Труды с высказываниями сподвижников

Ответить
mum1n
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 окт 2018, 01:41

Труды с высказываниями сподвижников

Сообщение mum1n »

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлах, братья

Наш любимый пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним". (аль-Бухари, Муслим)

Подскажите, где я могу найти достоверные высказывания сподвижников, да будет доволен ими Аллах, их наставления, истории из их жизни?

ДжазакумуЛлаху хайран, братья, за такой ценный ресурс знаний.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Если ты имеешь в виду на русском языке отдельные сборники и труды с достоверными высказываниями сподвижников, то таковых нет.
А если ты спрашиваешь в общем, то конечно же такие труды имеются, и их очень много.

Вообще, ты поднял важный вопрос брат, потому что мнения и позиции сподвижников весьма и весьма важны и необходимы для ознакомления с ними, так как никто после Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не понимал религию лучше и правильнее них. Ведь это люди, которых Аллах избрал для своего Посланника, которые были свидетелями откровения и распространителями этой славной религии!
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, Всевышний Аллах посмотрел на сердца рабов, и нашёл сердце Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наилучшим из сердец, после чего избрал его для Себя и послал со Своим посланием! Затем Аллах посмотрел на сердца рабов, после сердца Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и нашел сердца его сподвижников наилучшими сердцами из сердец Его рабов, и сделал их помощниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/379, аль-Баззар 5/212. Достоверность подтвердили Ибн аль-Къайим, Ибн Хаджар, ас-Сахуаи, аль-‘Аджлюни, Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “аль-Фурусия” 229, “аль-Амали” 65, “Кашф аль-хафа” 2/245.
Аль-Хасан аль-Басри говорил: “Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) имели самые благочестивые сердца в этой общине. Это люди, которых Аллах сделал сподвижниками Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сделал теми, кто утверждал Его религию. Подражайте их нравам и следуйте по их пути, ибо, клянусь Господом Каабы, они были на прямом пути!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1807. Иснад достоверный.
Аш-Ша’би сказал: “Бери то, что рассказали тебе от сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своём мнении, помочись!” ‘Абду-р-Раззакъ 11/256. Иснад достоверный.
Са’ид ибн Джубайр сказал: “То, что не было известно сподвижникам, участвовавшим в битве при Бадре, не из религии”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1425.
Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло хотя бы от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.
Имам Ахмад сказал: “Основа Сунны для нас – это следовать тому, на чем были сподвижники Посланника (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 2/335.
Салих ибн Кайсан рассказывал: “Я требовал знание вместе с аз-Зухри, и мы говорили: «Будем записывать Сунну», и мы стали записывать все, что пришло от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем он сказал: «Будем записывать то, что пришло от сподвижников, ибо поистине, это тоже относится к Сунне!» Я сказал: «Это не Сунна, и мы не будем это записывать!» Однако аз-Зухри это записывал, а я нет, и преуспел аз-Зухри в знании, а я нет”. ‘Абду-р-Раззакъ 11/258, Абу Ну’айм 3/360, Ибн ‘Асакир 23/368.

И ты может быть не поверишь, но Всевышний Аллах сохранил мнения и позиции сподвижников по многим вопросам религии так, как не сохранил по этим вопросам слова тех или иных имамов, несмотря на то, что они жили после них, и у них были последователи, записывавшие их слова.
И ни в коем случае не слушай то, что говорят поздние фанатики из числа мукъаллидов, что простолюдины не имеют права следовать за мазхабов сподвижников и делать за ними такълид, и что напротив, они должна делать такълид только за одним из мазхабов.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Некоторые из числа крайних сторонников мукъаллидов открыто заявили в некоторых своих трудах по усулю, что нельзя делать такълид за Абу Бакром и ‘Умаром, но обязательно делать такълид за аш-Шафи’и. О Аллах, как же это удивительно! Он обязал такълид за аш-Шафи’и и запретил вам такълид за Абу Бакром и ‘Умаром! Мы свидетельствуем свидетельством, за которое будем спрошены в Судный день, что если от этих двух праведных халифов, следовать за которыми нам велел Пророк (мир ему и благословение Аллаха), передаётся что-то достоверное, а все жители земли пойдут им в противоречие, то не обращается внимания ни на кого из них! И мы воздаём хвалу Аллаху за то, что Он избавил нас от того, чем поразил тех, которые запрещают делать такълид за этими сподвижниками и обязывают делать такълид за имамом, которым они следуют”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 3/531.
Имам Абу Шама сказал: “Из числа удивительных вещей то, что когда до них (мукъаллидов) дойдёт асар от кого-либо из больших сподвижников, они говорят без доли стеснения и скромности: «Новый мазхаб аш-Шафи’и гласит, что слова сподвижника не являются доводом». И таким способом они могут отвергнуть слова Абу Бакра и ‘Умара, а в то же время не отвергают слова Абу Исхакъа (аш-Ширази) и аль-Гъаззали”. См. “Мухтасар аль-Муъаммаль фи радд иля аль-амр аль-аууаль” 71.
И обрати внимание на следующие слова этого великого сподвижника:
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто желает подражать, пусть подражает тем, кто умер, а это – сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Они были лучшими членами этой общины, имели самые благочестивые сердца, были самыми знающими и меньше всех притворялись. Это был народ, который Аллах избрал для того, чтобы они были сподвижниками Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/305. Иснад достоверный. См. “аль-Кауакиб ан-найрат” 13.
Свят Аллах, Ибн ‘Умар побуждает нас делать такълид за сподвижниками, а поздние мазхабисты говорят, что такълид за сподвижниками делать нельзя, так как, видите ли, их мазхабы не упорядочены, и не по всем вопросам имеются их слова.
Опровергая слова ас-Субки, сказавшего: «Мы сильно желали, чтобы эти мазхабы (саляфов) были сохранены так же, как были собраны эти мазхабы (четырёх имамов)», имам Ибн Таймия сказал: “На это говорится: Они собраны, хвала Аллаху, и упорядочены с точностью их слов во многих трудах точно так же, как собраны мнения четырёх имамов. И тот, от кого передали слова с точной формулировкой куда точнее и яснее, чем то, что передано сокращённо и по смыслу, когда допускаются множество ошибок. Это подобно тому, как жители Хорасана передавали мазхаб аш-Шафи’и по смыслу, по причине чего часто ошибались в своих передачах, в отличие от жителей Ирака, которые передавали его мнение в точности. И дословная точная передача мазхабов саляфов является достовернее, чем передача группы последователей (четырёх мазхабов) от этих известных имамов!” См. “ар-Радд ‘аля ас-Субки” 2/769-770.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разделится моя община на семьдесят три группы. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они?!” На что он ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!» Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
Если бы после смерти сподвижников нельзя было бы следовать за ними, то Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно пояснил бы это, и не велели бы следовать за ними, не ограничивая это временем.
Хайсам ибн Джамиль рассказывал: “Как-то я сказал Малику: «О Абу ‘Абдуллах, у нас есть люди, которые собрали книгу, и говорит один: «Рассказал нам такой-то от такого со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба то-то и то. И рассказал нам такой-то от Ибрахима (ан-Наха’и) то-то и то», после чего выбирают мнение Ибрахима». Малик спросил: «А слова ‘Умара для них достоверны?» Я сказал: «Это такая же достоверная для них передача, как и слова Ибрахима». Тогда Малик сказал: «От них необходимо требовать принесения покаяния»”. Ибн Хазм в “аль-Ихкам” 6/120.
Об этой истории имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если Малик требовал принесение покаяния от тех, кто оставил слова ‘Умара в пользу слов Ибрахима ан-Наха’и, то что бы он сказал о том, кто оставляет слова Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в пользу слов того, кто ниже Ибрахима или подобен ему?!” См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/462.
Имам аль-Ауза’и говорил: “Человеку, до которого дошло веление Посланника (мир ему и благословение Аллаха) относительно какого-то вопроса, не остаётся ничего, кроме как последовать ему. Если же касательно этого нет указаний от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но об этом высказались его сподвижники, то они ближе к истине, чем мы. Ведь Всевышний Аллах похвалил тех, которые будут после сподвижников за то, что они последовали за ними, сказав: «Аллах доволен опередившими и первыми из числа мухаджиров и ансаров, а также искренне последовавшими за ними» (ат-Тауба 9: 100)”. ад-Дарими в “ар-Радд ‘аля аль-джахмия” 78.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Сподвижники знали о Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, что мы могли знать и не знать. Они выше нас в каждом знании, выше в иджтихаде, в богобоязненности, в разуме, в вопросах извлечения законоположений. Их мнения для нас похвальнее и важнее, чем наши личные мнения для нас самих!” аль-Байхакъи в “Манакыб аш-Шафи’и” 1/442.

__________

Что же касается трудов и сборников, которые выделились собиранием высказываний сподвижников, то их очень много, как уже говорилось.
Во-первых, следует отметить, что отдельные слова и мнения сподвижников встречаются и в известных сборниках по пророческим хадисам, хоть и не часто. Будь то «Сахих аль-Бухари» или «Сахих Муслим», или же четыре сборника «ас-Сунан».

Во-вторых, самыми большими сборниками со словами сподвижников являются такие труды, как «аль-Мусаннаф» ‘Абду-р-Разакъа и «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы.
Например, в «аль-Мусаннаф» ‘Абду-р-Разакъа более 21000 сообщений, а в «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы более 40000 асаров.
НО, следует отметить, что эти имамы не ограничивались приведением только высказываний сподвижников. Нет. В их сборниках имеются и пророческие хадисы, хоть их и мало, и слова таби’инов наряду со словами сподвижников.
Также и в великом труде имама Ибн аль-Мунзира «аль-Аусат», в котором он привёл 9700 сообщений, есть много асаров от сподвижников.

В-третьих, также есть отдельные труды, в которых собирались только слова конкретного сподвижника, в частности кого-либо из халифов, а в частности ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Например, у хафиза Ибн Касира есть прекрасный труд, именуемый «Муснад аль-Фарукъ», в котором он собрал сообщения от ‘Умара, и часто сам высказывается относительно степени их достоверности.
Кстати вот тут можно скачать эту книгу в трёх томах:
http://waqfeya.com/book.php?bid=10650

В-четвёртых, множество трудов с достоверными высказываниями сподвижников составляли и современники.
Например, есть прекрасная книга под названием «Акъуаль ас-сахаба аль-муснада фи масаиль и’тикъад» в 4 томах, в которой собрано более 1370 асаров от сподвижников по вопросам вероубеждения, с рассмотрением их достоверности.
Кстати, все 4 тома можно скачать по следующим ссылкам:
https://ia802705.us.archive.org/19/item ... abah01.pdf
https://ia802705.us.archive.org/19/item ... abah02.pdf
https://ia902705.us.archive.org/19/item ... abah03.pdf
https://ia802705.us.archive.org/19/item ... abah04.pdf

Также есть труд Пакистанского мухаддиса – шейха Закарии аль-Бакистани под названием «Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх», в которой он привёл достоверные сообщения от сподвижников по вопросам фикъха, начиная с главы «Очищения».
Все три тома одним файлом можно скачать тут:
https://ia601207.us.archive.org/7/items ... /56328.pdf

Также есть прекрасный труд современника, в котором собраны 1100 достоверных сообщений от ‘Умара ибн аль-Хаттаба под названием «Джами’ аль-асар аль-къаулия уаль-фи’лия ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар ибн аль-Хаттаб».
Кстати, эту книгу можно так же скачать по следующей ссылке:
https://d1.islamhouse.com/data/ar/ih_bo ... al5tab.pdf

Уа джазак брат!
mum1n
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 окт 2018, 01:41

Re: Труды с высказываниями сподвижников

Сообщение mum1n »

Да брат, ты вновь напомнил мне, как важно и полезно знать арабский язык. Ин шаа Аллах выучу и литература пойдет на пользу.
БаракаЛлаху фика!
Ответить