Недавно на одном из арабских форумов, где собираются хаддадито-такфиристы встретил высказывание имама Ибн Таймии, из которого извлекалось, что он не делал незнание в вопросах неверия и многобожия оправданием.
Шейхуль-Исляма Ибн Таймию спросили: «Что говорят почитаемые учёные – имамы религии, да будет доволен ими Аллах, относительно людей, которые возвеличивают определённых шейхов так, что начинают прибегать к ним за помощью при трудностях (истигъаса)? Они проявляют смиренность перед ними, посещают их могилы и целуют их, желая получить благодать посредством земель с этих могил (табаррук), а также зажигают там светильники на протяжении всей ночи. Они устанавливают определённые периоды времени, в которые посещают эти могилы издалека, называя этот период «ночь жизни», избирая это для себя днём ‘Ида. Они дают в этих местах обеты и молятся возле этих могил. Является ли дозволенным для этих людей совершать подобное, или же это является запретным (харам) или нежелательным (макрух)?»
Он ответил: “Тот, кто прибегает за помощью к умершему или отсутствующему, взывая к ним в случае трудностей и печали, желая от них помощи в их нужде, например, говоря: «О господин мой шейх, я в твоей власти, я под твоим покровительством», или при нападении врага говорит: «О мой господин такой-то», желая руководства и защиты от него, или же говорит подобное при своей болезни, бедности и прочих нуждах, то поистине, этот человек невежественный многобожник, ослушник Аллаха по единодушному мнению мусульман! Воистину, все мусульмане единогласны, что к умершему нельзя взывать и просить у него чего-либо, будь это пророк, шейх или кто-либо иной”. См. “Джами’ ар-расаиль” 3/145.
В таком виде цитируются эти слова. И это выдавалось не просто за мнение имама Ибн Таймии, но и как наличие единогласного мнения учёных в том, что мусульманин, впавший в многобожие не имеет оправдания и становится вероотступником, независимо от того, знал он про это положение или не знал.
Естественно, по той причине, что подобное утверждение противоречило тому, что во многих трудах говорил часто сам шейхуль-Ислям Ибн Таймия про вопрос "оправдания по незнанию", эти слова вызвали у меня подозрение и я решил перепроверить их, поскольку по милости Аллаха обладал упомянутым трудом имама.
Так вот, вернувшись к оригиналу я обнаружил, что опирающиеся на эти слова Ибн Таймии мягко говоря, возводят на него ложь и занимаются подтасовкой, ибо они не упомянули итог ответа шейхуль-Исляма, который отвечая на этот вопрос и разъяснив его, сделал совершенно противоположное заключение.
С дозволения Всевышнего Аллаха хочу привести итог ответа шейхуль-Исляма, чтобы читатель сам сделал выводы, а на будущее был аккуратным и не доверял подобным вырванным из контекста словам учёных, не уточнив и не перепроверив.
Так вот, шейхуль-Исляма Ибн Таймию спросили: «Что говорят почитаемые учёные – имамы религии, да будет доволен ими Аллах, относительно людей, которые возвеличивают определённых шейхов так, что начинают прибегать к ним за помощью при трудностях (истигъаса)? Они проявляют смиренность перед ними, посещают их могилы и целуют их, желая получить благодать посредством земель с этих могил (табаррук), а также зажигают там светильники на протяжении всей ночи. Они устанавливают определённые периоды времени, в которые посещают эти могилы издалека, называя этот период «ночь жизни», избирая это для себя днём ‘Ида. Она дают в этих местах обеты и молятся возле этих могил. Является ли дозволенным для этих людей совершать подобное, или же это является запретным (харам) или нежелательным (макрух)?»
Да, он так сразу же и ответил: “Тот, кто прибегает за помощью к умершему или отсутствующему, взывая к ним в случае трудностей и печали, желая от них помощи в их нужде, например, говоря: «О господин мой шейх, я в твоей власти, я под твоим покровительством», или при нападении врага говорит: «О мой господин такой-то», желая руководства и защиты от него, или же говорит подобное при своей болезни, бедности и прочих нуждах, то поистине, этот человек невежественный многобожник, ослушник Аллаха по единодушному мнению мусульман! Воистину, все мусульмане единогласны, что к умершему нельзя взывать и просить у него чего-либо, будь это пророк, шейх или кто-либо иной”.
Но на этом Ибн Таймия не завершил свой ответ, ибо его ответ на этот вопрос был на девять страниц.
Сразу после этих слов он стал разъяснять, что дозволяется обращаться за помощью к живому и присутствующему человеку в том, на что он способен. После чего стал разъяснять это и приводить аргументы. Среди прочего он упомянул о том, как сподвижники прибегали за помощью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) при его жизни, как они делали тауассуль посредством его мольбы и т.п. После чего он сказал, что после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) никто из сподвижников не взывал к нему, и не посещал для этого его могилу.
Далее он указывает на то, что учёные запрещали строить мечети на могилах, будь это могилы пророков или праведников. И стал упоминать о том, как люди впали в многобожие посредством возвеличивания могил и т.п.
Затем он стал разъяснять то, что посещение могил бывает узаконенное и запретное, нововведенческое. Затем он стал приводить примеры нововведенческих вещей, совершаемых возле могил.
После этого он упомянул, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обвинял в неверии и сражался с арабскими многобожниками несмотря на то, что они признавали, что Аллах является единственным Творцом небес и земли, однако, тем не менее, они взывали к иным божествам, что являлось поклонением им.
И после всего этого он говорит: “Тот, кто следует этому пути – тот является многобожником по мере того многобожия, которое присутствует в нём. И если касательно этого многобожия человеку будет предоставлен довод, а он не прекратит, то его надлежит казнить подобному тому, как казнят прочих многобожников. И его не хоронят на кладбищах мусульман и не совершают по нему погребальную молитву. Но, если он был несведущим, до которого не дошло знание, не знал истинного положения многобожия, из-за которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сражался с многобожниками, то в таком случае не выносится суждение о его неверии. В частности по причине того, что это многобожие увеличилось среди причисляющих себя к Исламу. И кто убеждён, что подобные вещи (упомянутые в вопросе) являются приближением (к Аллаху), тот – является заблудшим по единодушному мнению мусульман, а после предоставления ему довода, он станет неверным! Для всех мусульман в общем, и для правителей мусульман в частности, является обязательным запрещать подобные вещи, устрашая за подобное и наказывая шариатским наказанием тех, кто не прекратит!” См. “Джами’ аль-масаиль” 3/145-154.
Как мы видим, эти слова шейхуль-Исляма были искажены по причине умалчивания его завершающих слов, и этот его ответ нисколько не поддерживает позицию тех, кто утверждает, что нет такого понятия, как "оправдание по незнанию". Напротив, эти его слова против подобного мнения, и они вновь подтверждают его установленную позицию, что есть оправдание по незнанию даже в вопросах большого неверия и многобожия; и что мусульманина, который по причине незнания и невежества впадает в многобожие, не выводят сразу из Ислама, не предоставив ему довод.
Ну а кто желает убедиться сам в том, как эти слова были использованы в неправильном свете, и как была совершена подтасовка, тот может скачать этот том по следующей ссылке и прочитав весь вопрос и ответ со стр. 145 до 154:
https://ia800309.us.archive.org/23/item ... 52685s.pdf