ЗНАНИЯ, ЛИШЕННЫЕ БЛАГОНРАВИЯ
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семейству и его сподвижникам!
Мухибб ад-Дин аль-Хатыб (1303-1389 г.х.) сказал:
“Знания без воспитания – зло, за защитой от чего прибегают к Аллаху. Зло и беды, в которых мы сегодня пребываем, являются частью того, что приносят знания, лишенные воспитания”.
См. «Вместе с первыми поколениями» стр. 63.
Шейх 'Абд аль-'Азиз ас-Сальман (1337-1422 г.х.):
"Знания - дождь, а благонравие есть почва. А ежели земля неблагородна, то гибнет благодать дождя. Неведение же лучше, чем знания, что потопают в грязи дурного нрава". См.«Источник утоления для жаждущих знания прошлых времен» 1/115.
Малик ибн Динар говорил:
“Если раб (Аллаха) приобретает знание с тем, чтобы использовать его, то приобретённое знание улучшает его (нрав), если же он приобретает знание для иных целей, то оно делает его ещё более порочным и высокомерным”.
Также он говорил:
“Я понял, что мудрость в малом. Не принесёт тебе блага познание того, чего ты не знал, если не применяешь ты того, что тебе уже известно. Поистине, поступающий так подобен человеку, который нарубил дров, связал их в вязанку, попытался поднять её и не смог сделать этого, но тем не менее положил сверху ещё одну”.
См. Абу Малик Дыйауддин ибн Раджаб Шихабуддин, "Уникальное пособие для ищущих знание".
Сказал великий имам ахлю-Сунна – аль-Ауза'и:
"Обучись сперва правдивости, прежде чем начнёшь обучаться знаниям!" См. "Хилья талиб аль-`ильм" (138).
Ахмад Мухаммад Ас-Садик Ан-Наджар: "Поистине, знание предоставляет возможность творить произвол и притеснять, так остерегайся же этого. Творит произвол и притесняет посредством знания лишь тот, чьи знания и богобоязненность малы. А что касается действительно знающего-воспитателя, то по мере увеличения его знаний, увеличивается его скромность перед его Господом и смирение в отношениях с людьми".
Сказал аль-Хатыб: "...Обучение нравам от учёных было одной из целей праведных предшественников (саляфов), и это то, чего требуют знания (от обладающего ими и получающего их).
Передаётся от Ибрахима ибн Хабиба Аш-Шахида что он сказал: «Сказал мне отец: «О сынок! Иди к факыхам, учёным, обучайся у них, обучись у них этикету, нравам, манерам поведения. Воистину, это любимее для меня в отношении тебя, нежели множество хадисов».
Сказал ‘Абдуллах ибн Мубарак: «
Этикет - это едва ли не две трети знаний».
Они не брали знания кроме как от того, кто был известен для них своими делами и этикетом.
Передаётся от Ибрахима ан-Наха’и что он сказал: «Когда люди приходили к человеку для того, чтобы брать от него знания, они смотрели на его благообразие, молитву, положение, после чего брали у него знания»..."
Также хотел бы добавить сюда ссылку, где говорится как сектанты принижают достоинства нравственности, и какое место нравственность занимает у ахлю-Сунна уаль-джама'а.
viewtopic.php?p=65538#p65538
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, мягкие в обращении (с другими людьми), которые любят и пользуются любовью других людей, и нет блага в том, кто не любит других и сам не пользуется их любовью».
Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 4422 со слов Абу Са’ида. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1231, «Сильсиля ас-сахиха» 751.
Сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:
«О Аллах, сделай мой нрав прекрасным, как сделал Ты прекрасным мой облик!» Этот хадис передали Ахмад 1/403, Ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра» 1/377 и Абу Я’ля 5181 со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда; Ахмад 6/68, 155 со слов ‘Аиши. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1307, «Мишкат аль-масабих» 5099, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2657, «Ирвауль-гъалиль» 74.
/Аллахумма, кама хассанта халькъи, фа-хассин хулюкъи/
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, часто говорил:
«О Аллах! Упаси меня от дурного нрава, плохих деяний, низменных страстей и болезней».
Этот хадис передал ат-Тирмизи, а аль-Хаким назвал его достоверным. Ему же принадлежит текст хадиса.
(Аллахумма джаннибнии мункаратиль-ахлак уаль-а'мал уаль ахуаа уаль адуаа).