Возмещает ли молитву пребывавший в коме?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3312
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Возмещает ли молитву пребывавший в коме?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Возмещает ли молитву тот, кто какое-то время пребывал
в состоянии обморока или комы?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Человек, который пребывал в коме или бессознательном состоянии, после чего спустя время пришёл в себя, следует ли ему восполнять молитвы, которые он пропустил, будучи в коме или нет? На этот счёт среди саляфов существовало три мнения:

1. Первое мнение гласит, что такой человек не обязан ничего восполнять, так как он пребывал в бессознательном состоянии не по своему желанию и выбору. И этого мнения придерживалось большинство учёных, среди которых Тауус, аль-Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин, Ибн Шихаб аз-Зухри, Раби’а, Малик, аш-Шафи’и, Абу Саур. См. “аль-Мудаууана” 1/184, “аль-Умм” 1/148, “аль-Аусат” 4/454.
Их аргумент – это асар Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах):
Нафи’ рассказывал: “Как-то ‘Абдуллах ибн ‘Умар лишился сознания, а затем он не стал возмещать молитву (которую пропустил, когда был без сознания)”. Малик в “аль-Мууатта” 24.
Следует отметить, что один из самых достоверных иснадов, именуемых мухаддисами «золотым», является именно этот иснад: Малик, передавший от Нафи’а, который передал от Ибн ‘Умара.
В другом асаре сообщается, что Ибн ‘Умар был без сознания сутки, но после того, как пришёл в себя не стал возмещать молитвы. ад-Даракъутни в “ас-Сунна” 1861.
А в других версиях говорится, что Ибн ‘Умар провёл без сознания больше двух-трёх дней и не возместил молитвы. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 2323, ад-Даракъутни в “ас-Сунна” 1862-1863.
Приведя сообщение от Ибн ‘Умара, имам Малик сказал: “Причина этого (не возмещения молитв) в том, а Аллаху ведомо лучше, что время молитвы уже вышло. А что касается того, кто пришёл в себя сразу во время самой молитвы, то он совершает её”. См. “аль-Мууатта” 1/13.

Также сторонники этого мнения опирались на асар от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
‘Асым рассказывал: “Когда Анас пробыл без сознания, впоследствии он не возместил молитвы”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 2324.
Однако необходимо отметить, что если ‘Асым, передавший этот асар от Анаса – это ‘Асым аль-Ахуаль, тогда иснад этого сообщения является сильным. Но если речь идёт о ‘Асыме ибн Аби Наджуде, тогда иснад этого сообщения является прерванным, так как ад-Даракъутни говорил, что ‘Асым ибн Аби Наджуд не слышал от Анаса.

2. Второе мнение гласит, что следует возместить только первый день, в который человек впал в бессознательное состояние. И этого мнения были Къатада, Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам, Хамад, Абу Ханифа, Исхакъ ибн Рахауайх. См. “Масаиль аль-Каусадж” 1/174, “аль-Аусат” 4/456, “Тухфатуль-фукъаха” 1/192.
В качестве довода они опирались на следующее сообщение от Нафи’а: “Ибн ‘Умар пребывал в коме месяц, а когда он пришёл в себя, то не восполнял молитвы, кроме тех, которые он не совершал в день, когда лишился сознания”. ‘Абду-р-Раззакъ 4153, Ибн Аби Шейба 2/170.
Сообщений с таким смыслом от Ибн ‘Умара несколько, однако все они передаются через путь Ибн Аби Лейли, а он является слабым передатчиком, так как обладал плохой памятью. Также одна из версий этого сообщения передаётся и через Аш’аса, который то же являлся слабым. К тому же эта версия противоречит предыдущим достоверным сообщениям от самого Ибн ‘Умара. Поэтому имам Ибн аль-Мунзир касательно этого сообщения сказал: “Я не считаю, что это является достоверным от Ибн ‘Умара. А первая передача (что он ничего не возмещал) является достоверной от него”. См. “аль-Аусат” 4/455.

3. Третье мнение гласит, что следует возместить все молитвы, которые человек пропустил, пока находился без сознания. И этого мнения были Муджахид, ‘Ата, Маймун ибн Михран, Ахмад ибн Ханбаль. См. “Масаиль Ахмад уа Исхакъ” 324, “аль-Аусат” 4/454.
Салих – сын имама Ахмада рассказывал, что он спросил своего отца: “Тот, кто пребывал в обмороке, сколько молитв восстанавливает?” Он ответил: “Возмещает все молитвы”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 1/445.
Их мотивировкой была аналогия, проведённая между потерявшим сознание, будь он в обмороке или коме, и тем, кто проспал молитву. Они говорили, что точно так же, как обязан без сомнения возмещать молитву проспавший её, обязан возмещать её и тот, кто пришёл в сознание после обморока или комы.
И также их доводом были некоторые асары от сподвижников:

Асар от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах):
Ибн ‘Умар относительно того, кто впал в обморок на сутки, сказал: “Он должен возместить молитвы”. Мухаммад аш-Шайбани в “аль-Асар” 170.
Однако это сообщение не является достоверным.
Во-первых, это сообщение передаётся через Абу Ханифу, а большинство мухаддисов считало его слабым передатчиком, среди которых: Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан, Ибн аль-Мубарак, Суфьян ас-Саури, Малик, Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Хатим, ан-Насаи, Ибн ‘Ади, ад-Даракъутни, и др. См. “ад-Ду’афа” 4/285, “аль-Камиль” 4/325, “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/460, “ад-Ду’афа уаль-матрукин” 29.
Во-вторых, это сообщение от Ибн ‘Умара передаёт Ибрахим ан-Наха’и, а как говорил ‘Али ибн аль-Мадини в «аль-‘Иляль», передача Ибрахима от сподвижников является прерванной.
В-третьих, это сообщение противоречит тому, что действительно достоверно передаётся от Ибн ‘Умара с иснадом, подобным солнцу в ясный день.

Асар от ‘Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах):
Язид рассказывал: “Когда ‘Аммара ранили, он потерял сознание, и пробыл в таком положении время зухра, ‘асра, магъриба и ‘иша. Когда же он пришёл в себя посреди ночи, но совершил зухр, ‘аср, магъриб и ‘иша”. ‘Абду-р-Раззакъ 4156, Ибн Аби Шейба 2/171.
Однако это сообщение является слабым, поскольку от ‘Аммара его передаёт Язид – его вольноотпущенник, который является неизвестным. Также в иснаде этого сообщения передатчик по имени Исма’иль ибн ‘Абду-р-Рахман ас-Судди, в котором была слабость. См. “аль-Ма’рифа” 2/223.
Также от ‘Аммара передаётся подобное сообщение через другой иснад:
Люълюъа – вольноотпущенница ‘Аммара рассказывала: “Когда ‘Аммар был без сознания три дня, он не совершал молитв. Когда же он пришёл в себя, то повелел принести воды, совершил омовение и возместил все молитвы трёх этих дней”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 2325.
Но и этот иснад имеет проблемы, поскольку Люълюъа неизвестная, а про передатчика аль-Хариса ибн Фудайля имам Ахмад сказал: “Его хадисы не являются похвальными”.
У сообщения от ‘Аммара есть и третий путь со слов Умм Са’ид – вольноотпущенницу ‘Аммара, но и этот иснад является слабым. Умм Са’ид является неизвестной, и скорее всего это та же самая Люълюъа. И в иснаде этого сообщения передатчик по имени Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махзуми, который является отвергаемым передатчиком.
По этой причине имам аш-Шафи’и говорил: “Это сообщение от ‘Аммара не является достоверным. Но даже если бы это было достоверным, то указывало бы только на желательность (восполнить эти молитвы)”. аль-Байхакъи в “аль-Ма’рифа” 2/220.

Асар от ‘Имрана ибн Хусайна и Самуры ибн Джундуба (да будет доволен ими Аллах):
Абу Миджляз рассказывал: “Однажды ‘Имрану ибн Хусайну сказали: «Поистине, Самура ибн Джундуб говорит касательно того, кто пребывал без сознания: «Возмещает вместе с каждой молитвой ту, которую упустил». На это ‘Имран сказал: «Дело обстоит не так, как он сказал, напротив, следует возместить всё сразу»”. Ибн Аби Шейба 2/171, Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 2327.
Внешне иснад этого сообщения является достоверным, как это посчитал исследователь сборника «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы (4/440), ибо все передатчики этого асара являются надёжными.
Однако на самом деле, несмотря на надёжность всех передатчиков, в иснаде этого сообщения есть разрыв между Абу Миджлязом и упомянутыми сподвижниками. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Абу Миджляз не встречался ни с Самурой ибн Джундубом, ни с ‘Имраном ибн Хусайном, как это говорил ‘Али ибн аль-Мадини”. См. “Натаидж аль-афкар” 268.

Это и есть все мнения учёных и все сообщения, передаваемые от сподвижников по данному вопросу.
Приведя всё упомянутое, имам Ибн аль-Мунзир заключил: “Обморок (кома) – это болезнь из числа прочих болезней. Если человек не в состоянии стоять во время совершения молитвы из-за болезни, то он молится сидя, а обязанность стояния (кыям) с него спадает из-за неспособности. Если же он не способен молиться сидя, то молится лежа на боку, делая жесты по мере своих сил, а обязанность сидения спадает с него. Если же человек пребывает в бессознательном состоянии, и он неспособен на исполнение самой молитвы, то он ничем не обязан. И раз говорится, что с больного спадает всё, что он не в состоянии выполнить (из условий молитвы), то точно так же у человека в коме нет способности на исполнение молитвы. И раз для него молитва не является обязательной в таком положении, то нельзя его обязывать исполнением того, на что он не был способен. А обязывать что-либо восполнять является вменением фарда, а вещь не становится фардом при наличии разногласия. И нет довода у тех, кто обязывает такого человека возмещением молитв. И находящийся в таком состоянии не подобен спящему, которого возможно разбудить, который является здоровым в своём теле! Тогда как пребывающий в коме не контролирует и не владеет своим телом, и его семья не способна его пробудить. Но если находившийся в коме пробудится, и ещё осталось время у молитвы, которого достаточно, чтобы совершить один рака’ат до захода солнца, то он должен будет совершить послеобеденную (‘аср) молитву. И точно также, если он пробудится до наступления утренней молитвы и будет время, чтобы совершить один рака’ат, то он совершает ночную молитву (‘иша), как об этом говорится в словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто застал один рака’ат молитвы ‘аср до захода солнца, тот застал всю молитву ‘аср»”. См. “аль-Аусат” 4/458.
Шейх Ибн ‘Усаймин также выбрал данное мнение, и упомянув о том, что аналогия между спящим и находящимся в бессознательном состоянии неправильная, сказал: “Таким образом, находящийся в бессознательном состоянии, не восполняет пропущенные молитвы, независимо от того, много этих молитв было или мало. Однако, кто лишился сознания по своему выбору, приняв укол (снотворное), но не смог очнуться после укола, кроме как спустя два-три дня, то он обязан восполнить молитвы, так как это произошло по его желанию”. См. «Шарх аль-Мумти’» 2/18.

А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Ответить