уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.
Вопрос шейху Фаркусу:
«Можно ли лечиться ядом пчелы, если это приводит к её смерти, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убивать пчёл? И да воздаст вам Аллах благом.
Ответ:
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
А затем:
Хотелось бы дать пояснения относительно лечения ядом в общем, и лечением ядом пчелы в частности, так как пришёл запрет на его убийство.
Если пробы и испытания доказали, что лечение ядом дает хорошие результаты в исцелении болезней, и есть в этом нужда, и наибольшая вероятность говорит , что его использование не навредит, тогда разрешено использовать его в качестве лечения и это наиболее правильное мнение среди учёных. Исходя из правила: «При выборе из двух хороших дел предпочтение даётся тому из них, от которого больше пользы. И если стоит выбор между двумя делами, которые определяются как "зло", то выбирать следует то, что принесет наименьший вред». И это мазхаб большинства учёных. См. «Аль-Умм» (3\115), «аль-Маджму`» (9\37), «кашшаф аль-Къина`» (2\760), «шарх Заркъани аля мухтасар Халиль» (3\27), «Хашйят ар-Рауд аль-Мурби`» (3\8).
Пчелиный яд в общем не вредит и не приводит к смерти, однако, в некоторых случаях лечение им может навредить тому, у кого аллергия на пчелиный мед и укус пчелы. Так же может навредить тем, у кого порок сердца и артериальные заболевания, почечная недостаточность, цирроз печени, а также, при использовании выше положенной дозы.
Лечение пчелиным ядом запрещено, если есть большая вероятность, что его прием приведет к смертному исходу. Исходя из слов Аллаха:
«Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 29). Так же говорит Аллах:
«не обрекайте себя на гибель» (аль-Бакара 195). Так же говорит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Кто выпел яд и убил себя, то будет пить его в Аду вечно» (Бухари 5778).
Пришёл запрет на убийство пчелы в хадис ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) он сказал:
«Запретил посланник Аллаха убивать четырех: муравья, пчелу, удода и сорокопута» (аль-Ируа 8\142) Т.к. убийство пчелы влечёт пустую трату денег, лишение таких благ, как мёд, воск и другие полезные вещества. Убийство пчелы без всякой причины входит под запретное нечестие в словах Аллаха:
«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (аль-Бакара 205).
Известно, что если шариат запретил убивать пчелу, то это при условии отсутствия вреда. А если пчела будет нападать или наносить вред, то разрешено убить её. Потому что вред в шариате не позволителен и обязательным является его устранение. Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
«Не причиняй вред себе и другим» (аль-Ируа 4\408). Так же говорится в хадисе от Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал:
«Однажды один из пророков остановился на привал под деревом, и его укусил муравей, тогда он повелел убрать своё снаряжение, и когда его убрали из-под дерева, он велел спалить в огне жилище муравья. И внушил ему Аллах в Откровении: Разве это не был всего лишь один муравей?» (Бухари 3319).
Аллах сделал порицание за то, что невинные понесли грех виновного. А виновный, если его вред устранится только посредством его убийства, то можно убить его и это не будет запретным, также при отделении и сортировке мёда, если кто-то убьет пчёл не намеренно, то это считается ненамеренным убийством по ошибке.
В эти исключения, когда можно убить пчелу, входит и лечение ядом пчелы, если это лечение рассматривается как единственное средство, которое поможет сохранить жизнь или какой-либо орган и не приведёт к вреду или гибели, и всё это если будет проходить под медицинским наблюдением. И правила шариата указывают на то, что можно лечиться пчельным ядом, даже если это приведёт к её смерти, так как есть необходимость лечения. Это во-первых. Во-вторых, здесь применяется правило «выбираешь наименьшее зло».
Так как выгода благополучия и сохранности, стоит выше чем совершить запретное. И похожая ситуация, спасти жизнь беременной, если потребует сделать выкидыш, после того, как в него будет вселена душа, как это является более правильным мнением. А нужно знать, что всё это ограничивается в нужде и необходимости.
А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
http://ferkous.com/home/?q=fatwa-1078