Глава: Завидовать следует знанию и мудрости
Добавлено: 08 авг 2020, 15:37
Глава: Завидовать следует знанию и мудрости.
Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Учитесь (тафаккъаху) до того, как станете правителями». Абу Абдуллах /аль-Бухари/ говорил: «И после того, как станете правителями. Ведь сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились даже после того, как достигли преклонного возраста».
Хадис № 65 (73)
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме /обладающих/ двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное; и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает (или судит) сообразно ей и обучает ей /другим/”».
В другой версии вместо мудрости сказано: «...человеку, которому Аллах даровал Коран и который живет в соответствии с ним ночью и днём».
1. В хадисе указание на дозволенность желать что-то, чем обладает другой человек, из благ, связанных миром Вечным, не желая при этом того, чтобы он лишился этого. Иначе это будет запретной завистью в любом случае.
2. В хадисе указание на достоинства знаний и их почет.
3. В хадисе указание на то, что следует отдавать все силы на поиск, изучение и понимание знаний из Корана и Сунны, до того, как появятся какие-то причины, которые могут помешать требовать их.
4. В хадисе указание на то, что следует искать знания до того, как появятся какие-то дела, которые могут стать помехой для требования знаний.
5. В хадисе указание на то, что возраст не является причиной оставления требований знаний.
6. В хадисе указание на то, что знания сами по себе не являются целью, однако знания это причина (средство), а целью же являются дела, на что указывают слова «поступает сообразно ей и обучает ей (другим)» или «который живет в соответствии с ним ночью и днём».
7. В хадисе побуждение к требованию знаний.
8. В хадисе побуждение обучать людей религии и указание на то, что это является одним из угодных Аллаху дел.
9. В хадисе указание на запрет проявлять высокомерие по причине знаний.
10. В хадисе указание на то, что суд (принятие решений) должно строиться на Коране и Сунне, а не на голословных мнениях мазхабов, законах, придуманных людьми, или на каких-либо обычаях.
11. В хадисе указание на то, что зависть бывает двух видов: дозволенная и запретная.
12. В хадисе указание на то, что основа в зависти запрет.
13. В хадисе указание на похвальность состязания в благих делах.
14. В хадисе указание на достоинство Корана.
15. В хадисе указание на то, что знания и мудрость это дар Аллаха.
16. В хадисе побуждение просить знания у Того, Кто ими наделяет.
17. В хадисе указание на достоинство наличия богатства, если оно направляется и тратится на угодные Аллаху цели и дела.
18. В хадисе указание на достоинство расходовать имущество на пути Аллаха.
19. В хадисе указание на то, что следует изучать, как правильно расходовать имущество, перед тем, как начать его расходовать. И таким же образом во всех вопросах религии.
20. В хадисе указание на то, что зависть бывает дозволенной и запретной.
21. В хадисе указание на достоинство того, кто живет в соответствии с Кораном и Сунной, как при людях, так и наедине.
Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «Учитесь (тафаккъаху) до того, как станете правителями». Абу Абдуллах /аль-Бухари/ говорил: «И после того, как станете правителями. Ведь сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учились даже после того, как достигли преклонного возраста».
Хадис № 65 (73)
Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не следует завидовать никому, кроме /обладающих/ двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное; и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает (или судит) сообразно ей и обучает ей /другим/”».
В другой версии вместо мудрости сказано: «...человеку, которому Аллах даровал Коран и который живет в соответствии с ним ночью и днём».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность желать что-то, чем обладает другой человек, из благ, связанных миром Вечным, не желая при этом того, чтобы он лишился этого. Иначе это будет запретной завистью в любом случае.
2. В хадисе указание на достоинства знаний и их почет.
3. В хадисе указание на то, что следует отдавать все силы на поиск, изучение и понимание знаний из Корана и Сунны, до того, как появятся какие-то причины, которые могут помешать требовать их.
4. В хадисе указание на то, что следует искать знания до того, как появятся какие-то дела, которые могут стать помехой для требования знаний.
5. В хадисе указание на то, что возраст не является причиной оставления требований знаний.
6. В хадисе указание на то, что знания сами по себе не являются целью, однако знания это причина (средство), а целью же являются дела, на что указывают слова «поступает сообразно ей и обучает ей (другим)» или «который живет в соответствии с ним ночью и днём».
7. В хадисе побуждение к требованию знаний.
8. В хадисе побуждение обучать людей религии и указание на то, что это является одним из угодных Аллаху дел.
9. В хадисе указание на запрет проявлять высокомерие по причине знаний.
10. В хадисе указание на то, что суд (принятие решений) должно строиться на Коране и Сунне, а не на голословных мнениях мазхабов, законах, придуманных людьми, или на каких-либо обычаях.
11. В хадисе указание на то, что зависть бывает двух видов: дозволенная и запретная.
12. В хадисе указание на то, что основа в зависти запрет.
13. В хадисе указание на похвальность состязания в благих делах.
14. В хадисе указание на достоинство Корана.
15. В хадисе указание на то, что знания и мудрость это дар Аллаха.
16. В хадисе побуждение просить знания у Того, Кто ими наделяет.
17. В хадисе указание на достоинство наличия богатства, если оно направляется и тратится на угодные Аллаху цели и дела.
18. В хадисе указание на достоинство расходовать имущество на пути Аллаха.
19. В хадисе указание на то, что следует изучать, как правильно расходовать имущество, перед тем, как начать его расходовать. И таким же образом во всех вопросах религии.
20. В хадисе указание на то, что зависть бывает дозволенной и запретной.
21. В хадисе указание на достоинство того, кто живет в соответствии с Кораном и Сунной, как при людях, так и наедине.