Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам
Добавлено: 10 янв 2021, 03:50
Глава 5 положения тех, кто занимается дискредитацией и одобрением.
Имамы дискредитации и одобрения порицают своих близких людей согласно религии
Имамы “джарха и та‘диля” известны своей приверженностью к истине и защитой её, провозглашая то, о чём, по их мнению, они должны открыто говорить. К примеру, они осуждают своих родных, чтобы разъяснить их слабость в передачи хадисов или их новшества в религии. Большая часть слов имамов касается именно области хадисов.
• Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Есть две сферы религии, в которых нельзя всегда хорошо думать (о тех, кто занимается ими, в случае отклонения от правильного пути): шариатское судопроизводство и передача хадисов».Это высказывание привели аль-‘Укейли в «ад-Ду‘афа» (1/90), аль-Хатыб в «аль-Кифайя» (№ 730) с достоверным иснадом.
• Аль-Байхакы написал: «Кто внимательно изучает самостоятельные решения знатоков в области положений передатчиков, приемлемых сообщений и отвергаемых, тот знает, что они приложили все усилия в познании истины. Даже бывает, что сын порицает своего отца, если он находит в нём качества, которые становятся причиной непринятия его сообщения, а отец критикует своего сына, брат — родного брата, не боясь упрека на пути Аллаха. Ему не мешают родственные узы или материальные связи. Есть много таких рассказов о них». “Даляиль ан-нубувва” (1/47)
Ниже приводятся сообщения от имамов, которые подвергли дискредитации некоторых своих родных или товарищей:
• Али ибн аль-Мадини сказал о своем отце: «Он — слабый передатчик». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (2/401), «аль-Маджрухин» (2/15).
• Когда Ваки‘ ибн аль-Джаррах передавал от своего отца хадис, он сочетал вместе с ним имя другого человека, поскольку его отец был смотрителем казны.См. «Фатх аль-мугыс» (3/322).
• Абу Дауд ас-Сиджистани сказал о своем сыне Абдуллахе: «Лжец». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (2/433).
• Шу‘ба ибн аль-Хаджадж сказал о своем сыне Са‘де: «Я назвал своего сына счастливым, однако он не стал счастливым и не достиг успеха». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (2/122).
• Зейд ибн Абу Унейса сказал о своем брате Яхье: «Нельзя записывать хадисы от моего брата, поскольку он часто лжёт». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (4/364).
• Джарир ибн Абдур-Рахман ад-Даббий сказал о своем брате Анасе: «Нельзя записывать от него хадисы, потому что он лжёт в передаче слов людей». См. «Джарх ва ат-Та‘диль» (1/289).
• Шу‘ба ибн аль-Хаджадж сказал о своем зяте Хишаме ибн Хасане аль-Кардуси: «Если бы я относился к кому-то с преданной любовью, то я бы непременно проявил бы её к Хишаму ибн Хасану. Он был моим зятем, однако он плохо запоминал и не был точным в хадисах». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (4/295, 296).
• Абу ‘Уруба аль-Харани сказал об аль-Хусейне ибн Абу ас-Саррий аль-Аскаляни: «Он — дядя моей матери, и он является лжецом». См. «Мизан аль-и‘тидаль» (1/536).
• Мухаммад ибн ‘Усман ибн Абу Шайба сказал: «Я спросил Яхью ибн Ма‘ина о моем дяде аль-Касиме ибн Мухаммаде, и он ответил мне: „Твой дядя — слабый передатчик, о сын моего брата“».См. «Мизан аль-и‘тидаль» (3/379).
• Масляма ибн аль-Касим сказал об аль-Аббасе ибн Махбубе ибн Шасуна: «Он — слабый передатчик хадисов, и нельзя записывать от него хадисы, причём он был моим другом».
См. «Мизан аль-и‘тидаль» (3/297).
Я говорю:
Это относится к причинам, благодаря которым Аллах возвысил положение имамов “дискредитации и одобрения” и предначертал им общее признание. Поэтому их слова стали доводом в отношении людей, а тот, кто выступает против них, не преуспеет. Что же касается человека, который превратил “дискредитацию и подтверждение надежности” в средство достижения личных выгод и целей, то его порицание и одобрение является смутой среди мусульман. Но это чревато для него плохими последствиями, если только он не покается перед Аллахом и не станет проявлять искренность перед Ним в словах и делах, в порицании и одобрении. И только Аллах ведёт к правильному пути.