‘Амр ибн ‘Утба

Ответить
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

‘Амр ибн ‘Утба

Сообщение abu abduRrazak »


Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.


‘Амр ибн ‘Утба куфийский аскет и учёный.



* * *



‘Амр ибн ‘Утба ибн Фаркад ас-Сулами (да смилуется над ним Аллах), известный куфийский аскет и учёный. Он слышал хадисы от ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), а среди его учеников были имам аш-Ша‘би, ‘Абдаллах ибн Раби‘а ас-Сулами и др.

Вместе с тем рассказанных им хадисов было немного. Он был известен любовью к поклонению и благочестием, и до нас дошли сообщения о дарованных ему караматах проявлениях милости Аллаха. Так, согласно сообщении ‘Али ибн Салиху ибн Хаййу, облака скрывали ‘Амра ибн ‘Утбу (да смилуется над ним Аллах), в своей тени, когда он пас скотину, а дикие звери приближались к нему, не причиняя вреда, когда он молился в степи.

Хафиз ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах), передал рассказ от имама ал-А‘маша (да смилуется над ним Аллах), о том, что ‘Амр ибн ‘Утба говорил: «Я попросил три вещи у Аллаха, и Он уже даровал мне две из них и я дожидаюсь третьей. Я попросил Его сделать меня аскетичным в этом мире, и мне безразлично, что я приобретаю и что оставляю. И я попросил Его дать мне силы для намаза (саля), и Он одарил меня этим. И я попросил Его сделать меня мучеником за веру, и я всё ещё надеюсь на это».

имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах), передал со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Язида, что как-то раз ‘Амр ибн ‘Утба отправился в поход. Среди воинов были ‘Алкама, Абу Йазид ал-Куфи и Йазид ибн Му‘авийа ан-Наха‘и. ‘Амр был одет в белую джуббу (верхняя одежда с широкими рукавами) и сказал: «Как было бы прекрасно, если бы она была залита кровью!» А потом в него попал камень, и кровь из раны залила его одежду. От этого ранения он скончался, и мусульмане похоронили его. Согласно сообщении имама Ибн Са‘да и имама Ибн Хиббана, он погиб при Тустаре в период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана. Да будет доволен им Всевышний Аллах!



Источник: Ал-Муззи, Йусуф ибн аз-Заки ‘Абд ар-Рахман. Тахзиб ал-камал. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1400 г.х. Т. 22. С. 135-144;


Ибн Хаджар, Ахмад ибн ‘Али ал-‘Аскалани. Тахзиб ат-тахзиб. Бейрут, Дар ал-фикр, 1404 г.х. Т. 8. С. 66.




:arrow:
из книги «Сладость веры», стр.:313-314.

سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك





«Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет некого достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние»”.
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

Re: ‘Амр ибн ‘Утба

Сообщение abu abduRrazak »

ас-Саляму 'алайкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
и до нас дошли сообщения о дарованных ему караматах проявлениях милости Аллаха. Так, согласно сообщении ‘Али ибн Салиху ибн Хаййу, облака скрывали ‘Амра ибн ‘Утбу (да смилуется над ним Аллах), в своей тени, когда он пас скотину, а дикие звери приближались к нему, не причиняя вреда, когда он молился в степи.
Для пользы:

Чудеса пророков и разница между ними и караматом праведников


Что такое чудо?
Арабское слово «муджиза» произошло от слова «аджз», означающего «бессилие», «неспособность».

В толковом словаре говорится: «Чудом Пророка ﷺ, называется явление, посредством которого он изобличал бессилие своих противников, когда ему бросали вызов».

В шариате этим словом называют «необычное, сверхъестественное явление, происходящее с пророком и подтверждающее его правдивость, которому ничего нельзя противопоставить».

Слова «необычное, сверхъестественное явление» исключают все обычные явления; например, естественные действия и поступки пророков (мир им) не относятся к чудесам. Слова «происходящее с пророком и подтверждающее его правдивость» исключают необычные действия, совершаемые праведниками Аллаха, потому что они являются не чудесами, а караматом, которого те удостаиваются благодаря тому, что следуют путем пророков. И тем более они исключают те необычные фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели, потому что на них способны только самые дурные люди.

А слова «которому ничего нельзя противопоставить» исключают необычные деяния, которые совершаются лжепророками или колдунами, потому что им можно противопоставить такое же колдовство и фокусы других колдунов.



Некоторые из чудес пророков


Пророки (мир им) показывали много чудес. Когда соплеменники пророка Салиха (мир ему) потребовали от него, чтобы из скалы, на которую они укажут, вышла верблюдица, он помолился Аллаху, и по воле Аллаха эта скала разверзлась, и из нее вышла огромная верблюдица. Все произошло именно так, как этого потребовал его народ (Тафсир ибн Касир» (3/436)).

Великий Аллах сказал по этому поводу:

«Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого достойного поклонения, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Эта верблюдица Аллаха является знамением для вас. Позвольте ей пастись на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, а не то вас, постигнут мучительные страдания»


(Сура 7 аль-Араф аят 73).


К чудесам пророка Ибрахима (мир ему) относилось его удивительное спасение из огня, который разожгли его соплеменники, чтобы подвергнуть его мучительной казни. Когда же они бросили его туда Аллах превратил пламя в прохладу и спасение для Ибрахима (мир ему).

В Къуране об этом сказано:

«Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!» Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!» Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке»

( Сура 21 аль-Анбийа, аят 68-70).


Одним из чудес пророка Мусы (мир ему) был посох, который превращался в огромную змею, когда он бросал его на землю.

Великий Аллах сказал:

«Что это у тебя в правой руке, о Муса?» Он сказал: «Это – мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец). Я нахожу ему и другое применение». Аллах сказал: «О Муса, брось его». Он бросил посох, и тот превратился в змею, которая быстро двигалась. Аллах сказал: «Возьми ее и не бойся. Мы вернем ее в прежнее состояние»


(Сура 20 Та ха, аят 17-21).




Еще одним из его чудес было то, что его рука начинала сверкать, подобно луне, без пятен и следов болезни, когда он засовывал ее за пазуху и вынимал оттуда.

Великий Аллах сказал:

«Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!»

(Сура 20 Та ха, аят 22).


Чудеса показывал и пророк Иса (мир ему). Он лепил из глины подобие птицы, а затем дул на него, и по воле Аллаха оно превращалось в живую птицу. Когда он проводил рукой по слепому или прокаженному, те по воле Аллаха излечивались от недугов. А стоило ему позвать покойников, похороненных в могилах, как те по воле Аллаха отвечали на его зов.

Великий Аллах сказал:

«По Моему соизволению ты лепил изваяния птиц из глины и дул на них, и по Моему соизволению они становились птицами. По Моему соизволению ты исцелял слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного, по Моему соизволению ты выводил покойников живыми из могил»

(Сура 5 аль-Маида, аят 110).


Одним из чудес нашего Пророка ﷺ, был Великий Къуран. Более того, он является величайшим среди всех чудес посланников Аллаха.

Великий Аллах сказал:

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, помимо Аллаха, если вы говорите правду»


(Сура 2 аль-Бакара, аят 23);




«Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Къурану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу»

(Сура 17 аль-Исра, аят 88).




Другим его чудом было раскалывание Луны. Это произошло, когда жители Мекки потребовали от Пророка ﷺ, показать им чудо. Тогда Луна раскололась на две части, свидетелями чего были не только жители Мекки, но и многие другие люди.

Великий Аллах сказал:

«Приблизился Час, и раскололся месяц. Когда они видят знамение, то отворачиваются и говорят: «Преходящее (или крепкое; или лживое) колдовство!»

(Сура 54 аль-Камар, аят 1-2).




Еще одним из его чудес был ночной перенос (исра) в Иерусалим и восхождение оттуда на небеса (ми'радж).

Великий Аллах сказал:

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он Слышащий, Видящий»

(Сура 17 аль-Исра, аят 1).




Одним словом, посланники показывали множество чудес. В особенности это относится к нашему Пророку Мухаммаду ﷺ, истинность которого Аллах подтвердил столькими знамениями и доказательствами, скольких не было ни у одного из предыдущих пророков. Мы же привели лишь некоторые из них в качестве примера.



Что такое карамат?




Караматом называют «необычное явление, которое не связано с притязаниями на пророчество и не является предпосылкой для этого, происходящее с праведным рабом, имеющим правильные воззрения и совершающим праведные деяния.» Слова «необычное действие» исключают обычные деяния, совершаемые людьми. Слова «которое не связано с притязаниями на пророчество» исключают чудеса пророков. Слова «не является предпосылкой для этого» исключают все предзнаменования пророчества. Слова «происходящее с праведным рабом ...» исключают любые колдовские чары и фокусы, которые показывают колдуны и предсказатели.

Праведниками Аллаха часто удавалось показывать караматы, и в священных текстах упоминаются караматы праведников, живших в прошлые времена. Об одном из таких караматов Аллах поведал в истории о Марьям (мир ей):

«Каждый раз, когда Закария входил к ней в молельню, он находил у нее пропитание. Он сказал: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха»

(Сура 3 аль Имран,аят 37).


Еще одним примером караматов была удивительная история людей пещеры, о которых Аллах тоже поведал в Своем писании.

Примером караматов, показанных праведниками Аллаха из мусульманской общины, относится история Усейда ибн Худайра (да будет доволен им Аллах). Однажды, когда он читал суру аль-Кахф, с неба спустилось нечто похожее на облако, в котором находилось что-то вроде светильников. Это были ангелы, которые спустились послушать его чтение.

В другом предании сообщается, что с Имраном ибн Хусайном (да будет доволен им Аллах) здоровались ангелы.

Однажды, когда Салман и Абу ад-Дарда (да будет доволен ими Аллах) ели из блюда, оно вдруг восхвалило Аллаха, или же их еда вдруг восхвалила Его.

Когда Хабиб б. Ади (да будет доволен им Аллах) попал в плен к мекканским язычникам, Всевышний Аллах почтил его тем, что одарил его виноградом, который он съел, хотя в то время в Мекке не было ни одной виноградины.

Аль-Ала аль-Хадрами (да будет доволен им Аллах) и его отряд верхом на лошадях проехали по поверхности воды, причем их седла даже не намокли.

Когда же аль-Асвади аль-Анси провозгласил себя пророком к нему в плен попал Абу Муслим аль-Хаулани. Тот спросил его: «Свидетельствуешь ли ты, что я – посланник Аллаха?» Абу Муслим ответил: «Я не слышу». Тот спросил: «А свидетельствуешь ли ты, что Мухаммад – посланник Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда аль-Асвад приказал бросить его в огонь. Когда же они бросили его в пламя, то увидели, как он совершает в нем намаз (саля), поскольку пламя превратилось для него в прохладу и спасение.

В летописях и книгах по истории приводится еще много других подобных историй.


Разница между чудом и караматом



Чудеса отличаются от караматов тем, что они связаны с притязанием на пророчество, тогда как караматы показывают люди, которые не имеют претензий на пророчество. Напротив, они получают карамат благодаря тому, что следуют путем Пророка ﷺ, и верно соблюдают его законы.

Таким образом, чудеса показывают пророки, а караматы праведники Аллаха, хотя и те, и другие явления бывают необычными, сверхъестественными. Некоторые из ученых считали, что караматы праведники Аллаха фактически тоже относятся к чудесам пророков, потому что праведник получает карамат только благодаря тому, что он следует путем Божьего посланника. И поэтому любой карамат праведников можно отнести к чудесам Божьего посланника, руководствуясь законами которого они поклоняются Аллаху.

Таким образом, чудесами называются все сверхъестественные деяния пророков, а караматами все сверхъестественные действия Божьих угодников. Эти два термина отсутствуют в Къуране и Сунне, однако со временем учёные ввели эти понятия в мусульманскую терминологию, несмотря на то, что оба они указывают на истину, которая содержится в священных текстах.


Предписание относительно веры в чудеса и караматы



Вера в чудеса пророков и караматы угодников относится к основным положениям мусульманской веры и подтверждается текстами Къурана и Сунны, а также объективной действительностью. Поэтому каждый мусульманин обязан верить в подлинность этих явлений и считать их истинными. Если же кто-либо опровергает это или отрицает что-либо из этого, то он фактически отвергает священные тексты и не соглашается с действительностью. Все это является серьезным отклонением от воззрений, которые исповедовали мусульманские имамы и ученые по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!


:arrow:
Источник: Из книги Основы веры в свете Корана и Сунны афторы: шейх Салих ибн Са’д ас-Сухейми, шейх ‛Абду-р-Раззакъ ибн ‛Абд уль-Мухсин аль-Бадр, шейх Ибрахим ибн ‘Амир ар-Рухейли стр.:59-61.
Ответить