Опровержение делается не каждому
Добавлено: 10 апр 2015, 18:38
Говорит шейх Мухаммад Базмуль (да хранит его Аллах):
«Не каждого следует опровергать… Иначе время требующего знания на требование знаний и поклонений будет утеряно.
О, требующий знания… Пусть не будет твоей заботой – заниматься опровержениями каждого, кто противоречит тебе. Воистину, это отвернет тебя от того, к чему ты обращён.
Опровергни одну ложь, сказав: «Это – ложь». Другую ложь опровергни, адресуя к тому из числа уважаемых, знающих, кто уже опроверг. Какую-то ложь опровергни, написав об этом. А какую-то опровергни молчанием.
Посмотри на имамов. Ахмад ибн Ханбаль написал небольшое опровержение каким-то еретикам и джахмитам. Так же немного написал на тему «питья». Но что касается «манхаджа», то написал целый «аль-Муснад».
Точно так же и имам аль-Бухари. Он написал только часть о чтении Корана за имамом, только часть про поднятие рук, только часть про создание действий рабов…. Но касательно «манхаджа» написал свою большую книгу – «аль-Джами’ аль-Мухтасар мин сунан ан-Набии уа аййамихи уа гъазауатихи».
Я хочу сказать, что жизнь наших праведных предшественников указывает на то, что они не занимали себя опровержениями каждому, кто противоречил им. Однако опровергали что-то из этого в написанных трудах – в маленьких частях, и основное внимание уделяли книгам по «манхаджу». Да, можно заметить в этих книгах, что если бы был повод для опровержения, они бы указали это в оглавлениях, либо выставили указание. Но, они не занимали себя больше чем это.
Некоторые наши братья стремятся выявить истину, желая добра, и берутся опровергать каждого противоречащего, этим самым они занимают себя и хотят чтобы обладатели знаний тоже заняли себя этим.
Говорит ибн аль-Къайим (да помилует его Аллах), в своей книге «ас-Сауа’икъ аль-Мурсаля» (3\1158):
«Что касается невежды, слепо следующего, то не обращай на него внимания. Пусть тебя не расстраивает его ругань, обвинение в неверии и обвинение в заблуждении. Ведь это подобно лаю собаки, которое не должно иметь для тебя значение, так не придавай же собаке какое-то значение, делая опровержение ей всякий раз, когда она лает на тебя. Оставь ее, пусть радуется своему лаю, а ты же радуйся тому, что Аллах дал тебе, почтив тебя над ним, даровал знание, иман и прямое руководство».
«Не каждого следует опровергать… Иначе время требующего знания на требование знаний и поклонений будет утеряно.
О, требующий знания… Пусть не будет твоей заботой – заниматься опровержениями каждого, кто противоречит тебе. Воистину, это отвернет тебя от того, к чему ты обращён.
Опровергни одну ложь, сказав: «Это – ложь». Другую ложь опровергни, адресуя к тому из числа уважаемых, знающих, кто уже опроверг. Какую-то ложь опровергни, написав об этом. А какую-то опровергни молчанием.
Посмотри на имамов. Ахмад ибн Ханбаль написал небольшое опровержение каким-то еретикам и джахмитам. Так же немного написал на тему «питья». Но что касается «манхаджа», то написал целый «аль-Муснад».
Точно так же и имам аль-Бухари. Он написал только часть о чтении Корана за имамом, только часть про поднятие рук, только часть про создание действий рабов…. Но касательно «манхаджа» написал свою большую книгу – «аль-Джами’ аль-Мухтасар мин сунан ан-Набии уа аййамихи уа гъазауатихи».
Я хочу сказать, что жизнь наших праведных предшественников указывает на то, что они не занимали себя опровержениями каждому, кто противоречил им. Однако опровергали что-то из этого в написанных трудах – в маленьких частях, и основное внимание уделяли книгам по «манхаджу». Да, можно заметить в этих книгах, что если бы был повод для опровержения, они бы указали это в оглавлениях, либо выставили указание. Но, они не занимали себя больше чем это.
Некоторые наши братья стремятся выявить истину, желая добра, и берутся опровергать каждого противоречащего, этим самым они занимают себя и хотят чтобы обладатели знаний тоже заняли себя этим.
Говорит ибн аль-Къайим (да помилует его Аллах), в своей книге «ас-Сауа’икъ аль-Мурсаля» (3\1158):
«Что касается невежды, слепо следующего, то не обращай на него внимания. Пусть тебя не расстраивает его ругань, обвинение в неверии и обвинение в заблуждении. Ведь это подобно лаю собаки, которое не должно иметь для тебя значение, так не придавай же собаке какое-то значение, делая опровержение ей всякий раз, когда она лает на тебя. Оставь ее, пусть радуется своему лаю, а ты же радуйся тому, что Аллах дал тебе, почтив тебя над ним, даровал знание, иман и прямое руководство».