Имам аль-Фулляни – кость в горле мукъаллидов

Ответить
Аватара пользователя
АДМИН
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 06 авг 2008, 02:06

Имам аль-Фулляни – кость в горле мукъаллидов

Сообщение АДМИН »

Имам аль-Фулляни – кость в горле мукъаллидов

Салих ибн Мухаммад аль-Фулляни – имам, мухаддис, факъих, языковед, муджтахид, отличавшийся беспристрастием и отсутствием такълида, родился в 1166 г.х. в Судане. Является прямым потомком ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Прозвище «аль-Фулляни» получил по причине племени «аль-Фуллян» в Судане, в котором он родился.

Его путешествие в поисках знания
Он начал изучать религиозные знания в своем городе с раннего возраста, будучи приверженцем маликитского мазхаба. Начиная с 12 лет, он стал путешествовать в поисках шариатского знания по различным городам и странам. Так, он посетил города аль-Къибля, проведя там обучаясь около года.
Затем дошёл до Багъи и остановился там на шесть лет, обучаясь в течение этого времени у известного мухаддиса этого времени – Мухаммада ибн Санна аш-Шинкыти.
Затем оттуда он перебрался в Томбукту (в Мали), проведя там в требовании знания год.
После чего он переехал в Марракеш (Марокко), и пробыл там пол года.
Также он посетил Тунис и обучался там у известных ученых этой страны, как аль-Гъарани, аль-Кауаши, ас-Суси и др.
Также по возвращении из Хаджа он посетил Триполи (Ливия) и зачитывал некоторые труды маликитскому факъиху своего времени – Мухаммаду ибн Тайибу ибн Сауда ат-Тауди аль-Фаси.
Затем он переехал в Египет и провел там три месяца, обучаясь у ученых Египта, в числе которых был ‘Али ибн Ахмад аль-‘Адауи ас-Са’иди.
В итоге он посетил земли Хиджаза и остановился в Медине, в которой пробыл до конца своих дней, пока не скончался.

Его учителя
Как стало не сложно догадаться, исходя из стольких путешествий в поисках знания, у шейха аль-Фулляни было множество учителей из числа ученых и шейхов его времени, которые принадлежали различным школам и мазхабам, среди которых:
- аль-Му’аммар Мухаммад ибн Санна аш-Шинкыти аль-Фулляни;
- Мухаммад ибн Тайиб ибн Сауда ат-Тауди аль-Фаси аль-Гъарани;
- ‘Али ибн Ахмад аль-‘Адауи ас-Са’иди;
- Ибн Сулейман ар-Радаи;
- ‘Усман ибн ‘Абдуллах аль-Фулляни;
- Къады ‘Абдуль-‘Азиз ибн Хамза аль-Маракиши;
- Мухаммад ибн Абдуллах аль-Магъриби аль-Мадани и др.

Его ученики
Что касается учеников имама аль-Фулляни, то их у него было множество, причем из числа представителей различных мазхабов и школ, разных городов и стран. Среди которых можно выделить следующих:
- Мухаммад ‘Абид ас-Синди аль-Ансари аль-Ханафи из Хиджаза.
- ‘Умар ибн Абдуль-Карим аш-Шафи’и из Мекки.
- ‘Али ибн Абдуль-Барр аль-Уанаи из Египта.
- ‘Абдуррахман ибн Ахмад аш-Шинкыти из Морокко.
- Исмаил ибн Зейн аль-Абидин аль-Барзанджи из Морокко.
- Исмаил ибн Идрис ар-Руми из Медины.
Трудно было найти во время аль-Фулляни исламской страны, чтобы там у него не было учеников.

Слова похвалы в адрес аль-Фулляни обладателями знания
Что касается слов похвалы обладателей знания из числа современников аль-Фулляни и тех, кто был после него, то их огромное множество. В качестве примера можно упомянуть то, что его очень хвалил и называл «выдающимся учёным» имам аш-Шаукани. См. “аль-Фатх ар-раббани” 5/4551.
Его ученик – шейх ‘Абду-р-Рахман ибн Ахмад аш-Шинкыти говорил про него: “Наш шейх – факъих, мухаддис, языковед, оратор и учёный по всем наукам”. См. “Фахрас аль-фахарис уаль-асбат” (1/901).
Шейх Мухаммад ‘Абид ас-Синди говорил про него: “Он был имамом, с которым не сравнятся и знатоком, с которым не поспорить”. См. “Фахрас аль-фахарис уаль-асбат” (1/901).
Также и шейх Сыддыкъ Хасан Хан его хвалил, называл выдающимся учёным, асаритом, который достиг степени иджтихада. Поэтому аль-Каттани упоминал аль-Фулляни в своей книге, посвящённой тем, про кого говорили, что он достиг степени иджтихада.
Более того, автор самого известного комментария на «Сунан Аби Дауд» – шейх, мухаддис Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади, в комментарии к хадису о муджаддиде (возродителе религии) даже назвал имама аль-Фулляни муджаддидом 12 века. См. «‘Аунуль-Ма’буд» (11/266).

Его труды
Что касается трудов аль-Фулляни, то из числа известных:
- «Такъуим аль-киффа фи мал иль-‘уляма мин хадис аль-джубба уаль-куффа».
- «Джам’ аль-ахадис аль-Къудсия».
- «ас-Симар аль-яни’ фи раф’ турукъ аль-мусальсалят уаль-масанид уаль-аджза уаль-джауами’».
- «Къутф ас-самар фи асанид кутуб аль-асар».
- «Ихья русум аль-асанид аль-‘алия».
- «Тухфатуль-акьяс би-аджуиба Хайр ад-дин аль-Ильяс».
- «Икъаз химам улиль-абсар лиль-икътида би-сайид аль-мухаджирина уаль-ансар уа тахзирихим ‘аниль-ибтида’ аш-шаи’ филь-къура уаль-амсар мин такълид аль-мазахиб ма’аль-хамийя уаль-‘асабийя байналь-фукъаха аль-а’сар».

Последняя книга «Икъаз аль-химам» – эта самая известная работа этого учёного, в которой он подробно затронул вопросы мазхабизма, иджтихада и такълида.
Одно только длинное название этой книги уже даёт понять, о чём она:
«Пробуждение стремлений обладателей разума к следованию за господином мухаджиров и ансаров, и их предостережение от распространённого нововведения в деревнях и городах из числа слепого следования за мазхабами вместе с факъихами современниками».
Об этой книге шейх аль-Альбани говорил: “Книга аль-Фулляни является единственной в своём роде! И является обязательным для каждого любителя истины изучать эту книгу подробно, с осмыслением и размышлением”. См. “Асль сыфа ас-саля” 1/30.
Но, несмотря на всё упомянутое, по причине этой его книги, к автору питают неприязнь различные новомодные выскочки из числа возродителей такълида и мазхабного фанатизма, ложно выдающие себя за возродителей исламского фикъха.
Да упасёт Аллах нас и всех мусульман от их вреда!

Кончина аль-Фулляни
Имам Салих ибн Мухаммад аль-Фулляни скончался в 1218 г.х. в городе Медина в возрасте 52 лет.
Да помилует его Аллах и дарует ему райские сады.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Из числа высказываний Салиха аль-Фулляни

Сообщение abu jafar »

Имам Салих аль-Фулляни сказал: «Термин "факъих" у саляфов применялся к тому, кто знал Коран, Сунну, предания сподвижников и тех учёных, которые были после них. А что касается занимающихся изучением мнений людей, избрав это для себя религией и мазхабом, при этом, оставив Коран, Сунну, постановления сподвижников и таби’инов, то про таких людей не говорят "факъих". Напротив, к ним больше подходят такие слова, как "страсть" и "фанатизм"». (См. "Икъаз аль-химам" 187).

Он также сказал: “Я прошёл от западных границ Марокко до южных границ Судана, затем по землям Двух Святынь (Мекки и Медины) и не нашёл никого, к кому бы обращались с каким-то вопросом, чтобы при этом он возвращался за ответом к Книге Господа миров, Сунне господина посланников и асарам сподвижников и таби’инов, кроме троих, каждому из которых завидовали и притесняли. В их городах их ненавидели все изучающие фикх и большинство горожан, вплоть до, с виду праведных из них. А вся причина вражды к ним заключалась лишь в том, что они придерживались Книги Аллаха и Сунны предводителя всех богобоязненных, отвергая слова фанатичных приверженцев различных групп и мукъаллидов”. (См. "Икъаз аль-химам" 187-188).
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: Имам аль-Фулляни – кость в горле мукъаллидов

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Биография имама аль-Фулляни

Имам, мухаддис, гордость поздних поколений ученых, муснид[1] своего времени, знаток основ фикха, последователь преданий, муджахид – Салих бин Мухаммад бин Нух бин 'Абдиллях бин 'Умар бин Муса бин Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад бин 'Абдиллях бин 'Умар бин 'Абдиллях бин 'Умар бин 'Али бин Мухаммад бин Ахмад бин 'Абд аль-'Азиз бин 'Абд ар-Рахман бин Аби аль-Касим Халаф бин Хани бин Идрис бин 'Амир бин 'Абдиллях бин Мухаммад бин 'Абдиллях бин 'Умар бин 'Абдиллях бин 'Али бин Аби Бакр бин Салим бин 'Абдиллях бин 'Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах). Поэтому он и его предки получили эпитет «'умарий», обозначающий принадлежность к роду 'Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Более известен под эпитетом «аль-Фулляни»[2].

Рождение, детство и путешествия в поисках знания:

Родился аль-Фулляни: в 1166 г.х. в Судане, в местечке «Нус», провинции «Фут Джилу». Рос аль-Фуллани там же, и приобретал знания у ученых данной провинции. В то время они отличались твердыми и обширными знаниями, особенно в основах религии и в ее ответвлениях.
В возрасте двенадцати лет аль-Фулляни в поисках знаний уехал в южные части стран западной Африки. Затем через год вернулся и остановился в суданском городке Баги, где провел шесть лет, обучаясь у шейха Мухаммада бин Синна. После он отправился в Томбукту (Мали), где провел год. Оттуда аль-Фулляни уехал в местечко аз-Зауия ан-Насырия (Марокко), где провел год. Потом остановился на полгода в Марракеше (Марокко). Затем посетил Тунис, и обучался у тунисских ученых, к слову, у аль-Гарьяни[3], аль-Кауаши[4], ас-Суси[5] и др. Затем он отправился в Египет, и в течение трех месяцев неотлучно пребывал среди ученых Египта, среди которых был выдающийся ученый ас-Са'иди[6]. И завершил свое путешествие аль-Фулляни городом пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – Мединой. В ней он прожил до самой своей кончины (1218 г.х.), да смилуется над ним Аллах.

Наиболее известные шейхи аль-Фулляни:

аль-Фуляни обучался у имама Абу 'Абдуллаха Мухаммада бин Синна аль-Фулляни. Мухаммад бин Синна являлся одним из выдающихся хафизов[7]. Он был самым старшим из всех шейхов, у которых учился аль-Фулляни, превосходил их в знаниях, количеством заученного на память и проницательным умом. Обучался аль-Фулляни у него на протяжении четырех лет.
Из шейхов аль-Фулляни – ат-Тауиди бин Сауда[8]; 'Усман бин 'Абдиллях аль-Фулляни; 'Абд аль-'Азиз бин Хамза аль-Мута'и аль-Марракуши – кады Марракеша; Салих бин Мухаммад бин 'Абд аль-Кадир аль-Фулляни аль-'Умари; Мухаммад бин Ахмад известный как «папа»[9]; Мухаммад известный как Альфаг Аб, аль-Му'аммар Мухаммад бин Мухаммад бин 'Абдиллях аль-Магриби аль-Мадани и другие из стран Магриба.
К числу его учителей из стран востока относятся: Абу аль-Хасан 'Али ас-Са'иди; Абу аль-'Аббас Ахмад ад-Дардир; Мустафа ар-Рахмати ад-Димашки; Мухаммад бин 'Абд ар-Рахман аль-Кузбари ад-Димашки; Мухаммад аль-Мусайлаха аль-Мисри; Мухаммад бин 'Абд ас-Салям ан-Насыри ад-Дар'и, ас-Саййид Муртада аз-Забиди аль-Хусайни; аль-Кутб Мухаммад бин 'Абд аль-Карим ас-Самман аль-Мадани; аш-Шихаб Ахмад бин 'Убайд аль-'Аттар ад-Димашки; Хусайн бин 'Абд аш-Шакур ат-Таифи, аль-Амир Ибрахим бин Мухаммад бин Исма'ил ас-Сан'ани, Мухаммад Са'ид Сафар, Абдуллах бин Сулайман аль-Джирихзи аз-Забиди и др.
Самым коротким иснадом из его шейхов с земель Хиджаза обладал аль-Му'аммар Мухаммад бин Мухаммад бин 'Абдиллях аль-Магриби аль-Уазази, передававший хадисы от 'Абдуллаха бин Салима аль-Басри.

К наиболее известным его ученикам относятся:

аль-Хафиз Мухаммад 'Абид ас-Синди аль-Ансари, автор книги «Хаср аш-Шарид» – наиболее известный мухаддис Хиджаза ; выдающийся ученый Мекки и ее муснид – 'Умар бин 'Абд ар-Расуль аль-'Аттар; оратор Мекки – шейх 'Умар бин 'Абд аль-Карим бин 'Абд ар-Расуль аш-Шафи'и; муснид Египта – 'Али бин 'Абд аль-Барр аль-Уанаи; 'Абд ар-Рахман бин Ахмад аш-Шанкыти; муфтий Медины – Исма'иль бин Зайн аль-'Абидин аль-Барзанджи; поэт и литератор Абу аль-Файд Хамдун бин аль-Хадж аль-Фаси; Исма'иль бин Идрис ар-Руми аль-Мадани; Абу аль-Хасан 'Али бин Мухаммад аль-Ба'лауи; Мухаммад Салих Джумаль аль-Лайль; Мухаммад бин Маурид аль-Фулляни; Мухаммад Амин бин Хасан аз-Зайля ли аль-Мадани; Мухаммад бин Салих аш-Ши'аб аль-Мадани; Мухаммад бин Хашим аль-Фуляни; поэт и литератор земель Шама – Ахмад бин 'Абд аль-Латиф аль-Барбир; Ясин аль-Маргини аль-Макки; судья Мекки – аль-Хафиз аль-'Уджайми аль-Макки; 'Али ар-Раис аз-Замзами аль-Макки аз-Забиди; муфти земель Шама – Шамс ибн 'Абидин ад-Димашки; Ахмад бин Хасан аль-Ханбали; аш-Шихаб Ахмад бин Мухаммад аль-Курди аль-Истанбули аль-Ханафи; муснид Медины – Зайн аль-'Абидин Джумаль аль-Лейль аль-Ба'лаяуи аль-Мадани; 'Али аль-Бити аль-Ба'лауи аль-Макки; Мухаммад Салих бин Ибрахим ар-Раис аз-Замзами аль-Макки и другие выдающиеся ученые.
Имам аль-Фулляни получил весьма широкую известность при жизни, и мало где из земель Ислама, в его время, в котором не было бы несколько его учеников. Об этом осведомлены те, кто занимается биографиями и классификацией передатчиков.

Научный авторитет и мазхаб аль-Фулляни:

Имам аль-Фулляни с колыбели до могилы был чрезвычайно увлечен приобретением знаний. Он был переполнен усердием в изучении книг и их преподаванием.
Выдающиеся и известные ученые отзывались о нем с большой похвалой. Они характеризовали его как знающего, воплощающего свои знания в делах ученого, достигшего уровня иджтихада.
аль-Фулляни был весьма проницательным, он имел критический взгляд, силу, энергичность и упорство. Он стремился к иджтихаду, и призывал к нему других. Он презирал таклид и отвращал от него других.
Кто знаком с его трудом «Иказ аль-химам», тот знает, насколько он вел суровую войну против мукаллидов и содержащихся в их книгах нововведений и заблуждений.
Особо это прослеживается в его словах, написанных вначале этой книги: “Слова Всевышнего Аллаха и слова Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) призывают поступать в соответствии с Книгой и Сунной. Дела и решения сподвижников и их последователей подтверждают это. Также слова четырех имамов и других ученых совершенно прямо указывают на это, и срывают покров с сердец их последователей. Более того, их слова однозначно указывают на запрет следования за ними после того, как появился текст из Книги или Сунны, противоречащий их словам, и что таклид фанатиков после этого является заблуждением и сумасшествием, и что никому, кроме простолюдина, не дозволено слепо подражать другому без довода и доказательств”
Его ученик – 'Абд ар-Рахман бин Ахмад аш-Шанкити сказал: “Наш шейх – факих, мухаддис, грамматик, знаток стилистики арабского языка, ученый во всех рациональных и религиозных науках”
Шейх 'Абид ас-Синди охарактеризовал аль-Фуляни как имама, с которым никто не сравнится, и, безусловно, необычайного сообразительного человека, который причисляется к выдающимся, крупным ученым.
Мухаддис земель Шама – аль-Уаджих аль-Кузбари в своей книге «ас-Сабт» упомянул имама аль-Фулляни следующими словами: “Из предводителей моих шейхов – шейх, имам, выдающийся ученый, знаток всяческих наук, наидостойнейший человек, известный обладатель короткими иснадами, яркого разума и сияющего ума”
аш-Шамс аль-Калукджи писал про автора следующее: “Он был близок к тому, чтобы быть муджтахидом”. Другие же утверждали, что аль-Фулляни достиг уровня иджтихада. И из утверждавших это – автор книги «ад-Дин аль-Халис». А автор «аль-Хитта» и «'Аун аль-Уадуд 'аля сунан Аби Дауд» отнес аль-Фулляни к возродителям религии начала тринадцатого века.
Касательно его мазхаба, то он был маликитом. Затем он погрузился в науки Сунны и толкования Корана, и стал одним из знамений Аллаха своего времени.
Имам аль-Фулляни прикладывал предельное усердие в том, чтобы ни за кем не следовать в своей религии. Потому он сам извлекал из Корана и Сунны правовые решения. Также он занимался проверкой и исправлением различных трудов, а также сам писал книги. В методе составления трудов он следовал путем праведных предшественников. Пусть Аллах смилуется над ним и возвысит его степень!

Важнейшие и наиболее известные труды автора:

- «Иказ аль-химам ули аль-абсар ли иктида би-саййид аль-мухаджирин уа аль-ансар»
- «Такуим аль-киффа фима лиль-'уламаи мин хадис аль-джуббати уа аль-куффати»
- «аль-Ахадис аль-Кудсия»
- «ас-Сабт аль-Кабир»
- «ас-Сабт ас-Сагир»
- «Тухфату аль-акйас би-аджуибати аль-имам хайр ад-Дин Ильяс» и др.

Кончина имама

Имам аль-Фулляни объехал исламский мир, в поисках знаний и пользы, а также для того, чтобы поделиться знаниями и пользой с другими. Во время своих путешествий он обучался нраву у обладателей высокой нравственности, вел с учеными различные совместные исследования и дискуссии. Так он путешествовал в течение некоторой части своей благодатной жизни. Но, а затем он остановился в пророческом городе, там же он умер и был похоронен в 1218 г.х. Пусть Аллах смилуется над ним Своей широчайшей милостью!

_______________________
[1] - Человек, передающий хадисы через свою цепочку передатчиков.
[2] - аль-Фулляни является производным от слова «аль-Фуллян» – одно из суданских племен. Предки аль-Фулляни когда-то переехали и обосновались в Судане.
[3] - аш-Шамс Мухаммад бин 'Али аль-Гарьяни, Абу 'Абдиллях, также его называли – Абу Мухаммад ат-Туниси, сам он родом бил из Триполи (Ливан). Он был ученным-мухаддисом, автором множеств трудов. Умер 1195 г.х. См. «Фихрис аль-Фахарис». Т.2. С.885.
[4] - Салих бин Хусайн, Абу аль-Фаллях аль-Кауаши, факих, знаток основ шариата. Родился и обучался в Тунисе. См. «Му'джам аль-Муаллифин». Т.5. С.6. Также «Фихрис аль-Фахарис». Т.1. С.438.
[5] - Скорее всего, это Мухаммад бин Ахмад бин 'Абдиллях аль-Джузули, ас-Суси, Абу 'Абдиллях. Ученый-мухаддис, историк. (1118-1189 г.х.). См. «Му'джам аль-Муаллифин». Т.8. С.280.
[6] - 'Али бин Ахмад бин Макрам Аллах аль-Мансафиси аль-'Адауи аль-Малики аль-Азхари, известный как «ас-Са'иди» (1112-1189 г.х.). Является одним из прославившихся ученых, исследователем, знатоком маликитского фикха, знатоком основ исламского права, мутакаллим. Автор многих сочинений. См. аль-Муради, «Сильк ад-Дурар». Т.3. С.206; «Хадия аль-'Арифин». Т.5. С.769; «Му'джам аль-Муаллифин». Т.7. С.30.
[7] - Имеется в виду не тот, кто помнит на память Коран целиком, а степень знатока хадисов.
[8] - Абу 'Абдиллях Мухаммад бин ат-Талиб бин 'Алибин Сауда ат-Тауди аль-Мурри аль-Фаси (1209 г.х.) – самый сведущий в маликитском мазхабе своего времени и шейх всех шейхов предводитель шейхов стран Магриба. Он написал много трудов, в том числе разъяснительные примечания к своду хадисов аль-Бухари (Задуль-Маджд ас-Сари лимутали' аль-Бухари) и Муслима. См. аз-Заркали. аль-А'лям. Т.7. С.40; Идах аль-Макнун. Т.3. С. 419; Му'джам аль-Муаллифин. Т.10. С.96.
[9] - Мухаммад бин Ахмад бин Ахмад бин Ахмад бин 'Умар бин Мухаммад Акит ас-Судани, известный как Ахмад Баба ат-Тунбукти.
Ответить