Уа алейки ссалям.
muj imeet dvuh jen, on doljen uehat v druguyu stranu i vazt odnu iz jen, ya znayu chto po sune kidaetsa jrebiy kto videt ta edit, tak?
Все верно.
‘Аиша рассказывала:
"Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий".
аль-Бухари 5211, Муслим 3/218.
a chto delat esli v sluchai jrebiy popalo na vtoruyu jenu, no u nee net dokumentov, a u pervoy est, kak doljen v etom sluchai postupit muj po shariatu?
Если та, на которую выпал жребий отдаст другой свое право, то это будет проявлением мудрости с ее стороны, и нет никакой беды в том, чтобы муж уезжал с другой. И изначально, каков смысл жребия между двумя женами, если даже в случае выигрыша одна из них все равно не может никуда ехать?
Если муж возьмет с собой ту жену, то он инша-Аллах не является тем, кто поступил несправедливо между женами, поскольку само действие как жребий между женами для поездки не является обязательным. Упомянутый выше хадис не содержит в себе веления на обязательность такого поступка, этот поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает лишь на желательность этого, а не обязательность как говорил имам ас-Сан'ани.
См. "Субулю-Ссалям" 3/222.
Более того, среди ученых были те, кто считал что бросания жребия в ситуации, когда среди жен есть такие, кто не ведет себя должным образом в пути, не дозволено. Хафиз Ибн Хаджар сказал:
“Некоторые маликиты говорили, что среди женщин есть такие, которые могут быть в поездке полезнее чем другие, и если в таком случае бросать жребий, то он может выпасть на ту, в ком нет пользы в дороге, что причинит вред мужчине. И также обратное, некоторые жены могут быть полезнее в доме, чем другие”.
См. “Фатхуль-Бари” 9/221.
Таким образом, следует проявлять мудрость и смотреть на пользу и вред.
Также хотел напомнить, чтобы знали мусульмане, что обязанность мужа перед женами, в случае если у него их несколько, состоит:
1. в справедливости в проведении времени с ними;
2. в предоставлении им жилья;
3. в расходовании на них, одевании и кормлении их.
И все!
О делении дней и ночей между женами.
Имам аш-Шафи’и говорил:
“Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. И он должен быть справедливым в этом. И он не имеет права ущемлять их в этом!” См. “аль-Умм” 5/110.
О предоставлении им жилья
Муж обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье, если только они сами не согласны жить в одном доме, но в разных комнатах. И он не имеет права предоставлять им разное жилье, т.е. у одной хорошая скажем квартира, а у другой простой сарай, опять-таки кроме как с согласия жены. Имам Ибн Къудама сказал:
“Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и дракам, если каждая из них будет слышать стоны другой, когда муж уединяется с одной, или же будет видеть это! Однако если они будут довольны тем, чтобы жить в одном доме, то это дозволено”.
См. “аль-Мугъни” 7/229.
А имам аль-Касани сказал:
“Если муж желает, чтобы его жена жила вместе с ним с его семьей, как его мать, дочь или еще кто, а жена против, то он должен предоставить ей отдельное жилье!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 4/32.
О расходах на жен
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:
“Что касается справедливости в расходовании и одевании, то это является Сунной и следованием пророку (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, он был справедлив между женами в расходовании и делении ночей между ними!” См. “Маджму’уль-фатауа” 32/269.
Это и есть обязанности мужа перед женами и если он выполнил эти свои обязанности перед женами, то он выполнил свой фард. А что касается свыше этого, то он имеет права не быть одинаковым во всем с женами. Как например делать кому-либо из них подарок, или больше любить одну из них, или покупать одеяние свыше обязательного, или иметь половую близость более одного раза и т.д.
НО все это должно быть без желания причинить вред другим женам!
Имам Ибн Къудама сказал:
«Муж не обязан соблюдать равенство в расходовании и одеяниях между женами, если выполнил свой уаджиб в этом отношении! Имам Ахмад говорил о человеке, у которого две жены: “Он может предпочитать одну из них в расходовании или интимных отношениях, если другая находится в достатке. И может покупать одежду для одной, сверх необходимого, если другая в достатке. Это по той причине, что если бы проявления равенства было бы обязательным во всех отношениях, то это было бы невозможно выполнить!”» См. “аль-Мугъни” 7/232.
Также говорил и хафиз Ибн Хаджар.
См. “Фатхуль-Бари” 9/391.
Нет также никаких проблем, чтобы муж выходил по делам во время времени одной из жен, если только он не желает тем самым причинить ей обиду.
Кстати некоторые ученые относились к проведению одинакового времени у жен очень строго и говорили, что если он приходит к одной скажем после магъриба, а к другой до, то он уже из числа несправедливых, если только у него не было на это веской причины.
См. “Та’адуд зауджат” 61.
Напоминание для мужей, имеющих несколько жен
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
"Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам".
ат-Тирмизи. Хадис достоверный. "Сахих аль-джами’" 1232.
Наставление женщинам, чьи мужья имеют несколько жен
Избегать скандалов и проявлять терпение, ведь терпеливые получат великую награду. Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, терпеливые получат свою награду без счета!» (аз-Зумар 39: 10).
Однажды одна женщина пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по какой-то нужде. Он спросил ее:
"Кто это? У тебя есть муж?" Она ответила:
"Да". Он вновь спросил:
"Как у тебя с ним?" Она ответила:
"Делаю для него все, что в моих силах". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал на это:
"Смотри, куда тебе до него! Воистину, он для тебя Рай и Ад!" Ахмад 4/341, ат-Табарани в "аль-Аусат" 1/170, аль-Байхакъи 7/291. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
zaranee shukran
‘Афуан.