Напоминание самообольщенным студентам
'Аиша (да будет Аллах доволен ею) говорила: “Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это – скромность!”1
К огромному сожалению, часто приходится наблюдать самообольщение людей, обучающихся шариатским наукам, либо получивших диплом об окончании шариатского вуза. Сравнительно недавно довелось пообщаться с одним из таких: с напыщенной важностью ведет разговоры; говорит о себе во множественном числе; обращение к нему по имени или со словами “брат мой, …” расценивает как неуважение и непочтение; какой-то недоступностью отгораживаются.
Одно дело, если бы эти люди достигли каких-либо высот в постижении шариатских наук, и отличились от сотен других студентов своими знаниями, несравнимой пользой, которую они принесли мусульманам. Тогда можно было бы понять источник их самообольщения. Однако ничем подобным они не отличаются. Они лишь заурядные студенты и выпускники шариатских вузов, которые получили некоторые знания, и в сравнении с теми, кто не обучался, являются знающими людьми. Но, несмотря на все это они словами и делами притязают на то, до чего еще не доросли. А простые мусульмане быстро обольщаются студентами, и мало кто из них знает, с каким уровнем знаний возвращается домой абсолютное большинство студентов и выпускников, и какова на самом деле ценность большинства полученных дипломов.
В первую очередь отличаться скоромностью, простотой и естественностью должны люди, которые причисляют себя к шариатским знаниям. И тому пример господин всех имамов – наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отличавшийся предельной скромностью и простотой.
Абу Мас'уд (да будет Аллах доволен им) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо»”2
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строжайшим образом предостерег носителей знаний от самообольщения. Со слов 'Умара бин аль-Хаттаба (да будет Аллах доволен им) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: “Кто лучше нас читает и знает Коран? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в фикхе?”» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть какое-либо благо?» Они ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Тогда он сказал: «Они будут из вашей среды и из числа членов этой общины, и это они послужат топливом для Огня!»3
Также хочется упомянуть двух выдающихся личностей, которые действительно обладали знаниями, и чьи знания и деяния Аллах обратил на пользу всей исламской общине. Но вместе с тем они не зазнались, не обольстились собой. Напротив, в них еще больше укрепились скромность, простота и непритязательность.
'Умар бин 'Абд аль-'Азиз
Общеизвестно какой неоценимый вклад привнес 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз (да будет Аллах доволен им) в дело распространения Ислама, и то, как его мудрое правление, основанное на подражании пророку (мир ему и благословение Аллаха) и четырем праведным халифам (да будет Аллах доволен им всеми) обернулось невероятной пользой мусульманам на территории обширного халифата. Ко всему прочему он отличался своими глубокими познаниями религии. За все это, он был прозван «пятый праведный халиф», хотя пятым халифом был аль-Хасан бин 'Али (да будет Аллах доволен им и его отцом), чье правление было скоротечным, а сам 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз был тринадцатым по счету.
Когда ' Умару бин 'Абд аль-Азизу (да будет Аллах доволен им) сказали: “Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!”, он ответил: “Нет, наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня!”4
Ахмад бин Ханбаль
Этот человек не нуждается в представлении, достаточно будет упомянуть, что за его заслуги перед религией, за его знания, он был наречен «Имамом Сунны» - предводитель Сунны, да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью.
Как-то один из жителей Хорасана сказал имаму Ахмаду: “Хвала Аллаху, благодаря Которому мне довелось увидеть тебя”. На это он ответил: “Садись! Что это такое?! Кто я такой, чтобы почитать меня подобным образом?!”5
Также передается, что когда имаму Ахмаду сказали: “Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!”, он ответил: “Наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня! Ведь кто я такой, и что я собой представляю?!”6
Таких примеров из числа наших праведных предшественников огромное множество, но как же мы далеки от их простоты, скромности и непритязательности.
О Аллах! Надели наши души богобоязненностью и очисти их от всего скверного и дурного!
О Аллах! Одари нас прекрасным нравом и полезными знаниями!
О Аллах! Одари нас прекрасным нравом и полезными знаниями!
___________
1- Уаки' «аз-Зухд» №213, Абу Хатим «аз-Зухд» №1, аль-Байхаки «аз-Зухд» №393.
2- Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №1876.
3- Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргиб» №135.
4- Сияр А'лям ан-Нубаля Т.5. С.147. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу'айб аль-Арнаут.
5- Сияр А'лям ан-Нубаля Т.11. С.225. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу'айб аль-Арнаут.
6- См. предыдущую ссылку.