Напоминание самообольщенным студентам

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Напоминание самообольщенным студентам

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

Напоминание самообольщенным студентам

'Аиша (да будет Аллах доволен ею) говорила: “Поистине, вы относитесь беспечно к наилучшему виду поклонения, а это – скромность!1

К огромному сожалению, часто приходится наблюдать самообольщение людей, обучающихся шариатским наукам, либо получивших диплом об окончании шариатского вуза. Сравнительно недавно довелось пообщаться с одним из таких: с напыщенной важностью ведет разговоры; говорит о себе во множественном числе; обращение к нему по имени или со словами “брат мой, …” расценивает как неуважение и непочтение; какой-то недоступностью отгораживаются.

Одно дело, если бы эти люди достигли каких-либо высот в постижении шариатских наук, и отличились от сотен других студентов своими знаниями, несравнимой пользой, которую они принесли мусульманам. Тогда можно было бы понять источник их самообольщения. Однако ничем подобным они не отличаются. Они лишь заурядные студенты и выпускники шариатских вузов, которые получили некоторые знания, и в сравнении с теми, кто не обучался, являются знающими людьми. Но, несмотря на все это они словами и делами притязают на то, до чего еще не доросли. А простые мусульмане быстро обольщаются студентами, и мало кто из них знает, с каким уровнем знаний возвращается домой абсолютное большинство студентов и выпускников, и какова на самом деле ценность большинства полученных дипломов.

В первую очередь отличаться скоромностью, простотой и естественностью должны люди, которые причисляют себя к шариатским знаниям. И тому пример господин всех имамов – наш любимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отличавшийся предельной скромностью и простотой.

Абу Мас'уд (да будет Аллах доволен им) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один человек, и когда он разговаривал с ним, у него дрожало тело (от переживания). Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Успокойся, я не царь. Поистине, я всего лишь сын женщины, которая ела засохшее мясо»2

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) строжайшим образом предостерег носителей знаний от самообольщения. Со слов 'Умара бин аль-Хаттаба (да будет Аллах доволен им) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: “Кто лучше нас читает и знает Коран? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в фикхе?”» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть какое-либо благо?» Они ответили: “Аллах и Его посланник знают лучше”. Тогда он сказал: «Они будут из вашей среды и из числа членов этой общины, и это они послужат топливом для Огня!»3

Также хочется упомянуть двух выдающихся личностей, которые действительно обладали знаниями, и чьи знания и деяния Аллах обратил на пользу всей исламской общине. Но вместе с тем они не зазнались, не обольстились собой. Напротив, в них еще больше укрепились скромность, простота и непритязательность.

'Умар бин 'Абд аль-'Азиз

Общеизвестно какой неоценимый вклад привнес 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз (да будет Аллах доволен им) в дело распространения Ислама, и то, как его мудрое правление, основанное на подражании пророку (мир ему и благословение Аллаха) и четырем праведным халифам (да будет Аллах доволен им всеми) обернулось невероятной пользой мусульманам на территории обширного халифата. Ко всему прочему он отличался своими глубокими познаниями религии. За все это, он был прозван «пятый праведный халиф», хотя пятым халифом был аль-Хасан бин 'Али (да будет Аллах доволен им и его отцом), чье правление было скоротечным, а сам 'Умар бин 'Абд аль-'Азиз был тринадцатым по счету.

Когда ' Умару бин 'Абд аль-Азизу (да будет Аллах доволен им) сказали: “Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!”, он ответил: “Нет, наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня!4

Ахмад бин Ханбаль

Этот человек не нуждается в представлении, достаточно будет упомянуть, что за его заслуги перед религией, за его знания, он был наречен «Имамом Сунны» - предводитель Сунны, да смилуется над ним Аллах Своей широчайшей милостью.

Как-то один из жителей Хорасана сказал имаму Ахмаду: “Хвала Аллаху, благодаря Которому мне довелось увидеть тебя”. На это он ответил: “Садись! Что это такое?! Кто я такой, чтобы почитать меня подобным образом?!5

Также передается, что когда имаму Ахмаду сказали: “Пусть Аллах вознаградит тебя лучшим за то, что ты сделал для Ислама!”, он ответил: “Наоборот! Пусть Аллах воздаст Исламу добром за меня! Ведь кто я такой, и что я собой представляю?!6

Таких примеров из числа наших праведных предшественников огромное множество, но как же мы далеки от их простоты, скромности и непритязательности.
О Аллах! Надели наши души богобоязненностью и очисти их от всего скверного и дурного!

О Аллах! Одари нас прекрасным нравом и полезными знаниями!





___________
1- Уаки' «аз-Зухд» №213, Абу Хатим «аз-Зухд» №1, аль-Байхаки «аз-Зухд» №393.
2- Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №1876.
3- Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Таргиб» №135.
4- Сияр А'лям ан-Нубаля Т.5. С.147. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу'айб аль-Арнаут.
5- Сияр А'лям ан-Нубаля Т.11. С.225. Изд. Муассаса ар-Рисаля, 1417 г.х. Тахкык Шу'айб аль-Арнаут.
6- См. предыдущую ссылку.
Контрольный выстрел
Сообщения: 114
Зарегистрирован: 20 окт 2008, 22:12

Re:

Сообщение Контрольный выстрел »

Барака-Ллаху фик брат

Для пользы, пример скромности имама земли переселения (Медины) - Малика:

Как-то ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Касим сказал имаму Малику: «Я не знаю кого-либо, кто лучше всех разбирался бы в торговых вопросах, чем жители Египта». Малик его спросил: “Почему?” Ибн аль-Касим ответил: «По причине тебя!» На что Малик возразил: “Я сам не знаю вопросы торговли, тогда каким образом они знают это (лучше всех) по причине меня?!” Ибн Абдуль-Барр в “Джами’уль-абяниль-‘ильм” (1/533).

Из этого же раздела и слова шейха Сулеймана ар-Рухайли, которые несколько лет назад выставлял брат Алишка:

Шейх Сулейман Ар-Рухейли: "Зазнавшийся студент и наставление ему"

"Из высказываний имама Малика, которые не должны остаться незамеченными для требующих знание, его слова: "Щит ученого - слова "я не знаю". Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар". "Щит ученого, - щит, которым он себя защищает: слова "я не знаю". Если он пренебрежет ими, получит смертельный удар". Этот щит требующий знание непременно должен взять на вооружение. И если его спросят о чем-то, чего он не знает, пусть ответит: "Я не знаю".
Из бедствий нашего времени то, что многие требующие знание стали осмеливаться говорить без знания. Бывает, зададут ему вопрос... Придут паломники, совершающие хадж (большое паломничество). Или придут паломники, совершающие умру (малое паломничество). А он - "шейх" в Медине. Требующий знание в Пророческой мечети. Приходит к нему совершающий умру и спрашивает: "О шейх, каково правовое положение того-то?" И он постесняется (не ответить). Как же ему не ответить? Он ведь "шейх", 10 лет уже как не был в своей стране. Приходят сейчас к нему его земляки, а он ответит "я не знаю"?! И дает фатву. Основываясь на догадках. И он ошибся в таком случае, даже если угадал правильный ответ!
Более того, осмеливается на слова без знания в великих вопросах! Его спросят про некую личность: "Каково твое мнение о таком-то?" Или: "Знаешь ли ты такого-то?" А он не знает ничего о нем. Он ничего не знает о нем. Но говорит о нем, например: "Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем". А он ничего не слышал! Однако, есть такая вероятность, и он говорит: "Я думаю, что ученые плохо отзывались о нем". И, быть может, он еще зазнаётся и говорит: "Он - маджхуль (неизвестный - вид джарха) для меня!" Или говорит: "Я уже 10 лет в Медине, а он ни разу не посетил меня!" И будет считать это джархом (дискредитацией) для того человека. И это - великая ошибка! Требующий знание должен говорить только на основании знания, и его щитом должны быть слова "я не знаю". Кем бы он ни был! Если он не имеет того знания по данному вопросу, при котором, отвечая, он останется чистым перед Аллахом, то пусть говорит: "Я не знаю". Или же пусть попросит отсрочку. Скажет: "Дай мне один день, я проверю". И тому подобное. Братья, мы много раз видели, как шейху Ибн Базу задавал спрашивающий вопрос, а шейх отвечал: "Подойди за ответом на следующей неделе". А он был имамом этого мира в его время! Однако, он уточнял ответ, прежде чем его дать.
Требующие знание должны быть внимательными к этому положению, которое заключается в том, что щитом для требующего знание является крепкая хватка за слова "я не знаю", если он не знает. И он не должен говорить кроме как на основании знания"
. Сл. "И'дад аль-муфтий", даура 1, запись 3/1.
Ждущий
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 29 ноя 2014, 14:36

Re: Напоминание самообольщенным студентам

Сообщение Ждущий »

От Ибн Мас`уда, что он сказал: "Если бы вы знали мои грехи, то позади меня не ступали бы даже двое". Аль-Хаким и др.
Аватара пользователя
Abu-Maryam
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 07:02
Откуда: Нальчик, КБР

Re: Напоминание самообольщенным студентам

Сообщение Abu-Maryam »

Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух.
Также для пользы инщааЛлах. Приводит шейх Мухаммад ибн Съолих аль-'Усьаймин (рахимахуЛлах) в "Китабу аль-'Ильм" в разделе "Фатуа не основанная на знании":

И некоторые требующие знания, возомнившие себя учеными, поистине, впали в то же, во что попали простые мусульмане, а это иметь смелость бесстыдно относиться к шари’ату Аллаха в дозволении, запрете и в вменении в обязанность какой-либо вещи, и набираются наглости подробно разбирать как общие, так и частные вопросы шари’ата, не имея соответствующих знаний. Они из числа самых невежественных людей относительно повелений Аллаха (ахкааму-Ллах). Когда ты слышишь, как кто-либо из них разъясняет определенный вопрос, его речь выглядит так, словно ему ниспосылается откровение, исходя из его уверенности и отсутствия страха. Он не может повернуть свой язык, чтобы произнести слова: «Я не знаю», несмотря на то, что отсутствие знания – это истинное описание каждого человека. И при этом он продолжает упорствовать в своем невежестве, полагая, что он разбирается в том или ином вопросе, тем самым нанося вред обществу. Так как иногда простые люди доверяют красноречивым словам этих выскочек и обольщаются их внешними нравами. О, если бы они ограничились тем, что только самим себе приписывают суждение в каком-либо вопросе. Но нет, ты видишь их, как они свои собственные умозаключения приписывают к Исламу словами: «В Исламе эта вещь имеет такое-то положение», «В Исламе это считается таким-то деянием». Все это недозволенно, кроме как если человек убежден в том, что это на самом деле из религии Ислам. И не достигнет он уверенности в этом, не иначе как посредством изучения Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, благословит Его Аллах и приветствует, а также того, на чем сошлось первое поколение мусульман.
Воистину, некоторые люди по причине своей наглости, отсутствия благочестия, стеснения и страха перед Аллахом, осмеливаются говорить о вещи, чей запрет очевиден: «Я не считаю, что это запретно». Или же о деянии, обязанность совершения которого является явным, говорят: «Я не думаю, что это обязательно выполнять». На подобные действия человека толкает либо его невежество, либо упрямство в своем мнении и высокомерие, либо желание противоречивости и введения рабов Аллаха в сомнения относительно религии Аллаха.
О, братья! Воистину, из здравого ума, правильного вероубеждения, и боязни Аллаха (ат-такъуа), а также Его возвеличивания то, когда человек, при незнании чего-либо, говорит: «Я не знаю», «Я не обладаю достаточными знаниями в этом», «Обратись с этим вопросом к кому-нибудь другому». Подобные слова являются проявлением полноты разума. Люди, видя его осмотрительность в словах и делах, начинают доверять ему. Так как он знает свои возможности и отводит себе соответствующее положение в религии Ислам. И такое поведение человеческой души свидетельствует о полноте его веры в Аллаха и богобоязненности (ат-такъуа). Когда-либо не было, он не опережает своего Господа в суждении о той или иной вещи и не говорит о религии Аллаха, не имея твердых знаний о ней. Поистине, Посланник Аллаха, благословит его Аллах и приветствует, был самым знающим о религии Аллаха из творений. Но, несмотря на это, когда его спрашивали о том, относительно чего еще не было ниспослано ему, он ожидал, пока на него не снизойдет откровение от Аллаха. Затем Аллах отвечал на то, о чем был спрошен Его пророк: "Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете" (Сура аль-Маида, аят 4). "Они спрашивают тебя о Зуль Карнейне. Скажи: «Я прочту вам поучительный рассказ о нем»(Сура аль-Кахф, аят 83). "Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления (Сура аль-А’рааф, аят 187).
Также вели себя и величайшие из сподвижников, когда их затрагивал какой-либо вопрос, относительно которого они не знали постановления Аллаха, они решались отвечать на него и останавливались на этом.
Вот, например абу Бакр ас-Сыддикъ, да будет доволен им Аллах, произнесший великие слова: «Какое небо покроет меня тенью, какая земля будет меня носить на себе, если я скажу о Книге Аллаха без знания».
Вот еще пример, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет им доволен Аллах, когда настигало какое-либо бедственное событие, он собирал сподвижников и советовался с ними в решении проблемы. Известный ученый ибн Сирин, да помилует его Аллах, говорил: «Не было никого, кто бы проявлял такую же богобоязненность, испытывающую при незнании (в каком-либо вопросе), кроме абу Бакра. И не было никого, кто бы проявлял такую же богобоязненность, после абу Бакра, кроме ‘Умара».
Еще одним примером может послужить прекрасные слова, произнесшие ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «О, люди! Тот, кто будет спрошен о чем-нибудь, то пусть ответит, если у него есть знания об этом. А тот же, у кого их нет, то пусть скажет: "Аллаху об этом ведомо лучше всех". Поистине, один из признаков наличия знания у человека это слова, произнесенные им при незнании о чем-либо: "Аллах лучше всех знает об этом"».
Как-то был спрошен имам аш-Ша’бий, да помилует его Аллах, о вопросе, ответа на который он не знал, то он ответил: «Я не очень хорошо разбираюсь в этом вопросе». Его ученики сказали ему: «Мы бы, наверное, будь на твоем месте, постеснялись бы ответить так, как ты». Тогда он сказал им: «Однако, ангелы не постеснялись сказать: "Нет у нас знания, кроме того, кторому Ты нас научил". (Сура аль-Бакъара, аят 32)»».
(переписано с лекций Динара абу Идриса, корректировал брат Абу Ханифа)
Аватара пользователя
gouSt
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 17:49

Re: Напоминание самообольщенным студентам

Сообщение gouSt »

барака-Ллаху фикум, ихъуаталь-имаан)), очень мощное напоминание.
Ответить