Может ли работа стать поклонением?

Ответить
Аватара пользователя
Abu-Maryam
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 07:02
Откуда: Нальчик, КБР

Может ли работа стать поклонением?

Сообщение Abu-Maryam »

Ассаляму аляйкум уарахматуЛлахи уабаракятух уважаемые братья.

Если вас не затруднит, объясните пожалуйста один момент. Можно ли посредством простой физической работы, поклонятся Всевышнему Аллаху, при соответствующем намерении?
Ведь как мы знаем из "Трех Основ", шейх уль-Ислям Ибн Теймиййа, дал определение термину поклонение, сказав:
إن العبادة اسم جامع لكل ما يحبه الله ويرضاه من الأقوال والأعمال الظاهرة والباطنة
«Поклонение – это понятие, охватывающее все, что любит Аллах и чем он доволен, из слов и дел, будь они скрытые или явные».
Шейх Салих ибн Абдуль-Азиз Али Шейх, комментируя эти слова, сказал:
كيف نصل إلى أن هذا العمل أو القول يحبه الله ويرضاه؟ لابد أن يكون مأمورا به، أو مخبَرا عنه بأن الله جل وعلا يحبه ويرضاه
"Но как нам понять, что то или иное слово или дело любит Аллах и как узнать, что Он им доволен? На это дело непременно должо содержаться повеление (в Коране и Сунне), или же сообщение о том, что Всевышний Аллах любит и доволен им".

Что касается сунны, то от пророка, мир ему и благословение Аллаха, пришли следующие хадисы:

Сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах любит, когда кто-то из вас выполняет какую-нибудь работу, делает это с умением». Этот хадис передали аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 5312 и Абу Я’ля 4386 со слов ‘Аиши. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1880, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1113.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дауд, мир ему, питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками». Этот хадис передали аль-Бухари 2073 и Ибн Хиббан 6227. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (2067).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Закарийа, мир ему, был плотником». Этот хадис передали Муслим 2379, Ибн Маджах 2150 и Ибн Хиббан 5142. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4456, «Сахих Ибн Маджах» 1760, «Сахих аль-Маварид» 1752.

Передают со слов аль-Микдама бин Ма’дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(, на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Дауд, да благословит его Аллах и приветствует, питался тем, на что он зарабатывал своими руками». Этот хадис передали Ахмад 4/131, 132, аль-Бухари 2072, Ибн Маджах 2138. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 5546, 5660, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1685, «Сахих Ибн Маджах» 1752, «Гъаятуль-марам» 163, «Мушкилятуль-факър» 33.

Однако недавно услышал в лекции у нашего дорогого брата Рината абу Мухаммада, о том что Шейх уль-Ислям Ибн Теймиййа (если не ошибаюсь) сказал, что нельзя поклонятся Аллаху, при помощи бытовых вещей. Т.е. можно лишь надеяться на вознаграждение. Может я недопонял. Объясните пожалуйста. БаракаЛлаху фикум.
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re: Может ли работа стать поклонением?

Сообщение tik »

Уа алейкум Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
Абу Мухаммад в теме Книга 1. Начало откровений «МУХТАСАР АЛЬ-БУХАРИ» писал:

Хадис №1 (1)

Сообщается, что Алькъама бин Уаккас Аль-Ляйси, рассказывал: «Я слышал, как ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, [делая хутбу] на минбаре сказал:«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “[О люди] Поистине, дела /оцениваются / только по намерениям и, (в версии: дела по намерению) поистине, каждому человеку /достанется/ лишь то, что он намеревался /обрести/, и /поэтому/ переселявшийся ради [Аллаха и Его посланника, его переселение будет ради Аллаха и Его посланника, а тот, чье переселение] ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится /лишь/ к тому, к чему он переселялся”»

Полезные вопросы, извлекаемые из хадиса:
6. В хадисе указание на то, что благое намерение может превратить простое дозволенное дело в поклонение.

Комментируя этот же хадис в "Правила фикха", шейх ас-Са'ди писал:

«Поистине деяния по намерениям и каждому человеку - то, что он вознамерился.» (аль-Бухари: 1, Муслим: 1907). Ния (намерение) - у него есть как бы две степени:
Первая степень – это отделение обычного действия (аль-’адаh) от поклонения (аль-‘ибадаh). Например, если человек не ест, не делает ничего другого, что нарушает пост, но он это делает просто так, т.е. это обычное действие, просто не ел, не пил, без намерения поста, без намерения, что это поклонение ради Аллаhа (субханаhу ва та’аля), что он оставляет это, желая приблизиться к Аллаhу (субханаhу ва та’аля) - то это просто «‘адаh» (обычное действие), а не «’ибадаh». Но если он оставляет ради Аллаhа (субханаhу ва та’аля), с намерением поста - то это уже становится «’ибадаh», поэтому надо обязательно отличать простое дело от поклонения. Это и есть первая функция намерения – отделение поклонения от обычного дела. Намерение является критерием того, это поклонение или просто обыкновенное деяние, обычное действие человека.
Вторая степень - намерение отделяет одно поклонение от другого, уже внутри поклонения, один вид отделяет от другого. Какое-то из них - фард ‘айн, какое-то из них - фард кифая, какой-то намаз - это ратиб, какой-то намаз - это нафиль (просто сунна, а не ратиб), т.е. обязательно должно быть вот это вот разграничение, чтобы деяние было правильным, истинным, действительным.
Чтобы деяние религиозное было действительным сначала нужно ограничить намерение - ограничить простое действие от поклонения, потом в поклонении уже необходимо отделение разных видов поклонения друг от друга - ты сейчас сделаешь намаз зуhр, или просто тахиятуль-масджид?!
Из степеней ния – это ихляс (искренность), т.е. это уже нечто большее, чем просто ния совершить деяние поклонения. У человека должно быть ния (намерение), как для самого деяния, так и намерение в отношении того, для кого это деяние. Отделение ‘адаh от ‘ибадаh, или отделение видов ‘ибадата друг от друга - это намерение связано с самим деянием, но должно быть еще намерение, связанное с тем, ради кого совершается деяние. Это и есть ихляс, т.е. человек намеренно совершая это деяние, не просто как деяние, а как поклонение - он должен совершать его только ради Аллаhа (субханаhу ва та’аля), и больше не ради кого другого.
Примером этого поклонения, могут быть все виды поклонения: фард намазы и дополнительные намазы, закят, пост, и’тикаф, хадж, ‘умраh. Хадж и закят - включая и обязательные виды их и не обязательные. Сюда же входят: жертвоприношение (hадьй), обеты (нузур), очищение, искупление (каффарат), джиhад, освобождение раба и т.д.
Более того, говорят ‘уляма, ния идет дальше - распространяется на вещи, которые является мубахат, т.е. вещи, которые просто дозволены Аллаhом, сами по себе не являющиеся поклонениями. Если человек делает эти вещи, которые просто дозволены Аллаhом с намерением, чтобы получить силы для того, чтобы быть покорным потом Аллаhу, и выполнять поклонения (‘ибадат) – то эти дозволенные деяния записывается ему как поклонение. Например, человек ест, пьет, спит - с намерением набраться сил для поклонения, зарабатывает деньги (например, с намерением дать садакъа), женится с намерением увеличить умму Мухаммада (‘алейhи ссоляту ва ссалям), когда имеет связь со своей женой или берет рабыню - делает для того, чтобы остерегаться от зина, остерегаться от того, что неугодно Аллаhу (субханаhу ва та’аля) - то на все эти мубахаты тоже распространяется ния, и делает из этих мубахатов потом ‘ибада (богоугодные деяния). На это нужно обратить внимание.

Главное чтобы мусульмане не уходили в работу с головой, оставляя свои обязательные предписания религии!

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Поистине, Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, освободись для поклонения Мне, и Я наполню твое сердце богатством и избавлю тебя от бедности. А если же ты не сделаешь этого, то Я займу тебя работой, и не избавлю тебя от нищеты”».

Этот хадис передали Ахмад 2/358, ат-Тирмизи 2466, Ибн Маджах 4107, Ибн Хиббан 393 и аль-Хаким 2/443 со слов Абу Хурайры. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис». Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Муфлих назвал хадис хорошим. См. «Адабу шар’иййа» 3/262. Шейх Ахмад Шакир назвал хадис достоверным. См. «Муснад Ахмад» 16/284. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1914, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3166, «Тахридж мишкатуль-масабих» 5100, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1359.

Уа фика Барака-Ллах.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Может ли работа стать поклонением?

Сообщение A'mash »

О том, что бытовые вещи могут стать поклонением по причине правильного намерения

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды люди из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказали: “О Посланник Аллаха, обладатели богатствами забрали всю награду, ведь они молятся подобно нам и постятся также, как мы, но они ещё и дают милостыню из излишков своего имущества!”
На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А разве Аллах не сделал и для вас то, посредством чего и вы могли бы совершать милостыню?
Поистине, каждое произнесение слов «Субхана-Ллах» (Свят Аллах) является милостыней;
и каждое произнесение слов «Аллаху акбар» (Аллах велик) является милостыней;
и каждое произнесение слов «аль-хамду ли-Ллях» (Хвала Аллаху) является милостыней;
и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) является милостыней;
и побуждение к одобряемому является милостыней;
и запрещение порицаемого является милостыней;
и даже совершение любым из вас полового акта со своей женой является милостыней».
Люди спросили: “О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?”
На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Как вы считаете, кто удовлетворит (свою страсть) запретным образом, разве он не заслужит грех? Точно также, если он сделает это дозволенным образом, ему запишется за это награда!» Муслим (1006).
Обратите внимание на то, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о том, что за такое бытовое деяние, как половой акт с женой, записывается награда в виде милостыни!
Къады ‘Ийяд сказал: “В этом хадисе содержится разъяснение того, что дозволенные (бытовые вещи) по причине искреннего намерения становятся поклонением”. См. “Икмаль аль-му’лим” (3/527).
Хафиз ан-Науауи сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что дозволенные (бытовые) вещи могут стать поклонением по причине намерения. Половой акт может стать поклонением, если иметь намерение: удовлетворить жену, с которой Аллах повелел жить в соответствии с обычаем, или при желании завести праведного ребёнка, или с намерением сохранить своё целомудрие и целомудрие жены, запретив тем самым обоим смотреть на запретное и думать о запретном”. См. “Шарх Сахих Муслим” (7/92).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Мудрый человек делает из своих бытовых вещей поклонение (по причине намерения), а беспечный человек из своего поклонения делает обычай”. См. “Шарх аль-‘Акыда ат-Тахауийя” (8/683).
Ответить