Хадис № 75 (86)
Сообщается, что
Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(
Однажды) я зашла к
‘Аише, да будет доволен ею Аллах, в то время, когда она совершала молитву (
во время затмения солнца,), и спросила (
её): «
Что происходит с людьми?» (
В ответ) она указала (
рукой) (
в другой версии: «...головой...») на небо и сказала: «
Пречист Аллах! /Субхана-Ллах!/» (
и я увидела, что) люди совершают молитву, и спросила: «(
Это)
знамение?», — и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, (
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, очень сильно затянул молитву) и начала терять сознание, (
рядом со мной был сосуд с водой и) я начала лить себе на голову водой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул стояние (
къиям), затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (
второй) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился (
со второго поясного поклона). Затем он совершил земной поклон (
суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем он встал и затянул свое стояние, затем совершил поясной поклон и затянул его, затем выпрямился и долго стоял, затем совершил (
еще один) поясной поклон и долго стоял в нем, затем выпрямился. Затем он совершил земной поклон (
суджуд) и затянул его, затем поднялся с него, затем опять совершил земной поклон и опять затянул его. Затем Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует закончил (
молитву), и солнце уже появилось, и он обратился к людям с хубой. Он воздал хвалу Аллаху, восславил Его (
тем, чего Он достоин) и сказал: «(
А затем...)».
Асма сказала: «В это время женщины ансаров начали шуметь, и я отправилась к ним, чтобы успокоить их. А после спросила у
Айши, что он сказал? Она ответила: «/Он сказал:/ «
На этом месте я (только что) увидел всё, что мне не было показано раньше, в том числе — Рай и Ад». Далее он сказал: «
И Рай так был приближен ко мне, что если бы я набрался смелости, то принес бы вам гроздь из его гроздей. Также ко мне был приближен Ад, что я даже спросил: «О мой Господь, и я буду с ними?» И я увидел там женщину один из передатчиков сказал: «Мне кажется, что он сказал: «
Ее царапала кошка, и я спросил: «Что с ней случилось?» Мне ответили: «Она заперла ее, и та умерла от голода. Она не кормила ее и не отпустила, чтобы та сама нашла что-нибудь из насекомых». (
Также он сказал «
И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (
или: близкому к)
испытанию Даджалем». И когда он об этом сказал, мусульмане зашумели. «(
Каждого умершего) спросят: “
Что ты знаешь об этом человеке?”, — и верующий (
или: убеждённый) ответит:
“Это — Мухаммад, (
это)
посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами (
байинат)
и руководством (
худа).
Мы же ответили (
ему)
и уверовали в него, и последовали (
за ним),
и поверили ему. Это — Мухаммад”, - и он повторит (
эти слова)
трижды, после чего (
ангелы)
скажут ему: “Спи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!” Что же касается лицемера (
или: сомневающегося),
то его спросят: «Что ты знаешь об этом человеке?», - на что он скажет: “Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и говорил то же самое”». Также
Асма говорила: «
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время затмения приказывал отпускать рабов».
Полезные выводы, извлекаемые из хадиса:
1. В хадисе указание на дозволенность спрашивать у молящегося человека о чем-то важном.
2. В хадисе указание на дозволенность делать молящемуся человеку знаки в молитве, из которых понимается, что он имеет в виду. И в этом опровержение тем мазхабам, которые считают молитву такого человека недействительной.
3. В хадисе указание на дозволенность женщине иногда делать тасбих в молитве.
4. В хадисе указание на дозволенность применять общее название чего-либо, подразумевая его часть. В хадисе было сказано «
люди», а имелась в виду часть людей, и это не считается ложью.
5. В хадисе указание на законность молитвы затмения «кусуф».
6. В хадисе указание на то, что затмение является одним из знамений Аллаха.
7. В хадисе указание на дозволенность давать фатву знаками руки или головы.
8. В хадисе указание на смирение сподвижников перед Аллахом и на то, что они считались с Его знамениями и извлекали пользу из них.
9. В хадисе указание на то, что обливание водой - одна из причин, которая приводит человека в чувство и избавляет от сна и дремоты.
10. В хадисе указание на желательность перед хутбой восхвалять Аллаха и восславлять Его.
11. В хадисе указание на то, что ученому следует воспользоваться такими впечатляющими моментами (
как, например, затмение) для наставления людей.
12. В хадисе указание на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не знает скрытого. Ведь то, что ему было показано, не было ему известно до этого.
13. В хадисе указание на существование Рая и Ада.
14. В хадисе указание на то, что все люди, будь то верующие или неверующие, будут испытаны в могилах, не считая тех, кто будет исключен из этого.
15. В хадисе указание на существование наказания в могиле. И в этом опровержение тем, кто его отрицает, как муътазилиты и их последователи в лице секты «хизб ат-тахрир».
16. В хадисе указание на то, что искушение Даджаля будет иметь место, и на то, что это - искушение великое. В этом опровержение тем, кто отрицает это или говорит о том, что Даджаль это вирус или что-то подобное.
17. В хадисе указание на то, что человек умрет на том, на чем жил и, скорее всего, будет на этом воскрешен.
18. В хадисе указание на то, что в могиле есть жизнь и на то, что эта жизнь загробная. И мы должны в нее верить так, как она описана в шариатских текстах.
19. В хадисе указание на то, что критерием истинности выводов разума являются тексты из Корана и Сунны, но не разум является критерием истинности Корана и Сунны.
20. В хадисе указание на необходимость проявлять стремление к стойкости в религии, к знаниям, убежденности и к благим делам.
21. В хадисе указание на то, что легкое головокружение, дремота и т.п. не портят омовение.
22. В хадисе описание молитвы затмения «
кусуф» и на то, что она длинная.
23. В хадисе указание на
запрет мучать животных и на то, что за это будет воздано в Судный день. И в этом указание на то, что людей тем более мучать запрещено.
24. В хадисе указание на стремление саляфов к знаниям и на то, что они не хотели упускать ничего из благого.
25. В хадисе указание на запрет слепого следования и фанатизма, а также на то, что слепым приверженцам в их могилах не помогут те, за кем они слепо следовали.
26. В хадисе побуждение освобождать рабов.