ФЕТВЫ ШЕЙХА АЛЬБАНИ ПО ВОПРОСАМ МАНХАДЖА
Добавлено: 19 июл 2015, 01:12
Спрашивающий: «Есть саляфит, который имеет убеждение праведных предшественников, относительно вопросов имён и качеств Аллаха; его методология основывается на Коране и Сунне. Он не является сторонником определенного мазхаба, хотя по многим вопросам говорит согласно своему мнению и иджтихаду, и, тому, в чём видит пользу и величие для Ислама, и т.д. Но он допускает себе избирать группу, партию, присягу и т.д., или открывает фонд, путём которого укрепляет и усиливает эту партийность (хизбия), другим путём, явным или скрытым; противоречит нам в вопросе правителей, в законоположениях, не считая некоторых правителей, или (противоречит нам) относительно некоторых групп (джама’атов) и т.д. Это разногласие между нами и им. Позволено ли нам сказать, что он не на пути праведных предшественников (ас-Саляф ас-Салих), и что он является представителем одного из погибших течений, а не из спасшейся группы, которая спасётся из семидесяти трёх течений?»
Ответ: «В реальности, как мы видим, в наше время существует халатность и чрезмерность относительно ответа на подобный вопрос. Надо посмотреть на такого человека, измерить и взвесить его слова на справедливых весах.
Если мы посмотрим на некоторых имамов из числа праведных предшественников, и посмотрим на некоторые их мнения и иджтихады, то нет сомнений, что мы найдём у них некоторые ошибки, которые противоречат достоверной Сунне. Однако, пока мы знаем их, как тех, кто держится правильного пути (манхаджа), Корана, Сунны и того, на чём были саляфы, несмотря на некоторые разногласия в каких-то отдельных вопросах, как например, если сподвижник сказал какое-либо слово и никто из других сподвижников не возразил ему, то считается ли его слово доводом или нет? Некоторые (учёные) говорят что да, это довод, а некоторые говорят, что нет, это не довод. Подобное не выводит человека, который противоречит нам, даже если он ошибающийся, из пути праведных предшественников.
Сейчас история повторяет сама себя. Если измерить в процентном отношении путь этого человека к пути праведных предшественников, соотношение его близости или отдаленности к пути праведных предшественников, про него можно сказать, находится ли он на пути праведных предшественников, либо противоречит им.
Поэтому, нельзя допускать такие слова, что выводится из саляфии тот, кто открыто заявляет о ней, как минимум на словах, пока он своими делами не покажет обратное тому, что произносит. Не правильно сказать, что он – не саляфит, пока он призывает к пути праведных предшественников; призывает людей следовать за Кораном и Сунной; призывает не проявлять фанатичность к определенному имаму; тем более не призывает к каким либо тарикатам, и тем более не проявляет фанатичность к какой-либо партии (хизб), однако у него имеются мнения, согласно которым он отходит в некоторых вопросах иджтихада. И этого не избежать. Имамы из числа праведных предшественников имели разногласия в некоторых вопросах, однако нас волнует его основа (если его основа – Коран и Сунна в понимании праведных предшественников), убеждён ли он в этой основе, призывает ли он к ней?
Мы знаем, как уже говорили об этом ни раз, что нет на Земле группы, которые минимум говорят про себя, что они ахлю-Сунна уаль-Джама’а, нет среди них того, кто скажет, что путь праведных предшественников – ошибочный. Даже если в действительности он не следует этому пути на практике, однако он не сможет сказать, что этот путь является ошибочным. Призывающего, который зовет к следованию за праведными предшественниками, как на практике, так и в призыве, однако имеет противоречия по некоторым вопросам, мы не можем вывести его из саляфии, к которой он себя относит и о которой он объявил, по причине этих противоречий. Эти противоречия могут быть такими, которые влияют только на него и некоторых его приближенных, а могут иметь большое влияние на общество, и, исходя из этого влияния, вопрос его близости или дальности от пути праведных предшественников будет рассматриваться. Однако, обвинять определенных людей, которые призывают к Корану и Сунне, и не только, а на манхадже праведных предшественников, однако при этом проявляют противоречие в некоторых вопросах, не следует обвинять их в том, что они противоречат (Корану и Сунне), если только они не объявили об этом открыто. Согласно дошедшей информации, некоторые из них говорят, что они следуют за праведными предшественниками в вопросах убеждения (аль-‘Акъида), в знаниях, однако в их средствах (призыва) – то нет. Это в корне противоречит Сунне, в призыве к следованию за праведными предшественниками, это противоречит посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который заботился о призыве к единобожию, когда был в Мекке, как это известно. Другие группы заявляют, что они следуют Корану и Сунне, не заботясь о призыве к единобожию, среди них можно встретить даже тех, кто говорит, что такой призывает разделяет, а не объединяет, поэтому надо отложить призыв к единобожию. Такие люди, без сомнения, не являются саляфитами, и если некоторые люди дошли до этой степени в отдалении от пути праведных предшественников, даже если он приписывает себя к ним в своих словах и заявлениях, однако это просто (пустые) слова, которые он произносит».
(Сл. "Сильсилят-уль-худа уа-н-нур", кассета№ 848 сторона "а").Ответ: «В реальности, как мы видим, в наше время существует халатность и чрезмерность относительно ответа на подобный вопрос. Надо посмотреть на такого человека, измерить и взвесить его слова на справедливых весах.
Если мы посмотрим на некоторых имамов из числа праведных предшественников, и посмотрим на некоторые их мнения и иджтихады, то нет сомнений, что мы найдём у них некоторые ошибки, которые противоречат достоверной Сунне. Однако, пока мы знаем их, как тех, кто держится правильного пути (манхаджа), Корана, Сунны и того, на чём были саляфы, несмотря на некоторые разногласия в каких-то отдельных вопросах, как например, если сподвижник сказал какое-либо слово и никто из других сподвижников не возразил ему, то считается ли его слово доводом или нет? Некоторые (учёные) говорят что да, это довод, а некоторые говорят, что нет, это не довод. Подобное не выводит человека, который противоречит нам, даже если он ошибающийся, из пути праведных предшественников.
Сейчас история повторяет сама себя. Если измерить в процентном отношении путь этого человека к пути праведных предшественников, соотношение его близости или отдаленности к пути праведных предшественников, про него можно сказать, находится ли он на пути праведных предшественников, либо противоречит им.
Поэтому, нельзя допускать такие слова, что выводится из саляфии тот, кто открыто заявляет о ней, как минимум на словах, пока он своими делами не покажет обратное тому, что произносит. Не правильно сказать, что он – не саляфит, пока он призывает к пути праведных предшественников; призывает людей следовать за Кораном и Сунной; призывает не проявлять фанатичность к определенному имаму; тем более не призывает к каким либо тарикатам, и тем более не проявляет фанатичность к какой-либо партии (хизб), однако у него имеются мнения, согласно которым он отходит в некоторых вопросах иджтихада. И этого не избежать. Имамы из числа праведных предшественников имели разногласия в некоторых вопросах, однако нас волнует его основа (если его основа – Коран и Сунна в понимании праведных предшественников), убеждён ли он в этой основе, призывает ли он к ней?
Мы знаем, как уже говорили об этом ни раз, что нет на Земле группы, которые минимум говорят про себя, что они ахлю-Сунна уаль-Джама’а, нет среди них того, кто скажет, что путь праведных предшественников – ошибочный. Даже если в действительности он не следует этому пути на практике, однако он не сможет сказать, что этот путь является ошибочным. Призывающего, который зовет к следованию за праведными предшественниками, как на практике, так и в призыве, однако имеет противоречия по некоторым вопросам, мы не можем вывести его из саляфии, к которой он себя относит и о которой он объявил, по причине этих противоречий. Эти противоречия могут быть такими, которые влияют только на него и некоторых его приближенных, а могут иметь большое влияние на общество, и, исходя из этого влияния, вопрос его близости или дальности от пути праведных предшественников будет рассматриваться. Однако, обвинять определенных людей, которые призывают к Корану и Сунне, и не только, а на манхадже праведных предшественников, однако при этом проявляют противоречие в некоторых вопросах, не следует обвинять их в том, что они противоречат (Корану и Сунне), если только они не объявили об этом открыто. Согласно дошедшей информации, некоторые из них говорят, что они следуют за праведными предшественниками в вопросах убеждения (аль-‘Акъида), в знаниях, однако в их средствах (призыва) – то нет. Это в корне противоречит Сунне, в призыве к следованию за праведными предшественниками, это противоречит посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который заботился о призыве к единобожию, когда был в Мекке, как это известно. Другие группы заявляют, что они следуют Корану и Сунне, не заботясь о призыве к единобожию, среди них можно встретить даже тех, кто говорит, что такой призывает разделяет, а не объединяет, поэтому надо отложить призыв к единобожию. Такие люди, без сомнения, не являются саляфитами, и если некоторые люди дошли до этой степени в отдалении от пути праведных предшественников, даже если он приписывает себя к ним в своих словах и заявлениях, однако это просто (пустые) слова, которые он произносит».