﷽
Абу Я‘куб Исхакъ ибн Ибрахим ибн Махлад (да смилуется над ним Аллах), (больше известный как ибн Рахауейх) выдающийся знаток хадисов (мухаддис) и мусульманского права (факех). Говорят, что его отец получил прозвище Рахавайх (перс. ‘найденный на дороге’),потому что родился по пути в Мекку. Когда эмир Хорасана ‘Абдаллах ибн Тахир спросил учёного, не возражает ли он против того, чтобы его звали ибн Рахауейхом, он ответил: «Знай же, повелитель, что мой отец родился в пути и за это жители Мерва нарекли его Рахавайхом. Отцу не нравилось, когда его называли так, а мне всё равно».
ибн Рахауейх (да смилуется над ним Аллах), родился в 161 г. х. и много путешествовал в поисках знаний. Он обучался у учёных Хиджаза, Ирака, Йемена и Сирии, слышал хадисы от Суфьян ибн ‘Уяйны и его современников. Он застал ‘Абдаллаха ибн ал-Мубарака и слышал хадисы из его уст, но не решался пересказывать их, поскольку тогда был слишком молод. Имам ад-Даракутни упомянул его в числе учёных, рассказывавших от имени имама аш-Шафи‘и, а имам ал-Байхаки относил его к ученикам последнего. Согласно его собственному признанию, он знал наизусть семьдесят тысяч хадисов, легко запоминал то, что слышал, и никогда не забывал то, что сумел запомнить.
Среди его учеников имамы Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и многие известные учёные. Благодаря глубоким знаниям и глубокой набожности ибн Рахауейх (да смилуется над ним Аллах),заслужил похвалу своих современников.
Передают, что Вахб ибн Джарир говорил: «Да воздаст Аллах добром от имени ислама ибн Рахауейху, Садаке ибн ал-Фадлу и Я‘муру ибн Бишру! Они возродили сунну на Востоке». Имам Ибн Хузайма говорил: «Клянусь Аллахом, если бы Исхак жил среди табиинов, то они признали бы его память, знания и понимание религии».
ибн Рахауейх(да смилуется над ним Аллах), скончался в Нишапуре в 243 г. х. Согласно сообщении имама Хакима, к тому времени он закопал книги со своими записями. Так поступали и некоторые другие имамы (например, ‘Абдаллах ибн ал-Мубарак и Мухаммад ибн Яхя), которые считали допустимым пересказывать только хадисы, услышанные непосредственно из уст учёных. Они опасались, что, если их записи попадут в руки неблагонадёжных людей, те могут исказить их смысл и привнести новшества (аль-бид’а) в религию. Да смилуется над ними Всевышний Аллах!
Источник: аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сияр алям ан-нубаля / Под ред. шейха Шу‘айба ал-Арнаута и шейха Мухаммада На‘ина ал‘Аркасуси. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1413 г. х. Т. 11. С. 358-383;
Ибн Халликан, Абу ал-‘Аббас Ахмад ибн Мухаммад. Вафайат ал-а‘йан ва анба’ абна’ аз-заман Под ред. шейха Ихсана ‘Аббаса. Бейрут: Дар садир Т. 1. С. 199-200.
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك