О положении нардов и игр с игральными костями

Для тем, которые не соответствуют предыдущим разделам по фикху
Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О положении нардов и игр с игральными костями

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

О положении нардов и игр с игральными костями

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто играл в нарды, тот словно испачкал свои руки мясом и кровью свиньи». Муслим (2260).
Данный хадис ясно указывает на то, что играть в известную игру под названием «нарды» запрещено. Однако по той причине, что в этом хадисе упоминается слово «нард» многие мусульмане ошибочно полагают, что Ислам запрещает играть только в нарды, считая, что играть в прочие игры, где применяются игральные кости, не запрещено.
К сожалению, данное ошибочное понимание присуще многим мусульманам.
Дело в том, что слово «нард» включает в себя как известную игру в нарды, так и прочие игры, в которых используются игральные кости, и в которых полагаются на везение и удачу. См. “Та’ликъ ‘аля аль-Кабаир” (стр. 270).

Определение и значение слова «нард»
Для того, чтобы понять данный вопрос, необходимо обратиться к специалистам из числа имамов и языковедов для определения слова «нард».
Слово «нард», упоминаемое в хадисах и асарах, в основе является персидским, перешедшим в арабский язык, и оно означает: кусочек слоновой кости, имеющий шесть сторон, на каждой из которых расположены точки от одной до шести. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” (8/337), “Маусу’ату-ль-‘арабийяту-ль-муяссара” (стр. 1829).
Также это слово употребляется в хадисах и асарах, как «нардашир», что, по мнению некоторых языковедов и историков, берёт своё начало от того, кто придумал игру в кости, а это по одним сведениям персидский царь Сасанидов – Сабур ибн Ардашир (Шапур I), а по другим – основатель династии Сасанидов Ардашир Бабак (Ардашир Папакан). См. “аль-Къамус аль-мухит” (1/341), “аз-Зауаджир” (2/173).
В терминологическом словаре по фикъху сказано: “По словом «нард» речь идёт об игре, в которой полагаются на везение, и в которую играют на доске с использованием кубиков. В наше время эта игра называется «нарды»”. См. “Му’джам люгъа аль-фукъаха” (2/83).
Несмотря на то, что слово «нард» в арабском языке исходит от названия самой игры нарды, оно также охватывает и прочие игры, в которых используются игральные кости.
Также к определению слова «нард» относится и слово «ка’б», что означает: «куб».
Ибн аль-Асир сказал: “аль-Ки’аб – это «нард», игральные кости, единственное число которого: ка’б или ка’ба”. См. “ан-Нихая” (4/179).
Усвоив значения слов «нард» и «ка’б» становится ясным, что помимо самих нардов к запрету имеет отношение любая игра, в которой присутствуют игральные кубики.
И кстати, именно присутствие игральных кубиков в известной игре под названием «Монополия» стало одной из причин, из-за которой современные учёные запретили в это играть.

Пророческие хадисы и асары от сподвижников о запрете играть в нарды и прочие игры с использованием игральных костей
Со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто играл в нарды, тот словно испачкал свои руки мясом и кровью свиньи». Муслим (2260).
Хафиз Ибн аль-Джаузи сказал: “Смысл сравнения играющего в нарды с тем, кто испачкал руки мясом и кровью свиньи в том, что употреблять в пищу мясо и кровь свиньи запрещено, а тот, кто трогает мясо и кровь свиньи тем самым прикасается к тому, что запрещено употреблять. Точно так же и играющий кубиками играет тем, что является запретным”. См. “Кашф аль-мушкиль” (2/29).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Поистине, нарды – из числа игр, которые жаждут людские души, а если желание увеличивается, то общеизвестно, что к этому начинают прикреплять ставки. По этой причине и из-за мудрости Законодатель запретил то, что влечёт к этим вещам, поскольку если Он запрещает что-то, то запрещает и все пути ведущие к нему. И на смысл этого указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в своих словах: «Кто играл в нарды, тот словно испачкал свои руки мясом и кровью свиньи». Ведь тот, кто прикасается к свинине, может начать употреблять её, так как прикосновение – это начало и средство, приводящее к употреблению, и по этой причине запрещено даже прикасаться к свинине. Точно так же и игра, которая является началом и причиной, влекущей пожирание запретного имущества”. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/226).
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь этих двух меченых кубиков (игральных костей), которые становятся причиной ссоры (между игроками), ибо, поистине, они – из числа азартных игр иностранцев». Ахмад (4263), аль-Байхакъи (10/215). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса. См. “Джильбаб маръатиль-муслима” (стр. 199).
В этом хадисе содержится указание на то, что смысл запрета не только в самих нардах, но и в игральных кубиках.
Когда Къатада передал такой же хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Са’ид ибн Аби ‘Аруба сказал: “Сам же Къатада запрещал играть чем-либо, даже посредством камешков”. Ибн Аби Шейба (14/370).
Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто играет костями, тот ослушался Аллаха и Его Посланника». Малик (2015), ‘Абдур-Раззакъ (10/82), Абу Дауд (4938), Ибн Маджах (3762). Достоверность хадиса подтвердили Ибн ‘Абдуль-Барр, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, Ибн Таймия, аль-Альбани. См. “ат-Тамхид” (13/173), “аль-Ахкам аль-уста” (4/240), “аль-Фатауа аль-кубра” (4/460), “Гъаяту-ль-марам” (395).
Следует отметить, что слово «кости» в некоторых версиях этого хадиса упоминается как «нард», а в некоторых как «ки’аб».
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Играющий игральными костями, делая ставки, подобен тому, кто кушает мясо свиньи. А кто играет ими без ставок, тот словно погрузил свои руки в кровь свиньи”. Ибн Аби Шейба (27835), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1277). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (963).
Данные слова этого славного сподвижника как раз разъясняют приводимый ранее пророческий хадис: «Кто играл в нарды, тот словно испачкал свои руки мясом и кровью свиньи». Муслим (2260).
И в них содержится ясное указание на то, что играть в это запрещено, даже если это делается не на деньги. А также в них содержится указание на то, что игральные кости запрещены сами по себе, где бы и как бы они ни применялись.
Кульсум ибн Джубайр рассказывал: “Однажды (халиф) Ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) обратился к нам с проповедью и сказал: «О жители Мекки! Дошло до меня, что некоторые мужчины из числа курайшитов играют в игру, именуемую «нарды». А Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете» (5: 90).
И если ко мне приведут человека, который играет в нарды, то я обязательно накажу его, пройдясь по его волосам и коже, после чего отдам имущество, которое было при нём тому, кто привёл его ко мне!»” аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1275), аль-Байхакъи (20751). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (962).
Нафи’ сказал: “Если ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) видел, что кто-то из членов его семьи играет в нарды, то он бил его и ломал нарды”. Малик (2017), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1273). Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (960).
Умм ‘Алькъама рассказывала: “Когда до ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) дошла весть о том, что кто-то из проживающих в их в доме играет в нарды, она отправила к ним человека со словами: «Если вы не вынесете это из моего дома, я выселю из дома вас». И она порицала их за это”. Малик (2016), аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” (1274). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад” (961).
‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я предпочту ворочать два разожжённых угля, чем ворочать игральные кости”. Ибн Аби Шейба (14/737).
Ар-Раби’ ибн Хушайм сказал: “Я предпочту ворочать жир свиньи, нежели ворочать игральные кости”. Ахмад в “аз-Зухд” (1987).

Причина запрета игры в нарды и того, что связано с игральными костями
Для начала каждый мусульманин обязан знать, что в любой вещи, которую запретили Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) есть великая мудрость, даже если он не до конца понимает все тонкости и мудрость этого запрета. Ведь Всевышний Аллах сказал о Своём Посланнике (мир ему и благословение Аллаха): «Он повелевает одобряемое и запрещает порицаемое, делает дозволенным благое и запрещает скверное» (7: 157).
Следовательно, все, что запретил Пророк (мир ему и благословение Аллаха), является скверным.
Также Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33: 36).
Но вместе с этим, зачастую Законодатель сам упоминает о мудрости того или иного запрета или повеления, где-то прямо, а где-то косвенно, а также и обладатели знания извлекают мудрость того или иного запрета, исходя из общих положений и постановлений религии.
И, исходя из упомянутого, учёные говорили, что мудрость запрета игры в нарды и в то, что связано с игральными костями в следующем:
- Это относится к азартным играм, а Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные идолы и гадальные стрелы являются скверной из деяний шайтана. Сторонитесь же этого, – быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы!» (5: 90-91).
- Также в этих играх присутствует уподобление неверным, и по этой причине в хадисах и асарах упоминается о том, что нарды – это азартная игра иностранцев. И в этом также уподобление грешникам и нечестивцам, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уподобляется какому-либо народу, тот сам из них». Ахмад (5114), Абу Дауд (4031). Хадис достоверный. См. “Тахридж аль-Ихья” (1/359), “Фатхуль-Бари” (10/271), “Ируа аль-гъалиль” (1269).
- Также это запрещается по той причине, что эти игры сеют раздор и вражду между игроками, даже если они не играют на деньги.
- Также увлечение этими играми зачастую отвлекает от религиозных и мирских обязанностей.
- Также в подобных играх полагаются на везение и удачу, что делали причиной запрета многие учёные. См. “Нихая аль-мухтадж” (8/295), “ас-Сирадж аль-мунир” (4/326).

Положение игр, в которых присутствуют игральные кости
Хафиз аз-Захаби сказал: “Воистину, все мусульмане единогласны в том, что является запретным играть игральными костями”. См. “аль-Кабаир” (стр. 269).
Также единогласное мнение учёных о запрете игр костями передали Ибн Къудама, аль-Мунзири и аз-Зайля’и. См. “аль-Мугъни” (9/172), “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (4/49), “Табйин аль-хакаикъ” (6/32).
Следует отметить, что играть в нарды является запретным, даже если люди при этом не играют на деньги или на что-то другое! Имам аль-Аджурри сказал: “Играющий в эти нарды пусть даже без ставок всё равно является ослушавшимся Всевышнего Аллаха, и является обязательным для него каяться перед Аллахом за эту игру. А если он будет играть в это и делать ставки, то это хуже грехом, так как тем самым он пожирает запретное и предаётся азартным играм. Всевышний Аллах запретил азартные игры, а игра костями имеет отношение к азартным играм, в чём нет разногласия среди учёных”. См. “Тахрим ан-нард уаль-маляхи” (стр. 107).
Обладатели знания разногласили, относятся ли нарды и игры с игральными костями к тяжким грехам (аль-кабаир), или же к малым. Но среди них не было разногласий в том, что если играть на деньги, это будет однозначно тяжким грехом. См. “аз-Зауаджир” (2/330).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается игры в нарды, то это из числа тяжких грехов, так как играющий в это сравнивается с тем, кто испачкал свои руки кровью свиньи, особенно если посредством этой игры человек присвоил чужое имущество. Поистине, просто играющий подобен тому, кто погрузил свои руки в кровь свиньи, а играющий на деньги подобен тому, кто съел мясо свиньи”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” (4/406).
Что же касается слов некоторых имамов, что большинство учёных запрещали играть в нарды, то это не означает, что в этом вопросе было разногласие. Суть этих слов в том, что некоторые учёные также запрещали играть в нарды, однако относили запрет на это не к категоричному (харам), а к порицаемому (макрух). См. «Кафф ар-ру’а’» (стр. 148).
А что касается слов некоторых людей, передававших от таких великих саляфов, как Са’ид ибн аль-Мусайиб и Ибн Шихаб аз-Зухри, что якобы они дозволяли играть в нарды, то имам аль-Къарафи об этом сказал: “Сообщается, что Са’ид ибн аль-Мусайиб и Ибн Шихаб дозволяли играть в нарды, однако это не является достоверным. Поистине, это из области сообщений, которыми прикрывались бездельники, желая смягчить то заблуждение, которому они предаются”. См. “аль-Мунтакъа” (7/278).

Исходя из всего изложенного, становится ясно, что Шариат строжайшим образом запрещает играть в нарды, и поэтому необходимо оставлять данную игру, как и прочие игры, в которых задействованы игральные кости.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Юсуф абу Малик
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 июн 2014, 00:53
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Re: О положении нардов и игр с игральными костями

Сообщение Юсуф абу Малик »

И кстати, именно присутствие игральных кубиков в известной игре под названием «Монополия» стало одной из причин, из-за которой современные учёные запретили в это играть.
АсСаляму 'алейкум, уважаемый брат.
Да хранит вас Аллах во благе.

Получается, сюда также входят и все остальные настольные игры-ходилки (бродилки)?!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О положении нардов и игр с игральными костями

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах, брат
Амин!
Юсуф абу Малик писал(а): 31 янв 2024, 10:39 Получается, сюда также входят и все остальные настольные игры-ходилки (бродилки)?!
Если в этих играх присутствуют игральные кости, то да.
Ответить