О ВАЖНОСТИ ВХОДИТЬ В ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ | Абу Яхья

Ответить
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

О ВАЖНОСТИ ВХОДИТЬ В ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ | Абу Яхья

Сообщение salyafit_07 »


О важности входить в положение людей | Абу Яхья

При активной поддержке помощников с редакторского канала в Телеграм:
Инсаф Адельбаев, UmmZara86 سابينا ام زارة - (да воздаст Аллах им благом)

Изображение

О рабы Аллаха!
Бойтесь Аллаха, и знайте, что благонравие (благие нравственные качества) - это из самых великих составляющих веры (имана). Этот Шариат (эта религия) побуждает к благонравию. Аллах говорит:

"Относись к людям снисходительно, приказывай благое (побуждай к благому), и не обращай внимания на невежд" 1

И говорит Пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Я отправлен для того, чтобы довести до полноты (до совершенства) праведные нравственные качества". 2
Значит, наша нравственность и наша религия, они находятся в тесной связи - чем больше у человека иман, чем больше у него богобоязненность, тем лучше у него нравственные качества.
Я хочу напомнить об одном из этих нравственных качеств, о рабы Аллаха! Это великое нравственное качество! Это - способность входить в положение людей: это способность сочувствовать, это способность чувствовать положение другого человека. Это великое нравственное качество! Без этого нравственного качества не будет порядка и не будет блага в обществе в отношениях между людьми. И это касается всех сфер.

Начните, хотя бы, с имама мечети. Имам мечети - он должен учитывать чувства людей (положение людей), поэтому он должен относиться с большим вниманием к своим обязанностям, выполнять их как положено, проводить намазы с людьми. И он должен учитывать положение людей и их обстоятельства. И поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда кто-то из вас проводит намаз в качестве имама для людей, то пусть не затягивает намаз (пусть не делает его слишком длинным), потому что среди них (среди молящихся) есть и слабый, и больной, и тот, у которого есть какое-то дело (какая-то нужда)". 3
То же самое касается муаззина. Муаззин должен чувствовать ответственность за азан. Особенно, если это касается Рамадана - утреннего намаза и вечернего намаза!
А служащие, работники и ответственные лица? У них тоже должно проявляться это качество. Они должны учитывать чувства людей, входить в положение. Когда к ним приходят посетители, они должны проникаться их проблемой. Только тогда сможет какой-то служащий (или ответственное лицо) нормально выполнять свои обязанности и решать проблемы людей, когда он будет ставить себя на место человека, который к нему обращается. Это из лучших средств того, как правильно выполнять свои обязанности - относиться так, как будто это его собственная проблема!
Проявляется это качество - отношение к чувствам людей - и в таком вопросе, как очереди! Бывает, что люди стоят в очереди за чем-то, и появляются некоторые люди (есть такие - наглые, дерзкие), которые занимают чужое место, которые лезут без очереди; или такие люди (это бывает на парковках), которые ставят свою машину как-то так - перед чьей-то машиной или позади чьей-то машины, из-за чего потом другие не могут выехать - задерживают людей, мешают им!
Это же качество должно проявляться и в семье. Смотрите... женится молодой человек. Да, когда человек женится, у него меняется уклад жизни. Всё меняется, новая жизнь наступает для него - сейчас другие условия, появляются какие-то рамки. И этот молодой человек оказывается слабым перед проблемами, и малейшее разногласие с женой (какая-то проблема), всё! Он не учитывает чувства его жены, он не учитывает чувства её родителей, которые вырастили её, которые проникнуты любовью и жалостью к своей дочери. Он не учитывает их чувства! Он забывает про то, что, когда он пришел свататься, ему оказали радушный приём, за него отдали свою дочь. Он забывает обо всём этом! И по самому незначительному поводу, из-за самой мелкой проблемы, он готов прибегнуть к средству, который разрушает семьи и дома - к таляку!
О рабы Аллаха, важность этого качества также проявляется в такой вещи, как отношение к местам общего пользования - когда есть какие-то места, которые не принадлежат одному человеку, но кто-то не учитывает положение людей, не считается с чувствами людей и пользуется этими местами так, как будто это его личная собственность, не давая пользоваться другим! Это, например, бывает в мечетях (в домах Аллаха) - хоть это бывает намаз-джуму'а, хоть другие намазы, это может масджидуль-харам или какие-то другие мечети - что делают люди? Стелют какие-то коврики, или кладут какие-то предметы, и всё - бронируют себе места! А их самих нет. Это запрещено! Никто не имеет права брать и себе присваивать какую-то часть мечети. Тот, кто делает это подобен такому человеку, который вероломно себе присвоил что-то! Есть только один случай, когда это можно сделать - когда человек пришёл раньше всех (то есть он опередил других к этому месту, он первый занял это место), а потом что-то случилось (проблема у него какая-то, или что-то, из-за чего ему нужно выйти). И он выходит, чтобы вернуться потом - только в таком случае он может что-то оставить, потому что он имеет на это место больше права, чем другие. Почему? Потому что, он опередил других к этому месту. И поэтому передано от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он сказал: "Кто встал со своего, а потом вернулся туда, он имеет на это больше права". 4 А так, что по несколько дней лежит какой-то предмет, мол: "Это моё место в мечети", или на уроке каком-то - это неправильно! Поэтому и издано было это решение в масджидуль-харам, масджидуль-набауи собирать вот эти вот коврики, конфисковать их - те коврики, где не молятся люди, где просто люди стелют и занимают, бронируя вот так места.
То же самое касается, о рабы Аллаха, пользования туалетами в общественных местах, где совершается 'уду. Ну как ты не учитываешь чувства других людей, как ты можешь оставлять после себя этот туалет - вот таким вот грязным! Или места совершения 'уду!
О рабы Аллаха, и это же проявляется в вещи, которая ещё страшнее. Необходимо здесь помнить о чувствах других и это помогает избавляться от этого греха - зина (прелюбодеяние). Страшный грех! Когда пришёл молодой человек к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: "Разреши мне совершить прелюбодеяние". Что сказал ему Пророк (мир ему и благословение Аллаха)? Он сказал: "Ты хочешь, чтобы с твоей матерью это делал кто-то? Или с твоей дочерью? Или с твоей сестрой? Или с твоей тётей? Хочешь или нет?!". Парень ответил: "Нет, клянусь Аллахом! Да будет отец мой и мать выкупом за тебя! Я не хотел бы этого". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: "Вот так же и люди не хотят, чтобы кто-то совершал прелюбодеяние с их матерью, или с их дочерью, или с их сестрой!". 5
О рабы Аллаха, вообще, эта религия - вся она проникнута этим духом, духом сочувствия и понимания положения других. Посмотрите... такие великие поклонения, как пост и закят. Одна из мудростей закята, что человек входит в положение бедняков, что он помогает. И это помогает сплотить общество.
Также это качество проявляется и в такой вещи, как спор. Как часто можно видеть, как два брата начинают из-за какой-то вещи или из-за какого-то вопроса спорить друг с другом - спорить и доказывать! Цель одна - победить! "Я должен победить! Слово последнее моё должно быть!" - так он считает. Он не хочет учитывать чувства того человека, он не понимает, что если он сейчас додавит того человека и задавит его, тот человек, тем более, не примет истину, если он хочет донести до него истину. И поэтому сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если он прав". 6
Ты сказал то, что ты знаешь из правильного (из истины) - хвала Аллаху! Не добавляй какие-то другие слова, не ожесточай этот спор.
Это качество также проявляется в ситуации, когда есть трое людей, и вот, двое отходят в сторонку, или начинают друг другу что-то на ухо шептать, а третий смотрит на них, не слышит, что они говорят. Это запрещено, о рабы Аллаха! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если вас бывает трое, то пусть двое не ведут друг с другом тайную беседу, пока они не смешаются с другими людьми". 7 Почему? Потому что это печалит того третьего человека.

Итак, о рабы Аллаха, мусульманин обязан украшаться благими нравственными качествами. Поистине, этот нрав (эта нравственность) - это из признаков имана!
Но помните, что учитывать положение людей, их чувства, да, важно, но только не в ущерб религии! Только не тогда, когда это идет наперекор религии Аллаха! Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Тот, кто ищет довольство Аллаха, даже если не довольны этим люди, то Аллах избавляет его от тягот, которые причиняют люди. А тот, кто ищет довольство людей, гневя Аллаха, того Аллах поручит людям" 8 - Аллах не будет защищать его от людей.

О Аллах, наставь нас к благим нравственным качествам, никто не наставляет к ним, кроме Тебя; и отведи от нас дурные нравственные качества, никто не может отвести их от нас, кроме Тебя!

Ссылки:
1. Сура "аль-А'раф", 7:199.
2. аль-Бухари в "аль-Адабуль-Муфрад", 273; аль-Хаким, 3/613; Ахмад, 8952. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. "Сахих аль-Адабуль-Муфрад", 207.
3. аль-Бухари, 704; Муслим, 466.
4. Ахмад, 2/263, 447, 537; аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад", 1138; Муслим, 2179; Абу Дауд, 4853; Ибн Маджах, 3717 со слов Абу Хурайры; Ахмад, 3/422 со слов Уахба ибн Хузайфы. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 722.
5. Ахмад, 5/256-257; а также Табарани в "аль-Кабир", 7679 со слов Абу Амамы. Иснад его достоверный, а все его передатчики заслуживающие доверия. Об этом также сказал аль-Хайсами в "Маджма'у-з-зауаид", 1/129. См. "Сильсиля ас-Сахиха", 370.
6. Абу Дауд, 4800. Имам ан-Науауи назвал хадис достоверным. См. "Рияду-с-Салихин", 630. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. "Сильсиля ас-сахиха", 273; "Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб", 2648; "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 1464; "Сахих Сунан Абу Дауд", 4015.
7. аль-Бухари в "аль-Адабуль-муфрад", 1169; Муслим, (7/13); Абу Дауд, ат-Тирмизи (4/27 - Тухфа); ад-Дарими, (2/282); Ибн Маджах и Ахмад, (1/375, 425, 430, 431, 438, 440, 460, 6464 и 465) по путям от него. ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».
8. ат-Тирмизи, 2414 и др. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха", 2311; "Сахих аль-джами' ас-сагъир", 6097.

Ответить