Наставление шейха аль-Му’аллими учёным
Сказал выдающийся учёный – Шейх ‘Абдуррахман ибн Яхья аль-Му’аллими, да помилует его Аллах:
«Сколько же существует случаев, когда учёный допускает ошибку в каком-либо вопросе, и его братья (по вере) из числа обладателей знания, не утруждают себя заботами навестить его и обсудить с ним этот вопрос, или же списаться с ним по поводу этого. Максимум, что делает один из них, это – публикует свои возражения в каком-нибудь издании или послании, очерняя и обвиняя в невежестве того учёного, или же обвиняя его в нововведении и неверии. В итоге, результат получается противоположный ожидаемому.
Сколько же существует вопросов, в отношении которых в Египте даётся одно религиозное постановление, в Шаме другое, а в Индии третье. Если бы между учеными была взаимосвязь, то такое значительное расхождение, которое только расширяет раскол и приводит к спорам и тяжбам, не имело бы место.
Ученые религии больше всех нуждаются во взаимосвязи и взаимопомощи, особенно в это время, при котором распространились чума безбожия и слабое желание изучать религиозные науки. Более того, люди стали на грани отвращения от религиозных наук, и каждый обходится своим мнением.
Ученые религии нуждаются во взаимопомощи для создания путей, которые сократят расстояние между ними и обучающимися современным наукам, в которых будут разъясняться религиозные вопросы совпадающими методами изложения путём современного мышления. Этим самым получится остановить эту чуму от дальнейшего распространения, оказать лечение больным, и более того, получится проводить пропаганду, которая принесет свои плоды, ин шаа Аллах.
Что касается известного «лекарства» сегодня, то это обвинение в неверии и заблуждении, а такой метод только усугубит болезнь. И это подобно человеку, у которого, на некоторых из его пальцев появилась проказа и он отсек ее. Проказа появилась на другом пальце, и он опять отсек ее. И было сказано ему: «Смилуйся над собой, пока не потерял все свои органы».
Это очень обширная тема. Я ограничусь небольшим указанием.
И важнее этого положения мечетей, школ и научных учреждений. Их необходимость во взаимосвязи и взаимопомощи сильнее, так как изъян некоторых из них навредит всей общине, особенно в это время, в которое система обучения колеблющаяся, что вынудило людей вносить в нее изменения и поправки в соответствии с пользой».
См. “Сыфат аль-иртибат бейна аль-‘уляма филь-къадим” стр. 16-17.