь! А иначе пусть приведёт нам хоть одно сообщение от них по этому вопросу, имеющее источник и достоверный иснад.

О передаче Абу Исхакъа ас-Саби’и от саляфов
Со слов Зухайра сообщается, что Абу Исхакъ сказал: “Я застал людей, которые выплачивали в Рамадан садакъа (закят аль-Фитр) дирхамами, соответствующими стоимости продуктов питания”. Ибн Аби Шейба (2/398). Иснад слабый. См. “аль-‘Атикъ” (15/297).
В другой версии сообщается, что Абу Исхакъ сказал: “Они выплачивали аль-Фитр в равном ему денежном эквиваленте”. Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (2455). Иснад слабый. См. “аль-‘Атикъ” (15/297).
Внешне этот асар выглядит достоверным, несмотря на то, что Абу Исхакъ занимался тадлисом, хоть сам и является надёжным. Но в данном случае его тадлис никак не вредит, ибо он не передаёт что-то от передатчика выше, а передаёт то, что застал сам из поступков людей, а он, кстати, застал даже некоторых сподвижников, как, например, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра и Усаму ибн Зейда (да будет доволен ими Аллах).
Также и передавший это сообщение с его слов – Зухайр Абу Хайсама является абсолютно надёжным передатчиком по единогласному мнению имамов хадисоведения.
Однако, у имамов были некоторые претензии по поводу передачи Зухайра именно от Абу Исхакъа, ибо многие ранние имамы науки хадисоведения воздерживались от неё, сделав данное исключение.
Так, Салих – сын Ахмада ибн Ханбаля передал, что имам Ахмад сказал: “Зухайр в своей передаче от шейхов является однозначно надёжным. Однако в его хадисах от Абу Исхакъа есть слабость, ибо он слышал от него в конце его жизни (когда Абу Исхакъ стал ошибаться)”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (3/588).
Ибн Аби Хатим передал: “Когда Абу Зур’у спросили про Зухайра ибн Му’ауию, он ответил: «Надёжный, не считая того, что он слышал от Абу Исхакъа уже после того, как тот стал путаться»”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (3/589).
Имам ат-Тирмизи сказал: “Передача Зухайра от Абу Исхакъа не является надёжной, так как он слышал от него в конце его жизни, а у Абу Исхакъа в конце жизни память ухудшилась. Я слышал, как Ахмад ибн аль-Хасан сказал: «Я слышал, как Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Если ты услышал хадис от Заиды и Зухайра, то не обращай внимания на то, что ты больше не слышал его от кого-то другого, за исключением их хадиса от Абу Исхакъа»”. См. “аль-‘Иляль аль-кабир” (стр. 29).
Поэтому и хафиз Ибн Хаджар сделал такое же заключение по поводу Зухайра, сказав: “Надёжный, точный, если не считать того, что он слышал от Абу Исхакъа в конце его жизни”. См. “ат-Такъриб” (109).

Однако некоторые имамы возразили на упомянутое тем, что Абу Исхакъ не сильно изменился в конце жизни, хоть его память и ухудшилась по причине старости, как это говорил имам аз-Захаби. См. “ас-Сияр” (5/394).
А хафиз аль-‘Аляи вообще отрицал то, что Абу Исхакъ стал путаться в конце жизни. См. “аль-Мухталятын” (стр. 94).
К тому же передачу Зухайра от Абу Исхакъа в общем усиливает то, что их хадисы приводили имамы аль-Бухари и Муслим в своих сборниках «ас-Сахих».
Но на эту аргументацию некоторые исследователи возразили тем, что имамы аль-Бухари и Муслим в своих сборниках «ас-Сахих» приводили хадисы Зухайра от Абу Исхакъа выборочно, которые они исследовали на предмет достоверности, а не все подряд.

В любом случае, эти разногласия и сомнения препятствуют тому, чтобы однозначно принять данную передачу Абу Исхакъа, используя её в качестве аргумента.
И даже если принять во внимание тот факт, что путаница Абу Исхакъа в конце жизни касается лишь его передачи от других, а не того, что видел и застал лично он, то даже в этом случае некоторые имамы с осмотрительностью относились к мнениям, которые он передавал.
Ранний имам аль-Джузджани говорил: “Среди жителей Куфы были те, кого не хвалили люди за их мнения, несмотря на то, что они были главами мухаддисов Куфы, как Абу Исхакъ, Мансур, аль-А’маш и Зубайд аль-Ями.
Что касается Абу Исхакъа, то он передавал от неизвестных людей, передачи которых не были известны обладателям знания, кроме как в передаче от них Абу Исхакъом. И если община клала на справедливые весы то, что он передавал, дабы сравнить это с тем, что было известно от саляфов этой общины и ведущих имамов, то они не совпадали. И воздержаться в таком случае от его передачи для меня является правильным”. См. “Ахуаль ар-риджаль” (стр. 79-80).
Одним словом, даже если Абу Исхакъ на самом деле не ошибся в старости в том, что передаёт от людей, которых он застал, что они выплачивали аль-Фитр деньгами, неизвестно, кого именно он имеет в виду: жителей Куфы, таби’инов в общем, или же сподвижников.
Но если быть беспристрастным, можно сказать, что как минимум Абу Исхакъ ас-Саби’и передавал этот поступок от учёных Куфы, которых застал, но никак не от простолюдинов.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

Также сторонники дозволенности и даже желательности выплаты закята аль-Фитр деньгами, упоминают в числе дозволявших это таких имамов, как аль-Хасан аль-Басри, Ибн Ма’ин, аль-Бухари и Ибн Таймия.
С дозволения Аллаха хотелось бы подробнее рассмотреть то, что передаётся и от них по данному вопросу.

О мнении аль-Хасана аль-Басри
Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал: “Нет проблем в том, чтобы выплачивать дирхамы в закяте аль-Фитр”. Ибн Аби Шейба (10662).
Однако на самом деле это сообщение не является достоверным, потому что слова аль-Хасана аль-Басри передаёт от него Хишам ибн Хасан, а Хишам хоть сам и является надёжным, именно в его передаче от аль-Хасана есть проблема, так как она считается от него прерванной. См. “Табакъат аль-мудаллисин” (110).
По этой причине саляфы не принимали его передачу от аль-Хасана. Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: “Хишам передавал от аль-Хасана странные вещи”. А Ибн ‘Уляйя сказал: “Мы не придавали значения передачам Хишама ибн Хасана от аль-Хасана”. См. “Тахзиб ат-Тахзиб” (11/34), “ат-Такъриб” (2/313).

О мнении Яхьи ибн Ма’ина
Что касается мнения имама Яхьи ибн Ма’ина, то его ученик – ‘Аббас ад-Дури передал, что Ибн Ма’ин относительно закята аль-Фитр сказал: “Нет проблем выплатить его стоимость серебром”. См. “Тарих Ибн Ма’ин” (3/476).
Однако следует отметить, что мнение Ибн Ма’ина в действительности состоит в том, что он дозволял выплачивать аль-Фитр деньгами именно в том случае, когда выплатить его продуктами питания является затруднительным. В ином же случае он считал, что следует его выплачивать именно продуктами питания!
Ведь другой ученик Ибн Ма’ина – Ибн Мухриз передал: “Я слышал, как Яхью ибн Ма’ина спросили про закят аль-Фитр, и он ответил: «Для нас является любимым выплачивать его тем, чем было велено, как финиками, пшеницей, ячменем». Его спросили: «А дирхамами?» Он ответил: «Если выплата продуктами питания окажется затруднительным для него, то нет проблем выплатить его стоимостью»”. См. “Тарих Ибн Ма’ин” (2/20).
Часто то, что сторонники не просто дозволенности, но даже желательности выплачивать аль-Фитр деньгами преподносят как основу, опираясь на слова некоторых имамов, на самом деле является в их словах исключением при необходимости.

О мнении аль-Бухари
Что касается мнения аль-Бухари, то приписывание ему дозволения выплачивать деньги в качестве аль-Фитра вместо продуктов питания также вызывает большое сомнение.
Некоторые современники опирались на то, что имам аль-Бухари в разделе о Закяте назвал одну из глав следующим образом: «Глава о взимании закята стоимостью (а не самим товаром)».
Т.е., если человек обладает скотом или посевами, облагающимися закятом, или же вещами, которые он использует для торговли, он может заменить это деньгами, не выплачивая закят непосредственно самим скотом, посевом, и т.п.
Хафиз Ибн Хаджар в комментарии данной главы передал слова Ибн Рушейда, который сказал: “Мнение аль-Бухари в этом вопросе (дозволенность замены закята на стоимость) соответствует мнению ханафитов, несмотря на многочисленное противоречие аль-Бухари им. Однако к этому подтолкнули его доказательства”. См. “Фатхуль-Бари” (3/398).
Но проблема в том, что имам аль-Бухари в данном случае говорит именно о закяте с имущества, а не закяте аль-Фитр, а между ними есть разница.
Поэтому аль-Бухари уже непосредственно в разделе о закяте аль-Фитр называл главы следующим образом: «Садакъа аль-Фитр одним са’ ячменя», «Садакъа аль-Фитр одним са’ фиников», «Садакъа аль-Фитр одним са’ изюма», и т.п.
Хафиз Ибн Хаджар о данных заглавиях аль-Бухари сказал: “Словно аль-Бухари желал этими разными главами указать на правильность мнения, что дозволено выбирать между этими видами продуктов питания для Фитра. Однако он ничего не упомянул про творог, что достоверно упоминается в хадисе от Абу Са’ида. Вероятно, он не считал, что творог следует выплачивать при наличии иных продуктов питания, как это было мнением Ахмада”. См. “Фатхуль-Бари” (3/398).
Может ли быть такое, что аль-Бухари дозволил заменить выплату Фитра деньгами, но при этом не считал приемлемым выплату Фитра творогом?!
В любом случае, аналогия между мнением аль-Бухари по поводу замены имущественного закята деньгами с закятом аль-Фитр – не является достаточной и верной.

О мнении Ибн Таймии
Что касается мнения шейхуль-Исляма Ибн Таймии, то оно также вызывает сомнение по данному вопросу. Кто приписывает ему это мнение опирается на то, что передал от него Бурхан Ибн аль-Къайим в «аль-Ихтиярат» (138): “Дозволяется выплачивать стоимостью имущественный закят и закят аль-Фитр, если в этом больше пользы для мусульман”.
Однако эта передача от Ибн Таймии вызывает сомнение по нескольким причинам:
Во-первых, эти слова противоречат тому, что говорил сам Ибн Таймия в своих же трудах.
Так, говоря о распределении Фитра, он сказал: “Садакъа аль-Фитр по положению подобно искуплениям, как искупление за нарушенную клятву Аллахом; искупление по причине сравнения жены с матерью, чтобы не вступать с ней в половую связь; искупление за половой акт во время поста Рамадана; искупления, связанные с нарушениями во время Хаджа. Поистине, причина её выплаты – это сам человек, а не само имущество. Поэтому в сборниках ас-Сунан передаётся, что «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность выплату закята аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустословия и в качестве пропитания для бедняков». И поэтому Аллах обязал выплачивать Фитр едой так же, как Он обязал совершать искупления кормлением едой. Исходя из этого, не является дозволенным кормить Фитром кроме как тех, кому дозволяется давать искупительную еду, которые берут её для своих нужд. И не выплачивается Фитр для того, чтобы расположить сердца людей к Исламу, как и не выплачивается Фитр для освобождения рабов и иных целей. И это мнение сильнее со стороны довода”. См. “Маджму’уль-фатауа” (25/73), “аль-Фатауа аль-Кубра” (2/491).
Во-вторых, другие ученики Ибн Таймии, как Ибн ‘Абдуль-Хади и ‘Аляуддин аль-Ба’ли в своих сборниках «аль-Ихтиярат» (62), (153), в которых они также передавали мнения Ибн Таймии по вопросам фикъха, не упоминали таких его слов, однако говорили, что он считал, что дозволяется выплачивать стоимость с имущественного закята, если в этом есть превосходящая польза. И они ни слова не упоминали о закяте аль-Фитр. По этой причине и исследователь книги «аль-Ихтиярат» Ибн аль-Къайима усомнился в этих словах, приписанных Ибн Таймии.

Мнение Малика, аш-Шафи’и и Ахмада и большинства учёных
Даже если допустить, что упомянутые имамы на самом деле придерживались такого мнения, то их мнения ничем не более весомы по данному вопросу, чем мнения других великих имамов Сунны, как Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, а также большинство учёных общины!
Имам Малик сказал: “Не достаточно для человека выплатить закят аль-Фитр его стоимостью. Не это повелевал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Мудаууана” (1/392).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Человек не выплачивает аль-Фитр его стоимостью”. См. “аль-Умм” (3/174).
Имам Ахмад сказал: “Я опасаюсь, что закят, выплачиваемый деньгами, не будет засчитан”. См. “Масаиль ‘Абдуллах” (809).
Къады ‘Ийяд сказал: “Большинство учёных не дозволяли выплачивать аль-Фитр деньгами”. См. “аль-Икмаль” (3/482).
Хафиз ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволяли выплачивать аль-Фитр деньгами”. См. “Шарх Сахих Муслим” (7/60).

Почему всё же лучше выплачивать закят аль-Фитр именно продуктами питания, а не деньгами?

Во-первых, деньги были всегда, и во время Посланника (мир ему и благословение Аллаха), но, тем не менее, он повелел выплачивать аль-Фитр именно продуктами питания. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят аль-Фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву”. аль-Бухари (1503).

Во-вторых, именно продуктами питания, причём именно упомянутыми в хадисах, выплачивали закят аль-Фитр сподвижники.
Абу Миджляз рассказывал: “Как-то я сказал Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах): «Поистине, Аллах увеличил благо, и пшеница ведь лучше, чем финики», на что он ответил: «Поистине, я выплачиваю так, как выплачивали наши сподвижники. Они проложили путь, по которому я желаю идти»”. Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (2390), Ибн Батта в “аль-Ибана” (1/262), Ибн Хазм в “аль-Мухаля” (6/127). Иснад достоверный. См. “Тахриж Китаб аль-амуаль” (3/1249).
Обратите внимание на то, как Ибн ‘Умар предпочёл выплачивать закят аль-Фитр именно финиками, а не пшеницей, сославшись на то, что так поступали сподвижники, и что он не желает противоречить их пути!
Как выдумаете, если Ибн ‘Умар не пожелал заменить один продукт в закяте аль-Фитр, на который указывают пророческие хадисы и который выплачивали сподвижники, на другой продукт, как бы он отреагировал на то, чтобы заменить продукты питания в аль-Фитре на деньги?!

В-третьих, есть разница между имущественным закятом и закятом аль-Фитр, который по сути является разновидностью искупления и является обязательным как для богатых, так и для бедняков и даже рабов.

В-четвёртых, учёные никогда не разногласили относительно правомочности выплаты закят аль-Фитр продуктами питания, упомянутыми в хадисах, тогда как в дозволенности выплаты аль-Фитра деньгами они разногласили. Более того, некоторые даже сомневались в том, что аль-Фитр, выплаченный деньгами будет засчитан. Поэтому даже те из имамов, кто считал дозволенным выплачивать аль-Фитр деньгами, говорили, что всё же лучше выплачивать его продуктами питания, как это сказал имам Ибн Занджауейх. См. “аль-Амуаль” (2457).
Ханафитский имам Абу Бакр аль-А’маш сказал: “Выплатить аль-Фитр пшеницей лучше, чем выплатить его стоимостью, поскольку это ближе к воплощению веления и дальше от разногласия учёных, и в этом содержится предосторожность”. См. “аль-Мабсут” (3/107).

В-пятых, закят аль-Фитр в дни праздника аль-‘Ид можно сравнить с обрядами Ислама, когда все люди торгуют продуктами питания, чувствуется праздничный дух, подобно тому, когда во время периода Хаджа и праздника Жертвоприношения люди торгуют верблюдами, баранами, и ощущается дух обрядов паломничества и жертвоприношения. Если же это заменить деньгами, то данная традиция утеряет свою суть.

В-шестых, каждый вид продуктов питания отличается по своей стоимости от другого. Скажем, один са’ ячменя не будет по своей стоимости равен цене одного са’ гречки, и цена на эти продукты разница аж в десять раз. Так по какому продукту питания следует брать сумму выплаты Фитра деньгами? Тогда как в случае выплаты Фитра продуктами питания, достаточно меры объема в 1 са’, что постановил Шариат, следовательно, суть в данном случае не в выплате деньгами.

В-седьмых, в хадисе от Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность выплату закята аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустословия и В КАЧЕСТВЕ ПРОПИТАНИЯ ДЛЯ БЕДНЯКОВ”. Абу Дауд (1609), Ибн Маджах (1827). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Мунзири, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, аз-Захаби аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Обратите внимание на причину аль-Фитра в конце хадиса: «в качестве пропитания для бедняков»! Нет никакого сомнения в том, что если заменить Фитр деньгами, то не факт что бедняк на них купит себе еду, напротив, вероятность того, что он потратит деньги не на еду, а на что-то иное – куда больше.

В любом случае, данный вопрос является спорным среди учёных Ислама с давних пор, и разногласия относительно него из числа приемлемых внутри ахлю-Ссунна, несмотря на то, что одно из этих мнений является ошибочным и слабым. Следовательно, не следует этот вопрос делать предметом смуты и ссор. Пусть каждый мусульманин следует тому, что ему видится более правильным и обоснованным.

Также следует отметить, что если для мусульманина окажется затруднительным выплатить закят аль-Фитр продуктами питания в своей местности, как и нет у него возможности переслать аль-Фитр продуктами в другую местность или город, то нет никаких проблем в том, чтобы он опирался на слова дозволявших выплачивать аль-Фитр деньгами в качестве исключения.
Ибн Мухриз сказал: “Я слышал, как Яхью ибн Ма’ина спросили про закят аль-Фитр, и он ответил: «Для нас является любимым выплачивать его тем, чем было велено, как финиками, пшеницей, ячменем». Его спросили: «А дирхамами?» Он ответил: «Если выплата продуктами питания окажется затруднительным для него, то нет проблем выплатить его стоимостью»”. См. “Тарих Ибн Ма’ин” (2/20).

А Аллаху обо всём ведомо лучше!

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!



Ответить